Рабочая программа по математике УМК Школа России М. И. Моро, М. А. Бантова 4 класс


Ростовская область, Кагальницкий район, станица Кировская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кировская средняя общеобразовательная школа № 5
(полное наименование учебного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ от ______ № ______
Подпись _____ Федосова Е.И.
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету "Математика"
уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 4 класс
количество часов: 136 ч.
учитель: Репкина Наталья Сергеевна

2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа по математике для 4 класса разработана на основе авторской программы М.И. Моро, С. И. Волковой, С.В. Степановой «Математика» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Общая характеристика курса
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Место курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс на изучение математики в 4 классе отводится 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 136 ч.
описание Ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа России»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Результаты изучения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000 000;
сравнивать числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное число в пределах 1 000 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 5 действий (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Числа от 1 до 1000 (13ч).
Повторение. Нумерация чисел. Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. Нахождение суммы нескольких слагаемых
Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел. Умножение трехзначного числа на однозначное. Свойства умножения.Алгоритм письменного деления. Приемы письменного деления. К.р по т «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление». Анализ к.р. Диаграммы.Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных.
Тема: «Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия (+), (-), (х), (:)».
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала учащиеся должны
ЗНАТЬ:
названия и обозначения арифметических действий;
значение терминов: арифметическое действие, числовое выражение, значение выражения;
правило порядка выполнения арифметических действий при нахождении значения выражений без скобок и со скобками;
устные и письменные приёмы вычислений трёхзначных чисел;
названия чисел при сложении, вычитании, умножении и делении, связь между результатами и компонентами этих действий;
свойство диагоналей прямоугольника.
УМЕТЬ:
применять правило о порядке выполнения действий со скобками и без скобок;
выполнять письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел;
применять приёмы письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначные для различных случаев;
решать примеры на разные случаи письменного сложения и вычитания;
определять первое неполное делимое и количество цифр в частном;
решать примеры на разные случаи письменного умножения и деления;
пользоваться таблицами: «Сложение и вычитание многозначных чисел», «Запись умножения и деления многозначных чисел», «Правило о порядке выполнения действий».
применять знания вычислительных навыков при решении примеров;
решать задачи с использованием алгоритмов сложения и вычитания, умножения и деления в изменённой ситуации.
РАЗВИВАТЬ:
1. Учебно-организационные умения:
самостоятельно работать с алгоритмом по учебнику и без него; оформлять запись математического выражения в тетради; работать в паре, группе, самостоятельно при решении выражений нового вида; вычислительные навыки учащихся.
2. Учебно-коммуникативные умения :четко и лаконично излагать свои мысли; математическую речь; слушать и рассуждать.
3. Учебно-интеллектуальные умения: зрительную и слуховую память; анализировать и делать обобщение.
ВОСПИТЫВАТЬ: интерес к предмету; уверенность в себе; культуру общения; умение слушать; ответственность за результаты своего труда и труда своего товарища.
Числа, которые больше 1000. (113ч) Нумерация 10ч
Класс единиц и класс тысяч. Чтение многозначных чисел. Запись многозначных чисел. Разрядные слагаемые. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. Закрепление изученного. Класс миллионов. Класс миллиардов. Что узнали. Чему научились.Странички для любознательных.Наши проекты. Что узнали. Чему научились.
Тема: «Нумерация многозначных чисел».
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала учащиеся должны
ЗНАТЬ:
названия классов (первый класс – класс единиц, второй класс – класс тысяч, третий класс – класс миллионов, четвёртый класс – класс миллиардов, пятый класс – класс триллионов);
последовательность натуральных чисел за пределами тысячи при переходе из одного разряда в другой;
разрядный состав многозначных чисел;
обозначение классов на письме (точками или дугами, проведёнными под числом);
алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел;
правила умножения и деления круглых чисел.
УМЕТЬ:
читать и записывать многозначные числа в пределах 12 разрядов;
представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых;
называть по порядку классы;
определять кол-во единиц в числе каждого разряда;
определять количество единиц в числе каждого класса (всего);
выражать числа в различных единицах счёта и записывать числа под диктовку.
сравнивать многозначные числа на основе знаний нумерации;
решать уравнения и текстовые задачи с многозначными числами.
РАЗВИВАТЬ:
1. Учебно-организационные умения: составлять план характеристики многозначного числа; самостоятельно работать с алгоритмом по учебнику и без него; оформлять запись математического выражения в тетради; работать в паре, группе, самостоятельно при решении выражений нового вида; вычислительные навыки учащихся.
2. Учебно-коммуникативные умения: четко и лаконично излагать свои мысли; математическую речь; слушать и рассуждать.
3. Учебно-интеллектуальные умения: зрительную и слуховую память; анализировать и делать обобщение.
ВОСПИТЫВАТЬ: чувство взаимопомощи друг другу; волю и упорство в учебной деятельности; культуру общения при работе в паре, в группе.

Величины – 13ч
Единицы длины. Километр. Единицы длины. Закрепление изученного. Единицы площади. Кв километр, кВ миллиметр. Таблица единиц площади. Измерение площади с помощью палетки. Единицы массы. Тонна, центнер. Единицы времени. Определение времени по часам
Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда. Век. Таблица единиц времени.Что узнали. Чему научились
К.Р. по т»Нумерация. Величины». Анализ к.р. Закрепление изученного
Тема: «Величины».
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала учащиеся должны
ЗНАТЬ:
единицы длины, массы и времени;
соотношение между всеми изученными единицами каждой из величин;
таблицы единиц;
инструменты и приборы, которые измеряют величины;
единицы площади – м2, км2, мм, ар, гектар;
правило нахождения площади прямоугольника;
таблицу единиц площади.
УМЕТЬ:
применять таблицы единиц величин при решении практических и учебных задач;
измерять и чертить отрезки с помощью линейки;
находить площадь фигур, используя палетку;
решать задачи на вычисление площади прямоугольных фигур;
вычислять площадь прямоугольника в квадратных километрах, метрах, миллиметрах;
устанавливать соотношение между квадратным метром, квадратным дециметром, квадратным сантиметром, квадратным миллиметром;
находить длину одной из сторон прямоугольника по данной площади и длине другой стороны;
узнавать время по часам;
пользоваться рулеткой;
пользоваться демонстрационным метром.
1. Учебно-организационные умения:
самостоятельно работать с таблицами, формулами; самостоятельно работать с учебником; работать в ППС и ПСС.
2. Учебно-коммуникативные умения: математическую идеологическую речь; чётко и лаконично излагать свои мысли.
3. Учебно-интеллектуальные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать; группировать и систематизировать.
ВОСПИТЫВАТЬ:
самостоятельность при выполнении заданий; аккуратность и добросовестность выполнения заданного;
Сложение и вычитание- 11ч
Устные и письменные приемы вычислений. Нахождение неизвестного слагаемого. Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Нахождение нескольких долей целого. Решение задач и уравнений. Сложение и вычитание величин. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. Странички для любознательных. Задачи-рассчёты
Что узнали. Чему научились. Закрепление умения решать задачи изученных видов. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».
Тема: «Сложение и вычитание».
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала учащиеся должны
ЗНАТЬ:
смысл сложения и вычитания;
переместительное и сочетательное свойства сложения;
свойства вычитания числа из суммы и суммы из числа;
связь между результатами и компонентами сложения и вычитания;
приёмы письменных вычислений;
приём письменного сложения и вычитания значений величин.
УМЕТЬ:
объяснять по алгоритму письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел;
владеть терминологией (названия действий, названия компонентов);
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в пределах миллиона;
применять приём письменного сложения и вычитания при вычислении величин;
записывать выражения и решать их;
работать по алгоритму письменного сложения и вычитания;
записывать в буквенном виде переместительный и сочетательный закон сложения и использовать эти законы для упрощения выражений.
РАЗВИВАТЬ:
1. Учебно-организационные умения: самостоятельно работать с алгоритмом по учебнику и без него; оформлять запись математического выражения в тетради; работать в паре, группе, самостоятельно при решении выражений нового вида; вычислительные навыки учащихся; составлять план ответа по алгоритму; составлять план решения задачи.
2. Учебно-коммуникативные умения: четко и лаконично излагать свои мысли; математическую речь ; слушать и рассуждать.
3. Учебно-интеллектуальные умения: зрительную и слуховую память; анализировать и делать обобщение.
ВОСПИТЫВАТЬ: интерес к предмету; уверенность в себе; культуру общения; умение слушать; ответственность за результаты своего труда и труда своего товарища.
Умножение и деление – 79 ч
Анализ к.р. Умножение и его свойства. Письменные приёмы умножения многозначных чисел. Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Деление с числами0 и 1. Письменные приемы деления. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. Закрепление изученного. Решение задач. Письменные приемы деления. Решение задач . Решение задач. Закрепление изученного материала. Контрольная работа за I полугодие т «Умножение и деление на однозначное число». Анализ к.р. Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились. Умножение и деление на однозначное число. Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Решение задач на движение. Странички для любознательных. Проверочная работа. Умножение числа на произведение. Письменное умножение на числа оканчивающиеся нулями. Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. Решение задач. Перестановка и группировка множителей. Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного. Деление числа на произведение. Деление с остатком на 10, 100, 1000
Решение задач. Письменное деление на числа, оканчивающихся нулями. Решение задач. Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились
К.р по т «Умножение и деление на числа, оканчивающихся нулями». Анализ к.р. Наши проекты. Умножение числа на сумму. Письменное умножение на двузначное число
Тема: «Умножение и деление на однозначное число».
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала учащиеся должны
ЗНАТЬ:
таблицу умножения и сложения;
свойства умножения;
алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное;
письменную запись математического выражения;
таблицы измерений длины, массы, времени;
такие величины, как время, скорость, путь при равномерном движении;
виды треугольников.
УМЕТЬ:
объяснить по алгоритму письменный прием умножения и деления многозначного числа на однозначное;
записывать выражения и решать его в тетради;
применять правило о перестановке множителей;
применять таблицы умножения и сложения;
устанавливать взаимосвязь между величинами ( скорость, время, путь при равномерном движении);
применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.
работать по алгоритму письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное;
применять знания вычислительных навыков при решении примеров нового вида;
решать предложенные задачи с использованием алгоритмов умножения и деления на однозначное число в измененной ситуации;
преобразовывать именованные числа и выполнять арифметические действия с величинами;
оценивать работу свою и своего товарища по решению математических выражений с использованием алгоритмов умножения и деления на однозначное число.
РАЗВИВАТЬ:
1. Учебно-организационные умения:
умение самостоятельно работать с алгоритмом по учебнику и без него; умение оформлять запись математического выражения в тетради; умение работать в паре, группе, самостоятельно при решении выражений нового вида; вычислительные навыки учащихся.
2. Учебно-коммуникативные умения: умение четко и лаконично излагать свои мысли; математическую речь; умение слушать и рассуждать.
3. Учебно-интеллектуальные умения: зрительную и слуховую память; умение анализировать и делать обобщение.
ВОСПИТЫВАТЬ: интерес к предмету; уверенность в себе; культуру общения; умение слушать; ответственность за результаты своего труда и труда своего товарища.
Тема: «Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Деление на числа, оканчивающиеся нулями».
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала учащиеся должны
ЗНАТЬ:
таблицу умножения и сложения;
правило умножения числа на 0;
переместительный и сочетательный законы умножения;
алгоритмы письменного умножения и деления на числа, оканчивающиеся нулями;
письменную запись математического выражения
названия компонентов (умножения и деления) и результатов действия;
приемы деления с остатком на 10, 100 и 1000.
УМЕТЬ:
объяснить по алгоритму письменные приемы умножения и деления на числа, оканчивающиеся нулями;
записывать выражения и решать их;
обосновывать приемы умножения и деления на числа, оканчивающиеся нулями;
владеть навыками письменного умножения и деления на числа, оканчивающиеся нулями (уметь безошибочно и достаточно быстро выполнять эти действия);
применять распределительный и сочетательный законы умножения;
выполнять деление числа на произведение;
выполнять деление с остатком на 10, 100 и 1000.
работать по алгоритму письменного умножения и деления на числа, оканчивающиеся нулями;
применять знания алгоритмов умножения и деления на числа, оканчивающиеся нулями при решении задач и уравнений в измененной ситуации;
записывать в буквенном виде переместительный и сочетательный закон умножения и использовать эти законы для упрощения выражений;
оценивать свою работу и работу своего товарища по данной теме.
РАЗВИВАТЬ:
1. Учебно-организационные умения: умение самостоятельно работать с алгоритмом; умение оформлять запись математического выражения в тетради; умение работать в паре, группе, самостоятельно при решении выражений нового вида; вычислительные навыки.
2. Учебно-коммуникативные умения: математическую речь; четко и лаконично излагать свои мысли; слушать и отвечать на вопросы.
3. Учебно-интеллектуальные умения: умение анализировать и делать выводы; зрительную и слуховую память; умение анализировать и выделять главное.
ВОСПИТЫВАТЬ: умение слушать; культуру общения при работе в ППС и ПСС; нравственные ценности через текстовые задачи; выдержку и упорство в учебной деятельности.
Тема: «Умножение на двузначное и трехзначное число»
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала учащиеся должны
ЗНАТЬ:
таблицы умножения и сложения;
разрядный состав многозначных чисел;
переместительный и сочетательный законы умножения;
распределительное свойство умножения;
алгоритм письменного умножения на двузначное число;
алгоритм письменного умножения на трехзначное число;
письменную запись математического выражения.
УМЕТЬ:
обосновывать прием умножения на двузначное и трехзначное число;
использовать знание разрядного состава многозначных чисел для выполнения умножения многозначного числа на двузначное или трехзначное;
применять знания таблицы умножения и сложения.
работать по алгоритму письменного умножения на двузначное и трехзначное число;
устанавливать сходства и различия с алгоритмом письменного умножения на однозначное или двузначное число;
решать предложенные задачи с использованием алгоритма умножения на двузначное или трехзначное число по образцу и в измененной ситуации;
уметь записывать в буквенном виде переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения, а также использовать эти свойства для упрощения выражений;
оценивать свою работу и работу своего товарища по данной теме.
РАЗВИВАТЬ:
1. Учебно-организационные умения: составлять план ответа по алгоритму; оформлять запись математических выражений; самостоятельно работать с алгоритмами; оценивать себя и своего товарища (самоконтроль и взаимоконтроль); работать в паре, группе.
2. Учебно-коммуникативные умения: четко и лаконично излагать свои мысли; монологическую речь и культуру речи у учащихся; слушать и ставить вопросы; математическую речь.
3. Учебно-интеллектуальные умения: развивать зрительную память и зоркость; умение сравнивать и анализировать; умение наблюдать и систематизировать.
ВОСПИТЫВАТЬ: умение работать в паре, группе, коллективе; культуру речи и общения (коммуникабельность); умение слушать; аккуратность и добросовестность в выполнении заданного; внимание и собранность.
Тема: «Деление на двузначное и трехзначное число».
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала учащиеся должны
ЗНАТЬ:
таблицу умножения и соответствующие случаи табличного деления (на уровне автоматизированного навыка);
названия компонентов деления и результата действия;
разрядный состав многозначных чисел;
письменную запись математического выражения;
алгоритм письменного деления на двузначное и трехзначное число;
алгоритм решения задач на сравнение, встречное и противоположное движение.
УМЕТЬ:
объяснить по алгоритму письменный прием деления на двузначное и трехзначное число;
владеть навыком письменного деления на двузначное и трехзначное число (уметь безошибочно и достаточно быстро выполнять это действие);
использовать знание разрядного состава многозначных чисел для выполнения деления многозначного числа на двузначное и трехзначное.
устанавливать сходства и различия с алгоритмом письменного деления на двузначное или трехзначное число;
вычислять значение числовых выражений, содержащих 4 – 5 действий на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий, а также алгоритма письменного выполнения данных действий;
применять знание алгоритма деления на двузначное или трехзначное число при решении текстовых задач и уравнений в измененной ситуации.
РАЗВИВАТЬ:
1. Учебно-организационные умения: умение составлять план ответа по алгоритму; самостоятельно работать с заданием по учебнику; оформлять запись математического выражения; работать с алгоритмом; работать в паре, группе.
2. Учебно-коммуникативные умения: рассуждать при решении составных задач; математическую и монологическую речь; четко и лаконично излагать свои мысли; отвечать на вопросы.
3. Учебно-интеллектуальные умения: умение работать в паре, группе; зрительную и слуховую память, зоркость; сравнивать и анализировать.
ВОСПИТЫВАТЬ: интерес к изучаемому предмету; умение слушать; умение согласовывать свои действия с другими (учащимися, преподавателем); уверенность в себе; аккуратность и добросовестность в выполнении заданного.
Итоговое повторение- 10 ч
Нумерация. Выражения и Уравнение. сложение, вычитание. Арифметические действия: умножение и деление. Порядок выполнения действий
.Величины. Геометрические фигуры. Задачи. Закрепление. Обобщ урок Игра «В поисках клада»
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала учащиеся должны
ЗНАТЬ:
названия и последовательность чисел в натуральном ряду;
названия и последовательность первых трех классов;
правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях;
названия компонентов и результата каждого действия;
единицы измерения величин;
алгоритм решения задач различных видов.
УМЕТЬ:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000;
выполнять письменные вычисления;
применять правила порядка действий в выражениях, содержащих 5 – 6 действий (со скобками и без них) и находить значение данного выражения;
вычислять периметр и площадь многоугольника;
решать уравнения изученных видов;
решать составные задачи изученных видов.
решать задачи с использованием алгоритмов по образцу и в измененной ситуации;
работать по алгоритму;
применять знания в практической деятельности.
РАЗВИВАТЬ:
1. Учебно-организационные умения: составлять схему – опору; составлять алгоритм; работать в ППС, ПСС; самостоятельно работать с учебником.
2. Учебно-коммуникативные умения: математическую и диалогическую речь; четко и лаконично излагать свои мысли; слушать и поддерживать беседу.
3. Учебно-интеллектуальные умения: сравнивать, анализировать, наблюдать; группировать и систематизировать.
ВОСПИТЫВАТЬ: аккуратность и добросовестность в выполнении заданного; ответственность за результаты своего труда и труда товарища; самостоятельность при выполнении заданий; бережное отношение через содержание учебного материала.
Календарно-тематический план по математике
Наименование разделов и тем Всего часов Контрольные и диагностические работы Сроки проведения
Числа от 1 до 1000. Нумерация. 13 Контрольная работа №1 СР. Нумерация многозначных чисел. 10 Контрольная работа №2 СР. Величины. 13 Контрольная работа №3, №4 СР. Сложение и вычитание. 11 Контрольная работа №5 СР. Умножение и деление на однозначное число. 27 Контрольная работа №6, №7 СР. Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Деление на числа, оканчивающиеся нулями. 17 Контрольная работа №8 СР. Умножение на двузначное и трехзначное число. 11 Контрольная работа №9 СР. Деление на двузначное и трехзначное число. 23 Контрольная работа №10 СР. Повторение изученного в 4 классе. 11 Итоговая контрольная работа №11. Всего 136
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения Примечания
Книгопечатная продукция
Моро М. И. и др. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2012.
Учебники
1 Моро М.И., Бантова М.А.,Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В.. Математика. Учебник. 4 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2014.

Рабочие тетради
1. Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.
Проверочные работы
Волкова С.И. Математика. Проверочные работы
4 класс. – М.: Просвещение, 2015.
Методические пособия для учителя
Бантова М.А. , Бельтюкова Г.В., Степанова С.В.
Математика: Поурочные разработки: 4 класс
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по математике 4 класс-М.: ВАКО, 2013.
В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены подходы к структурированию учебного материала; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
В учебниках представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать у младших школьников систему математических знаний, необходимых для продолжения изучения математики, представлена система учебных задач, направленных на формирование и последовательную отработку универсальных учебных действий, на развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи учащихся.
Многие задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать ход и результаты собственной деятельности.
Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления полученных знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях приведены в полном соответствии с содержанием учебников.
Пособие содержит тексты самостоятельных проверочных работ и предметные тесты двух видов (тесты с выбором правильного ответа и тесты-высказывания с пропуском чисел, математических знаков или терминов). Проверочные работы составлены по отдельным, наиболее важным вопросам изучаемых тем. Тесты обеспечивают итоговую самопроверку знаний по всем изученным темам.
В пособии представлены разработки по курсу, подготовленные с учётом последних изменений в содержании учебника и составе УМК. Применительно к каждому уроку раскрыты его задачи и планируемые достижения учащихся, приведён перечень необходимого оборудования, подробно освещены особенности содержания, методы и приёмы работы. Методические пособия построены как своего рода навигатор в системе средств УМК. Теоретические выкладки сопровождаются ссылками на соответствующие фрагменты учебника.
В предлагаемых поурочных разработках определено оптимальное, сочетание различных форм организации деятельности учащихся на уроках: индивидуальной, групповой, фронтальной, коллективной; много внимания уделяется работе в парах, которая во многих случаях оказывается наиболее эффективной. В пособии даны разъяснения к трудным темам курса, приведены инструктивные карточки для самостоятельной работы, примерные вопросы для проведения бесед и т.д.
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства
Электронное приложение (ЭП) к учебнику «Математика», 4 класс Диски предназначены для самостоятельной работы учащихся на уроках ( если класс имеет компьютерное оборудование) или для работы в домашних условиях. Материал по основным вопросам начального курса математики представлен на дисках в трёх аспектах: рассмотрение нового учебного материала, использование новых знаний в изменённых условиях, самоконтроль
Электронные образовательные ресурсы.
Презентации (ПР) с сайтов:
http://www.rusedu.ru/subcat_30.htmlhttp://www.luchiki.ucoz.ru/news/3http://www.proshkolu.ru/http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=69001&tmpl=lib&page=1http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888 http://www.nachalka.info/about/193/http://roditel.edu54.ru/node/16047http://www.uchportal.ru/load/47Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Магнитная доска.
Персональный компьютер и колонки.
Мультимедийный проектор и доска Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Набор предметных картинок.
Наборное полотно.
Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр.
Демонстрационная оцифрованная линейка.
Демонстрационный чертёжный треугольник.
Демонстрационный циркуль.
Палетка
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. В соответствии с санитарно-гигиеническим и нормами
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. За такую работу выставляется отметка:
"5" - работа выполнена без ошибок;
"4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета;
"3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов;
"2" - 5 и более ошибок.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся выбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Ученику выставляется отметка:
"5" - работа выполнена без ошибок;
"4" - 1 -2 ошибки;
"3" - 3 -4 ошибки.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу:
"5" - работа выполнена без ошибок;
"4" - 1 ошибка или 1 -3 недочета, при этом ошибок не должно быть в задаче;
"3" - 2-3 ошибки или 3 -4 недочета, при этом ход решения задачи должен быть верным;
"2" - 5 и более ошибок.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
неправильный выбор действий, операций;
неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин); 0 ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
наличие записи действий;
отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
неправильный ответ на поставленный вопрос;
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения,
Недочеты:
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
неправильное произношение математических терминов.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
 
"5" ("отлично") — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» ("плохо") — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:
в работе имеется не менее двух неаккуратных исправлений;
работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит белее объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы «Чего достиг ученик в усвоении предметных знаний?» и «Каково его прилежание и старание?».
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной опенки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося («ленив», «невнимателен», «не старался»).
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Устный контрольный самоконтроль.
Индивидуальный и фронтальный опрос
Индивидуальная работа по карточкам
Работа в паре, в группе (взаимо и самооценка)
Диктанты (математические)
Срезовые работы (тесты)
Комбинированные контрольные работы
СИСТЕМА ПРОВЕРОЧНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ
Сроки проведения контрольных работ
Входной контроль – для определения уровня формирования предметных УУД по изученным темам 3 класса ( сентябрь)
Промежуточный – для определения уровня формирования предметных УУД по изученным темам (декабрь);
Итоговый – для сравнения результатов и определения уровня усвоения стандарта начального общего образования (апрель – май).
Форма проведения контрольных работ
Контрольные работы проводятся в форме комбинированных контрольных работ по математике
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ.
№ Дата Тема Характеристика деятельности учащихся (УУД) ЭОР Домашнее задание
Числа от 1 до 1000 (13ч).
1 01.09. Повторение. Нумерация чисел. Выполнять сложение и вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000.
Решать выражения с переменной на нахождение слагаемого, неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.
Обозначать геометрические фигуры буквами.
Выполнять задания творческого и поискового характера ЭП Уч. с.5, № 8
2 02.09. Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. Уч. с.7, № 19,
3 03.09. Нахождение суммы нескольких слагаемых ЭП Уч. с. 8 № 27
4 04.09. Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел ЭП Уч. с.9, № 35
5 08.09. Умножение трехзначного числа на однозначное ЭП Повторить алгоритмы письменного деления и умножения
5 09.09. Свойства умножения Уч. с.11, № 50, 53
6 10.09. Алгоритм письменного деления Уч. с.12, № 58
8-10 11.09.
15.09.
16.09. Приемы письменного деления ЭП Уч. с.13, № 65
11 17.09. К.р по теме «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление»
К.Р. 7 вид. Контролировать и оценивать свою работу.
Уметь самостоятельно решать полученные задания Уч. с.15, № 79
12 18.09 Анализ к.р. Диаграммы Уметь самостоятельно строить и читать столбчатые диаграммы ЭП Повторить таблицу умножения
13 22.09. Что узнали. Чему научились
Странички для любознательных
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Выполнять задания учебника; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся Уч. с.19, № 15
Числа, которые больше 1000. (113ч) 14 23.09. Нумерация 10ч
Класс единиц и класс тысяч Считать предметы, десятками, сотнями, тысячами.
Читать и записывать любые числа в пределах 1000000
Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых.
Сравнивать числа по классам и разрядам.
Упорядочивать заданные числа.
Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз.
Выделять в числе единицы каждого разряда.
Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе.
Уч. с.23, № 92,93
15 24.09. Чтение многозначных чисел ЭП Уч. с.24, № 97
16 25.09. Запись многозначных чисел ЭП Уч. с. 25, № 106 (устно)
17 29.09. Разрядные слагаемые Уч. с. 26, № 114, 115
18 30.09. Сравнение чисел ЭП Уч. с. 27, № 123, 124
19 01.10. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз ЭП Уч. с. 28, № 131, 132
20 02.10. Закрепление изученного Повторить изученные правила
21 06.10. Класс миллионов. ЭП Уч. с. 29, № 139, 140
22 07.10. Класс миллиардов ЭП Уч. с. 30, № 147
23
24 08.10.
09.10. Что узнали. Чему научились
Странички для любознательных
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Выполнять задания учебника; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся Уч. с. 35, № 6,10
25 13.10. Наши проекты. Что узнали. Чему научились. Уч. с.32-33
26 14.10. Величины – 13ч
Единицы длины. Километр Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные, крупные в более мелкие, используя соотношение между ними.
Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения.
Сравнивать значения площадей разных фигур.
Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношение между ними.
Определять площади фигур произвольной формы с помощью палетки.
Находить доли целого и целое по его доле.
Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц к другим.
Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношение между ними. Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их.
Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их.Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца событий.
Осуществлять самоконтроль и самооценку в процессе самостоятельной работы. Исправлять допущенные ошибки
Анализировать и оценивать ход и результат работы. ЭП Уч. с.37, № 154
27 15.10. Единицы длины. Закрепление изученного Уч. с.38, № 161, 165
28 16.10. Единицы площади. Кв. километр, кв. миллиметр Уч. с.39, повторить ед. измерения площади
29 20.10. Таблица единиц площади ЭП Уч. с.42, № 186, 190 (индивид. задание), принести палетку
30 21.10. Измерение площади с помощью палетки ЭП Уч. с.44, № 196, 199 (индивидуально)
31 22.10. Единицы массы. Тонна, центнер ЭП Уч. с.45, № 205, 207
32 23.10. Единицы времени. Определение времени по часам. ЭП Уч. с.47, № 220 (устно)
33 27.10. Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда. ЭП Уч. с.50, № 243, 244
34 28.10. Век. Таблица единиц времени ЭП Уч. с.52, № 258, выучить таблицу единиц времени
35 29.10. К.Р. по теме «Нумерация. Величины»
К.Р. 7 вид. Уч. с.54, №17, 27
36 30.10. Анализ к.р .Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного Повторить изученные величины
Сложение и вычитание- 11ч
37
38 10.11.
11.11. Устные и письменные приемы вычислений. Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин.
Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий: сложения и вычитания.
Выполнять сложение и вычитание величин.
Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях
Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Анализировать условие задачи, правильно выбирать пути её решения.
Осуществлять самоконтроль и самооценку в процессе самостоятельной работы. Анализировать и исправлять допущенные ошибки. Применять теоретические знания для решения практических задач ЭП Уч.с.60,265,266 (устно)
С. 61, № 273, 274
39 12.11. Нахождение неизвестного слагаемого. Уч. с. 62, 281
40 13.11. Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Уч. с. 63, № 289 (устно)
41-42 17.11.
18.11. Нахождение нескольких долей целого ЭП Уч. с. 64, № 294
Уч.с. 65, № 304,305
43 19.11. Решение задач и уравнений. ЭП Уч. с.66, № 311, 312
44 20.11. Сложение и вычитание величин. ЭП Уч. с.67, № 317(устно)
45 24.11. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. ЭП Уч. с. 68, № 324
46 25.11. Странички для любознательных. Задачи-расчеты Уч. с.70-71,
47 26.11. Что узнали. Чему научились. Закрепление умения решать задачи изученных видов. Уч. с.73, № 25, 26
48 27.11. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел». К.Р. 7 вид. Уч.с. 73, № 6 (устно)
Умножение и деление – 79ч
49 01.12.
Анализ к.р. Умножение и его свойства. Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное.
Составлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом.
Оценивать результаты усвоения учебного материала.Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное.
Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное).
Составлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом.
Осуществлять пошаговый контроль правильности решения уравнений
Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Использовать знание взаимосвязи между компонентами и результатом деления для решения уравнений. ЭП Уч.с. 76, № 331
50
51 02.12.
03.12. Письменные приёмы умножения многозначных чисел. ЭП Уч.с. 77, № 338(устно), 339
52 04.12. Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Повторить правила умножения с нулями
53 08.12. Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. ЭП Уч.с. 80, № 361
54 09.12. Деление с числами 0 и 1. Уч.с. 81, № 370, 371
55
56 10.12.
11.12. Письменные приемы деления. ЭП Уч.с.82, № 374
57 15.12. Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. Уч.с. 84, № 386,387
58 16.12. Закрепление изученного. Решение задач ЭП Уч.с. 86, № 402
59 17.12. Письменные приемы деления. Решение задач. ЭП Уч.с. 87, № 409, 410
60
61 18.12.
22.12. Решение задач. Закрепление изученного материала. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Анализировать свои действия и управлять ими. ЭП Уч.с. 89, № 421, 422
62 23.12. Контрольная работа за I полугодие по теме «Умножение и деление на однозначное число» К.Р. 7 вид. Уч.с.90, № 434, 435
63 24.12. Анализ к.р. Закрепление изученного Уч.с.91, № 9
64
65
66 25.12.
29.12.
30.12. Что узнали. Чему научились Уч.с 93, № 29, 31.
Уч.с. 95 № 47, 49
67
12.01 Умножение и деление на однозначное число ЭП Уч.с. 4, № 5,6
68-69 13.01.
14.01. Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние.
Переводить одни единицы времени в другие.
Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. ЭП Уч.с. 5, 12,13
Уч.с.6, № 19
70-71 15.01.
19.01. Решение задач на движение Уч.с.8, № 32, 34
72 20.01. Странички для любознательных. Проверочная работа с.54-55 Уч.с. 10-11
73 21.01. Умножение числа на произведение Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние.
Работать в парах. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарищей.
Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях.
Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять письменные приёмы.
Выполнять деление с остатком на 10, 100, 1000.
Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи.
Составлять план решения. Обнаруживать ошибки и исправлять их.
Отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенной сложности
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Анализировать и оценивать результаты работы. ЭП Уч.с. 12, № 39
74
75 22.01.
26.01. Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями ЭП Уч.с.13, начертить узор
76 27.01. Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями Уч.с.15, № 59
78 28.01. Решение задач ЭП Уч.с.15, № 62
79 29.01. Перестановка и группировка множителей ЭП Уч.с.117, № 70,71
80-81 02.02.
03.02.
Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились. Закрепление изученного. Уч.с. 21, № 15, 17
Уч.с. 22, № 23, 28
82
83 04.02.
05.02. Деление числа на произведение ЭП Уч.с. 25, № 77
84 09.02. Деление с остатком на 10, 100, 1000 ЭП Уч.с.27, № 92
85 10.02. Решение задач Уч.с.28, № 99
86-89 11.02.
12.02.
16.02.
17.02. Письменное деление на числа, оканчивающихся нулями Уч.с.29, № 107
Уч.с. 30, № 111, 113
Уч.с. 31, № 118, 119
90 18.02. Решение задач ЭП Уч.с. 33, №127
91 19.02. Закрепление изученного. Проверочная работа с.66-67 Повторить изученные правила
92-93 24.02.
25.02. Что узнали. Чему научились Уч.с. 35, № 10, с.36, № 19
94 26.02.
К.р по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающихся нулями» К.Р. 7 вид. Повторить алгоритмы умножения и деления
95 02.03. Анализ к.р. Наши проекты Составить сборник задач и заданий
96-97 03.03
04.03.
Умножение числа на сумму Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых.
Выполнять письменное умножение многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритма письменного выполнения действия умножения.
Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножения.
Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям
Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. ЭП Уч.с.42, № 145
Уч.с. 43, № 153, 155
98-99 05.03.
10.03. Письменное умножение на двузначное число ЭП Уч.с.44, №160 (устно)
100 11.03.
К.р. по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число» К.Р. 7 вид. Уч.с.45, № 167
101-102 12.03.
16.03. Анализ к.р. Решение задач. Уч.с.46, № 173
Уч.с. 47, №180
103-104 17.03.
18.03. Письменное умножение на трехзначное число ЭП Уч.с.48, № 184
Уч.с.49, № 190 (2)
105-
107 19.03.
30.03.
31.03. Закрепление изученного. Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных. Повторить изученный материал
Уч.с. 54, № 11
Уч.с. 55, № 18,19
108 01.04.
Письменное деление на двузначное число. Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число.
Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножения.
Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деления.
Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением.
Работать в парах. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарищей
Составлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом. ЭП Уч.с.57, № 210
109 02.04.
Письменное деление на двузначное число с остатком. ЭП Уч.с.58, № 218
110 06.04. Алгоритм письменного деления на двузначное число. Уч.с.59, № 225
111 07.04.
Письменное деление на двузначное число. Уч.с. 60, № 230, 231
112 08.04.
Закрепление изученного Уч.с. 61, № 236
113-115 09.04.
13.04.
14.04. Решение задач. ЭП Уч.с.63, № 254
Уч.с.64, № 263
116 15.04. Письменное деление на двузначное число. закрепление. Уч.с.65, № 268
117
118 16.04.
20.04. Письменное деление на двузначное число. Решение задач. Уч.с. 66, № 276
119 21.04. Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число». К.Р. 7 вид. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Анализировать свои действия и управлять ими. Уч.с. 70, № 14
120 22.04. Анализ к.р. Письменное деление на трехзначное число Уч.с. 72, № 283
121
23.04. Письменное деление на трехзначное число. Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число.
Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножения.
Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деления.
Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением.
Работать в парах. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарищейСоставлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом. ЭП Уч.с.73, «цепочка» (устно)
122 27.04. Письменное деление на трехзначное число. Уч.с. 74, № 297, 298
123 28.04. Контр работа по теме «Деление на трехзначное число». К.Р. 7 вид. Уч.с. 75, № 305, 307
124 29.04. Анализ к.р. Письменное деление на трехзначное число с остатком. ЭП Уч.с. 76, № 313
125 30.04. Письменное деление на трехзначное число. Закрепление. Составить текстовую задачу
126-127 05.05.
06.05. Что узнали. Чему научились Уч.с. 82, № 8
Уч.с.83, № 15,17
128-129 07.05.
11.05. Закрепление изученного материала Уч.с. 85, № 23, 27
Итоговое повторение 11ч
130 12.05 Нумерация. Уч.с.86, № 8,9
128 13.05. Выражения и уравнение. Уч.с.87, № 17, 22
129 14.05. Сложение, вычитание Уч.с.90, № 7 (2,3)
130 18.05. Арифметические действия: умножение и деление Уч.с.92, № 9(2)
131 19.05. Порядок выполнения действий Уч.с.94, № 6
132 20.05 Величины. Уч.с.95, №3
133 21.05. Геометрические фигуры. Уч.с.97, № 11,12
134-136 25.05.
26.05.
27.05. Решение задач. Закрепление изученного материала. Уч.с. 98, №7, 8
Уч.с.100, № 23
Уч.с. 101, № 32
137 28.05. Обобщающий урок - игра «В поисках клада»