Рабочая программа внеурочной деятельности кружок Детская риторика


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18
муниципального образования
Тимашевский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Председатель педсовета
_____________ ______
Подпись, печать ОУ Ф.И.О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности
кружок
«Детская риторика»
Срок реализации программы: 4 года
Возраст обучающихся: 7-11лет
Составитель:
Логвина Марина Васильевна
учитель начальных классов
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные условия ставят новые задачи перед обществом перед образовательной школой. Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи- вооружить учащегося знаниями - на другую - формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, ориентироваться в конкретной речевой ситуации, строить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить. Изучать курс риторики необходимо с первого года обучения в школе, учитывая благоприятный для развития дара слова возраст.Ведь именно в этом возрасте дети легко впитывают образцы речи, они эмоциональны, любят играть и легко входят в различные речевые роли. В начальных классах развитие речи учащихся имеет важное значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как дети владеют речью. Речь- неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.
Предлагаемая программа имеет культурологическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает обучение детей эффективному общению – результативному общению, при котором реализуются коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана.
Данная программа разработана на основе программы курса «Детская риторика» для 1-4 классов общеобразовательного учреждения (автор программы – Т.А. Ладыженская).
Программа включает в себя не только обучение эффективному общению, но и лингвистические (словесные) игры, необходимые для развития устной речи (монологической и диалогической), систему задач и упражнений, которые развивают в детях критическое восприятие речи -чувство уместности высказывания (чувство коммуникативной целесообразности). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, т.е. с воспитанием вежливости. Постановка задач проблемного характера при введении нового знания, использование игровых приёмов, забавных сюжетов, рисунков побуждают учеников стать активными участниками определённой речевой ситуации. Ведущая идея данной программы —помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе пойти вперёд в овладении умением общаться, воспитать в школьниках культуру речевого поведения, создать условия для развития литературных способностей, творческого воображения детей, организовать активную речевую деятельность учеников.
Цель программы – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников общаться в различных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Задачи программы:
обучение эффективному (результативному) общению;
обучение умелой, искусной, эффективной устной и письменной речи;
формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;
формирование у учащихся взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность.
Принципы, лежащие в основе программы:
• принцип обучения речи на основе ситуации;
принцип приоритета практики;
принцип сотрудничества и сотворчества учителя и ученика;
принцип развития мыслительной и речевой активности и самостоятельности учащихся;
принцип речевой направленности обучения;
принцип индивидуализации обучения;
принцип новизны.
Программа данного курса разработана с учётом возрастных особенностей детей. Исходя из того, что младшим школьникам необходима частая смена деятельности, в урок риторики включены сквозные виды работ: пятиминутки речевой гимнастики, ортологические разминки, импровизационные задачи. Перечисленные виды работ, обеспечивая формирование определённых учебных действий, позволяют переключать ребят с одного вида деятельности на другой, снять усталость.
Теория изучения курса кружка строится так, чтобы обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Цикл лингвистических игр «Познай себя» поможет каждому ребёнку найти достойное место в жизни и осознать своё назначение в этом мире, почувствовать свою неповторимость, значимость.
Программа кружка рассчитана на один год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять до 15 человек. Годовой курс программы рассчитан на 33занятия (1 занятие по 1 ч. в неделю) в 1 классе, 34 занятия во 2-4 классах (1 занятие в неделю). Общий объём времени составляет 135 часов. Продолжительность занятия 40 минут. Группа формируется из детей в возрасте от 6,5 -10 лет.
Формы организации занятий: групповая, индивидуальная, парная, в парах сменного состава, фронтальная , коллективная.
Коммуникативность обучения включает в себя индивидуализацию обучения – учёт индивидуальных и , прежде всего, личностных свойств ученика: жизненного опыта, эмоциональной сферы, интересов, склонностей. Всё это позволяет создать полноценную мотивацию. Интересны и разнообразны формы проведения уроков:
дискуссия;
пресс-конференция;
викторина;
экскурсия;
спектакль;
сказка;
концерт.
Игровая форма некоторых заданий позволит каждому ребёнку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности.
Ожидаемые результаты:Учащиеся должны уметь:
- согласовать свои действия с другими детьми;
- общаться с людьми в разных ситуациях;
- пользоваться разнообразными жестами;
- пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
- выполнять артикуляционные упражнения;
- произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
- выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
- составлять предложения с заданными словами;
Безусловно, результаты изучения предмета «Детская риторика» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе.
Календарно-тематическое планирование.
1 класс.
№ Дата занятия Тема занятия
По плану Фактически 1 Плохо одному.
2 Приветствие. Здравствуйте! Привет! Доброе утро! Добрый вечер!
3 Знайкина школа. Компьютерная программа «Приветствие».
4 Вывески.
5 Слово веселит.
6 Слово огорчает. Слово утешает.
7 Давайте договоримся. Поиграем вместе.
8 Устная речь. Говорим и пишем. Громко-тихо. Быстро- медленно.
9 От чистоговорки к скороговорке. Узнай по голосу.
10 Разговор по телефону.
11 Мимика и жесты.
12 Мимика и жесты.
13 Прощание. До свидания! Счастливого пути!
14 Как вести себя во время разговора.
15 Как вести себя во время разговора.
16 Благодарность. Подарок.
17 Умей благодарить!
18 Новогодняя сказка.
19 Текст - что это такое. О чём можно узнать из заголовка.
20 Заголовки - отгадки.
21 Заголовки - названия.
22 Заголовки бывают разные.
23 Извинение.
24 От учтивых слов…
25 Очень важные слова.
26 Знакомые незнакомцы.
27 Ключ к тексту загадки.
28 Знаки в тексте. Какой текст легче прочитать.
29 Рифма.
30 Как построен текст. Начало - конец.
31 Сочиняем считалку.
32 Обращение.
33 Я обращаюсь к тебе (к вам).
34 Сочиняем сказку. Маленькие текста. Рассуждения Эзопа.

2 класс
№ Дата занятия Тема занятия
По плану Фактически 1 Восстановление в памяти изученного о значении речи, о некоторых этикетных средствах. Проверь себя.
2 Что вы знаете о риторике. Кто – что – кому.
3 Кому - кто. Умей перестраиваться.
4 Вежливая просьба. Чтобы твою просьбу выполнили.
5 Как попросить вежливо. Просьбы бывают разные.
6 Учись слушать. Я слушаю. Сигнал принят!
7 Слушали и услышали. Прослушали.
8 Слушаю: что мне говорят, что мне непонятно. Слушаю: как говорят.
9 На уроке. Мы слушаем - нас слушают.
10 Слушаю целый день.
11 Вежливый отказ. Умеешь ли ты отказывать.
12 Отказы бывают разные.
13 Текст. Тема текста. Заголовок.
14 Тема и основная мысль текста.
15 Как выражается основная мысль.
16 Опорные слова.
17 Подробный пересказ.
18 Краткий пересказ.
19 Способы сжатия текста.
20 Понятие о плане текста.
21 Составляем план.
22 Типы текстов. Рассуждение.
23 Текст с вопросом «почему».
24 Как строится рассуждение.
25 Части рассуждения.
26 Пример в рассуждениях.
27 Правило в рассуждениях.
28 Верные и неверные объяснения.
29 Описание. Текст с вопросом «какой».
30 Понятие об описании.
31 Признаки и основная мысль описания.
32 Описание в объявлении.
33 Сочиняем описания.
34 Загадки - описания. Невыдуманный рассказ.

3 класс.
№ Дата занятия Тема занятия
По плану Фактически 1 Чему учит риторика.
2 Общение и речевая ситуация.
3 Неподготовленная речь.
4 Подготовленная речь. Приёмы подготовки.
5 Подумай: кому- о чём- зачем.
6 Ключевые слова. Рисунки. Схемы.
7 План. Прорепетируй выступление.
8 Похвала. Комплимент. Не забудь похвалить.
9 Вежливое общение. Что такое вежливость.
10 Хорошее настроение.
11 Добрые дела - добрые поступки. Вежливо - невежливо- грубо. А ты вежлив?
12 Правильная речь.
13 Пересказ. Учимся понимать исходный текст.
14 Вводим в пересказы цитаты.
15 Кратко о книге. Выбери нужное.
16 Диалог и монолог. Диалог – тоже текст.
17 Разные монологи.
18 Поздравляю кого? С чем? Как? Понятие о поздравлении.
19 Желаю кому? Чего? Как?
20 С днём рождения!
21 С Новым годом!
22 С праздником 8 Марта!
23 Разные тексты.
24 Разные объявления.
25 Сравни и скажи. Правила сравнения.
26 Учимся употреблять сравнительные слова.
27 Как строится сравнительное описание.
28 Сравнения с задачей обобщения.
29 Сравнительная характеристика.
30 Рассуждение.
31 Как строится рассуждение.
32 Строим рассуждения.
33 Чтобы рассуждение было убедительнее.
34 Несколько доказательств в рассуждении.
4 класс
№ Дата занятия Тема занятия
по плану фактически 1 Проверь себя. Речевая ситуация. Улыбнись улыбкою своей.
2 Особенности говорения. Речевые отрезки и паузы.
3 Утешение. Успокоить. Утешить словом.
4 Какой я слушатель.
5 Я - читатель.
6 Текст. Типы текстов.
7 Яркие признаки текста.
8 Абзацные отступы.
9 Запрет. Запрет - предостережение.
10 Запрет строгий и мягкий.
11 Знаки вокруг нас. Перед тобой дорожные знаки.
12 Разнообразие знаковых систем. Знаки-символы и знаки-копии.
13 Знаки - языковые.
14 Применение знаков в опорных конспектах.
15 Описание. Описание в различных речевых жанрах.
16 Два вида описаний.
17 Вежливая оценка. Правила вежливой оценки.
18 Создание условий для формирования самооценки.
19 Рассуждение. Скажи мне почему.
20 Аргументы. Во - первых, во-вторых, в- третьих.
21 Словарная статья - информативный речевой жанр.
22 Структура словарной статьи.
23 Рассказ. Различие устных и письменных рассказов.
24 Создание и исполнение рассказа с учётом речевой ситуации.
25 Газетные и речевые жанры. Особенности газетной информации, её виды.
26 Служба новостей. Что такое информация. Газетная информация.
27 Факты, события и отношение к ним. Информационные жанры.
28 Хроника. Информационная заметка.
29 Подпись под фотографией.
30 Обобщение. Говорю, пишу, читаю, слушаю. Слово.
31 Речевые жанры. Этикетные жанры и слова вежливости.
32 Этикетные диалоги.
33 Речевые привычки. Учись красноречию.
34 Майская газета.
Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Содержание программы
1 класс (33 часа)
ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
2 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
3-й класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным картинкам
4 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
2-й класс
Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих учебных действий:
–формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
–пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
–отличать подробный пересказ от краткого;
–знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
–пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
–пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
–реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению
3-й класс
Личностными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих умений:
– приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать особенности диалога и монолога;
– анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
– пользоваться основными способами правки текста.
4-й класс
Личностными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Детская риторика» является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Формы и виды контроля
Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д. Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.
Методические рекомендации
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы хотим научить эффективному общению, т.е. таковому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т. д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приёмы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приёмы работы, а именно:
-риторический анализ устных и письменных текстов;
- риторические задачи;
- риторические игры.
Риторический анализ формирует группу умений У-1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем). Вторая группа более сложных вопросов:
-что сказал говорящий;
-что хотел сказать;
-что сказал ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, что и как сказал ритор, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
Риторические задачи формируют группу уменийУ-2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
-кто говорит - пишет (адресант);
-кому говорит – пишет (адресат);
-почему (причина);
-для чего, зачем (задача высказывания);
- что -о чём (содержание высказывания);
-как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре);
-где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
-время, когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведённое для общения, если это важно.
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающие заданные компоненты.
Таким образом, риторические задачи учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры в отличии от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесёт скороговорку, сочинит считалку. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.
Уроки риторики способствуют нравственному воспитанию школьников, формируют опыт нравственных поступков. В основе данной программы лежит планомерное, активное и целенаправленное знакомство детей младшего школьного возраста с основами эстетики, этики, нравственности, практической философии, психологии.
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Для реализации задач обучения риторике были изданы учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). Эти учебные пособия (для 1, 2, 3, 4-го классов) активно используются учителями с 1992 г. и получили гриф «Рекомендовано» Министерства образования РФ. Они являются необходимым компонентом средств обучения риторике.
Кроме методических рекомендаций, изданных к каждому классу, учителям можно посоветовать познакомиться с методическими пособиями:
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным пособиям «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 1–11-го классов в соответствии с образовательной программой «Школа 2100». Авторы рассказывают о современной риторике общения: её содержании, программе, специфике этого учебного предмета, об особенностях построения уроков риторики; приводят разработки уроков для разных классов.
Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента. В пособии рассматривается реализованная в учебниках риторики технология обучения речевым жанрам как разновидностям текста, которые реально существуют в жизни и которыми нужно овладеть, чтобы общение было успешным. Каждая глава содержит необходимые теоретические сведения и разработки уроков (их в общей сложности 26).
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:
DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.
Кроме того, эти средства позволяют разнообразить
– виды деятельности учеников на уроке;
– приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);
– процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.
Приведём примеры работ при использовании компьютера:
анализ положительного или негативного примера речевого жанра;
редактирование (взаиморедактирование);
создание текста, его коллективное обсуждение;
создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.);
создание речевых жанров с использованием многомерного представления информации: текста, графики, голоса (звука).
При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.
Технические средства на уроках риторики широко привлекаются также при создании:
классных газет и журналов (компьютер);
фотоальбомов (фотоаппарат);
DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) риторических праздников, конкурсов и т.д.
Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями
.
Рассмотрено на МО Согласовано
Учителей начальных классов Завуч по ВР Протокол № ____________ _____________________
От «____»____________2014 г. «___»___________2014г.
Руководитель МО ________