Компетентностный подход на уроках истории
Компетентностный подход на уроках истории.
Каждый учитель мечтает о том, чтобы любили именно его предмет, чтобы он был самым востребованным и самым интересным. Приступая к работе, я мыслила именно так. Однако, со временем поняла, что как ни старайся, если сам ученик не видит надобности запоминать данные истины, если он не видит применения им в жизни, пользы увы, не будет. Возможно, он вспомнит что-либо, возможно, когда-то чем-то воспользуется. Именно поэтому, целью моей работы стало в первую очередь, не передача истины, она не зависит от субъекта, а попытка заинтересовать фактом, показать связь истины с жизнью.
Общепринятого определения понятия «компетентность» на данный момент не существует. Одним из наиболее удачных мы считаем определение О. Е. Лебедева: «компетентность – способность и готовность личности к деятельности, основанная на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению» (1). В методической литературе, существует множество определений понятия «компетенция», но остановимся на одном из них. Компетенция – способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях.
Основные составляющие понятия компетенции.
Знания – осваиваются в ходе познавательной деятельности. Следует подчеркнуть, что подход, основанный на компетенциях, ни в коей мере не принижает роль знания. Наоборот, знания необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения, что является неотъемлемым фактом в жизни в обществе, основанном на знаниях в которых предстоит жить.
Умение – предполагает целенаправленное выполнение действия, задания. Отношение – под ним понимается к объекту и предмету деятельности, отношения между субъектами деятельности, а также отношение работника к самому себе к своему личному и профессиональному развитию и карьере. Опытом становится то жизненное и профессиональное содержание, которое осмыслено и проработано человеком и стало частью его внутреннего мира. Профессиональным и управленческим опытом работник начинает обладать тогда, когда он анализирует результаты своей деятельности и делает правильные выводы.
История в современной школе в значительной степени утратила свою мировоззренческую компоненту. Нередко она воспринимается современными учениками как собрание фактов и теорий, которые применимы лишь на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения. А десятки новых учебников при всем своем многообразии, по факту, никак не решают эту проблему. Соответственно, интерес к предмету оказывается основан только на личности учителя, его способности быть интересным. Все это делает необходимым поиск новых путей развития отечественного образования, в том числе и исторического.
Отсюда актуальным и значимым является обращение к изучению проблемы компетентностного подхода в преподавании истории. В данной работе поставлена цель – исследовать возможности компетентностного подхода в преподавании истории как средства развития познавательных способностей учащихся. Предмет – возможности компетентностного подхода в развитии познавательных способностей учащихся. Объект – учебный процесс по дисциплине «история». В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- определить содержание и основные проблемы компетентностного подхода;
- дать характеристику познавательных способностей учащихся;
- рассмотреть проблемы реализации компетентностного подхода на уроках истории.
В соответствии с этим подходом, продуктом учебной деятельности являются умение решать нравственные задачи, умение строить свои поступки в зависимости от своих знаний, навыков и ценностных ориентиров. Образовательный процесс на уроках истории организуется таким образом, что учащийся постоянно ставится в ситуацию решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. При этом учащийся проводит как фактический анализ (выявляет объективные свойства исторических событий и процессов), так и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества, личности и т.д. В ходе занятий учителем ставится цель выработать умение использовать при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их, чтобы выработать ответственность за принятое решение.
Известно, что в обучении истории преобладают занятия, на которых доминируют цели формирования знаний. Бывают уроки, где преимущественно реализуется воспитательный потенциал школьного курса. Но также возможны занятия, на которых деятельность учителя и учащихся подчинена главным образом целям приобретения знаний о способах учебной деятельности, формированию и закреплению умений ее осуществлять. К сожалению, большой объем информации препятствует выделению на эти цели целого урока. Речь, как правило, идет о части занятия. Этот фрагмент урока можно назвать развивающимся модулем. (Модуль урока — это часть занятия, посвященная решению только одной локальной задачи обучения, законченная как по своему содержанию, так и по только ему присущим приемам организации учебной деятельности школьников.) При тематическом планировании процесса изучения школьного курса учитель, исходя из характера собственно исторического содержания, определяет ведущий развивающий потенциал.
Основным этапом организации учебной деятельности при таком подходе является мотивационный. С целью создания положительной мотивации обычно используются ценностно-проблемные ситуации, в которых ученик должен осуществить выбор с помощью каких ценностей, критериев дать оценку тому или иному историческому событию. В ценностно-проблемной ситуации должен возникнуть внутренний интерес личности. Этот этап можно рассматривать и как этап актуализации личных ценностей. Так, прежде чем изучать эпоху Петра I, уместно обсудить с учащимися вопросы: как вы отнесетесь к человеку, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами? А если этот результат ощутим в масштабах всей страны, создает условия для прогресса во многих областях? Очень часто, как показывает опыт, учащиеся по-разному отвечают на каждый из этих вопросов. При этом можно наблюдать, как происходит процесс актуализации личных ценностей
Обязательным этапом при использовании ценностно-деятельностного подхода является этап коллективной познавательной деятельности. На этом этапе отрабатывается умение самостоятельно формировать свою позицию по той или иной проблеме, защищать ее и аргументировано обосновывать. При ценностно-деятельностном подходе ученик получает право на субъективность при оценке исторических фактов, явлений и событий.
Опыт педагогической деятельности убеждает, что задача формирования и развития системы личных ценностей учащихся не только актуальна, но и реализуема в процессе исторического образования. Однако выдвижение на первый план целей, связанных с развитием личности учащихся, и прежде всего их ценностных ориентиров, требует серьезного отбора содержания предмета и поиска новых педагогических технологий, методов, приемов обучения.
Основное содержание курса истории — описание, интерпретация и оценка событий, явлений, процессов прошлого — не включает сведений о способах учебной деятельности, которыми следует овладеть для эффективного усвоения материала (как анализировать исторические события, извлекать информацию и т.д.). Характер содержания каждого урока истории столь разнообразен, что от школьников может потребоваться готовность совершать действия, связанные не с одним, а с целой совокупностью умений: анализ исторического события, работа с картой, с историческим документом и т.д.
В то же время с тем или иным действием (например, с показом по карте территории страны) ученик может вновь встретиться только через ряд занятий, а то и при изучении нового раздела курса. Эта особенность затрудняет формирование способности совершать то или иное действие последовательно, из урока в урок.
Определение комплекса умений, формируемых в курсе истории. Проблема создания единых требований к формированию умений в каждом курсе осложняется не только разнообразием учебных программ. Даже если нормативные требования в этой области появятся, будет необходимо каждый раз корректировать систему развивающего обучения применительно к уровню познавательных способностей учащихся конкретного класса [2.С. 28].
Многие виды исторических умений (например, умения исторического анализа) формируются годами, на протяжении изучения ряда школьных курсов, и успех в достижении целей во многом зависит от того, как идет в это время общий процесс развития мыслительных способностей школьников. Становление исторических умений, в отличие от процесса усвоения знаний, почти всегда имеет интегративный характер, предполагает реализацию межпредметных связей.
Информационные умения.
Умения работать с письменными источниками исторических знаний: бегло читать исторический текст, различать художественный, учебный и научно-популярный исторический текст; пользоваться оглавлением учебника, методическим аппаратом учебника (карты, иллюстрации и т.д.); самостоятельно пользоваться терминологическими словарями, выделять главные мысли в адаптированном тексте, извлекать из него исторические сведения.
Умения работать с вещественными и изобразительными источниками: различать вещественные изобразительные первоисточники и их макеты, реконструкции, а также изобразительные первоисточники и художественные произведения исторического жанра; извлекать историческую информацию из этих источников.
Умения работать с картой: различать географическую и историческую карту; читать легенду учебной исторической карты; показывать по карте стороны света, реки, главные населенные пункты, страны, пользоваться картой-схемой сражений.
Умения устной речи: строить грамотно предложения, излагать материал связно, литературным языком, с использованием программной исторической терминологии; владеть приемами исторического повествования о событиях и явлениях и описания единичных памятников истории и культуры, облика исторических деятелей; давать самостоятельно последовательный, развернутый ответ, требующий воспроизведения текста учебника в объеме подзаголовка параграфа; рецензировать правильность изложения материала и полноту ответа одноклассника.Умения письменной речи: грамотно писать исторические термины, понятия, имена собственные, составлять словарь исторических терминов, «хронологическую таблицу, схему, создавать простой план текста в объеме подзаголовка учебника; вести рабочую тетрадь.
Мыслительные умения.
Хронологические умения: определять по году век, тысячелетие; располагать изучаемые события в хронологической последовательности; вести счет лет в истории: определять длительность события, отдаленность от наших дней; читать римские и арабские цифровые обозначения века, тысячелетия.
Умения локализации исторического объекта в пространстве: относить по внешним, ранее известным признакам памятники истории и культуры к той или иной цивилизации.
Аналитические умения: правильно употреблять основные исторические понятия и описывать их главные отличительные признаки; воспроизводить и объяснять готовые выводы по содержанию урока; относить изучаемый факт к хозяйственной, политической, духовной областям жизни людей; различать мифологических и исторических героев, мифологические и подлинные факты, главные и второстепенные событийные сведения; устанавливать связи между событием и его причинами, между событием и его прямыми последствиями и воспроизводить их в своем ответе; систематизировать событийный материал в логике: причины — ход событий — итоги; сравнивать (на основе выделенных учителем линий сравнения) сопоставимые факты (памятники истории и культуры, орудия труда и т.д.).
4. Умения оценивать историческое содержание: давать нравственные оценки поступков людей.
Важным элементом работы учителя по формированию умений учащихся является диагностика учителем исходного владения ими. Пока в преподавании истории отсутствуют методики для быстрой и эффективной диагностики учителем уровня развития умений своих учащихся, но определенные подходы к этой проблеме уже нашли свое отражение в литературе.
В результате важно сделать следующий вывод – компетентностный подход необходим и в преподавании общеобразовательных дисциплин в ходе профессионального образования.
Разработки уроков
Тема «Нации и межнациональные отношения в современном мире»
Основные задания направлены на выявление двух основных тенденций развития межнациональных отношений.
Возможны краткие сообщения учащихся на темы: «Движение за автономию Шотландии и Уэльса», «Национальные проблемы в постсоциалистической Чехословакии», «Национальные и этнические конфликты в Югославии», «Движение тамилов», «Индо-мусульманская проблема», «Чернокожее население Европы и США», «Межэтнические конфликты в Бельгии», «Проблема франкоязычного населения в Канаде», «Межэтнические конфликты в Испании», «Европейский союз». В сообщениях необходимо осветить вопросы:
- причины и история конфликта,
- суть проблемы,
- возможные пути урегулирования.
В ходе беседы выделяются основные идеи современного цивилизационного подхода к решению национальных проблем, рассматриваются вопросы гармонизации межнациональных отношений.
Тема «Веротерпимость и свобода совести - важнейшие духовные ценности. Роль религии в современном мире»
Религиозные взгляды - личное дело каждого человека, поэтому изучение темы требует от педагога тактичности, толерантности. Главная задача: характеризуя возрастающую роль религии в современном мире, определить причины и возможные последствия этого явления.
В качестве актуализации полученных ранее знаний учащимся предлагается «Текст с пропусками».
Древнейшей из мировых религий является..., а самая поздняя по времени возникновения... В IV-VIII вв. вырабатывалась догматика третьей мировой религии... В 1054 году... раскололось на два самостоятельных направления:... и ..., а в XVIII в. в Европе в результате Реформации появилось его третье направление - ... Основы православного учения сформулированы и закреплены в..., а Коран - священная книга... Жизнь человека есть страдание, чтобы избавиться от страданий надо избавиться от желаний, что возможно путем достижения..., считают последователи... Вмешательство во все сферы жизни человека, подчинение их религиозным законам - характерная черта... Основные нравственные правила христиан:...Можно предложить учащимся подготовить сообщения о новых формах деятельности мировых церквей «Исламизация: плюсы и минусы», «Особенности современного буддизма», «Христианство на пороге XXI века», «Новые нетрадиционные религии».
Вопросы для дискуссии:
- причины возрастания роли религии в современном мире,
- взаимоотношения науки и религии, знания и веры.
Тема «Глобальные проблемы современности и пути их решения»
Глобальные проблемы современности (ГПС) рассматриваются в курсах географии, физики, химии, биологии, ОБЖ. В данном курсе обобщаются знания учащихся, акцентируется внимание на социальных аспектах и путях решения проблем. Один из вариантов проведения урока - использование «метода проектов». На вводном уроке учащиеся знакомятся с сущностью, особенностями, причинами возникновения, классификацией ГПС.
Учащимся предлагается выполнить групповые проекты по направлениям: «Военные катастрофы и угроза миру», «Преодоление экономического отставания стран третьего мира, «Проблемы экологии», «Проблемы ресурсов», «Демографическая проблема», «Сохранение здоровья человека» и т.д. Группы представляют материал в форме плакатов, стендов, буклетов (по выбору), отражающих:
- актуальность и значимость,
- сущность проблемы,
- предлагаемые пути решения.
Оформляется выставка работ учащихся.
Использованная литература
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. // Школьные технологии. - 2004.-№5.
Стрелова О.Ю. Историческое образование в условиях новых стандартов: от программы-конспекта содержания – к программе-плану деятельности. Журнал «Преподавание истории в школе», 2010г., № 6.
uchportal.ru Методические разработки.
http://metodsovet.su