Урок математики во 2 классе «Переместительное свойство умножения»


Урок математики во 2 классе «Переместительное свойство умножения»
Программа: Планета знаний.
Тема: «Переместительное свойство умножения».
В основу урока положен деятельностный метод.

Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с переместительным свойством умножения;
- закреплять понятие, что умножение, есть сумма одинаковых слагаемых;
- закреплять знание компонентов и результата действия умножения;
Развивающие:
- способствовать развитию умения наблюдать, воспринимать проблему, выдвигать гипотезу её решения, делать выводы;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- развивать мыслительную деятельность учащихся при решении задач, анализе выражений и равенств;
- развивать мыслительные операции сравнения, классификации.
Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к своим товарищам, чувство взаимовыручки, поддержки друг друга;
Развиватие УУД (универсальных учебных действий):
личностных – смыслообразование, самоопределение, осознание ответственности за общее дело, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, самооценка на основе критерия успешности;
 регулятивных – выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения, познавательная инициатива, контроль, коррекция и оценка; 
познавательных – целеполагание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации,
коммуникативных – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Оборудование: карточки с заданиями на выбор, смайлики, проектор, презентация.
Ход урока:
Орг. момент.
- Ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам на урок пришло много гостей. Повернитесь к ним, улыбнитесь. Садитесь на места, начинаем урок.
-Долгожданный дан звонок – Начинается урок! Посмотрите, всё в порядке, Книжки, ручки и тетрадки? Спинки ровно, ножки вместе, Ручки полочкой на месте. 
I этап. Самоопределение к деятельности.
Мудрая совушка в гостях у нас.
Значит с новой темой познакомится класс.
Сегодня мы откроем без сомнения
Очень нужное для нас свойство умножения.
Будьте все внимательны, активны и старательны.
-Ребята. Обратите внимание на доску.
- Кто узнал этого человека? (М,В. Ломоносов)
-А что вы знаете о нем?
-Ломоносову принадлежат такие слова: «А математику уже за то учить следует, что она ум в порядок приводит»
-Как вы это понимаете?
- Да, ребята, математика дисциплинирует ум, развивает смекалку, память, силу воли. Математика – гимнастика для ума. Итак, начнем наш урок с гимнастики.
II этап. Актуализация знаний и мотивация
1. Какое сегодня число?
- Что вы можете сказать о числе 22?
Натуральное, двузначное, чётное, состоит из 2 дес. и 2 ед., количество десятков равно количеству единиц, в натуральном ряду стоит после числа 20 и перед числом 21, сумма цифр равна 4.
2. Ребус
-Какие слова записаны:
100лб, 7я.
-А что такое семья?
-Как должны жить люди в семье?
-Можно ли учащихся нашей школы назвать одной семьей?
-Как же мы должны относиться друг к другу?
-Что общего вы заметили во всех ребусах?
- Вспомните, где ещё встречается число «7»?
(7 цветов радуги, 7 нот, 7дней недели,…)- Вспомните поговорки и пословицы с числом «7»:
"Семь бед - один ответ", "Семь раз отмерь - один раз отрежь",
"Семеро одного не ждут", "Лук от семи недуг»,
«Один с сошкой – семеро с ложкой», …и т.д.

- Вспомните сказки, где встречается число «7»:
«Волк и семеро козлят",
"Белоснежка и семь гномов",
"Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"… и т. д.
Минутка чистописания.
Письмо цифры 7.(ОБРАЗЕЦ НА ДОСКЕ)

2.-Какую большую тему мы начали изучать?
- Выберите только те выражения, где сложение можно заменить умножением:
9+9+9+9     4+5+5+5
2+2+2+1    14+14+14
3+5+3+5    1+2+3+4
-Объясните, почему в одних выражениях это возможно, а в других – нет.
-Что называется умножением?
- Что показывает 1 множитель? 2 множитель?
( Какое слагаемое мы берём. Сколько раз мы берём это слагаемое.)3.(НА ДОСКЕ) Замените сложение умножением, Найдите значение этих выражений:
4+4+4+4+4+4=4*6=24   9+9=9*2=18
3+3+3+3=3*4=12   5+5+5=5*3=15
7+7+7=7*3=21   10+10=10*2=20
2+2+2+2+2+2+2+2=2*8=16   1+1+1+1+1=1*5=5
III этап. Постановка учебной задачи.
(СЛАЙД - СОВА)
-Мудрая сова предлагает вам сравнить следующие выражения:
17+23…23+17
8+4 … 4 +8
7 • 2 … 2 • 7
-Объясните, какие знаки вы поставили и почему.
-А в последнем выражении? Почему? (Заменим сложением и посчитаем)
(ГИПОТЕЗА –ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ)
- Найдите значения левой и правой части с помощью сложения.(НА ДОСКЕ)
2 · 7 = _______________________ 7 · 2 = ____________________
- Изменилось ли значение произведения?
- Какой вывод можно сделать?
-В каком случае быстрее получилось сосчитать?
-Какой вывод можно сделать?
- Сейчас нам нужно доказать, что переместительное свойство можно применять и при умножении)Тема нашего урока «Переместительное свойство умножения».
- Какие цели мы поставим?
- Попробуем сформулировать и доказать переместительное свойство умножения.
IV этап. «Открытие» детьми нового знания.
(СЛАЙД)
1.Нарисуйте 3 ряда по 5 кружочков.
- Сосчитайте, сколько всего получилось кружочков. Запишите решение с помощью выражений.
-Что заметили? Можно ли заменить умножением?
-Как еще можно сосчитать кол-во кружков? Запишите решение. Замените умножением.
-Как называются компоненты при умножении?
-Изменилось ли число кружочков в 1 и 2 случае?
-Какой вывод можно сделать?(Слайд)
-Проверим по учебнику (с.6 правило)
ФИЗМИНУТКА
V. Первичное закрепление.
1. Учебник стр.7 № 3
Дети комментируют по 1 столбику.
Какое произведение быстрее сосчитаем? ( 7 · 3 или 3 · 7 )
-Зачем же нужно знать переместительное свойство умножения?
Физкультминутка
VI. Дифференцированная работа.
1. Сейчас вы будите работать индивидуально. Прочитайте предложенные задания. Выберите то, с которым успешно сможете справиться. Приступайте к выполнению.
Проверка.
- У кого так - встаньте.
1 вариант
Заменить сложение умножением:
3+3+3+3=
4+4+4=
2+2+2+2+2=
2 вариант
Вставьте пропущенные числа так, чтобы равенства стали верными.
7*2=2*…
3*5=…*3
9*..=7*9
…*6=6*10
3 вариант
Сравните:
10*3…..3*10
8*2……2*8
6*1……6*0
7*4…....4*6
9*3…....3*9
5*5...….5*1
Проверка.
-Кто допустил ошибки? Поработаем над ними, чтобы потом не допускать их.
2.(Доп.) учебник (с.7 №4 или № 3)
VII. Д/З
Выберите из оставшихся заданий на карточках.
VIII. Рефлексия деятельности.
- Какова была цель нашего урока?
- Достигли ли мы этой цели?
-С помощью смайликов оцените свою работу на уроке
-Урок окончен. Спасибо за работу.