Индивидуально-дифиринцированный подход в обучении предметов гуманитарного цикла. Из опыта работы.


«Организация работы с разными категориями учащихся обучающихся в профессиональном училище».
Реформа общеобразовательной школы и время ставят перед учителями задачи:
1. Дать учащимся знания;
2.Обеспечить единство обучения и воспитания через предмет;3.Подготовить учащегося к жизни.
Приведение методов обучения в соответствии с социальными требованиями жизни – основа работы преподавателя в современных условиях.В школу приходят учащиеся, разной подготовленности , с разными возможностями. Одни схватывают материал на лету, другим нужен месяц, третьим полгода, а есть и такие учащиеся, которые не воспринимают материал совсем. Я давно убедилась, что все мои нравоучения, убеждения взяться за учебу, за изучение истории результатов не дают. Просить и приказывать бесполезно. Поэтому в своей работе, прежде всего, учитываю недостатки мышления, низкую работоспособность, слабую волю и, разумеется, следствие этих причин – отсутствие навыков учебной деятельности, узкий кругозор. Работая над проблемой повышения эффективности урока, я столкнулась с проблемой «как работать на уроке с группой и одновременно с каждым учащимся?» В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни. Каждый из нас выбирает тот или иной принцип обучения. Просмотрев методическую литературу, испробовав на уроках элементы различных форм уроков развивающего обучения, решила строить процесс обучения, при котором, зная и учитывая индивидуальные различия учащихся, определить для каждого наиболее рациональный характер работы на уроке. Так как именно эта форма работы позволяет решить многие из перечисленных выше проблем.
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса – лежит в основе принципа дифференцированного подхода в обучении. Дифференцированный подход к учащимся – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их способностей. Суть дифференцированного подхода для меня заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому учащийся должен прийти к конечной цели, т.е. к самостоятельному выполнению задания. Планируя работу по предмету, ставлю перед собой две основные задачи:
выяснить уровень владения предметными умениями и навыками;
объем и глубину знаний по предмету;
индивидуально-психологические особенности каждого учащегося.
При подготовке к уроку учитываю перечисленные выше знание об учащихся.Основные направления работы с учащимися: организация дифференцированной работы в процессе обучения начинается с формирования групп учащихся.
Группы я формирую по следующим признакам:
учащиеся с различным уровнем усвоения материала на данный момент;
учащиеся с различным уровнем работоспособности и темпом работы;
учащиеся с различными особенностями восприятия, памяти, мышления.
На первом этапе работы изучаю индивидуальные особенности учащихся и групп учащихся; с целью выяснения уровня и объема знаний по предмету проводится «Нулевой срез», разработаны тесты проверки знаний учащихся; для выяснения индивидуально – психологических особенностей каждого учащегося проводятся сочинение на тему: « Мои рассуждения, зачем следует учить и знать историю», анкетирование.Учащимся предлагается выполнить творческое задание, например, к высказыванию об истории, сделать рисунок, подобрать стих или любое другое посильное для учащегося задание.На втором – признание учащегося главной действующей фигурой образовательного процесса, т.е. перед разными категориями учащихся разные цели. Одни достигают уровня базовой подготовки, другие занимаются ликвидацией пробелов в знаниях. А есть «группа учебного риска» – это те учащиеся, которые не могут проявлять даже минимальные возможности. При достижении определенного уровня в знаниях возможен переход из одной подгруппы в другую и наоборот. Если учащийся не справляется с заданием, то может выполнять любое посильное для себя задание, предложенное учителем.Учащиеся учатся от другого ученика так же, как и от преподавателя на уроке.На этом этапе работы применяю карточки- консультации; карточки- алгоритмы; опорные конспекты; составлены уровневые контрольные работы, которые направлены на проверку знаний и выявлению типичных ошибок учащихся.
На третьем этапе – развитие умений и навыков анализировать, обобщать, делать выводы, самостоятельно работать с учебной литературой, справочниками, отстаивать свое мнение, задавать вопросы.
Учу отвечать, не боясь ошибиться, не стесняясь своего, пусть не совсем удачного ответа или решения.
Учащиеся получают возможность внести изменение в планирование работы на уроке, получают возможность оценить урок, выбрать из него те моменты и формы, которые им понравились.Уровни и виды домашнего задания:Первый – обязательный минимум. Он должен быть посилен и понятен каждому учащемуся;
Второй – задания с выбором, когда учащиеся из предложенных заданий может выбрать для себя посильное задание.
Третий уровень – особые задания.
Приемы устного опроса:Лист контроля знаний – в нем перечислены основные правила и понятия, формулировки и формулы по теме, которые обязан знать учащийся.Опрос по цепочке – ответ учащегося прерывается в любом месте и передается другому учащему.Взаимный опрос – учащиеся отвечают на вопросы, составленные другими учащимися.Письменный контроль.
Терминологический диктантТесты по разделам программы;
Самостоятельные и тестовые работы.
Использование ИКТ на уроках
Достоинством всех ИКТ является наличие тестов, которые позволяют осуществить первичный, тематический и итоговый контроль, устранить проблему накопления и объективности выставления оценок. Дети, начиная с 5 класса регистрируются на всероссийских образовательных сайтах, имеют личный кабинет на сайте «Про. Школу» в проекте «Источник знаний». На уроках провожу ОНЛАЙН- тесты и выдаю сертификаты с выставленным количеством баллов.
Грамота №1553839-953-3, выдана 22 декабря 2011 Кофина К.Ю.., участник всероссийского интернет-проекта «Источник знаний» по теме «Государство Российское» место 1.
Грамота №1553839-913-1, выдана 12 ноября 2011 Кофина К.Ю.., участник всероссийского интернет-проекта «Источник знаний» по теме «Термины по обществознанию» место 2.
Грамота №1758824-989-2, выдана 27 января 2012 Слинько И.С., участник всероссийского интернет-проекта «Источник знаний» по теме «Термины по обществознанию» место 1.
Грамота №1591113-956-1, Гужвинская Е.В.. выдана 25 декабря 2012 ., участник всероссийского интернет-проекта «Источник знаний» по теме «Конституционное право России» место 1.
Грамота №1553839-989-4, КофинаК.Ю.выдана 27 января 2012 ., участник всероссийского интернет-проекта «Источник знаний» по теме «Конституция России» место 1.
Грамота №1758777-989-1, выдана 27 января 2012 Музырин Е.И.., участник всероссийского интернет-проекта «Источник знаний» по теме «Термины по обществознанию» место 2.
Грамота №1758788-995-2, выдана 2 февраля 2012 Парфенов А.С.., участник всероссийского интернет-проекта «Источник знаний» по теме «Конституционное право России»-место 3
Грамота №1553839-989-5, КофинаК.Ю.выдана 27 января 2012 ., участник всероссийского интернет-проекта «Источник знаний» по теме «Термины по обществознанию» место 1.
Грамота №1758824-989-1, выдана 27 января 2012 Слинько И.С., участник всероссийского интернет-проекта «Источник знаний» по теме «Термины по обществознанию» место 2.
Грамота №1778686-995-1, выдана 2 февраля 2012 Бобовникова П.Г., участник всероссийского интернет-проекта «Источник знаний» по теме «Конституционное право России» место 1.
Грамота №1758788-989-1, выдана 27 января 2012 Парфенов А.С.., участник всероссийского интернет-проекта «Источник знаний» по теме «Термины по обществознанию» место 4.
Грамота №1778670-995-1, выдана 2 февраля 2012 Таранова А.А.., участник всероссийского интернет-проекта «Источник знаний» по теме «Конституционное право России» место 1.
Грамота №1758810-989-2, выдана 27 января 2012 Даниленко Н.Н.., участник всероссийского интернет-проекта «Источник знаний»
Грамота №1758794-989-2, выдана 27 января 2012 Слинько И.С., участник всероссийского интернет-проекта «Источник знаний» по теме «Термины по обществознанию» место 1.
Данная технология позволяет дифференцировать учебный процесс на основе гуманизации как одном из принципов современной парадигмы образования. В основе использую личностно-ориентированный подход и модель взаимосвязей уровней и основных характеристик качества знаний: правильность, полнота, осознанность, действенность, системность, прочность.
В докладе Международной Комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования XXI века было отмечено, что человек, получая образование, должен осознать свои корни и тем самым мог определить свое место в мире и, с другой стороны - образование способствует привитию ему уважения к другим культурам. Эта концепция описана и в Национальной доктрине образования в Российской Федерации.
Директор муниципального общеобразовательного
учреждения "Средняя общеобразовательная школа №5"
села Балахоновское Н.В. Балачий
Ознакомлена:
Учитель истории муниципального общеобразовательного
учреждения "Средняя общеобразовательная школа №5"
села Балахоновское И.Б.Эсеналиева