Конспект по биологии на тему Строение семян двудольных и однодольных растений.


Технологическая карта урокаОрганизационная информация
Тема урока Строение семян двудольных и однодольных растений.
Методическая информация
Тип урока комбинированный урок с выполнением лабораторной работы.
Цели урока
1)изучить строение семян,
2)выявить особенности строения семян однодольных и двудольных растений,
3) выяснить значение семян для растений как органа его размножения и распространения.
Задачи урока Образовательные:
1.Знать строение семян, распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений, называть значение семян.
Развивающие:
2.Анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений; устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
Воспитательные:
3.Осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к коллективной работе.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы Формы представления учебной задачи:наглядный образ (презентация), рисунок, схема, слушание, чтение
Технологии формирования УУД
1) проблемно-диалогическая технология
2) организация учебного сотрудничества
3) технология оценки образовательных достижений
4) информационно-коммуникативные технологии
Методы:
метод проблемного изложения в обучении
частично-поисковый метод обучения
исследовательский метод обучения
Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая работа
Время реализации урока 45 минут
Планируемые результаты (универсальные учебные действия), которые актуализируют/приобретут/
закрепят/ обучающиеся в ходе урока Предметные универсальные действия
- знать строение семян,
- распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений,
- называть значение семян.
Личностные универсальные учебные действия
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
Познавательные УУД
- работать с учебником;
- находить отличия;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
Коммуникативные УУД
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
Термины и понятия растения двудольные и однодольные, кожура, семядоли, корешок, стебелек, почечка, эндосперм, околоплодник, зародыш.
Необходимое оборудование и материалы сухие и набухшие семена фасоли и пшеницы, препаровальные иглы, ручная лупа, модель зерновки пшеницы, микроскоп, компьютер, проектор, интерактивная доска;
подготовить заранее: замочить семена фасоли и пшеницы (за 2-3 дня)
Дидактическое обеспечение урока авторская презентация “Строение семян однодольных и двудольных растений”, выполненная в программе PowerPoint;
сообщения по теме;
карточки с заданиями для групповой работы.
Ход и содержание урока. Деятельность учителя и учеников.
1. Мотивация и актуализация знаний.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность, актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений Учитель: -Здравствуйте, ребята! Сегодня, прежде чем начать изучать новую тему, необходимо повторить пройденный материал.(слаид1)
Учитель: Какие растения называются цветковыми?
Ученик: Те у которых есть цветок.
Учитель: Какие органы есть у цветковых растений?
Ученик: Корень, стебель, листья- вегетативные органы. Цветок, плод и семена- репродуктивные органы связанные с половым размножением.
Учитель: А где находятся у растений семена?
Ученик: Семена находятся внутри плода.
Учитель: Значит стенки плода покрывает семена, поэтому у них есть второе название покрытосемянные (слайд2)
Учитель: А с помощью какого органа растения размножаются в природе?
Ученик: Размножаются растения с помощью семян. (слад3)
Учитель: А что появляется из семян?
Ученик: Из семян появляются молодые растения.
Учитель: Какой же орган цветкового растения мы будем изучать на уроке?
Ученик: Сегодня мы будем изучать строение семян. (слайд4,5)
Учитель: Значит тема нашего урока: «Строение семян однодольных и двудольных растений».
2 . Создание проблемной ситуации.
Цель этапа: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.
Ученик:Когда же из семян появляются молодые растения?
Ученик: Весной, когда семена высевают в почву, из них появляется маленький зелененький проросток.
Учитель: А теперь немного поговорим о семенах. В их жизни есть период покоя – это сухие семена, и период прорастания, когда они попадают во влажную землю. У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет.Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно.
Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет. (слайд №6)
Есть семена лекарственные. (слайд №7)
Есть семена очень мелкие и очень крупные (слад8,9)
а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.
Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый и обмен жиров.
б) Семя укропа огородного применяется при желчекаменной болезни.
в) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита.
г) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма.
А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г. (слайд №10)
А сейчас я вам ребята прочитаю стих.
Постараюсь Вам ребята
Я сегодня преподать
Тему новую опять:
«О строение семян».
Посмотрите на лоток
Смесь семян тут бугорок.
Что внутри? Еще не знаем,
Но должны сейчас понять
Что находится внутри
У этой разной «детворы».
Мы возьмем фасоли семя
И пшеницы - для сравненья,
И заглянем: Что внутри?
Ты, Ваш Ум, Вам помоги
Разобраться с семенами:
В чем их сходство меж собой?
Иль найдем различий рой?
Вот проблема такова!
А сейчас мы ребята будем выполнять лабораторную работу.
3. “Открытие нового знания”.
Цель этапа: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.
Выполнение лабораторной работы «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений» (слайд №11)
Для этого изучим и сравним строение семени пшеницы и фасоли.
Выполняем лабораторную работу № 1 из параграфа 5 учебник Биология 6 (слайд12-16)
Оборудование и материалы: 1. Лупа, препаровальная игла.
2. Плод фасоли – боб.
3. Сухие и набухшие семена фасоли.
4. Сухие и набухшие семена пшеницы.
Ход работы
Рассмотрите плоды фасоли и установите как прикреплены фасолины к стенкам плода.
Найдите на семенах рубчик и семевход.
Снимите с семени кожуру – это покров семян, а в руках у вас останется зародыш.
Найдите две части зародыша: 1)две семядоли – склад питательных веществ,
2) проросток.
5. Какие органы вы видите у проростка?
6. Сделайте вывод используя слайды. Какие есть части в семени фасоли?
7. Рассмотрите семена пшеницы, попробуйте снять с них покров.
8. Найдите внутри семени белое мучнистое вещество – эндосперм и маленький зародыш.
9. Рассмотрите зародыш с помощью лупы.
10 Сделайте вывод: черты сходства и различия семян фасоли и пшеницы.
Итог лабораторной работы.
Общим есть у них три части:
То одежда их, покров (семенная и кожура)
А внутри зародыш есть-
Это маленький росток,
Где есть корень, стебель, листья
И конечно, что поесть-
Склад питательных веществ (эндосперм)
Чтоб росток спокойно рос,
Зацветал и плодоносил,
Образуя семена
Вся проблема решена!
Физкультминутка
4. Планирование.
Цель этапа: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал
А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена(слайд №17-20) Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).
А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, гороха две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).(слайд21-23)
5. Применение нового знания.
Цель этапа: применить знания в новой ситуации,работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.
1. Выполнение теста «Плюс или минус» с последующей взаимопроверкой(слайд №24).
6. Рефлексия.
Цель этапа: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
Заполнение анкеты «Оцените урок»(слайд №25, 26).
8.Домашнее задание (слайд №27).Изучить §5, выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа, прорастить семена фасоли и пшеницы для эксперимента.
Задание-эксперимент:

Список литературы
1.Примерная программа по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы – М.: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения).
2.Авторская программа: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, Биология: 5 – 9 классы: программа – М.: Вентана – Граф 2012 год.
3. Учебник. Биология 6 М.: Издательский центр: Вентана – Граф 2015 год.
4. Интернет ресурсы.