Тезис доклада Управление процессом мотивации педагогов

Тема:
«Управление процессом повышения мотивации педагогов» (на примере КСОШАЭН им. Е.Е.Эверстова»)
Актуальность. Проблемы мотивации работников предприятий любых форм собственности всегда были и остаются актуальными независимо от общественно-политического строя, который функционирует в отдельно взятой стране и всего мирового сообщества в целом, так как от четко разработанных систем мотивации зависит не только социальная и творческая активность работников, но и конечные результаты предприятий в их многогранной социально-экономической деятельности и, особенно, в области внедрения в производство инновационных процессов, мероприятий научно-технического прогресса.
Изучение мотивации необходимо, так как это один из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания.
Актуальность темы определяется ещё и тем, что, проводимая в стране модернизация образования ставить цель повышения его качества. Решение данных вопросов зависит от педагогического коллектива. В связи с этим есть настоятельная необходимость изучения мотивации работников и поиск путей эффективного управления.
Целью исследования является анализ управления процессом мотивации и разработка рекомендаций по повышению его эффективности.
Для достижения цели необходимо решения следующих задач:
- изучить теоретическое содержание понятия мотивация;
- провести анализ основных методов управления мотивацией персонала;
- рассмотреть пути повышения эффективности управления мотивацией;
- охарактеризовать состояние развития МОУ «КСОШАЭН им. Е.Е.Эверстова»;
- проанализировать управление мотивацией образовательной школы;
Объект исследования: Кобяйская средняя общеобразовательная школа агроэкологического направления имени Е.Е.Эверстова
Предмет исследования: теория и практика управления мотивацией работников
Постановка проблемы: сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме мотивации и основных методов управления мотивацией, анкетирование и собеседование с педагогами школы, отслеживание процесса управления кадрами в школе, наблюдение за трудовым поведением педагогов.
Гипотеза исследования заключается в том, совершенствование работы образовательных учреждений может быть достигнуто преимущественно за счет целенаправленной деятельности по мотивации педагогического персонала.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи, указаны теоретико-методологические основы и методы исследования. Первая глава "Теоретические основы управления мотивацией персонала" посвящена анализу процесса мотивации труда, понятий "мотивация", "мотив", выявлению основных методов управления мотивацией и особенностей мотивации персонала на государственном предприятии.
Во второй главе "Повышение эффективности управления мотивацией в школе" дан анализ основных методов управления мотивацией, сформулированы требования к мотивации педагогического коллектива при нововведениях.
В третьей главе "Деятельность МОУ «Кобяйская средняя общеобразовательная школа агроэкологического направления имени Е.Е.Эверстова»" дана характеристика состояние развития школы, анализ процесса управления мотивацией педагогов в данной школе.
Исследовав тему, пришла к следующим выводам:
1. это процесс стимулирования отдельного работника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации. Мотивация труда имеет много составляющих. В частности важнейшими элементами процесса трудовой мотивации являются ценности и нормы поведения. Для разных социальных групп работников, отличающихся условиями и содержанием труда, профессией, квалификацией и другими социальными признаками, одни и те же объекты и явления могут иметь разную значимость. Так, для кого-то главным ориентиром поведения в сфере труда является материальное благополучие, для кого-то важнее содержание труда, его творческая насыщенность, а кто-то превыше всего ценит возможность общения и т. д.
2. Знание теорий мотивации, применение их положений в процессе работы дает руководителю понимание того, что учет различных мотивирующих факторов создает условия для саморазвития работника, обеспечивает оптимальные условия побуждения его к продуктивному и качественному труду. Существуют два подхода к изучению теорий мотивации. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации (изучение потребностей человека). К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда. Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях (распределение усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей). К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера - Лоулера.
3. Рассмотрев пути повышения эффективности управления мотивацией педагогов, выяснила, что руководителю просто необходимо быть практическим психологом, пытаться определить наиболее актуальные потребности педагогов и учитывать их при организации работы, использовать методы, усиливающие мотивы, направленные на реализацию актуализированных потребностей.
4. Наиболее эффективными формами стимулирования работников являются индивидуальные. Важно, выяснить потребности каждого работника и попытаться найти способы их удовлетворения.
5. Проанализировав управление мотивацией в МОУ «КСОШАЭН им. Е.Е.Эверстова», выяснила, что высокие результаты работ можно достичь за счёт:
* правильного подхода в управлении школой, четко определив функциональные обязанности каждого члена управленческого аппарата;
* удовлетворенности педагогов работой своей школы, руководством;
* нововведений в организации учебно-воспитательной деятельности, развития новых форм организации труда;
* индивидуального подхода к каждому члену коллектива. В системе управления в МОУ «КСОШАЭН им. Е.Е.Эверстова» учитываются особенности мотивационной сферы различных категорий педагогов и мотивационного климата школы, стремление к повышению качества учебно-воспитательного роста, выполнению социального заказа школы, общества, государства.
* поощрения творческой инициативы и самостоятельности, поддержки новаторских идей, технологий и ответственности;
* целенаправленной кадровой политики,
* применения конкретной модели мотивации и управления персоналом.