Технологическая карта урока биологии по теме Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение(6 класс)
Пожидаева Надежда Ивановна учитель биологии
МБОУ лицей с. Хлевное Хлевенского муниципального района Липецкой области
Предмет: биология
Класс: 6 (Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология 6 класс. – М.:Вентана - Граф. -2013)Тема урока: Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.
Тип урока: открытие нового знания
Методы обучения: реализация системно-деятельностного подхода на основе технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон.
Цель урока: развитие учебных знаний о покрытосеменных растениях как наивысшем этапе в развитии растительного мира
Формирование УУД:
Личностные УД: самоопределение, смыслообразование.
Познавательные УУД: целеполагание; постановка и формулирование проблемы; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; извлечение необходимой информации из текстов; определение основной и второстепенной информации; осознание и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие;
Регулятивные УУД: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений использование критериев для обоснования своего суждения; разрешение конфликтов.
Основные понятия: Отдел Покрытосеменные. Класс Двудольные и Однодольные.
Дидактические материалы: рабочие карточки для фиксации затруднения, для работы в группе, для индивидуальной самостоятельной работы (со сверкой по образцу) и для этапа рефлексии.
Оборудование: живые экземпляры комнатных растений; гербарий покрытосеменных растений; модели цветков яблони и тюльпана, Красная книга растений Липецкой области; изображения редких и охраняемых видов, таблицы, презентация к уроку.
Логическая основа урока
Новое знание.
Покрытосеменные растения, общая характеристика, распространение, классификация. Класс Двудольные. Биологические особенности двудольных. Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Значение покрытосеменных в природе и жизни человека
2. Задание на пробное действие.
Задание. Ответить на вопросы:
Почему покрытосеменные – властелины царства растений?
Благодаря чему покрытосеменные достигли более высокого уровня эволюционного развития, чем голосеменные?
3. Фиксация затруднения.
«Я пока не могу обосновать, в чём преимущества покрытосеменных растений»
4. Фиксация причины затруднения.
«Я не знаю состав воздуха».
«У меня не эталона, чтобы обосновать, в чём преимущества покрытосеменных растений»
5. Цель деятельности.
ознакомиться с общей характеристикой отдела Покрытосеменные;
выяснить преимущества покрытосеменных над голосеменными;
ознакомиться с особенностями однодольных и двудольных растений
раскрыть значение покрытосеменных в природе и жизни человека
6. Фиксация нового знания.
1. Покрытосеменные или Цветковые растения - это самый молодой и многочисленный отдел царства растений.
2. Общие признаки покрытосеменных растений:
- цветок;
- двойное оплодотворение;
- покрытосемянность3.
Признаки Двудольные Однодольные
Количество семядолей в семени 2 1
Корневая система Стержневая Мочковатая
Жилкование листьев Перистое или пальчатое Дуговое или параллельное
Число частей цветка кратно…. 5 или 4 3
Технологическая карта урока
Этапы урока Содержание учебного материала. Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формы организации учебной деятельности обучащихся. Формирование УУД
1. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствует учащихся. Учитель организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности и создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Использование высказывания на уроке: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя»
ПетронийОрганизация повторения основных понятий 4 главы по теме «Многообразие и развитие растительного мира»:
- Мы продолжаем изучать царство Растения и уже знаем, что растения распределяются по группам разного ранга. Самые крупные группы в царстве - это отделы.
С какими отделами царства растений вы уже ознакомились.
- Сегодня у нас урок открытие нового знания. Вы узнаете что-то новое. Как вы будете действовать на уроке?
Приветствуют учителя.
(фронтальная)
Предполагаемый ответ: Моховидные, Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные, Голосеменные.
- Во-первых, определю, что я не знаю, во-вторых, сам найду способ получить знания Личностные: действие смыслообразования.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование учебной задачи.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Мы с вами повторим то, что пригодится сегодня для открытия нового знания.
Предлагает вспомнить:
1. На какие группы делится царство растения?
2. Какие растения относят к низшим?
3. На какие группы делятся высшие растения?
4. Какие вы знаете споровые растения?
5. Какие семенные растения мы уже изучили?
(на интерактивной доске слайд презентации со стихотворением и изображениями различных видов растений, животных, грибов и бактерий).
Читает стихотворение:
Разнообразен и прекрасен мир растений:
Мхи, водоросли, папоротники, плауны
И семенные: сосны, туя, пихты, ели,
Но властелины царства не они.
Предлагает ответить на вопрос и аргументировать своё мнение:
1. Кто же они такие – властелины царства растений?
Кто уже догадался, чему будет посвящен наш урок?
Давайте попробуем сформулировать тему урока вместе «Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение»
Сегодня мы начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения.
Выполнение пробного действия.
- С какой целью я вам предложу выполнение пробного действия?
Предлагает ответить на вопросы:
Почему покрытосеменные – властелины царства растений.
Благодаря чему покрытосеменные достигли более высокого уровня эволюционного развития, чем голосеменные. (фронтальная)
Отвечают на вопросы.
Предполагаемый ответ «Покрытосеменные или цветковые»
Совместно с учителем озвучивают тему и цель урока:
- Чтобы мы поняли, что пока не знаем.
Я пока не могу обосновать, Почему покрытосеменные – властелины царства растений Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.Регулятивные: контроль, коррекция.
3.Выявление места и причины затруднения. Организовывает фиксацию шага, где возникло затруднение.
- При выполнении пробного задания у вас возникло затруднение. Какое?
Вопросы учителя к учащимся:
1. Каких знаний недостаточно для решения исходных задач урока?
Какие знания нам понадобятся, чтобы ответить на проблемный вопрос? Учащиеся проговаривают вслух:
«У меня не эталона, чтобы обосновать, в чём преимущества покрытосеменных растений». Познавательные:
умение структурировать знания, постановка и формулирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Класс работает над определением цели деятельности.
− По какому плану будете работать?
Учащиеся предлагают шаги плана открытия новых знаний. Полученный в ходе подводящего диалога план может быть следующим:
Какие средства мы для этого будем использовать? Полученный в ходе подводящего диалога план может быть следующим:
ознакомиться с общей характеристикой отдела Покрытосеменные;
выяснить преимущества покрытосеменных над голосеменными;
ознакомиться с особенностями однодольных и двудольных растений
раскрыть значение покрытосеменных в природе и жизни человека
обобщить полученные знания.
(учебник, рабочая карта урока). Личностные: действие смыслообразования.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические
Регулятивные: планирование.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе умение выражать свои мысли.
5. Реализация построенного проекта Рассказывает о происхождении и многообразии цветковых растений.
Рассказ подкрепляется слайдами.
Предлагает назвать покрытосеменные растения.
Задаёт вопрос:
Почему Покрытосеменные или Цветковые, растения получили такое название?
Предлагает рассмотреть самостоятельно основные черты сходства и различия покрытосеменных и голосеменных растений.
Организует работу в группах, наблюдает за деятельностью обучающихся. Предлагает для каждой группы задания.
Предлагает каждой группе рассказать о проделанной работе
Корректирует ответы учащихся и делает вывод:
Общие признаки покрытосеменных растений:
- цветок;
- двойное оплодотворение;
- покрытосемянностьРассказывает о жизненных формах покрытосеменных растений, их приспособлении к различным условиям среды. Рассказ подкрепляется слайдами. Называют покрытосеменные растения.
Отвечают, используя гербарии растений.
Самостоятельная работа учащихся с таблицей 2 параграфа 24 учебника. Беседа по результатам работы.
1 группа
Задание. Определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений.
2 группа
Задание. Определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.
3 группа
Задание. Определить общие основные признаки покрытосеменных растений:
Записывают в тетрадь.
Личностные: действие смыслообразования.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, знаковосимволические – моделирование, смысловое чтение, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, синтез.
Регулятивные: планирование.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.
Физкультминутка - сосчитай цветы.
БУКЕТ (отрывок).
Побежала Таня за цветами,
Свой букет она подарит маме.
Вот ромашка с золотым сердечком,
У нее высокий стебелёк,
Рядом с нею синий, будто речка,
Солнышком нагретый василёк.
Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой.
Одуванчик, улететь готовый,
Шепчется с гвоздикой полевой.
Всех цветов не сосчитать в букете!
3. Александрова
Предлагает рассмотреть самостоятельно основные различия между классами отдела Покрытосеменные - Двудольными и Однодольными.Сравнительная характеристика однодольных и двудольных
Признаки Двудольные Однодольные
Количество семядолей в семени 2 1
Корневая система Стержневая Мочковатая
Жилкование листьев Перистое или пальчатое Дуговое или
параллельное
Число частей цветка кратно…. 5 или 4 3
С помощью рисунка 124 и таблицы 3 самостоятельно изучают основные различия между двудольными и однодольными растениями.
Заполняют таблицу
6.Первичное закрепление во внешней речи.
В ходе беседы выясняет основные различия между двудольными и однодольными растениями и проверяет правильность заполнения таблицы. Беседа сопровождается слайдами.
Предлагает ответить на вопрос:
Каково значение покрытосеменных? (кислород, накопление органики, питание для человека, промышленность: ткани, бумага, стройматериалы и др.) В книге Е.Л. Прасоловой “В союзе с красотой” есть прекрасные слова: “Я сорвал цветок – он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”. Как понимаете эти слова? Отвечают на вопросы
Личностные:
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Познавательные: умение структурировать знания, умение строить речевые высказывания.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
Игра «Биологическая разминка» (группы работают по карточкам)
Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые соответствуют классу Однодольных или классу Двудольных растений. Каждому из вас достанется какой-то один класс. (Работы проверяют соседи справа).
1. Главный корень хорошо выражен.
2. Мочковатая корневая система.
3. Травянистые, реже деревянистые растения.
4. Растения имеют камбий
5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием
6. Зародыш с двумя семядолями
7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием
8. Растения не имеют камбий
9. Главный корень не развивается
10. Стержневая корневая система
11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные
12. Цветы трехчленные
Взаимопроверка (ответы на доске).
Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12
Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11
Критерии оценки: 1 ошибка – «4»
2-3 ошибки – «3»
4 и более – «2» Работают по карточкам Познавательные:
анализ, сравнение, классификация ;Регулятивные: самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале;
волевая саморегуляция;
познавательная инициатива;
8. Включение в систему знаний и повторение. Предлагает выполнить задания.
Проверяет правильность выполнения заданий. Работают в группах.
Задания.
Работа с гербарием.
Рассмотрите предложенные растения, разделите их на однодольные и двудольные.
Работа с комнатными растениями.
Рассмотрите предложенные растения, разделите их на однодольные и двудольные.
Работа с иллюстрациями растений.
Рассмотрите предложенные растения, разделите их на однодольные и двудольные.
Задача каждой группы: объяснить по какому признаку растение относится к тому или иному классу. Личностные: действие смыслообразованияПознавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, умение строить речевые высказывания
Регулятивные: прогнозирование Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Дети выполняют упражнение «Закончи фразу»)«А теперь оцените, насколько интересен был сегодня урок, разместите на «Оценочное Дерево» цветы, плоды, листья.
•Яблоко – урок прошел полезно, плодотворно.
•Цветок – урок хороший.
•Зеленый листик – иногда на уроке мне было не интересно.
•Желтый листик – плохой урок, я не удовлетворен».
Выполняют упражнение «Закончи фразу»)Делятся впечатлениями о уроке.
Познавательные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция, оценка, прогнозирование.
Домашнее задание. Обязательная часть: параграф 24, повторить признаки двудольных и однодольных растений по таблице.
Задание на выбор:
Выписать в тетрадь Двудольные растения, встречающиеся в вашем доме, саду и огороде.
Приготовить сообщение или слайд-шоу по темам:
«Растения семейства крестоцветных на нашем столе»
«Где у капусты цветок?»
«Любимое варенье из растений семейства розоцветных» Записывают домашнее задание.