Урок математики на тему Переместительное свойство умножения.
Тема: Переместительное свойство умножения.
Тип: открытие новых знаний.
Технология: Проблемно-диалогическое обучение.
Цели:
Познакомить с переместительным свойством умножения.
Начать подводить детей к выведению формулы площади прямоугольника.
Развивать умение решать текстовые задачи.
Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
Развивать умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Предметные умения: знакомство с переместительным свойством умножения и применение его на практике.
Формирование УУД
Познавательные УУД: переработка информации (анализ, сравнение, классификация), представление в разных формах.
Регулятивные УУД: выполнение инструкции, определение цели, оценка своего результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в паре, выступление перед классом, отстаивание своей позиции.
Личностные результаты: самооценка своей деятельности.
Демонстрационный материал: презентация Power Point для демонстрации на экране Раздаточный материал: карточки с заданием.
Организационный момент
Очень много лет назад один мудрец сказал; «Не для школы, а для жизни мы учимся» А для чего учитесь вы? Для чего вы учите математику? Очень ли важен этот урок?
Ходит о математике молва,
Она в порядок ум приводит
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
И вы беритесь скорей за работу,
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счету.
Чтобы вам сопутствовала удача, необходимо соблюдать следующие условия:
- быть активными;
- быть очень внимательными;
- правильно выполнять задания.;
-не допускать ошибок.
Устный счет.
1. «Цепочка».
Вывод: Что необходимо для успешного выполнения этого задания? (Умение правильно и быстро считать)
2. Найдите значения выражений удобным способом:
15 + 18 + 2
45 + 5 + 26
37 + 19 + 3
42 + 16 + 8
71 + 10 + 9
22 + 35 + 15
Вывод: Каким свойством сложения вы воспользовались при выполнении данного задания? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
3. Задачи в стихах
На парад идут ребята:
Коля, Витя, Катя, Ната.
По три шарика несут:
Синий, жёлтый, красный тут.
Сколько шариков, ответьте.
На парад несут все дети? (3х4=12) (3+3+3+3=12)
Кошка вышила узор:
Три большие клеточки,
В каждой по три веточки.
Села кошка на кровать,
Стала веточки считать,
Но никак не может.
Кто же ей поможет? (3х3=9) (3+3+3=9)
У трёх девочек малышек
Было по 6 толстых книжек.
Дайте нам ответ скорей,
Сколько книг у малышей? (6х3=18) (6+6+6=18)
Вывод: Как мы решали эти задачи? (Умножали, складывали одинаковые слагаемые) Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.
сравнить выражения.
8+8+8+8 > 8 2 4 * 5 >4+4+4+4
25 * 1 > 25* 0 6 + 2+6 = 6 3
3. Постановка цели
Посмотрите на числовые выражения
(на доске)
2 + 3 + 2 + 2+ 2
4 + 4 + 4 + 4 + 4
5 + 5 + 55 + 5
6 + 5 + 6
Найдите лишнее выражение.
Почему вы выбрали именно второе? (Складываются разные слагаемые, а во втором одинаковые).
Каким действием можно заменить сумму одинаковых слагаемых? (Умножением)
- Замените 4 х 5=20
- Проверка
Как называются компоненты умножения?
Что означает первый множитель?
А второй? Первый множитель показывает, чему равно слагаемое, а второй множитель показывает, сколько раз слагаемое повторяется.
Как называется само выражение? (произведение)
- запишите 5·4 и сравните эти выражения. (4·5=5·4)
- Почему так получилось?
- Чего мы еще не знаем? (Не знаем правило.)
- Какое математическое правило сложения вы знаете? (Переместительное свойство сложения.)
- А здесь будет действовать это правило?
- Какова же цель нашего урока? –(Узнать правило умножения)
(узнаем свойство умножения и будем учиться его применять)
Поиск решения (открытие нового знания)
У Мишки на огороде выросло 5 рядов морковок по 3 морковки в каждом ряду. Сколько всего морковок выросло на огороде?
Запишем выражение 3 * 5.
С другой стороны огорода прибежал зайчик, и тоже решил посчитать, сколько морковок ему удастся стащить.
Справа запишем это выражение: 5 * 3.
- Можно ли сказать, что значения равны?
- Найдите значение левой части.
- Найдите значение правой части.
- Изменилось ли значение выражений?
- Какой сделаем вывод?
Вывод: Множители переставлены местами, но значение произведения не изменилось.
От перестановки множителей значение произведения не изменяется.
- А сейчас давайте посмотрим, согласен ли с вами учебник. правило с 56
А как удобнее 3 х5 или 5х3? Почему?
Прочитайте правило еще раз.
- Расскажите это правило соседу и оцените друг друга как запомнили. (устно с помощью сигнальной карточки)
№ 1 с56 самостоятельно Запись в тетради. Проверка по доске . сигн карточка
Дети читают выражения, называют значение второго выражения. Проговаривают переместительное свойство. У кого есть ошибка? Какая?
Физминутка
Закрепление полученных знаний и умений.
А теперь нам предстоит решить задачу . Возьмите карточку. Прочитайте задачу.
( работа по вариантам)
Закончи рисунок, расположенный слева, обозначая каждый куст кружком.
1 вариант В оранжерее посадили четыре ряда розовых кустов по 5 штук в каждом. Сколько всего розовых кустов посадили в оранжерее?
2 вариант
В оранжерее посадили пять рядов розовых кустов по 4 штук в каждом. Сколько всего розовых кустов посадили в оранжерее?
Какие числа перемножили в этих задачах? 4 и 5, 5 и 4.
Почему результат умножения одинаков и в том и в другом случае?
№ 3 с 56
Прочитайте задачу.
Чем квадрат отличается от других прямоугольников?
Что такое периметр?
Как найти периметр квадрата?
( Решают самостоятельно Самопроверка по доске .1 ученик за доской.)
Р= 25+25+25+25= 100 см
Как записать решение при помощи умножения? Р=25 * 4 = 100 мм
Выразите ответ в более крупной единице измерения, Запишите ответ. 100мм = 10 см
Самостоят решение заданий по выбору
1.
Соедини..
9х6 9х3
2х13 5х12
7х8 10х4
12х5 13х2
4х10 8х7
3х9 6х9
Вставь пропущенные числа
3х8 = 8х 7
6 х =8х6
7х9 =9х
9
Вставь пропущенные числа
4 х (10 – 1) = х4 8
(2+6) х = 5 х8 3
х 9 = 9 х (10 – 3) 5
2 х(8 – 4) = х2 4
проверка по презентации
6 Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Где будем использовать новое свойство умножения?
Рисунок 1