Урок математики в 2 классе на тему Переместительное свойство умножения
Урок по математике
«Переместительное свойство умножения»
2 класс УМК Школа России
Учитель Погодаева Л.А. МБОУ сош 107 г.Самара
2012 год
Тема: «Переместительное свойство умножения».
Цели: - познакомить учащихся с переместительным свойством умножения;
- закрепить смысл умножения;
- развивать мыслительные операции сравнения, классификации.
Оборудование:
Знаки арифметических действии, числа, карандаши, картинки (солнышко, тучка)
Учебник: Математика. Моро М.И., Москва, Просвещение, 2005
Ход урока:
I этап. Самоопределение к деятельности.
Ну-ка проверь, дружок,Ты готов начать урок?Все ль на месте,Все ль в порядкеРучка, книжка и тетрадка?Все ли внимательно глядят?Все ли правильно сидят ?- Ребята, посмотрите, пожалуйста, за окно. Какая погода во дворе? Какое у нее настроение? Какое у вас настроение?У вас на столе лежат картинки, на них изображены солнышко и тучка . Посмотрите, какая из картинок отражает ваше настроение. Выберите ее и покажите. Если у кого – то настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить. (приложение1)
II этап. Актуализация знаний и мотивация
1. Открываем тетради. Запишите число- 24 марта .
- Что вы можете сказать о числе 24?
Натуральное, двузначное, чётное, состоит из 2 дес. и 4 ед., количество
десятков на 2 меньше, чем количество единиц, а количество единиц на
2 больше, чем десятков, в натуральном ряду стоит после числа 23 и перед
числом 25, сумма цифр равна 6.
2. У меня в руках два знака[+] и [*]. Какие арифметические действия они обозначают? (для сложения и умножения )Что можно при их помощи сделать?
На доске прикреплены цифры, знаки и названия компонентов. Каждой группе нужно составить пример и назвать компоненты:
3. Рассмотрите записи. Как можно их назвать?
7+7+7+7+7
15+15+15
- Можно ли заменить действие сложение умножением? Почему?
(Да. Потому что везде действие сложение и слагаемые одинаковые)
- Замените сложение умножением.
(1 человек у доски)
- Что показывает 1 множитель? 2 множитель?
( Какое слагаемое мы берём. Сколько раз мы берём это слагаемое.)
4. Как можно назвать числовые выражения, которые я записала?
6 · 2
4 · 5
( Это произведения.)
Какой сумме соответствует произведение чисел 6 и 2, произведение 4 и 5
6+6
2+2+2+2+2+2
4+4+4+4+4
5+5+5+5
5. Посмотрите на данные выражения. Кто догадался, какое задание надо выполнить?
2 + 7 7 + 2 2 · 7 7 · 2
9 + 3 3 + 9 9 · 3 3 · 9
(Надо сравнить и поставить знак >, < или = .)
- Рассмотрим 1 столбик. Можно ли сравнить не находя значения выражений? Каким свойством сложения мы воспользуемся?
- Рассмотрим 2 столбик. Чем отличаются выражения во втором столбике?
- Можем ли мы не считая сравнить произведения левой и правой части?
III этап. Постановка учебной задачи.
- Что нам нужно сделать? (Доказать, что переместительное свойство можно применять и при умножении)
IV этап. «Открытие» детьми нового знания.
У вас на столах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (прямоугольник)
Почему? (У него 4 прямых угла, четыре стороны, противоположные стороны равны)
Ваша задача посчитать сколько мерок (квадратиков) вмещается в прямоугольник и записать удобным способом.
5*3=
3*5=
- А сможем мы найти результат? (Нет.)
– А как же тогда быть? (Надо заменить умножение сложением.)
– Давайте попробуем. Выполним это преобразование.
5+5+5=15
3+3+3+3+3=15
– Что заметили? (Результат одинаковый.)
– Чем похожи произведения? (Одинаковые множители.)
– Чем отличаются? (Множители переставлены.)
– А значения этих выражений? (Одинаковые.)
– Так какое свойство умножения мы можем назвать, чтобы облегчить себе работу? (От перестановки множителей значение произведения не изменяется.)
- А сейчас давайте посмотрим, согласен ли с ним учебник. Откройте его не с. 48 и прочитаем вместе правило. (Дети читают правило.)
– Мы оказались правы? (Да.)
- Давайте вернемся к нашим выражениям и поставим верный знак.
ФИЗМИНУТКА
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три прижмем к плечам, на 4 к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
V. Первичное закрепление.
- Тема нашего урока «Переместительное свойство умножения».
- Цели нашего урока : познакомиться с переместительным свойством умножения, закрепить навыки устных и письменных вычислений
- Теперь нам нужно закрепить это правило. Выполним задание №1 на стр.48.
Дети комментируют у доски по 1 столбику.Какое произведение быстрее сосчитаем?
- Нам с вами нужно выполнить задачу стр.48 №2
- Прочитайте задачу.
- О чем говориться в задаче?
- Сколько рядов смородины? (3)
- Сколько кустов смородины в одном ряду? (5)
- Что нужно найти? (Сколько всего кустов смородины)
- Сделаем схематический чертеж.
?
- Как запишем решение? (5*3= 15 (к.))
- Запишем ответ.
VI. Самостоятельная работа. (Повторение ранее изученного)
Сейчас каждый из вас проверит свой знания и возможности.
Тест.(Ученики выполняют тест за компьютером)(приложение2)
VIII. Итог
VII. Выставление оценок
IХ. Рефлексия деятельности.
РЕЛАКСАЦИЯ « СОЛНЫШКО»Сядьте удобно. Опустите голову на парту. Закроем глаза и постараемся представить то, о чем я буду говорить.Напряженье улетело,И расслаблено все тело,Будто мы лежим на травке.На зеленой мягкой травке.Греет солнышко сейчас -Руки теплые у нас.Жарче солнышко сейчас –Ноги теплые у нас.Дышится легко,Ровно, глубоко.Нам понятно, что такоеСостояние покоя.- Поднимите голову, откройте глаза, встаньте из – за парт, покажите, как смотрит солнышко. Улыбнитесь друг другу. Садитесь. Ребята, найдите у себя на парте «солнышко» и «тучку».Поднимите картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.Молодцы! У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе, вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали еще один секрет в математике. И у меня чудесное настроение от вашей хорошей работы. Я тоже могу показать солнышко.
Приложение1
Приложение 2
ТЕСТ
УМНОЖЕНИЕ
Сумма 5+5+5+5+5+5 равна произведению:
5 * 5 5 * 6 5 * 4
Произведение 9 *4 равно сумме:
9+9+9+9 4+4+4+4+4+4+4+4+4
Произведение 9 и 3 можно записать в виде выражения так:
9+3 9-3 9 *3
Чему равно значение произведения 0 *5:
0 5
Значение выражения 1 * 8 равно:
1 8 9 7
Чему равно значение выражения 0*(15-8)
0 7 6 9
Произведение чисел 8 и 2 равно числу:
6 16 10
Каждый из двух множителей равен 3. Чему равно произведение?
6 0 9
Какое равенство верно?
4 * 6 = 5 *6 8 * 3 = 3 * 8
Верно ли равенство 0 * 7 = 0 * 9
Да нет
Литература.
Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике.2 класс – М.:ВАКО,2004
Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. Пособие для учителя. – М.:1987
Корбакова И.Н. Деятельностный метод обучения: 1-4 классы.- М.-издательство Учитель,2010
Кульневич С.В., Лаконценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.-М.,2002
Рудницкая В.Н.: Тесты по математике: 2 класс: к учебнику М. И. Моро и другие "Математика. В 2-х частях. 2 класс"
Москаленко О.Н. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Граф-пресс,-2010
13PAGE 15
5
5
5
сумма
множитель
слагаемое
произведение
слагаемое
множитель
3
3
2
6
3
6
ђЗаголовок 115