Компетентностный подход к обучению младших школьников
Компетентностный подход к обучению младших школьников
Выступление на МО подготовила:
Кудряшова Татьяна Александровна
Февраль. 2015
Вступление
Меняется мир непрерывно, неспешно,
Меняется все – от концепций до слов.
И тот лишь сумеет остаться успешным, кто сам вместе с миром меняться готов!
П. Калита
В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения и воспитания является подготовка учащихся к повседневной жизни. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Стратегия модернизации образования России одним из направлений обновления называет «компетентностный подход». В основу обновлённого содержания общего образования будет положено формирование и развитие ключевых компетенций учеников.
Далее просмотр презентации
В соответствии ФГОС НОО многочисленные задания, представленные в учебниках и в тетрадях на печатной основе по всем предметам начальной школы, уже способствуют развитию информационной грамотности учащихся.
В современной школе меняется роль учителя: из единственного источника учебной информации для учащихся он становится только умелым режиссером учебного процесса. Активизируется форма взаимодействия «Учитель – ученик». Следовательно, организационные формы учебной работы должны предполагать увеличение доли самостоятельных, индивидуальных и групповых работ, работ творческого, поискового, исследовательского характера.
Таким образом, следует перенести акцент с преподавательской деятельности учителя на учебную деятельность учащегося, основанную на инициативе и ответственности самих школьников, в связи с чем актуально использование парных и групповых форм организации учебно-познавательной деятельности, особенно при переходе к системно -деятельностному подходу в обучении.
Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Таким образом, нам – педагогам необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать своё собственное будущее.
Методы:
Кластер: от английского kluster – «гроздь, груда, рой, скопление. Кластер - один из способов преобразования полученной информации из текстовой в структурную. Это – разветвлённая структура ключевых понятий изучаемой темы, предмета исследования, идеи. Ответвления классифицируются по уровням, в свою очередь они логически детализируются (дробятся).
Составление кластера удобно проводить при обобщении и систематизации изученного раздела программы или объёмной темы. Это творческая работа может быть индивидуальной, парной, групповой, коллективной. Грамотно составленный кластер помогает представить всю тему в целом, опираясь на уровневые ветвления детально вспомнить и найти местоположение одного изученного фрагмента в теме. Ученики записывают в центре листа ключевое понятие или название изученной темы, а от него рисуют стрелки в разные стороны, дробя тему на составляющие подтемы или понятия.
Сиквейн:от французского «cing» - пять. Написание сиквейна применяется также при обобщении знаний. Сиквейн – это краткое резюме на изученную тему. Он составляется по определённым правилам, которое коротко звучит как 1,2,3, предложение,1.
Это название изучаемого объекта.
Это 2 прилагательных, определяющих изученный объект.
Это 3 глагола, также характеризующих изученный объект.
Далее составляется предложение, отражающее главное в изученном объекте. Это может быть крылатое выражение, выражение чувства, цитата.
Итог: 1 слово (существительное - синоним) – резюме( своё отношение к данной теме, чувство или сравнение) по данной теме. Например;
Вода.
Прозрачная, вездесущая.
Течёт, растворяет, преобразуется.
Без воды не прожить ни растениям, ни животным.
Жизнь!
Приём составления сиквейна удобно использовать на уроках окружающего мира или литературного чтения при составлении характеристики героя художественного произведения.
Приём « 6-ти вопросов»: этот приём заключается в том, что ученики, изучая тему или какое то литературное произведение, задают 6 основных вопросов, ответы на которые раскрывают основную мысль изучаемого. Это сложный приём, и на начальных этапах его введения можно выполнять его под руководством учителя. Его роль может заключаться в том, чтобы в помощь детям дать 6 опорных понятий (слов). Грамотно составленные вопросы помогут ученикам н-р; пересказать прочитанное, не нарушая логику текста.
Приём «шляпы де Боно»: (Набор цветных шляп: белая, чёрная, жёлтая, зелёная, голубая, красная.) Приём заключается в том, что после изучения произведения или темы, примеряя каждую из шляп учащиеся дают свою оценку изученному, обязательно аргументируя своё мнение фактами изученной информации.
Белая – определение понятиям.
Чёрная – пессимисты.
Жёлтая–оптимисты.
Зелёная – определённая (специальная информация).
Голубая – вопросы по тексту.
Красная – эмоции.
Этот приём оживляет изучению учебной информации. Работу можно проводить по группам, которые разделяются по количеству шляп (количество шляп можно ограничить). Хорошо подходит этот приём на уроках окружающего мира
Приём «антипации»:этот приём заключается в том, что учащиеся перед знакомством с новым литературным произведением или темой предполагают, предвосхищают, предвидят то, о чём могут узнать. В этом может помочь название литературного произведения или название темы. Затем после изучения темы или произведения сравнивают то, что предполагали с тем, что узнали.
Приём «Дерево предсказаний»: Этот приём в чёт-то схож с приёмом антипации. Этот приём впервые был придуман американским учителем Джоржом Беллансом, работающим с художественным текстом. Предположения строятся по поводу развития сюжетной линии в литературном произведении. Приём построен таким образом: «ствол дерева» – тема, «ветви» – это предположения, которые расходятся по двум направлениям: с одной стороны – это «возможно», с другой – «вероятно» (количество ветвей может быть разным). На ветвях добавляются «листья» -
обоснование этих предположений. Этот приём требует более высокого уровня знаний о литературных произведений в целом, поэтому его лучше проводить в 3-4 классах.
Приём «Выбор задания»:Этот приём воспроизведения, использования для анализа, ранжирования по самостоятельно заданным основаниям уже изученной информации. Н-р; На уроке обучения грамоте на доске написаны буквы: А, о, И, Э, э, и, а, О.
Задания учителя:
- Посмотрите на запись, придумайте себе задание, используя их.
- Объясните свой выбор задания.
- Выполните своё задание.
- А теперь посмотрите на то задание, которое было запланировано с этими буквами (Задание записано на обратной стороне доски.). Сравните его со своим.
Приём «Присвоения понятий»:Этот приём заключается в том, что учащиеся дают собственное интерпретацию изучаемого предмета, сравнивая её с определением автора. Иногда определение понятия и предмета может быть сказочным, нестандартным. Н-р; «Что может сказать о себе глагол?», «Чем гордится ноль?». Этот приём очень похож на приём «Водопад», где дети высказывают мнения, которые позволяют подвести их к получению ожидаемой информации.
Приём «Виртуальный гость»:Получив информацию от детей по изучаемой теме, можно сравнить её с цитатами великих учёных или путешественников, которые могут подтвердить факты изучаемого материала. Этот приём удобно использовать на уроках окружающего мира.
Приём «Ведения дневника или бортжурнала»: Этот приём заключается в том, что дети, изучая н-р; какую либо природную зону (степь, тундру, ледяную пустыню) или природное сообщество (поле, луг, тайга, горы) ведут бортовой журнал или дневник путешественника, как бы заочно путешествуя по изучаемой местности. Этот приём помогает не только систематизировать материал, но и развивать навыки письменной связной речи. В бортжурнале можно помещать и описания, и рисунки, и схемы, и таблицы. Можно изучение той или иной природной зоны представить как составление рекламы турфирмы.
Приём «несоответствий» (коллизий): Этот приём заключается в нахождении несоответствий между старыми и новыми знаниями. Или несоответствия между знаниями разного уровня. Можно применять на уроках русского языка: например; несоответствие между написанием и произношением слова: гриб – гри(п), наблюдение за группой таких слов
можно смотивировать на нахождение правила, связанного с данной коллизией. Можно использовать рассмотрение несоответствия между житейскими и научными знаниями.
Приём «Ромашка»:Этот приём заключается в составлении разных вопросов, ответами на которые будет изучаемый материал. Вопросы записаны на лепестках ромашки:
- простой вопрос
- уточняющий вопрос
- оценочный вопрос
- творческий вопрос
- практический вопрос
- вопрос-интерпретация
Можно разделить все вопросы на тонкие и толстые:
«Тонкие вопросы» «Толстые вопросы»
Кто…? Дайте объяснение почему…?
Что…? Почему вы думаете…?
Когда…? Почему вы считаете…?
Может…? В чём разница…?
Будет…? Предложите, что будет, если…?
Было ли…? Можно ли изменить роли так, чтобы сделать
их противоположными?
Согласны ли вы…?
Верно ли…? Что ещё можно использовать вместо данного объекта…?
Кроме вышеперечисленных приёмов можно использовать разные способы работы с таблицами. Любая информация, помещённая в таблицу, помогает систематизировать полученную информацию, хорошо запомнить и логически воспроизвести.
Приём «Концептуальная таблица»:Таблица делится по вертикали и горизонтали. То, что в таблице располагается по горизонтали, подлежит сравнению, а то, что располагается по вертикали, это различные свойства и черты предмета, подвергающегося сравнению.
Таблица вопросов:
Кто? Что? Где? Когда? Почему?
Таблица заполняется по мере изучения темы.
Таблица «Знал – узнал»:
Что я знал о … (предмет изучения)? Что нового узнал о… ?1.
2.
1.
2.
Заполнение таблицы можно организовать как самостоятельно так и по группам.
Таблица «Согласны – не согласны»:
Согласны. Несогласны (с добавлением аргумента).
- Форма глаза напоминает яблоко.
- Зрачок глаза – это отверстие в глазу.
- Очень полезно читать лёжа.
- Глаз человека надёжно защищён.
- Зрение человека не портится от долгой работы за компьютером. Этот приём можно использовать при изучении любого предмета. Н-р; при анализе характера героя литературного героя; или при изучении правила правописания на уроке русского языка.
Эту таблицу можно интерпретировать форму теста.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Знаком «+» или «–« ученикам предлагается сделать выбор о согласии или несогласии с высказыванием учителя. «Верите ли вы в то, что в тундре бывает очень тепло? (1 – «+»).
Таблица «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал».Заполнение данной таблицы
Помогает учащимся проанализировать свои знания, наметить пути поиска новых знаний, сделать вывод: на какой уровень перешли знания по изучаемой теме.
Знаю Хочу узнать Узнал
Первобытные люди жили родовыми общинами.
Они кочевали, чтобы добыть себе питание. Где появились первые люди?
Почему люди перестали кочевать? Что первые люди появились в Африке, затем постепенно расселились по всей Земле.
Когда люди научились выращивать растения, одомашнили некоторых диких животных у них пропала необходимость к кочевой жизни.
Вышеперечисленные приёмы позволяют организовать реализовать следующие методы:
- проблемный
- исследовательский
- проектный
Применение активных разнообразных методов и приёмов работы над текстами как научными, так и художественными также способствуют формированию информационной компетентности.
Индивидуальное чтение со стопами и работа над прочитанным текстом. Учитель нацеливает учащихся на повторное чтение текста с использованием пометок карандашом на полях:
V – эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ - это новая для меня информация;
? – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
Чтение с упорядочиванием полученной информации. Например; сгруппировать предметы, взяв одинаковые по значению, форме, цвету, размеру.
Чтение текста для использования какого либо умозаключения по аналогии.
Чтение, а затем пересказ текста от лица какого либо героя.
Чтение чтения художественного текста и параллельно составление символами содержания (Составление особого вида знаково-символического, картинного плана)