Поурочное планирование урока по изобразительному искусству на тему«Образ театрального героя (3 класс)
МКОУ СОШ №1,
Г.Острогожск
3 класс
Тема четверти: «Художник и зрелище».
Учитель изобразительного искусства: Ельшина Любовь Васильевна
Тема урока «Образ театрального героя».
Цель
и задачи
Формирование у школьников представления об искусстве художника-кукольника и роли в них Братьев-Мастеров. Формирование художественно-творческой активности личности ребёнка.
Образовательная: знакомство с искусством театра, с последовательностью создания спектакля, роль художника при создании образа кукольного героя.
Воспитательная: воспитание у детей интереса к театральному искусству, чувства коллективизма, толерантности, отзывчивости на труд людей, создающих образ кукольного персонажа,. Эмоционально откликаться на работу художников театра
Развивающая: развивать умения и навыки работы над образом героя сказки с помощью живописного материала.
Тип урока Урок-практикум
Планируемые образовательные результаты Личностные: стремиться к повышению культуры речевого общения, умение организовать место занятий овладение приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. Самооценка себя как субъекта деятельности.
Метапредметные: овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формирование мировоззрения детей. Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач.
Предметные. Отмечаем характер, настроение, выраженные в образе театрального сказочного героя, а также выразительность костюма и его декора, созвучные образу. Адекватное понимание информации, её поиск, развитие навыков взаимодействия с окружающими людьми. Понимаем и умеем объяснять роль театрального художника в создании спектакля.
Технологии Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество, личностной ориентации, компьютерные.
Музыкальный ряд: Музыка для фона, в соответствии с выбранной пьесой.
Литературный ряд: Зачитываются отрывки из выбранной сказки.
Материал: Бумага альбомная «А»4, краски, банка, кисть.
Задание: Выбор сказки-пьесы, рисунок выбранного персонажа.
Оборудование Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
Наглядно-демонстрационный материал Презентация по теме урока, выполненная учителем; плакаты, игральные куклы, изготовленные детьми, учителем с прошлых лет. Презентация «Театральный герой».
Основные понятия Зрелищные искусства, гримёр, комедия, трагедия (закрепление).
Спектакль, пьеса, сценарист, художник – костюмер, художник-кукольник, рисунок, оригинал.
План урока:
1. Организационный этап(2 минуты).
2. Мотивация (2 минуты).
3. Приобретение знаний. Диалог учителя и учеников. (10 минут) Просмотр презентации «Образ театрального героя» с 1 по 9.
4. Физкультминутка (1 минута).
5. Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут).
6.Подведение итогов занятия (2 мин).
7.Рефлексия (2 мин)
8.Обобщение (3 мин)
Структура урока
1. Организационный этап(2 минуты).
Цель, задача. Создание положительного эмоционального настроя обучающихся.
Вступительное слово учителя. Сотрудничество. Форма деятельности: фронтальная
Планируемые результаты: Личност. УУД: самоорганизация, Метапредм. УУД: организация своего рабочего места. Регул. УУД: организация деят-ти на уроке, ученик учится определять цель своей работы.
2. Мотивация (2 минуты).
Цель, задача: определить тему и задачу урока.
Образовательные технологии (элементы). Проблемная. Сотрудничество. Личностная ориентация. Компьютерные. Информационные.
Планируемые результаты: Метапредм. Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммун. УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений.
3. Приобретение знаний (8 минут).
Цель, задача: выделить главные и существенные признаки понятия, восприятие, осмысление и первичного запоминание изучаемого материала.
Образовательные технологии (элементы): развивающие. Участие трёх Братьев-Мастеров в создании художественного образа кукольного героя. Наблюдаем, сравниваем, анализируем. Форма деятельности: Фронтальная
Учитель: помогает, контролирует анализировать рассматриваемые изображения кукол, работу кукольника над созданием образа куклы. Просмотр слайдов. Предлагает учащимся алгоритм задания. Ученики: отвечает на вопросы, делают выводы: для чего? Зачем? С какой целью?
Планируемые результаты: Метапредм. Познав. УУД: самостоятельная деятельность в определении выводов Коммун. УУД: работают совместно с учителем. Личност. УУД: сформированность познавательных интересов, творческих способностей в речевом общении.
Слайд №1: кукла театральная и рисунок куклы. Межпредметные связи:
Стихотворение «Театр».
Здесь всё прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки,
И с ними светлый мир добра.
Учитель: - Какое название мы дадим теме сегодняшнего урока?
Ученик: - Игрушка в театре. Учитель: - А, ты, Петя, как думаешь? - Ученик: - Мой любимый сказочный герой. Учитель: - А, у тебя, Вася, какие предложения? Ученик: - Я думаю, что тема урока будет называться: «Образ сказочного героя».
Учитель: - Молодцы, но всё же, Вася угадал точнее название темы.
На слайде – название темы урока «Образ театрального героя».
Форма деятельности: фронтальная
Учитель задаёт наводящие вопросы, ученики: определяют тему урока.
Слайд №2: Учитель: - Ребята, как вы думаете, что мы будем изображать сегодня на уроке?
Ученик: - Мы будем изображать сегодня кукол.
Учитель: - А ты, как думаешь, Петя?
Ученик: - А я думаю, что мы пока порисуем будущую куклу, так как мы принесли к уроку краски, кисточку, банку, лист, на котором будем рисовать.
Учитель: - правильно, ведь для того, чтобы создать объёмную куклу, показываю и саму куклу в руках, нужен другой материал, не тот, которым рисует художник.
Слайд 3. Кто подскажет, в какой последовательности создадим театрального героя.
Ученик: - вначале мы нарисуем сказочного героя, а потом по этому рисунку будем создавать сказочный образ. Но во время создания образа героя, мы можем внести изменения в оригинале.
Слайд №4. Фото. Кукольный театр.
- Ребята, что такое театр?
Ученик: - Это место для представлений пьес, сказок, рассказов.
Учитель: - Театр, это место для зрелищ. Какой театр вам больше нравится: кукольный, театр оперы, драматический?
Ученик: - Самый любимый театр для нас - это кукольный театр. Это потому, что там актёры – куклы. Они ходят, летают, разговаривают, могут плакать, смеются, поют и танцуют.
Слайд №5. В давние времена по городам и сёлам нашей страны во время народных праздников и гуляний ходили «петрушечники». Они развлекали публику, показывали смешные сценки, распевали весёлые куплеты, высмеивали местные порядки. Главный герой этих представлений был Петрушка. Кукол таких артисты делали сами: головку и ручки для куклы вырезали из дерева или шили из ткани, расшивали, придумывали для неё костюмы. У Петрушки на голове был колпачок с кисточкой. Читаем стих.
.Слайд №6. Виды кукол: перчаточные куклы. Такие куклы надеваются на руку, ими управляет один человек. Тростевые куклы, огромные, они могут быть выше человеческого роста. Такую куклу на руку не наденешь, ею управляют несколько человек: один ноги переставляет, другой головой кивает, третий руками машет.
Слайд №7. Есть куклы на верёвочках, которые прикреплены ко всем частям тела. Это куклы – марионетки. Над созданием каждых таких кукол работают очень долго. Сначала рисуют будущую куклу на бумаге. Пытаются представить её в действии, определить её характер, манеру двигаться, говорить. Потом шьют из ткани или делают из дерева, украшают, прикрепляют нити-лески к ручкам, ножкам, туловищу и все их соединяют на планочке, чтобы управлять куклой. Это очень сложная кукла в управлении. Ею управляют только сами Братья-Мастера.
Слайд №8. Художник – кукольник создаёт разных по характеру кукол, превращает самые простые материалы – бумагу, тряпочки, пуговицы в роскошные наряды. И у каждого художника свой секрет.
Сегодня и мы станем художниками театра. Надо только выбрать пьесу, вспомнить сказочных героев и изобразить их на бумаге для будущей перчаточной куклы. Будем изображать образ героя сказки необычно, как это рисуют художники иллюстраций.
Слайд №9. Посмотрите, как изображен на иллюстрации заяц. А это образ кукольного зайца. Лиса – на рисунке. Лиса – кукла. Образ девочки в рисунке. Образ девочки-куклы..
И другие образы.
Слайд №10. Последовательность выполнения рисунка будущей театральной куклы.
Расположение листа: вертикально.
Определим высоту куклы так, чтобы она была не огромная на листе, и не слишком маленькая.
Рисуем овал для головы человека или животного, птицы, упрощая его прорисовку, т.е. - более декоративно.
Рисуем костюм рубашечного кроя для всех образов.
Ручки изображаем в виде овалов около рукавов.
Работа в цвете.
Начни с лица цветом – белая + охра или белая + оранжевая.
Выполни цвет рубашки в соответствии со сказочным образом: добрым или злым, весёлым
или грустным и пр.
Напиши глаза, брови, нос в виде чёрточки или вытянутого овала. Рот. Волосы и головной убор.
4. Физкультминутка (1 минута).
Цель, задача: снятие утомляемости, напряжения, подъём настроения.
Образовательные технологии: здоровьесберегающие. Дети выполняют несложные двигательные упражнения для рук, пальцев, шеи, торса. Форма деятельности: фронтальная.
Учитель: контролирует и помогает выполнению упражнений, ученики: выполняют физические упражнения.
Планируемые результаты: Личност. УУД: самоорганизация. Метапредм. УУД: организация выполнения упражнений на движение.
5. Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут). Музыка спокойная для фона.
Цель, задача: применение познавательных знаний и практических приобретённых ранее умений и навыков для выполнения задания.
Образовательные технологии: развивающие, личностной ориентации, проблемные, сотрудничество, групповые технологии. Работа индивидуально - групповая. Предварительно учитель перед этим уроком придумывают будущую сказку-пьесу, какую они обыграют в классе.
Учитель: контролирует работу обучающихся и оказывает подсказку в выполнении заданий, ученики: создают рисунок кукольного образа человека или животного, отмечают характер, настроение, выраженные в фигуре, мимике злого или доброго персонажа, выразительность формы и декора, созвучные образу. Объясняют роль художника в создании кукольного образа.
Планируемые результаты: Лич. УУД: овладение приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда. Метапр. УУД: овладение умением творческого видения с позиций художника, стремление к аккуратности, выразительной передачи образа. Предм. УУД : умеем видеть образ в создаваемых формах. Видим, сопоставляем и объясняем связь украшения и изображения образа.
Выбираем и изображаем театрального героя для выбранной сказки. Распределяемся по вариантам, изображая одного и того же героя. Например: 1 вариант – изображает образ Лисы, 2-й – Петушка, 3- й - Зайца и т.д. Если ребёнок не согласен с мнением коллектива, он может работать по-своему решению. Обычно, дети, соглашаются с мнением класса. Практическая самостоятельная работа детей. Нацеливаю детей для самостоятельного выполнения. Подсказкой может быть лишь техника изображения.
6.Подведение итогов занятия (2 мин).
Образовательные технологии: сотрудничества, личностной ориентации. Фронтальная форма деятельности. Учитель: помогает в анализе рисунков, ученики учатся анализировать рисунки. Планируемые результаты: Метапр. УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Коммуник. УУД: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий. Регул. УУД: оценивают достигнутый результат.
В конце урока анализируем рисунки. Предоставляю вначале слово детям. Примерно: выходят по рядам. Анализируют Даша и Серёжа рисунки первого ряда, второй и третий – зрители. Из зрителей могут быть тоже ценители детского творчества. Мне понравился рисунок, потому что выразителен, яркий, аккуратный, правильно размещён на листе. А этот рисунок я рекомендую дорисовать.
Планируемые результаты: Познав. УУД: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и какие необходимо приобрести на уроке. Регул. УУД: оценивают свою работу.
7.Рефлексия. Определяют эмоциональное состояние на уроке; Вопросы, ответы. А теперь, оцените наш урок и нашу работу с помощью цвета: жёлтого: если вам понравилось на уроке создавать образ театрального героя, а также нравится ли театр кукол; синего: если совсем не понравилось.
8.Обобщение. Сегодня на уроке мы узнали, открыли для себя, научились выполнять, мы смогли, похвалить своих одноклассников и себя.
Слайд №11. Мы сегодня познакомились: появление 3-х видов театральных кукол: перчаточных, тростевых, марионеток.
Слайд 12. Это Петрушка – главный герой народных праздников и гуляний.
На сегодня Петрушка с вами прощается. Спасибо за работу на уроке. До новых встреч, друзья!
- Желаю вам добра, любви и творческих удач!
Задание на дом. Записывают в дневнике: материал к следующему уроку.
Личност.УУД: Уборка рабочего места.