РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ в помощь ученику-исследователю в области литературы
Папий Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №24»
г.Северодвинска
УЧЕБНО-ИССЛЕДДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ученика класса
школы № 24 г. Северодвинска
УЧЕБНО-ИССЛЕДДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ТЕМА:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Автор:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Руководитель:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Начало работы:___________________
Завершение работы:___________________
МОТИВАЦИЯ. ВЫБОР ПРЕДМЕТА,
ТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Определитесь в выборе читательских предпочтений
– Творчество какого/каких автора/авторов вызывает наибольший интерес?
1. ____________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
3. ____________________________________________________________
Почему? ______________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
· Я выбираю для исследования творчество писателя/писателей
1. ______________________________________________________
2. ______________________________________________________
3. ______________________________________________________
2. Определитесь в выборе объекта и предмета исследования
·
· ОБЪЕКТ – носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность (художественный текст или его составляющие: художественная картина мира, система образов, композиция, проблематика и др.)
· ПРЕДМЕТ – конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск (художественные средства, мотив, способы создания художественного образа, хронотоп, элементы интертекста и др.)
Внимание! Объект всегда шире, чем предмет!
·
· Объект моего исследования: _______________________________________
___________________________________________________________________
· Предмет моего исследования: ______________________________________
__________________________________________________________________
– Какие проблемы, поднятые на страницах произведений данного/данных автора/авторов, заставляют задуматься?
1. ___________________________________________________________
___________________________________________________________
2. ___________________________________________________________
___________________________________________________________
3. ___________________________________________________________
___________________________________________________________
Выберите для учебного исследования одну из проблем
· Я выбираю для исследования проблему ____________________________
________________________________________________________________
4. Выберите произведение/произведения для учебного исследования
· Я выбираю для исследования произведение/ произведения ___________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
· Я заинтересован(а) в исследовании данной проблемы, потому что _____
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Внимание! Успех разрешения проблемы зависит во многом от того, насколько вы способны увидеть проблему и уяснить ее сущность!
5. Исходя из избранной проблемы, сформулируйте тему вашего учебного исследования.
Характеристики, определяющие выбор темы:
1). актуальность (злободневность, острота, назревшая потребность в решении).
2). значимость (почему именно эта тема важна для исследования?).
3). перспективность (актуальность и значимость для дальнейшей работы).
4). проблемность (неочевидность решений, необходимость поиска).
5). соответствие современным концепциям в литературоведении.
6). опыт и заинтересованность исследователя (личная «выстраданность», сопричастность).
Внимание! Очень важно
– ограничить и конкретизировать тему, четко очертив сферу
исследования;
– размежеваться с близкими и смежными темами;
– обосновать актуальность темы, ее научный потенциал.
– необходимо, чтобы формулировка темы соответствовала сути исследования.
Название темы должно содержать проблему, предмет и объект поиска и, желательно, направление, ведущий аспект поиска решения.
· Тема моей учебно-исследовательской работы: _______________________
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
ВЫБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выберите методы исследования, соответствующие концепции работы:
1). теоретические – анализ литературы; моделирование общей и частных гипотез исследования; проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы; синтез (обобщение) полученных результатов;
·
2). специальные – интерпретационный (интерпретация, т.е. истолкование художественного текста); компаративный (метод исследования, позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в тексте);
3). эмпирические – наблюдение над художественным текстом, опросно-диагностические методы (анкетирование, беседа);
4). статистические – статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.
· В исследовании я использую следующие методы:
1. _
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Сформулируйте цель учебно-исследовательской работы
Цель – результаты, которых намерен достичь автор работы:
получить новые знания;
определить дискуссионные проблемы, тенденции изучения;
выявить научные концепции и подходы в изучаемой области;
исследовать избранную проблему.
· Чтобы справиться с формулировкой цели, нужно ответить на вопрос: «Что я хочу создать в итоге реализуемого исследования?».
Внимание! Следует сформулировать только одну цель исследовательской работы!
· Цель моей учебно-исследовательской работы: исследовать проблему
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Сформулируйте задачи учебно-исследовательской работы
· Поставленная цель диктует выдвижение ряда исследовательских задач.
Задача – этап достижения конечного результата, промежуточная цель, частичка цели в определенной точке движения к конечной цели исследования.
· Рекомендуется выдвижение нескольких групп исследовательских задач.
1). Диагностические задачи связаны с изучением истории исследуемой проблемы. Они реализуются через изучение критической литературы, сопоставление мнений литературоведов о творчестве писателя.
2). Теоретико-моделирующие задачи связаны с анализом конкретного художественного текста: тематика, проблематика, идейное содержание, особенности композиции, система художественных образов и мотивов, авторская позиция, художественные средства, авторские приемы письма.
· Это сложный «узел» исследования, потому что он требует теоретического анализа и синтеза, мысленного моделирования и прогнозирования. Необходимо хорошо знать литературоведческие термины, владеть навыками анализа художественного текста.
3). Опытно-экспериментальные задачи связаны с конструированием и реализацией того нового, что вносит исследователь в изучение проблемы. Эти задачи определяют способы поисковой работы и интерпретации ее результатов.
4). Прикладные задачи связаны с практическим использованием результатов работы.
Внимание! Сколько поставлено задач, столько будет глав (параграфов) в вашей учебно-исследовательской работе.
· Цель и задачи формулируются в понятиях получения нового знания.
НЕЛЬЗЯ! СЛЕДУЕТ:
Анализировать Выявить
Изучить Определить
Рассмотреть Установить
Описать Выяснить
Оценить
Дать характеристику
· Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Выявить ____________________________________________________
____________________________________________________________
2. Определить _________________________________________________
____________________________________________________________
3. Установить _________________________________________________
____________________________________________________________
4. Выяснить ___________________________________________________
____________________________________________________________
5. Оценить ____________________________________________________
____________________________________________________________
6. Дать характеристику _________________________________________
____________________________________________________________
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ
· Чтобы решить задачу № 1, мне надо выполнить следующие действия:
– познакомиться с критической литературой по данной проблеме в творчестве писателя;
– выявить общее и различное в позиции литературоведов;
– обосновать собственную точку зрения.
___________________________________________________________________
· Чтобы решить задачу № 2, мне надо выполнить следующие действия:
– анализируя художественный текст, выяснить, как реализована автором данная проблема;
– какова авторская позиция;
– как «работают на проблему» особенности композиции, система художественных образов и мотивов, художественные средства, авторские приемы письма.
__________________________________________________________________
· Чтобы решить задачу № 3, мне надо выполнить следующие действия:
– самостоятельно интерпретировать художественный текст;
– подумать, что нового можно внести в исследование данной проблемы;
– решить, на какие составляющие литературоведческого анализа обратить пристальное внимание, чтобы увидеть их в свете исследуемой проблемы.
___________________________________________________________________
· Чтобы решить задачу № 4, мне надо выполнить следующие действия: оценить, в чем актуальность моей учебно-исследовательской работы, ее научный потенциал в области литературоведения.
___________________________________________________________________
· Чтобы решить задачу № 5, мне надо выполнить следующие действия: продумать, какое практическое применение может иметь моя учебно-исследовательская работа.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ
Гипотеза – предположение, суждение о закономерности связи явлений; умозаключение, содержащее предполагаемые выводы.
В результате исследования гипотеза может быть подтверждена или опровергнута.
Моя гипотеза: ________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Внимание! Проверка и обоснование гипотезы осуществляется в ходе исследования.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДОВ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Промежуточные выводы следует делать в конце каждой главы (части) работы.
Таким образом, _______________________________________________
Следовательно, _______________________________________________
Итак, ________________________________________________________
Заключение – итоговые выводы, определяемые целью и задачами.
Итоговые выводы складываются из промежуточных выводов.
Внимание! Выводы – это НЕ отчёт о выполненных действиях и проделанной работе.
СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ
·
· Использованные источники и литература
·
· Оформление библиографии и ссылок согласно ГОСТам:
·
· ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание;
· ГОСТ 7.82 – 2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов;
· ГОСТ 7.0.5 – 2008. Библиографическая ссылка. Общие требования к правилам составления.
ГРАФИК РАБОТЫ
Сроки
Действия
Необходимое время
Сделано
Мои
впечатления
и заметки
Корректировка
планов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
КОНСУЛЬТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Мои вопросы:
1. ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________
_____
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Мои заметки: _____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Важно! ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Прочитать: _______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Сделать: _________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Подумать: ________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Обсудить: ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение № 1. Структура учебно-исследовательской работы
Учебно-исследовательская работа должна иметь следующую структуру:
- титульный лист
- оглавление
- введение
- основная часть
- заключение
- список использованных источников
- приложения
1. Титульный лист является 1-ой страницей работы. Титульный лист не нумеруется. Содержит название конференции, представляемую секцию, тему работы, сведения об авторе, сведения о научном руководителе, место и год проведения конференции.
2. В «Оглавлении» указываются основные разделы работы (введение, названия глав и параграфов, заключение, список использованных источников, названия приложений) с указанием страниц.
3. Во «Введении» кратко формулируется проблема, обосновывается ее актуальность, указываются объект и предмет исследования, указываются методы исследования, определяется значимость полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы, делается обзор используемой литературы (анализ имеющихся в отечественной и зарубежной литературе данных по теме исследования, характеристика общего состояния изученности темы). В конце введения формулируют цели и задачи исследования. Задачи работы должны точно соответствовать цели и раскрывать её. Рекомендуемый объем введения – 1,5-2 стр.
4. В основной части содержится информация, собранная и обработанная автором в ходе исследования, излагаются основные факты, характеризуются методы решения проблемы, описывается техника исследования, излагаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы, полностью ее раскрывать. Основная часть делится на главы, которые должны иметь заголовки и могут быть разбиты на параграфы.
Каждая глава сопровождается выводами («Следовательно, », «Таким образом, », «Итак, »).
5. В «Заключении» лаконично формулируются основные выводы, к которым пришел автор в процессе работы, раскрывается теоретическая значимость полученных результатов, возможность их практического использования, указываются направления дальнейшего исследования. Результаты должны находиться в логической связи с задачами, а выводы – с целью.
6. После «Заключения» приводится список использованной литературы. Список литературы оформляется в алфавитном порядке.
7. Работа может содержать приложения в виде схем, таблиц, рисунков, фотографий. Приложения должны быть связаны с основным содержанием работы и способствовать более полному восприятию полученных результатов.
Приложение № 2. Требования к оформлению работы
1. Работы принимаются в печатном варианте.
2. Объем работы не более 10 страниц машинописного текста, не считая титульного листа и оглавления. Приложения могут занимать не более 5 дополнительных страниц.
3. Текст работы печатается в редакторе Word на одной стороне белой бумаги формата А 4;
- шрифт – Times New Roman, ненаклонный, размер -12;
- межстрочный интервал – 1,5;
- поля: слева – 30мм, справа – 15мм, сверху и снизу – по 20мм (контуры полей не наносятся);
- выравнивание – по ширине;
- цвет шрифта – черный;
- абзацы в тексте начинают отступом 12,5мм.
4. Каждый новый раздел (введение, глава, заключение, список использованных источников, приложение) начинается с новой страницы.
5. Главы и параграфы должны иметь заголовки. Заголовки оформляются прописными буквами, без подчеркивания.
6. Расстояние между заголовком и текстом – одна пустая строка.
7. Главы и параграфы следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. После номера главы, параграфа точка не ставится. Не нумеруются структурные элементы: ОГЛАВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
8. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, но номер на нем и ОГЛАВЛЕНИИ не ставят. Номер страницы проставляют в нижней части листа с соблюдением правого поля без точки.
9. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием «Приложение» и его обозначения. Заголовок приложения приводится с прописной буквы отдельной строкой, выравнивание по центру.
Приложения обозначают арабскими цифрами. После слова «Приложение» следует указать его номер. Приложения имеют общую со всей работой сквозную нумерацию страниц. Все приложения перечисляются в оглавлении с указанием обозначений и заголовков. На приложения в тексте должны содержаться ссылки.
10. Источники в списке литературы располагаются в алфавитном порядке. Вначале идут нормативные акты (если таковые имеются), затем учебная литература, научные работы и монографии, периодическая печать. Информация о каждом издании включает в себя: фамилию, инициалы автора, название книги, выходные данные издательства, год издания, номер выпуска (если издание периодическое), количество страниц. Издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке. Издания должны иметь общую нумерацию.
11. В тексте работы должны быть ссылки на тот или иной использованный источник. Ссылки указываются в тексте работы в скобках. Номер в сноске соответствует номеру источника в списке источников, в ней же указывается номер страницы используемого. Например: (19, с. 123).
Приложение № 3. Словарик литературоведческих терминов
Авангардизм движение в художественной культуре XX века, порывающее с существующими нормами и традициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель.
Авторская речь в прозаическом произведении речь автора, т. е. текст произведения без речи персонажей. Не всегда совпадает с позицией самого автора, ведущего повествование, избравшего определенный художественный угол зрения на описываемые события.
Акмеизм течение в русской поэзии 1910-х годов (С. Городецкий, М. Кузмин, ранние Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, возврат к материальному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова.
Аллегория изображение конкретного предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Так, изображение змеи и чаши А. медицины. В отличие от символа, А. однозначна. Широко используется в художественной литературе как средство усиления поэтической выразительности.
Амфибрахий в силлабо-тоническом стихосложении трехсложная стопа, в которой ударный слог находится между двумя безударными: «О милые плуты! Кто часто их видел, / Тот, верю я, любит крестьянских детей...» (Н. Некрасов).
Анапест в силлабо-тоническом стихосложении трехсложная стопа, в которой два первые слога безударные, а последний ударный: «Меж высоких хлебов затерялося / Небогатое наше село...» (Н. Некрасов).
Антитеза резко выраженное противопоставление понятий, положений и образов: «Не отстать тебе. Я острожник, / Ты конвойный. Судьба одна» (М. Цветаева).
Антиутопия произведение, изображающее вымышленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства (Роман Е. Замятина «Мы»).
Архаизмы слова и выражения, вышедшие из активного употребления и использующиеся для воссоздания исторического колорита эпохи, а также в торжественной речи; для комического эффекта; для речевой характеристики персонажа: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, / Исполнись волею моей / И, обходя моря и земли, / Глаголом жги сердца людей» (А.С. Пушкин).
Афоризм краткое изречение, выражающее глубокую мысль определенного автора, отличающееся выразительностью и неожиданностью: «Знание сила» (Ф. Бэкон).
Баллада жанр лирической поэзии, носящий повествовательный сюжетный характер («Светлана» В.А. Жуковского, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина).
Басня малый повествовательный жанр, преимущественно стихотворный, нравоучительного, сатирического характера. Широко использует олицетворение. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В начале или конце басни краткая «мораль» (И.А. Крылов).
Былины русские народные героико-эпические песни-сказания. Слагались Б. преимущественно в XI XVI вв.; повествуют о богатырях защитниках родины; отражают нравственные идеалы народа.
Вымысел художественный одна из важнейших особенностей художественного творчества, связанная со способностью писателя представить, вообразить то, что могло быть в действительности.
Герой произведения одно из главных действующих лиц литературного произведения (в отличие от персонажа). Развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решающую роль в развертывании сюжета и композиции произведения, в раскрытии его темы и идеи.
Гипербола чрезмерное преувеличение («реки крови»). Обратная гипербола художественное преуменьшение литота («мальчик с пальчик»).
Гротеск изображение людей и явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде: «Сидят людей половины» (В. Маяковский, «Прозаседавшиеся»).
Дактиль в силлабо-тоническом стихосложении трехсложная стопа с ударением на первом слоге: «Тучки небесные, вечные странники!» (М.Ю. Лермонтов).
Драма 1) жанр; 2) литературный род действия, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. Особенность драмы составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты воплощаются в поведении героев и их поступках и прежде всего в монологах и диалогах.
В драме изображается частная жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или собой. В отличие от трагедии, эти отношения не безысходны («Бесприданница» А.Островского, «На дне» М.Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.
Жанр исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественных произведений, существующая внутри определенного вида литературы (эпоса, лирики, драмы).
Завязка начало конфликта, составляющего основу сюжета художественного произведения.
Замысел авторский творческий набросок, намечающий основу художественного произведения, его сюжет и идею.
Идея произведения главная мысль художественного произведения, отражающая отношение автора к действительности, воплощенная в системе образов.
Имажинизм русская литературная группировка 1920-х годов. Имажинисты провозглашали победу самоценного образа над смыслом и идеей. Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но должно было быть насыщено словесными образами. Одно время к имажинистам принадлежал С. Есенин.
Классика литературное наследие писателей, признанных лучшими в мировой литературе (Пушкин, Гете, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Шекспир и др.).
Классицизм метод и направление в литературе XVII начала XIX в., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Главная тема классицизма конфликт общественных и личных начал, долга и чувства.
Классицизм стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к организованности логических, ясных и гармоничных образов.
Вместе с тем классицизму были свойственны черты утопизма, идеализации и отвлеченности, нараставшие в периоды его кризиса.
Представители русского классицизма: Г.Р.Державин, А.П.Сумароков, М.В. Ломоносов.
Комедия жанр драматургии, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех («Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Ревизор» Н.В.Гоголя).
Композиция построение художественного произведения, система организации образов, их связей и отношений.
Конфликт противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера.
Концовка заключительная часть художественного произведения.
Критический реализм художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке.
Главная его особенность изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.
Представители русского критического реализма: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, JI.H.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.
Кульминация высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.
Лирика один из трех родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное «я» поэта.
Охватывает множество стихотворных жанров, например: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэта, благодаря масштабности и глубине личности автора, обретает общечеловеческое значение (лирика А.С.Пушкина, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского).
Лирический герой образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отождествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.
Лирическое отступление высказывание автором своих чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении (лирические отступления в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина).
Лиро-эпический жанр жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью («Евгений Онегин» А.С. Пушкина).
Литература, художественная литература вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного (фольклора).
Литературный род обобщенный тип литературы, основной способ построения произведений, отличающийся от других таких же способов соотношения мира и человека в создаваемых картинах жизни. Для каждого литературного рода выделяется основной признак родовая доминанта: это повествование о событиях (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диалогическое изображение событий (драма).
Метафора вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту: «Вознеслась ты под свод голубой / Над бродячей толпой облаков...» (А.Фет).
Метонимия вид тропа, в котором одно слово заменяется другим на основе связи их значений по смежности («Театр рукоплескал» вместо «публика рукоплескала»).
Миф предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества, повествование о богах, духах и обожествленных героях. Миф отражает стремление людей уяснить себе смысл и причины наблюдаемых явлений, исходя из убежденности в существовании божественных сил. По форме миф напоминает сказку, близок к легенде. Но, в отличие от сказки, в мифе все события описаны как реально происходившие.
Модернизм общее название направлений искусства и литературы конца XIX начала XX в., выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся разрывом с традициями реализма.
Монолог речь действующего лица, обращенная к себе или другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик.
Мотив простейшая единица сюжетного развития. Любой сюжет сводится к переплетению мотивов. Один и тот же мотив может лежать в основе различных сюжетов и обладать разным смыслом (мотив бегства, мотив исполнения желаний, мотив одиночества и т. д.).
Новелла небольшой прозаический жанр, разновидность рассказа, отличающаяся строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами символики.
Образ автора способ авторского существования в пределах произведения, концентрированное воплощение сути произведения. Образ автора не тождествен образу повествователя или образу рассказчика. Он объединяет всю систему образов произведения и персонажей, и рассказчика. Первый опыт создания образа автора в русской литературе принадлежит А.С.Пушкину («Евгений Онегин»).
Образ рассказчика условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. В отличие от образа повествователя, рассказчик в собственном смысле присутствует в эпосе не всегда его нет в случае «нейтрального», «объективного» повествования (Петр Андреевич Гринев в «Капитанской дочке», холодно-страстный Печорин в печоринском «Журнале» из «Героя нашего времени» и добродушный Максим Максимыч из «Бэлы»).
Ода жанр лирической поэзии, в классицизме торжественное прославляющее произведение. В XVI XVIII вв. жанр высокой лирики (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин).
Олицетворение такое изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: «О чем ты веешь, ветр ночной, / О чем так сетуешь безумно?» (Ф.И.Тютчев).
Онегинская строфа принадлежащая А.С. Пушкину форма строфы, которой написан роман «Евгений Онегин»; 14-стишие четырехстопного ямба с рифмовкой «абабввггдееджж». Такое строение делает онегинскую строфу гибкой, цельной и выразительной, не утомляющей читателя и удерживающей стройность большого романа.
Памфлет злободневное сатирическое произведение, цель и пафос которого конкретное, гражданское, преимущественно социально-политическое обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественными достоинствами. Памфлетность может проникать в различные художественные жанры (пьеса-памфлет, роман- памфлет и др.).
Повесть прозаический жанр неустойчивого объема (среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету и композиции. В повести нет интриги и расчлененности (в отличие от романа), сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в эпизодах. Естественное течение жизни во времени и пространстве, как бы лишенные авторского вымысла и драматического сгущения события специфическая установка автора повести («Вешние воды» И.С.Тургенева).
Поговорка широко распространенное образное выражение, определяющее какое-либо жизненное явление; в отличие от пословицы, поговорка лишена назидательности («Когда рак на горе свистнет»).
Пословица сжатое образное грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом: «Что посеешь, то и пожнешь».
Поэма поэтический жанр большого объема. В древности и в Средние века отличительными чертами поэмы были историчность и героичность содержания, его легендарность. Со времени романтизма в поэмах происходит столкновение судьбы и позиции личности с историческими или социальными силами («Медный всадник» А.С.Пушкина). В современной поэме автор участник или вдохновенный комментатор событий (В.Маяковский, А.Твардовский). В XX в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма.
Притча небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По своему характеру притча близка к басне, но смысл притчи всегда глубже.
Пролог вступление к литературному произведению, непосредственно не связанное с развивающимся действием, но как бы предваряющее его рассказом о предшествующих событиях и их смысле (пролог в «Фаусте» Гете, в «Снегурочке» А.Н.Островского).
Развязка разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий.
Рассказ малая форма эпического рода литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц особенность рассказа.
Реализм понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правдивое, объективное отображение действительности.
Основные принципы реализма: объективное отображение существующих сторон жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах; жизненная достоверность изображения с использованием условных форм художественной фантазии (мифа, символа, гротеска).
Реализм XIX века развил и углубил воспринятую от романтизма критику материального прогресса и буржуазной цивилизации, поэтому его назвали критическим реализмом (определение М.Горького).
Ритм повторяемость однородных звуковых элементов, чередование ударных и безударных слогов. Ритм служит основой стиха.
Рифма созвучие концов стихов. По месту ударения рифма бывает мужская (с ударением на последнем слоге), женская (с ударением на предпоследнем слоге) и дактилическая (рифма с ударением на третьем от конца слоге); по взаимному расположению строк смежная (аабб), охватная (абба) и перекрестная (абаб).
Роман форма эпического рода литературы, раскрывающая историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою целых поколений. Имеет несколько сюжетных линий, широко охватывает действительность, позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.
Романтизм художественный метод, сложившийся в конце XVIII начале XIX в. Для романтизма характерен особый интерес к личности и ее отношению к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру идеального. Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, и это придает художественному произведению повышенную эмоциональность («Кавказский пленник» А.С.Пушкина, «Демон» М.Ю.Лермонтова, «Старуха Изергиль» М.Горького, «Алые паруса» А.Грина).
Сатира способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.
Сила сатиры зависит от эффективности сатирических методов: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Сатирическим может быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Классики сатиры Мольер, М.Е.Салтыков-Щедрин.
Сентиментализм течение в европейской и американской литературе второй половины XVIII начала XIX в. Провозглашал культ естественного чувства, природы, был не чужд патриархальной идеализации. Представитель сентиментализма в России Н.М.Карамзин.
Символ образ, максимально обобщенно и экспрессивно выражающий идею или отличительные черты какого-либо события или явления, например символ Прекрасной Дамы у А.А.Блока.
Символизм направление в европейском и русском искусстве 18701910-х годов; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться к «скрытым реальностям», «идеальной сущности мира», «нетленной Красоте», символизм выразил неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально-исторических сдвигов.
Главные представители символизма в русской литературе В.Брюсов, А.Блок, А.Белый, Вяч. Иванов, Ф.Сологуб.
Синекдоха название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот («пропала моя головушка» вместо «я пропал»).
Сонет стихотворение из 14 строк. Возник в XIII веке в Италии, особенно популярен в поэзии эпохи Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма (например, «Поэту» А.С.Пушкина).
Сравнение сопоставление двух предметов или явлений с целью прояснить один из них при помощи другого; в художественной литературе широко распространены развернутые сравнения, материализующиеся в целых фрагментах текста. «Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря» (В.Г.Белинский).
Стих отдельная строка стихотворения, а также общее название стихотворной речи, которая отличается ритмом.
Стихотворение написанное стихами литературное произведение небольшого объема, в XIXXX веках преимущественная форма лирики.
Стихотворение в прозе лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, идей сближают стихотворение в прозе с лирической поэзией, но метрических признаков стиха в нем нет («Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева).
Стихотворный размер способ организации звукового состава стихотворного произведения, определяется либо числом слогов (силлабическое стихосложение), либо числом ударений (тоническое стихосложение), либо числом и расположением и слогов, и ударений (силлабо-тоническое стихосложение).
Сюжет совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.
Трагедия жанр драматургии, проникнутый пафосом трагического. Основу трагедии составляют общественные конфликты, коренные проблемы человеческого бытия, столкновение личности с судьбой, обществом, миром. Трагедии обычно заканчиваются гибелью главного героя.
Начиная с XVIII века, и особенно в драматургии реализма, жанр утрачивает строгость; трагедия сближается с драмой, возникают промежуточные жанры, например: «мещанская трагедия» (Шиллер), трагическая драма (Гюго), историческая драма (Пушкин), героическая драма (Вс. Вишневский), с конца XIX в. актуальной становится трагикомедия.
Тропы в стилистике и поэтике употребление слова в образном смысле, при котором происходит сдвиг значения слова от прямого к переносному. Виды тропов метафора, метонимия, синекдоха, гипербола и др.
Утопия произведение, изображающее вымышленную картину идеального жизненного устройства.
Фабула цепь событий, составляющих сюжет, в их причинно-временной последовательности. Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним, как, например, в «Герое нашего времени». Фабульная последовательность глав следующая: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч». Лермонтов, однако, выстроил сюжет в иной последовательности в целях углубления психологического анализа характера Печорина.
Футуризм авангардистское направление в европейском искусстве 1020-х годов XX века. Стремясь создать «искусство будущего», отрицая традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), футуризм культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии и большого города), переплетение документального материала и фантастики; в поэзии даже разрушал естественный язык (В. Маяковский, В. Хлебников).
Хорей в силлабо-тоническом стихосложении двусложная стопа, в которой безударный слог следует за ударным: «Мчатся тучи, вьются тучи; / Невидимкою луна...» (А.С. Пушкин).
Художественная деталь одно из средств создания художественного образа, помогающее представить изображаемое автором явление в неповторимой индивидуальности. Может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки, переживания или поступка (тяжелая поступь и лучистые глаза княжны Марьи в «Войне и мире», обветренные руки Базарова («Отцы и дети») и т. д.).
Художественные средства средства, которые делают художественную речь более яркой и выразительной (эпитет, сравнение и др.).
Художественный метод совокупность наиболее общих принципов и особенностей образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым образуют литературное направление. К художественным. методам (и направлениям) относятся классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм.
Эзопов язык (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) тайнопись в литературе, художественная речь, намеренно маскирующая мысль автора.
Экспрессионизм направление в литературе и искусстве первой четверти XX в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение главной целью искусства. Экспрессионизм выразил протест против уродств капитализма, чувства обреченности и ужаса перед унижением человека и войнами.
Элегия жанр лирической поэзии. В новой европейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, любви, одиночества, бренности земного бытия; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Е.Баратынского).
Эпиграф яркое изречение, помещаемое автором перед всем произведением или его частью с целью помочь читателю глубже понять содержание текста.
Эпизод в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.
Эпилог заключительная часть художественного произведения, где рассказывается о судьбе героев после изображенных событий.
Эпитет образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле», «парус одинокий»).
Эпопея обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях. Корни эпопеи лежат в мифологии и фольклоре. В XIX в. возникает роман-эпопея («Война и мир» JI.H.Толстого).
Эпос род литературы, повествование о минувших событиях, характеризуется предельной отстраненностью автора от предмета повествования.
Эссе жанр литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь («Дневник писателя» Ф.М.Достоевского).
Ямб в силлабо-тоническом стихосложении двусложная стопа, в которой ударный слог следует за безударным: «Какая грусть! Конец аллеи / Опять с утра исчез в пыли...» (А.Фет).
13PAGE 15
13PAGE 14215
15