Программа внеурочной деятельности Детская риторика, 3класс Планета знаний


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Рабочая (авторская) программа внеурочной деятельности
Название внеурочной деятельности «Детская риторика»____________________________________________________________________
Название программы : Т.А.Ладыженская, Н.В Ладыженская «Детская риторика» М.:Просвещение, 2008________________________________
Срок реализации программы, учебный год___ 2016-2017 учебный год_________________________________________________________
Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год; 1 час в неделю ________________________________________________________
Направление развития личности общекультурное______________________________________________________________________________
Возраст школьников ___________________9-10 лет______________________________________________________________________________
Разработчик программы, должность: Агафонова Е.А.– учитель_начальных классов
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В результате реализации программы достигаются воспитательные результаты: приобретение школьниками социальных знаний, социальной реальности и повседневной жизни; формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия.
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел,чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
3 класс - 35 часов в год (1 час в неделю)
«Детская риторика» включает в себя два блока программы – «Общение» и «Речевые жанры». Первый блок «Общение» даёт представление о том, что такое риторика, как люди общаются, какие виды общения существуют; о некоторых риторических действиях. В этот блок входят и вопросы, связанные с культурой речевого поведения (речевого этикета). В блоке «Речевые жанры» рассматриваются тексты (его признаки, разновидности, устные и письменные, разговорные и книжные и др.), личное письмо, поздравление, объявление. Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений и навыков. Одни из них связаны с умением анализировать и оценивать общение; другие – с умением общаться в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры».
Курс школьной риторики вызывает у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно в современном мире владеть словом, о том, какое это бесценное богатство. В книге выделяется специальное обучение умениям говорить – слушать, читать – писать. Основная идея курса: «Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек» (В. А. Сухомлинский).

ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приемы подготовки.
Слушание. Приемы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и другие выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как прием чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо – невежливо – грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов реализуемых людьми.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное). Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста (Повторение.) Правило пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, ее роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правила в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне
НАУКА РИТОРИКА 4ч.
Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П).
Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).
Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П).
Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П).
Называть задачи общения (Н).
Называть некоторые коммуникативные профессии (Н).
Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н).
Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н).
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ - 5 ч.
Различать подготовленную и неподготовленную речь (П).
Анализировать примеры неподготовленной речи (Н).
Называть приёмы подготовки устного высказывания (П).
Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н).
Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П).
ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ) 1ч.
Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения (П).
Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией (П).
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ 2ч.
Называть задачи слушания (П).
Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П).
Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П).
Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н).
Оценивать свои особенности как слушателя (Н).
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ 3ч.
Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П).
Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П).
Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).
Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).
Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н).
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ 2ч.
Давать определение вежливости (П).
Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях (П).
Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П).
РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ 2ч.
Называть признаки текста, типы текстов (Н).
Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П).
Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н).
Различать диалог и монолог (П).
Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П).
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ 3ч.
Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению (П).
Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего (Н).
Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём (Н).
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА 4ч.
Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П).Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П).
Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П).Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П).
Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П).
Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н).
Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА 4ч.
Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П).Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П).
Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П).Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П).
Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П).
Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н).
Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС… 2ч.
Анализировать структуру поздравления – устного и письменного (П).
Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П).Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление (П).
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ 2ч.
Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П).
Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П).
Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ 3ч.
Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н).
Называть правила сравнения (П).
Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П).
Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П).
Реализовывать сравнительное описание разными способами
(П).
Распределение часов по разделам.
№ п/пРаздел учебного курса Количество часов
По авторской программе По рабочей программе
ОБЩЕНИЕ (I часть) 17 ч 17 ч
Наука риторика 4ч. 4ч.
1-2. Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации. 2 1
3. Твои речевые роли. (Повторение) 1 1
4. С какой целью? Зачем? 1 1
Учимся говорить 5 ч. 5 ч.
5. Неподготовленная речь. 1 1
6. Подготовленная речь. 1 1
7- 8. Приёмы подготовки. 2 1
9. Говорим подробно, кратко. 1 1
Похвала (комплимент) 1ч. 1ч.
10. Похвала (комплимент) 1 1
Слушаем, вдумываемся 2ч. 2ч.
11. Слушаем, вдумываемся. 1 1
12. Слушаем, вдумываемся. Слушаем по-разному. 1 1
Учимся читать, писать 3ч. 3ч.
13. Читаем учебные тексты. 1 1
14. Учимся писать, редактировать. 1 1
15. Как исправить текст? (Правка текста) 1 1
Вежливое общение 2ч. 2ч.
16. Что такое вежливость. 1 1
17. Добрые слова – добрые дела. 1 1
ТЕКСТ (II часть) 17 ч. 17 ч.
Разные тексты 2ч. 2ч.
18. Проверь себя. Тексты разные нужны. 1 1
19. Диалог и монолог. 1 1
Правильная речь 3ч. 3ч.
20. Пиши правильно! 1 1
21. Произноси правильно! 1 1
22. Употребляй слова правильно! 1 1
Правила успешного пересказа 4 ч. 4 ч.
23. Пересказ. 1 1
24. Пересказ. Выбери нужное. 1 1
25. Цитата в пересказе. 1 1
26. Кратко о книге (аннотация). 1 1
Поздравляю тебя … вас… 2ч. 2ч.
27. Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? 1 1
Как? 28. С праздником! С днём рождения!
С Новым годом!
С праздником 8 Марта! 1 1
Учись объяснять и доказывать 2ч. 2ч.
29. Рассуждение. Вывод в рассуждении. 1 1
30. Правило и цитата в доказательстве. 1 1
Что общего – чем отличаются 3 ч. 3 ч.
31. Сравни и скажи. 1 1
32. Правила сравнения. 1 1
33. Как строятся сравнительные тексты. 1 1
Подведём итоги 1ч. 1ч.
34. Риторический праздник. 1 1
35 Резерв. 0 1
Итого: 34 ч. 35 ч.

3. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся.
Тема урока Количество часов Дата проведения Коррекция Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)
НАУКА РИТОРИКА 4ч.
1-2
3
4 Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации.
Твои речевые роли. (Повторение.)
С какой целью? Зачем?
(Задачи общения.) 2
1
1 Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П).
Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).
Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П).
Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П).
Называть задачи общения (Н).
Называть некоторые коммуникативные профессии (Н).
Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н).
Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н).
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ - 5 ч.
5-7
8-9 Неподготовленная речь. Подготовленная речь.
Приёмы подготовки. Говорим подробно, кратко. 3
2 Различать подготовленную и неподготовленную речь (П).
Анализировать примеры неподготовленной речи (Н).
Называть приёмы подготовки устного высказывания (П).
Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н).
Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П).
ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ) 1ч.
10 Похвала (комплимент).
1
Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения (П).
Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией (П).
СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ 2ч.
11
12 Слушаем, вдумываемся.
Слушаем по-разному.
1
1 Называть задачи слушания (П).
Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П).
Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П).
Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н).
Оценивать свои особенности как слушателя (Н).
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ 3ч.
13
14
15 Читаем учебные тексты.
Учимся писать, редактировать.
Как исправить текст?
(Правка текста.) 1
1
1 Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П).
Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П).
Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).
Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).
Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н).
ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ 2ч.
16
17 Что такое вежливость.
Добрые дела – добрые слова. 1
1 Давать определение вежливости (П).
Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях (П).
Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П).
ТЕКСТ (II часть – 17 часов)

РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ 2ч.
18
19 Проверь себя. Тексты разные нужны.
Диалог и монолог. 1
1 Называть признаки текста, типы текстов (Н).
Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П).
Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н).
Различать диалог и монолог (П).
Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П).
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ 3ч.
20
21
22 Пиши правильно!
Произноси правильно!
Употребляй слова правильно! 1
1
1 Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению (П).
Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего (Н).
Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём (Н).
ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА 4ч.
23
24
25-26 Пересказ.
Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)
Цитата в пересказе. Кратко о книге (аннотация).
1
1
2 Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П).Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П).
Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П).Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П).
Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П).
Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н).
Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС… 2ч.
27
28 Поздравляю кого?
С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?
С праздником. С днём рождения!
С Новым годом!
С праздником 8 Марта! 1
1 Анализировать структуру поздравления – устного и письменного (П).
Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П).Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление (П).
УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ 2ч.
29
30 Рассуждение,
вывод в рассуждении.
Правило и цитата в доказательстве.
1
1
Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П).
Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П).
Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).
ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ 3ч.
31
32
33
Сравни и скажи.

Правила сравнения.
Как строятся сравнительные тексты.
1
1
1 Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н).
Называть правила сравнения (П).
Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П).
Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П).
Реализовывать сравнительное описание разными способами
(П).
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ 1ч.
34 Риторический праздник. 1 Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).
Разыгрывать риторические игры (П).
35 Резерв. 1