ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Товмасян Валентина Михайловна, учитель МБОУСОШ №24 г. Тулы
В современном школьном образовании наметилось немало положительных тенденций: признана вариативность педагогических систем и подходов, у педагогов появилась свобода для творческого поиска, родителям предоставлена возможность принимать участие в проектировании образовательного процесса, осознана необходимость в педагогической поддержке индивидуальности ребенка, построении его собственной траектории развития; провозглашено единство предметных, общеучебных и личностных результатов учащихся. Кажется, что найден ключ к успешному развитию современного стремительно изменяющегося общества - формирование самостоятельного, ответственного, думающего человека.
Каковы же в связи с этим задачи начального основного общего образования? Развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и с миром, предполагающее побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности; обучение навыкам общения и сотрудничества, формирование оптимистичной самооценки и уверенности в себе, желания и умения учиться, то есть постоянно расширять границы своих возможностей; создание условий для получения опыта самостоятельных проб. Начальная школа должна стать первой ступенью в образовательном учреждении, на которой дети учатся самостоятельно думать, ответственно делать выбор. В рамках профильного обучения такая подготовка учащихся - ранняя профилизация - особенно актуальна.
Работа должна вестись в системе, сбой любого компонента которой влечет за собой разрушение ранее заложенных в сознании ребенка установок. Известно, что педагогическое воздействие имеет силу только в ряду себе подобных. Именно поэтому педагогический процесс должен идти через совместную деятельность всех участников образовательного процесса: учителя, классного руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, учащихся, родителей.
Учебно-воспитательный процесс начальной школы состоит из трех блоков: урочной деятельности первого школьного блока, внеурочной деятельности и дополнительного образования второго школьного блока и дополнительного образования внешкольного блока. Для достижения поставленных задач должно быть обеспечено единство всех блоков, их интеграция. Интеграция как методический прием должна способствовать формированию у учащихся целостной картины мира и созданию представления о школьных предметах и занятиях как определенной системе.
В современной школе существует, в основном, два направления интеграции: создание новых курсов, объединяющих материал ряда предметов и разовые интегрированные занятия разного уровня, продолжительности и характера. К первой группе, например, относятся разные варианты построения курсов “Окружающий мир”, включающих занятия по введению в образовательные области естествознания, обществознания, истории и ОБЖ, а также курсы «Художественный труд и изобразительное искусство». Ко второй группе относятся, например, интегрированные уроки чтения и письма, литературного чтения и музыки, окружающего мира и технологии, математики и технологии и другие.
Введение ФГОС НОО позволяет более эффективно строить работу по ранней профилизации за счет новых форм интеграции. Это может быть интеграция нескольких предметов урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования, например: «Математика», «Окружающий мир» и «Занимательное естествознание», «Наш дом и мы в нем», «Первые шаги моего исследования» или «Изобразительное искусство», «Технология (труд)» и «Изостудия», «Маленький мастер», «Оригами», «Техническое моделирование», «Эстетика быта». Возможен вариант проведения тематических “погружений” интегрированного характера (например, «Птицы и люди» или «Люди и достижения человечества»), проводимых в течение одного-двух учебных дней. В таком случае необходима интеграция расписания, кроме того, оно должно быть подвижным, а материал планируется в виде образовательных модулей.
Интеграция способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе взаимосвязанных предметов, одновременно помогая классифицировать спонтанно полученную информацию по различным областям знания. Педагоги получают возможность совместно формировать и контролировать метапредметные и личностные результаты, фиксируя их в общих картах достижений, изучать способности и интересы учащихся за счет расширения границ предметов.
Важной задачей ранней профилизации является формирование общеучебных (или метапредметных) интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, классификации, обобщения, самопроверки, самоконтроля, самооценки, рефлексии. Учителя должны научить детей осмыслению своих впечатлений, ощущений и представлений и сформировать умения выразить их словами, в рисунке, в изделии, в таблице, в формуле. Условиями для этого должны стать отказ от репродуктивных методов и способов обучения, задачный принцип построения предметного содержания, организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия в образовательном процессе, широкое использование знаково-символических средств для решения учебных и учебно-практических задач, ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в урочной, так и во внеурочной деятельности детей.
Немаловажной задачей ранней профилизации в начальной школе является ориентация ученика на задания, которые побуждают его самостоятельно добывать знания, быть исследователем. Решению данной задачи способствует проектно-исследовательская деятельность младших школьников. Дети должны иметь возможность свободно выбирать проекты, над которыми они будут работать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора педагогами предлагаются различные варианты. Если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, то ему предоставляется возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. Учитель учитывает не только способности учащихся, но и их психологические особенности. Каждый проект должен оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель формирует умение соизмерять свои желания и возможности. Проектная деятельность способствует формированию универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных; учащиеся получают социально и личностно значимый опыт. Безусловно, интеграция материала урочной и внеурочной деятельности даёт возможность выхода на более интересные, глубокие темы; с учащимся могут работать два педагога, что является новой формой сотрудничества, полезной как для ученика, так и для его наставников.
В процессе работы по ранней профилизации необходимо формировать заинтересованность детей в развитии своих способностей и мотивации дальнейшего творческого роста. Важную роль в этом вопросе играет психолого-педагогическое сопровождение учащихся: развивающие занятия с психологом и социальным педагогом, индивидуальные тренинги и коррекционные занятия, создание портфолио ученика. Портфолио как накопительная папка творческих работ, достижений и наград используется в школах с конца 80-х годов. Роль учителя в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов, обсуждать с учениками различные способы демонстрации достижений, рекомендовать, давать советы, проявлять искренний интерес. Портфолио имеет силу только в том случае, если содержание обучения будет ориентировано на деятельность, если содержать оно будет результаты как урочной, так и внеурочной деятельности.
Неотъемлемой частью ранней профилизации является общее знакомство с профессиями и формирование целостного знания о них. Курс начальной школы сам по себе включает материал по ознакомлению с различными популярными профессиями. Вместе с тем разработка и введение в рамках внеурочной деятельности программы «Введение в мир профессий» позволяет учителю, начиная с первого класса, знакомить учащихся с менее известными, но востребованными специальностями, в том числе в родном городе, а ученикам испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Учащимся предоставляется возможность осознанно дифференцировать свои интересы, уже в младшем школьном возрасте не только расширить свои представления о мире профессий, но и исследовать свои способности. Игровая мотивация, которая преобладает на занятиях, перерастает в учебную. Дети становятся заинтересованной стороной, так как у них есть возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.
Содержание программы «Введение в мир профессий» интегрировано с содержанием развивающих психолого-педагогических тренингов и консультаций. Структура занятия включает разминку с заданиями, рассчитанными на проверку и развитие быстроты реакции, готовности памяти, наблюдательности, глазомера, пространственно-образного, логического, творческого мышления, внимания, мыслительных операций анализа и синтеза, зрительной и моторной памяти. Затем идет знакомство с профессией. Это может быть коллективное обсуждение, дискуссия, ролевая игра. Следующий этап – выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией. Например, спроектировать дом для сказочного персонажа, смоделировать одежду для куклы, расследовать несколько дел, вывести новое растение по заданным признакам, нарисовать транспорт будущего, проанализировать дорожно-транспортную ситуацию и другие задания. Все задания имеют игровой, занимательный, исследовательский характер.
Итак, в распоряжении современного педагога начальных классов имеется широкий арсенал педагогических подходов, технологий, методов, средств, форм, а с введением ФГОС НОО ещё и организационных и материальных возможностей для осуществления ранней профилизации учащихся. Несмотря на то что период ранней профилизации в начальной школе является подготовительным в профильном обучении, он очень важен для школьников. От того, как начнёт формироваться новый для младших школьников теоретический тип мышления, позволяющий исследовать и понимать сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки, от того, как будут сформированы такие личностные качества, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за её пределами, ответственность за полученные результаты, желание и умение учиться, зависит в дальнейшем решение задач предпрофильного, профильного, профессионального и самое главное, жизненного самоопределения.