Конспект урока биологии в 6 классе:Тема: Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления.


Класс: 6
Дата:
Учитель: Стаховская О.А
Тема: Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления.
Задачи: изучить внешнее строение побега и его основные функции; рассмотреть его видоизменения; продолжить формирование умений сравнивать, анализировать и делать выводы;
Оборудование: таблицы, гербарный материал, презентация "Строение и значение побега"
Ход урока
Орг.момент
Выберите правильные ответы:
1. Вегетативные органы растения: А) корень Б) стебель В) цветок Г) плод.
2. Генеративные органы растения: А) корень Б) стебель В) цветок Г) плод.
3. Выберите виды корней: А) стержневой Б) главный В) придаточный Г) мочковатый.
4. Выберите типы корневых систем: А) стержневая Б) главная В) боковая Г) мочковатая.
5. Встречаются в зоне всасывания: А) корневой чехлик Б) главный корень В) корневые волоски Г) мелкие клетки образовательной ткани.
6. Интенсивно размножаются, способствуют росту корня в длину и развитию других зон клетки: А) зоны размножения Б) зоны роста В) зоны всасывания Г) зоны проведения.
7. Замедляется образование плодов, уменьшается их масса, отодвигаются сроки их созревания при недостатке: А) азота Б) фосфора В) калия Г) железа.
8. Образуются в результате накапливания и откладывания в запас различных органических веществ: А) воздушные корни Б) корни присоски В) корнеплоды Г) корневые клубни.
9. Развиваются у растений паразитов: А) воздушные корни Б) корни присоски В) корнеплоды Г) корневые клубни.
10. Образованы боковыми и придаточными корнями: А) стержневые корневые системы Б) мочковатые корневые системы В) корнеплоды Г) корневые клубни.
Дополнительно:
2. Проверка знаний учащихся. Проверка знаний по теме "Виды корней и корневые системы", самостоятельная работа по карточкам.
Задание 1. Назовите функции корня.
Задание 2. Назовите виды корней изображенные на рисунке.

Задание 3. Назовите виды корневых систем. Чем они отличаются между собой?
2. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы рассмотрим побег.
Ребята, давайте заполним таблицу и выделим, чтобы вам сегодня хотелось узнать.
Что знаем Что хотим узнать Что узнали

Строение побега. ( Слайд 2 )Раздать рисунки строение побега.
Рассмотрите рисунки и выделите, что входит в строение побега.
По характеру расположения в пространстве побеги бывают: (слайд 3, 4)
прямостоячие - побеги с растущим вертикально вверх стеблем (тополь, овес, подсолнечник);
приподнимающиеся - побеги, сначала растущие в горизонтальном, а затем вертикальном направлении (лапчатка метельчатая, сабельник болотный);
стелющиеся - растущие более или менее горизонтально (клюква, лапчатка гусиная);
ползучие - побеги, похожие на стелющиеся, но в отличие от них укореняющиеся с помощью придаточных корней, образующихся в узлах (земляника, живучка ползучая);
вьющиеся - побеги, способные обвиваться вокруг других растений или каких либо опор (вьюнок полевой, хмель);
лазающие - побеги, имеющие приспособления (усики, присоски, крючки и т.д.) для удержания на опорах или на других растениях (горох, виноград, плющ).Видоизменения побегов (слайд 5, 6, 7, 8)
Клубень (картофель)
Корневище (ландыш)
Луковица (тюльпан)
А как вы можете сформулировать, что такое видоизмененный побег?
Видоизмененный побег - это побег, у которого стебель, листья, почки (или все вместе) необратимо меняют форму и функцию.
Корневище - видоизмененный подземный побег, который служит для накопления запаса питательных веществ, вегетативного размножения.
Клубень - видоизмененный побег с сильно разросшимся стеблем. Наземные клубни образуются у кольраби, подземные - у картофеля.
Луковица - видоизмененный побег, образованный расширенным донцем, мясистыми и чешуевидными листьями и почками (у лука, тюльпана, лилии).
Виды побегов (слайд 9 ) по функциям и развитию междоузлий
Раздать таблицы детям

Как вы считаете, как по другому можно назвать листовые и цветоносные побеги? (Вегетативные и генеративные)
Виды почек (слайд 10, 11, 12 )Почка - это зачаточный еще не развернувшийся побег, на верхушке которого находится конус нарастания.
Листовые (вегетативные) - развивается стебель и листья
Цветочные (генеративные) - цветки, крупнее вегетативных и более округлые.
Верхушечная - на верхушке побега
Пазушные (боковые) - в пазухах листьев
Придаточные - образующиеся вне пазух (на листьях корнях)
Спящая - находится в покое. Спящие почки способны не распускаться достаточно долго. У дуба они "спят" до 100 лет, у березы - до 50, у осины - 40, у жимолости - 35, у боярышника - 25 лет.
Строение почки. (слайд 13)
Рассмотрим строение почки. Снаружи почка покрыта плотными кожистыми почечными чешуями. Какую функцию они будут выполнять?
Защищают ее от воздействия неблагоприятных условий внешней среды.
В центральной части почки хорошо заметен зачаточный стебель, а на нем - очень мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки.
Если разрезать несколько почек, можно увидеть, что внутри одних на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья. Такие почки называют вегетативными. Внутри других почек находятся зачаточные бутоны. Это генеративные (цветочные) почки.
Почему почку называют зачаточным побег?
Развертывание побега из почки. (слайд 14 )
3. Закрепление.
Работая с гербарием:
- назовите органы цветкового растения, какие функции они выполняют.
Возвращаемся к таблице (знаю, хочу, узнали)
4. Домашнее задание. Параграф 15 задачи. (слайд 15 )
Известно, что у растений есть генеративные и вегетативные почки. Двое учащихся поспорили, один из них утверждал, что кочан капусты это гигантская почка, а второй доказывал обратное. Кто из них прав?
Почки на деревьях обычно закладываются в начале лета, однако пробуждаются и дают побеги лишь весной следующего года. Дайте объяснение этому явлению.
Известно, что у растений есть генеративные и вегетативные почки. Двое учащихся поспорили, один из них утверждал, что кочан капусты это гигантская почка, а второй доказывал обратное. Кто из них прав?
Почки на деревьях обычно закладываются в начале лета, однако пробуждаются и дают побеги лишь весной следующего года. Дайте объяснение этому явлению.
А. Выберите правильные ответы:
1. Вегетативные органы растения: А) корень Б) стебель В) цветок Г) плод.
2. Генеративные органы растения: А) корень Б) стебель В) цветок Г) плод.
3. Выберите виды корней: А) стержневой Б) главный В) придаточный Г) мочковатый.
4. Выберите типы корневых систем: А) стержневая Б) главная В) боковая Г) мочковатая.
5. Встречаются в зоне всасывания: А) корневой чехлик Б) главный корень В) корневые волоски Г) мелкие клетки образовательной ткани.
6. Интенсивно размножаются, способствуют росту корня в длину и развитию других зон клетки: А) зоны размножения Б) зоны роста В) зоны всасывания Г) зоны проведения.
7. Замедляется образование плодов, уменьшается их масса, отодвигаются сроки их созревания при недостатке: А) азота Б) фосфора В) калия Г) железа.
8. Образуются в результате накапливания и откладывания в запас различных органических веществ: А) воздушные корни Б) корни присоски В) корнеплоды Г) корневые клубни.
9. Развиваются у растений паразитов: А) воздушные корни Б) корни присоски В) корнеплоды Г) корневые клубни.
10. Образованы боковыми и придаточными корнями: А) стержневые корневые системы Б) мочковатые корневые системы В) корнеплоды Г) корневые клубни.
Б. Закончите выражение:
1. К вегетативным органам растения относятся: __________________________________ .
2. Генеративными органами растения называют: _____________________________________ .
3. Корни бывают: _________________________________________________ .
4. Выделяют типы корневых систем: ____________________________________ .
5. Во внутреннем строении корня выделяют зоны: _________________________________ .
6. Удобрения бывают: __________________________________ .
7. В состав минеральных удобрений входят питательные элементы: ____________________ .
8. Характерные видоизменения корней: _____________________________________ .
9.Воздушные корни служат для _________________________________ .10.Стержневую корневую систему образуют ____________________________ корни.
В. Соотнеси понятия:
1.Если молодые ветки ивы, смородины, побеги комнатных растений поставить в воду, то на них появляются ….. 1.Главные, боковые, придаточные
2.С помощью корня вода и растворы минеральных солей доставляются в … 2.Пожелтению листьев
3.Корни бывают …. 3.Воздушные корни
4.Питательные вещества откладываются в … 4.Рис, пшеница, кукуруза
5.Недостаток азота в почве приводит к …. 5.Рост
6.При недостатке калия у растений замедляется …. 6.Придаточные корни
7.Растения, имеющие стержневую корневую систему - …. 7.Стебле, корнях, плодах
8.Растения, растущие на бескислородных, болотистых почвах, имеют …… 8.Хлорофилла
9.Растения паразиты не имеют ……… , поэтому они всасывают питательные вещества через корни-присоски. 9.Арбуз, капуста, одуванчик
10.Растения, имеющие мочковатую корневую систему - ….. 10.Стебель