Личностно-ориентированный подход в профессионально-трудовом обучении специальных (коррекционных) школ 8 вида
Личностно-ориентированный подход в профессионально-трудовом обучении
Задачи поставленные перед учителем трудового обучения, требуют переориентации отдельных звеньев учебно-воспитательного процесса по его совершенствованию.
Это прежде всего:
- организация личностно-ориентированного образовательного процесса, учитывающего способности и возможности учащихся, направленность их познавательных и жизненных интересов, способствующего осознанному выбору ими пути профессионального самоопределения;
- исключения методов принуждения к учению и использование таких методов, которые вовлекают учащихся в трудовую деятельность, вызывая чувство успеха, движения вперед, развития;
- расширение возможностей для индивидуализации образовательных программ, эффективного решения проблем их уровневой и профильной вариативности, обеспечения самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся;
- формирование личной ответственности учащихся за трудовую деятельность, веры в возможность преодоления трудностей;
- использование технологии обработки материала, помогающее усваивать главные сущностные понятия, связи, значительно увеличивать объем осваиваемого материала при резком снижении нагрузки на учащегося;
- соответствие формы деятельности ее содержанию;
- использование таких форм контроля и оценки знаний, которые ориентированы на учение без принуждения (тестовые задания, карточки-задания, защита творческих проектов, ролевые и деловые игры, аукционы знаний, компьютерные презентации и др.);
- самоанализ, коллективное творческое самоуправление, содружество с родителями.
Претворение в практику обучения этих форм служит в первую очередь совершенствование отношений «учитель – ученик».
Деятельность учителя трудового обучения многогранна. Чтобы отвечать современным требованиям, он должен совмещать в себе учителя-экспериментатора, теоретика и практика, вдумчивого психолога-воспитателя. На первый план выходит профессионализм учителя.
Подготовка учителя трудового обучения к уроку составляет одну из существенных сторон его профессиональной деятельности. На протяжении последних десятилетий в системе образования нетрадиционным для учителей является курс на создание для учащегося возможности занимать активную, то есть инициативную позицию в учебном процессе.
Перед учителем трудового обучения встают задачи:
- формирование у школьников принципиально иной психологии: активности, предприимчивости, готовности к принятию самостоятельных решений;
- отстаивания своей позиции и точки зрения;
- ответственности за результаты и последствия своей деятельности.
Учитель трудового обучения должен отвечать следующим требованиям:
- конкретность, умение легко вступать в общение с учащимися самых различных психических складов, любых физико-психологических данных;
- демократический стиль руководства, сочетающий уважение к личности с необходимой требовательностью;
- разносторонние интересы, умение идти в ногу со временем, эрудиция, чуткость, способность к сопереживанию.
Задача учителя трудового обучения – создать обучающую среду, которая позволит учащемуся учиться через свой опыт и мудрость предшествующих поколений, находить решения самостоятельно, развивать творческие способности. При этом учащийся должен быть активным участником процесса познания, а не как объект пассивно воспринимающий информации.
Анализ педагогической деятельности учителей трудового обучения показывает, что учителя при организации учебного процесса придерживаются двух основных направлений в развитии подходов к обучению учащихся:
1.Модернизация традиционного обучения в духе эффективной организации усвоения заданных образцов, достижения четко выделенных эталонов.
2.Инновационный подход к учебному процессу, в котором целью обучения является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования.
Трудовое обучение предусматривает практическую деятельность учащихся на уроке, в ходе которого 75% учебного времени уделяется практической работе по овладению учащимися общетрудовыми и технологическими умениями и навыками. Именно в учебных мастерских образовательных школ закладываются основы работы с ручными инструментами и на станочном оборудовании, прививается интерес и любовь к самостоятельному выполнению технологических приемов и операций, учащиеся приучаются к дисциплине, организованности, воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работы. На основе полученных теоретических знаний учащиеся осваивают движения, приемы и способы выполнения технологических действий и операций.
В результате обучения учащиеся на уроках трудового обучения производят материальный продукт – изготовленное изделие (из древесины, металла, ткани, пищевых продуктов и других конструкционных материалов). Его изготовление, как правило, предъявляет к учащимся совершенно новые требования. Учащимся недостаточно просто запомнить или заучить содержание теоретического материала, они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении практического задания. Следовательно, основа уроков трудового обучения – не слепое запоминание информации, а умение переработать ее и применить на практике.
Основными характерными подходами к уроку трудового обучения являются:
объединение теоретического и практического обучения;
наличие двойной цели – усвоение знаний и практическое их
применение, формирование технологических приемов и операций;
тесная взаимосвязь соединения теоретической и практической части урока;
слияние процесса усвоения знаний и процессов формирования первичных умений и навыков, их взаимодействие.
При рассмотрении структуры урока следует отметить не обособленные, отдельные его части, а структурные элементы, группируемые по характерной деятельности учителя трудового обучения и учащихся.
.Все большее понимание и признание среди учителей трудового обучения получает идея основания принципа исследовательского подхода в обучении учащихся.
Помочь подростку в выборе направления труда – задача педагогов школы. При этом особая функция учителя труда, который, имея инженерно-педагогическую подготовку, может вместе с психологом, врачом, классным руководителем и социальным педагогом содействовать профессиональному самоопределению ребенка, включая его в разнообразные занятия по интересам, наблюдая за развитием способностей и умений на уроках.
Ассоциативно-развивающая методика ведения уроков позволяет активизировать внутренние потенциальные резервы психики детей, создавая у них позитивный настрой на деятельное усвоение изучаемого на уроках материала. На комбинированных уроках творчества ученики стремятся не только слушать, но и слышать, не только запоминать, но и понимать, анализировать, осмысленно усваивать полученную информацию.
Подготовил: учитель трудового обучения Онищенко Сергей Павлович
15