Статья : Коллективная работа на уроках изобразительного искусства


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Белгорода
Организация коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства
Учитель изобразительного искусства
Вереитинова Е.И.
Белгород, 2014
Коллективная деятельность на уроках искусства перестаёт быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает большой интерес к художественному творчеству у самих учеников.
Несмотря н разнообразные формы организации коллективной изобразительной работы учащихся, на уроках чаще всего используется совместно-индивидуальная форма, которая, к сожалению, в наименьшей степени способствует развитию коллективного творчества, так, как не представляет возможности общаться в процессе самой изобразительной деятельности; высоко оценивается результат совместной изобразительной деятельности, но недооценивается воспитательный потенциал самого процесса работы над коллективной композицией и роль коллективной деятельности в развитии творческой деятельности учащихся.
Основные причины возникновения этих проблем в том, что коллективная деятельность, методика её организации, до сих пор не получила теоретического обоснования. Путём экспериментирования учителя выявляли интересные формы объединения индивидуальных работ учащихся в единую композицию, приёмы организации коллективной работы, охватывающей детей всего класса. Но чем весомей педагогический опыт, тем острее становится необходимость в его обобщении; явно не хватает методической литературы, дающей теоретическое обоснование успешности применения методики организации коллективной деятельности, предупреждающей ошибки молодых специалистов.
Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе художественной совместной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и мнениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.
В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах общения: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности - это средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры самого общения.
Коллективная изобразительная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:
Информационная - обмен чувственной и познавательной информацией;
Контактная – готовность к приёму и передачи информации;
Координационная – согласование действий и организация взаимодействий;
Перцептивная – восприятие и понимание друг друга;
Развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.
В качестве критериев подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:
Общность интересов;
Неограниченность индивидуального творческого проявления;
Гуманистический характер общения;
Доверие и взаимопомощь;
Сочетание полевого личностного взаимодействия.
Таким образом, коллективная деятельность определяется педагогом как равноправные личностные взаимодействия учащихся, направленные на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворённости.
Коллективная деятельность рассматривается как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к изобразительному творчеству сравнительно надолго.
Значительный рост интереса к этому методу отмечается в конце 80 х – начало 90 х годов. Борис Михайлович Неменский в книге «Мудрость красоты» дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни.
Коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом. В процессе работы каждый становится источником знаний для других участников.
В своей работе я использую три основные формы коллективной изобразительной деятельности:
Фронтальную, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учётом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композиции.
Коллективно – производственную форму, она широко может применяться при декоративно – прикладном творчестве, где деятельность учащихся стоится по принципу конвейера, когда каждый делает свою операцию в процессе изготовления изделий.
Комплексную форму, когда дети работают на одной плоскости, когда каждый ученик делает свою часть задания.
Фронтальная или совместно – индивидуальная форма организации коллективной деятельности одна из самых простых форм, но, несмотря на простоту, на практике учителю приходится придумывать ряд вопросов: согласование действия каждого ученика, продумать идею совместной композиции и составление обобщения на последнем этапе.
Методы и приёмы организации совместно – индивидуальной деятельности учащихся разнообразны, они зависят от сложности темы и техники исполнения. Важно использовать общие положения над совместной композицией:
Продумать над композицией, выбрать цвет, размер, положение общей плоскости фона.
Выбрать изобразительный материал.
Определить соразмерность деталей в общей композиции.
Определить технику сборки, процесс выполнения.
Совместно – взаимодействующая форма (комплексная) является наиболее сложной в организации коллективной деятельности, но эта работа наиболее творческая как для учащихся, так и для учителя. Такая форма требует от каждого ученика определённых знаний, умения общаться, сотрудничать, уважать чужую инициативу.
В этой форме работы, как правило, всех детей организовать сложно, поэтом необходимо организовать работы в группах, малых и больших. В своей практике выполняю два варианта композиции, включая элемент соревнования, где наиболее активно включаются дети во время работы.
Проводила уроки с использованием совместно – взаимодействующей деятельности: «Сказочный город», «На улице моего города», «Зимний день», «Весна идёт», «Средневековый европейский город». Во5 классе выполняли большую композицию для оформления школьного лагеря: панно «Летняя сказка», «Цветочный город».
Совместно – последовательная деятельность сложна по организации совместного процесса производственного конвейера. Здесь каждый ученик уподобляется мастеру, играет роль художника – мастера художественного производства. Эту работу проводила по теме: «Борисовская керамика», «Гжельский сервис», «Русская матрёшка», «Русский пряник» где дети старались выполнить большое количество одинаковых изделий. Также эту работу можно проводить для одной группы детей, которые умело владеют живописными материалами, хорошо развит глазомер, уверенности в точности повторения одинаковых элементов.
Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс урока и как метод обобщения знаний и умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления.
Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции учащихся
Список использованной литературы:
1. Горяева Н. А. первые шаги в мире искусства. Из опыта работы. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
2. Кузин В.С., Сиротин В.И. Программно-методические материалы.
3.Колякина В.И.Изобразительное искусство. М.: “Дрофа”. 1999.
Методика организации уроков коллективного творчества. М.: ВЛАДОС. 2004.
4.Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.:2000
Неменский. Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.
ПРИЛОЖЕНИЕ