СБОРНИК АДАПТИРОВАННЫХ ТЕКСТОВ «МОИ РОВЕСНИКИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ УСЛУГ № 10
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 4
СБОРНИК АДАПТИРОВАННЫХ ТЕКСТОВ
«МОИ РОВЕСНИКИ В ГОДЫ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ»
(по произведениям художественной литературы и прессы о войне)
Методическое пособие для педагогов
Руководитель:
Заместитель директора по КРО
ГБПОУ КСУ № 10
Е.Д.Мазорук70- летию Победы в Великой
Отечественной войне посвящается…

Москва, 2015 год
«ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ НЕ БЕСКОНЕЧНА, ПРОДЛИТЬ ЕЁ МОЖЕТ ЛИШЬ ПАМЯТЬ, КОТОРАЯ ОДНА ТОЛЬКО ПОБЕЖДАЕТ ВРЕМЯ»
Светлана Алексиевич

Дети за рабочим станком заменили взрослых, ушедших защищать Родину

Герой Советского Союза Валя Котик – один из многих детей-героев, отдавший жизнь за Родину
«Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память – это наше богатство», - эти слова Д.С.Лихачёва стали для нас нравственным ориентиром при проведении проектной деятельности к 70-летию Победы в нашей образовательной организации.
Проектная деятельность в подразделении № 4 интернат
к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
С января по май 2015 года в основной школе (5-9 классы) подразделения № 4 интернат осуществлялась работа над проектом к 70- летию Победы в Великой Отечественной войне «Мои ровесники в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» (по произведениям художественной литературы о войне) по плану.
Шла большая совместная деятельность педагогов Ускреевой П.Е., Гиоевой Л.С., Почепец Л.В., Масленниковой В.В., Тулиной Л.С., Бормина А.С., Качаловой А.М., Маляновой Е.О., Барбашовой Н.К., Дарбаковой Б.К., Бакаевой Н.В. и учащихся 5-9 классов под руководством заместителя директора по КРО Е.Д. Мазорук: подборка литературы, адаптирование текстов для восприятия обучающимися с ОВЗ; чтение, изучение, обсуждение, анализ текстов из произведений художественной литературы, из прессы о детях-героях, о молодых солдатах – героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов с детьми.
В апреле 2015 года работа над проектом перешла в творческий этап: учащимися по изученным произведениям были написаны изложения с описательными характеристиками героев, написаны письма, проведен конкурс «Письмо моему ровеснику в прошлое о себе».
В мае прошел заключительный этап проектной деятельности, по результатам которой был составлен сборник адаптированных текстов для использования в педагогической работе.
7 мая 2015 года в интернате прошла конференция по проектной деятельности, которая совпала с Всероссийской акцией «Читаем книги о войне – 2015». Состоялся очень интересный и полезный разговор о прочитанном, о героях, о памяти, которая «одна только побеждает время». Были обсуждены и проанализированы изученные тексты, подвиги молодых героев, их человеческие качества.
В заключение были прочитаны лучшие творческие работы учащихся – в номинации «Письмо моему ровеснику в прошлое о себе», которые были отмечены Грамотами образовательной организации:
коллективное письмо - открытка учащихся 5 «а» класса;
письмо учащегося 8 а» класса Дорофеева Георгия;
письмо учащегося 8 « а» класса Роговой Ирины;
письмо учащегося 9 « б» класса Аншаковой Вероники;
письмо учащегося 9 « б» класса Ефимовских Дмитрия;
письмо учащегося 9 « б» класса Зайцева Артема.
Проектная деятельность по данной теме способствовала воспитанию гражданственности и патриотизма у детей и подростков на примере лучших образцов литературы и прессы о Великой Отечественной войне 1941 -1945 г.г., любви к чтению, к книгам, которые выступают хранителями памяти поколений.
Настоящий сборник составлен по итогам проектной деятельности методических объединений педагогов основной школы, трудового цикла, дополнительного образования и воспитателей. Данная тема была выбрана в связи с памятной датой – 70-летием Победы в Великой Отечественной войне и является составляющей всех мероприятий в рамках Года литературы.
Исследовательская деятельность педагогов была направлена на поиск и изучение различных подходов по развитию коммуникативных умений у особой категории воспитанников, имеющих особые образовательные потребности – это дети с ограниченными возможностями здоровья.
Педагоги последовательно проводят идею максимального вовлечения детей данной категории в коммуникативную деятельность не только в рамках образовательной программы, но и во внеурочной деятельности.
Данный проект был направлен на создание адаптированного содержания литературных текстов, текстов из прессы, посвященных подвигу народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, на разработку методических рекомендаций по работе с текстами, раскрытию творческого потенциала старших школьников и их вовлечению в процесс чтения.
Методические рекомендации для педагогов
Виды работ,
использованные для формирования связной письменной речи после чтения и изучения адаптированных текстов
обучающимися с ОВЗ
У обучающихся с ОВЗ в 5-9 классах подразделения интернат уже выработаны некоторые умения в области письменной речи в соответствии с классом обучения, которые явились той базой, на которой основывалась работа над адаптированными текстами. Для формирования связной письменной речи у обучающихся с ОВЗ после чтения и изучения адаптированных текстов были использованы нижеперечисленные виды работ.
Проблемные вопросы по прочитанному тексту:
обучающиеся получают адаптированные тексты с вопросами к каждому абзацу и отвечают 1-2 предложениями точно по смыслу, своими словами.
Распространение короткого рассказа:
по вопросам с помощью готовых ответов (готовых предложений для вставки);
по вопросам с помощью опорных слов и словосочетаний;
по вопросам без опорных слов.
Работа с деформированным текстом:
содержание текстов должно быть адаптировано для восприятия обучающихся с ОВЗ (близко и доступно детям);
начало работы должно быть коллективным и проходить под руководством педагога;
установление последовательности предложений (событий) в тексте;
обсуждение неправильных ответов;
дидактический материал с записью отдельных предложений.
(С помощью вопросов плана переставить предложения в нужной последовательности, чтобы получился связный текст)
4.Коллективная работа над изложением:
восприятие адаптированного текста на слух и зрительно (текст на отдельных карточках);
чтение и анализ текста;
готовый план в виде вопросительных предложений (готовит заранее учитель), обучающиеся отвечают на вопросы плана одним предложением. Для записи выбирается лучший вариант ответа;
при работе над содержанием текста необходимо обращать внимание обучающихся на следующее:
- нет ли лишних слов в предложениях;
-верно ли расставлены слова в предложении;
-соответствует ли предложение основному содержанию текста;
-на доске учитель записывает пункты плана и в скобках указывает количество предложений по каждому пункту.
Для успешной интеграции обучающихся с ОВЗ в социум недостаточны программные знания и умения действовать по заданному алгоритму - нужен положительный социальный опыт включения в культурные процессы преобразования. И на первый план выходит задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества.
«… творческую личность можно воспитать только посредством упражнения в творчестве», - говорил П.П. Блонский.
Руководствуясь этими словами, мы решили организовать деятельность обучающихся с ОВЗ как сотрудничество с учителем и использовали нижеперечисленные методические правила (принципы).
Методические принципы при обучении связной письменной речи в условиях творческого сотрудничества
Использование творческой деятельности, заканчивающейся положительным результатом (сочинение, письмо).
Сотрудничество между учителем и обучающимися на основе взаимоуважения и доверия, в атмосфере непринужденности.
Создание условий для естественного использования письменной речи, т.е. мотивации творческой деятельности обучающихся, открытия им личностного смысла использования письменной речи.
Письменная речь – единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения.
Л.Н.Толстой, как известно, для развития письменной речи детей предлагал им писать различные сочинения. Занятия по развитию связной письменной речи должны научить обучающегося с ОВЗ адекватно использовать и воспринимать письменную речь. «Это умение, - считает А.К.Аксенова, - будет способствовать повышению уровня коммуникативности, развитию личности, а в конечном итоге – достижению лучшей социальной адаптации».
Мы получили как итоговый результат проектной деятельности к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне творческую работу в эпистолярном стиле «Письмо моему ровеснику в прошлое о себе».
Нами был выбран этот вид творческой работы, так как эпистолярный стиль - стилистическая особенность писем (посланий) как одной из разновидностей письменной речи более всего подходил нашим целям и задачам. Форма письма идеально совпадает со способом изложения от 1-го лица. Пишущий всегда учитывает личность, интересы, взгляды адресата, выражает свое отношение к нему. Диалогичность письма обуславливает скрытое присутствие в тексте образа адресата, его имплицитную характеристику.
Обязательно соблюдение речевого этикета, отражающего характер переписки, статус корреспондентов, принятые формулы обращения, завершение письма и подпись пишущего. В письме всегда проявляется личностное начало, эмоционально окрашенное отношение к излагаемому содержанию. Письмо от 1-го лица психологически убедительно, изнутри показывает духовную жизнь героев, вызывает доверие читающего. Результатом проектной деятельности явились адаптированные тексты и их творческая переработка - «Письмо моему ровеснику в прошлое о себе».

АДАПТИРОВАННЫЕ ТЕКСТЫ ДЛЯ 5 – 9 КЛАССОВ
5 класс
В Великой Отечественной войне 1941 -45 г.г. наш народ одержал самую трудную победу в самой страшной войне за всю историю человечества. Если бы наша армия проиграла, то нас бы просто не было на свете. Ведь фашизм хотел полностью уничтожить нас. Люди, от мала до велика вставшие на защиту Родины, дали нам возможность жить и быть счастливыми!Мы обязаны помнить о том, что сделали для нас люди, которые сражались за Родину и мир во всем мире.
Мы должны помнить…
Письмо на фронт
Женя, тринадцатилетний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал ее с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка.
Сегодня во время работы мальчик упал и больно ударился головой. На какое-то мгновение силы оставили мальчика. Он почти ничего не ел, совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжелая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина.
Все мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А еще у него была мечта, чтоб попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.
Мальчик пришел домой, сел на свою табуретку и начал выводить карандашом:
Дорогой папа! Я очень хочу попросить тебя, чтобы ты громил фашистов что есть мочи и поскорее возвращался домой живым, а то мама часто плачет. Мы с ней очень соскучились. А я всегда думаю о тебе. Я горжусь, что ты – солдат, и что у тебя есть орден и медали, и что ты защищаешь всех нас от проклятых фашистов! Твой сын Женя.
Вопросы к тексту:
В какой ситуации происходит встреча с Женькой?
Почему Женя решил работать на заводе?
О чем мечтал Женя?
Почему оказалась возможной победа над фашизмом (а это мы знаем из истории)?
Мог бы ты написать письмо Женьке с рассказом о себе?
Задание: вставить в текст пропущенные слова.
Примерное письмо Женьке.
Дорогой Женя! Я узнал о твоей жизни из рассказа «Письмо на фронт». Ты - мой …, но ведешь себя очень ….Ты очень любишь своих …, …, свою ….Ты принял … работать на …, потому что очень хочешь … своей … в этой страшной ….
Я тоже очень … свою Родину, свою …, и если бы была война, я бы тоже сделал бы все, чтобы помочь своей ….
Я учусь в … классе. Учусь …. Занимаюсь в …. У меня - дружная семья. Я думаю, что наша страна смогла победить фашистов, потому что все встали на защиту …: и взрослые, и дети.
Я горжусь тобой и хотел бы быть на тебя …. Твой ровесник из 21 века (имя)
Слова для вставки: ровесник, ответственно, маму, папу, семью, решение, заводе, помочь, стране, войне, люблю, семью, стране, 5, хорошо, не очень хорошо, кружке, секции, Родины, похожим.6класс
О подвиге Александра Матросова, который своим телом закрыл амбразуру 27 февраля 1943г., известно всем. Он символ беспримерного подвига нашего народа. Первым из тех, кто совершил такой же подвиг, был Александр Панкратов. Вечная слава героям!

Он был первым
Первым, кто во время Великой Отечественной войны закрыл своим телом вражеский пулемет, был 24-летний Александр Панкратов. Было это 24 августа 1941г. при обороне Великого Новгорода.
Гитлеровцы встретили красноармейцев пулеметным огнем. Был убит командир роты, солдаты залегли. Оценив обстановку, политрук Панкратов добрался до вражеского пулемета и забросал его гранатами. Но пулеметная очередь продолжала косить бойцов. Тогда с возгласом «Вперед!» политрук Панкратов рванул в сторону вражеской амбразуры и грудью закрыл ствол пулемета. Рота тут же поднялась в атаку и ворвалась в монастырь.
16 марта 1942 г. Панкратову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Герои не умирают, а вечно живут в памяти народной!
Вопросы к тексту:
Почему и с какой целью Александр Панкратов закрыл своим телом амбразуру дзота?
В какой ситуации А. Панкратов совершил свой подвиг?
Почему мы будем помнить о подвиге героя?
Из тематического приложения газеты «СтоЛИЧНОСТЬ». при поддержке Департамента СМИ и рекламы ДогМ, «Пресса в образовании», раздел «Школа», «Память» - «400 бесстрашных героев войны») – материалы подготовила ИРИНА МАЛИНА.
7 класс
О подвиге Александра Матросова, который своим телом закрыл амбразуру 27 февраля 1943г., известно всем. Он символ беспримерного подвига нашего народа. Первым из тех, кто совершил такой же подвиг, был Александр Панкратов. Вечная слава героям!
Спасла отряд и командира
Среди смельчаков, повторивших подвиг Матросова, были и девушки. Одна из них – Римма Шершнева, которой было всего 17. Еще в 10-м классе она рвалась добровольцем на фронт. После окончания школы девушка отправилась в Москву на курсы радистов, научилась стрелять, прыгать с парашютом. Римму зачислили в партизанский отряд.
Во время уличного боя, 25 ноября 1942 года, атаку партизан остановил пулеметный огонь из дзота с круговым обстрелом. Бойцы гибли один за другим. И тогда отважная девчонка бросилась на дзот, закрыв собой амбразуру вражеского дзота.
Похоронили девушку в Любани. Посмертно Р.Шершнева награждена орденом Красного Знамени.
Пока жива память о героине - жива и она!
Вопросы к тексту:
1.Какой была Раиса Шершнёва в начале войны?
2. С какой целью совершила свой подвиг Раиса?
3. Почему мы должны помнить о ней?
(Из тематического приложения газеты «СтоЛИЧНОСТЬ». при поддержке Департамента СМИ и рекламы ДогМ, «Пресса в образовании», раздел «Школа», «Память» - «400 бесстрашных героев войны») – материалы подготовила ИРИНА МАЛИНА.
8 класс
В Великой Отечественной войне 1941 -45 г.г. наш народ одержал самую трудную победу в самой страшной войне за всю историю человечества. Если бы наша армия проиграла, то нас бы просто не было на свете. Ведь фашизм хотел полностью уничтожить нас. Люди, от мала до велика вставшие на защиту Родины, дали нам возможность жить и быть счастливыми!Мы обязаны помнить о том, что сделали для нас люди, которые сражались за Родину и мир во всем мире.
Мы должны помнить…
Маленький партизан
Первое, что бросилось Егорке в глаза, когда он вошел в дом. – заплаканное лицо мамы и строгое лицо отца.
– Война.., - сказал отец. Мама закрыла руками лицо и зарыдала.
Отец с Юркой ушли на фронт. Как же сильно хотелось уйти туда и Егорке! Но его никто не хотел брать. А фашисты подходили все ближе к Егоркиному селу. Однажды Егорка увидел фашистов в селе. Один из немцев ударил мальчика за то, что тот не подал ему воды. Мальчик зло смотрел на захватчика, который воевал с его отцом и братом. Егорка твердо решил отомстить фашистам.
Он знал, что вечером немецкие офицеры собирались идти в баню, - дед Матвеич уже колол дрова. Когда стемнело, паренек прокрался огородами к бане. По звукам Егорка понял, что немцы уже собираются идти париться. Рядом с баней стоял стог сена. Довольные и беззаботные немцы направились к бане.
Храбрый мальчик подбежал к бане, подпер дверь огромным бревном и кинулся к сену. Взяв солому в охапку, он стал обкладывать ею баню. Еще мгновение – и солома заполыхала. От нее загорелась и баня. Запертые фашисты не сразу поняли, что горят, а когда сообразили, кинулись выламывать дверь. Но напрасно…
Чья-то рука больно сдавила Егоркино плечо, сильный удар оглушил мальчика. На рассвете следующего дня немцы повесили Егорку.
Советское правительство наградило юного партизана Егорку боевым орденом… Посмертно.
Вопросы к тексту:
1. В какой ситуации мы впервые встретились с Егоркой?
2.Почему мальчик решил отомстить врагу?
3.С какой целью Егорка поджёг баню?
4.Как погиб юный герой?
( «Страницы Великой Победы»: Учебное пособие для учащихся 2-4 классов /
И.В.Новокрещенов. – М.: Издательство «Ювента», 2010.)9 класс
В Великой Отечественной войне 1941 -45 г.г. наш народ одержал самую трудную победу в самой страшной войне за всю историю человечества. Если бы наша армия проиграла, то нас бы просто не было на свете. Ведь фашизм хотел полностью уничтожить нас. Люди, от мала до велика вставшие на защиту Родины, дали нам возможность жить и быть счастливыми!Мы обязаны помнить о том, что сделали для нас люди, которые сражались за Родину и мир во всем мире.
Мы должны помнить…
Фронтовое письмо солдата
«Дорогая мама, пишет тебе твой сын Сережа. Помнишь Кольку с Садовой, нас с ним распределили в один взвод.
У меня все хорошо, если на войне вообще может быть хорошо. Вчера был мой первый бой. Многие мои товарищи погибли, а я остался живой…
Было страшно, но наш командир сказал, что мы должны выстоять и отбить атаку врага, что за нами – Москва, отступать некуда! И появились силы, страх ушел…
Мы подпустили немцев поближе и открыли огонь. Сержант Федоров попал в башню танка, и тот загорелся.
Наши товарищи гибли, гибли немцы, а мы бежали вперед. Мы зажгли один танк, потом еще два. Немцы дрогнули и стали отступать. А мы с Колькой бежали, стреляли и кричали: «Ура! За Родину!».
Но вдруг резануло в левой руке, и я понял, что из руки капает кровь, и больно по-настоящему. Ничего, рана оказалась совсем пустяковой, так что я остаюсь в строю и стал настоящим солдатом. Надо во что бы то ни стало остановить фашистов, отстоять нашу столицу! И мы не отдадим Москву врагам, мы умрем, но фашистов не пропустим!
Мама, напиши, как вы там живете без меня? Как Мишка? Помогает ли тебе? Скажи, пусть не бросает учебу. Пусть напишет брату хоть несколько строчек.
Любящий тебя сын Сергей.
29 октября 1941г.
Вопросы к тексту: 1. Почему появлялись силы и уходил страх перед боем у молодых бойцов Сергея и Коли?
2.Скакой целью сражались бойцы с фашистами?
3. Как бы ты поступил в такой ситуации?
4. Какие черты характера Сергея и Коли ты взял бы для себя?
9 класс
Четвертая высота
Санинструктор Гуля Королёва (настоящее имя – Марионелла Владимировна Королёва). У неё счастливо складывалась жизнь: училась в школе, занималась спортом, снималась в кино. Вышла замуж, родила сына.
Но война разрушила Гулино счастье. В боях с фашистами погиб муж, и в 19 лет Гуля осталась вдовой.
Гуля Королёва пошла добровольцем на фронт, была санинструктором на фронте, вынесла с поля боя более ста раненых бойцов.
В 1942 году Гуля Королёва геройски погибла в момент боя за высоту, подняла оставшийся без командира взвод в атаку. Высота - один из главных опорных пунктов противника - была взята, было обеспечено продвижение батальонов до главной дороги – частичка большой задачи наших войск между Волгой и Доном, наступления наших, судьба Сталинграда, судьба Волги и судьба нашей Родины.
(Елена Ильина, повесть «Четвертая высота», Гос. Изд-во Дет. Литературы МинПрос (а) РСФСР, Москва, 1954)
Подвиг Гули Королевой
Что-то с огромной силой ударило и взорвалось поблизости. Немцы
начали новый штурм высоты - 56,8.
Уже стемнело, а бой за высоту ещё продолжался.
Связь отряда с батальоном давно прервалась, и долгожданного подкрепления все еще не было.
Забыв о своей ране, Гуля работала без устали. Она делала перевязки раненым, а потом снова бралась за автомат.
Пулемёт Гришина строчил не умолкая, и вдруг замолчал. Гуля заняла место у пулемёта убитого Мити.
Немцы подходили всё ближе. Меткой очередью Гуля остановила их. Но вот пулеметный диск закончился: стрелять нечем. Вся надежда на гранаты.
Гуля вырвала гранату из-за пояса, крепко сжала в руке и приготовилась… И в этот миг она почувствовала, что левая рука онемела, а рукав наполнился чем-то горячим. Закружилась голова…
«Только бы не упасть!»
Гуля стиснула зубы. И, подпустив немцев поближе, метнула гранату.
И вдруг рядом раздался русский говор.
«Подкрепление!» - поняла Гуля. Бойцы пришли без своего командира. Он был убит наповал.
И опять какой-то стремительный порыв словно подхватил её. Ей стало жарко, весело. Она забыла боль, усталость, страх.
- Товарищи! – закричала она. – За Родину! Вперёд!
Наши подхватили её призыв и ринулись в атаку на немцев.
Немцы даже не успели отступить. Они навсегда остались в этих траншеях.
Высота 56,8 была занята, завоевана, оплачена кровью – последняя
высота в Гулиной жизни. Четвертая высота…
Вопросы к тексту:
В какой обстановке мы знакомимся с Гулей?
Почему Гуля подняла взвод в атаку на немцев?
Хочется ли тебе быть похожим (ей) на Гулю?
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
В ЭПИСТОЛЯРНОМ ЖАНРЕ
«Письмо моему ровеснику в прошлое о себе»
Письмо моему ровеснику в прошлое о себе
Ефимовских Дмитрий, 9 «б» класс
Здравствуйте, мои незнакомые ровесники Сергей и Коля!
Пишет вам Дима из 9 класса. Мне 16 лет. В этом году я заканчиваю школу и буду учиться на повара в колледже. Хочу научиться готовить вкусную и полезную пищу. Буду работать в столовой или в кафе, смогу быть полезным людям и обеспечивать свою семью.
Я готовлюсь к экзаменам и строю планы на будущее, живу в мирное время.
Я люблю свою Родину, свою семью и свой родной город Москву.
Скоро 70 лет Великой Победе над фашизмом – самой трудной Победе в самой страшной войне.
Вы – мои молодые ровесники, выстояли и отбили атаку врага, защитили Родину и будущее, не щадя своей молодой жизни.
Спасибо вам! Я очень хотел бы быть похожим на вас: быть такими же смелыми, отважными героями, и если будет нужно, защищать свою Родину.
Ваш ровесник Дмитрий
Зайцев Артем, 9 «Б» класс
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Артем. Мне хотелось бы сказать вам спасибо за Победу в войне в 1945 году.
Из уроков истории мне известно о Великой Отечественной войне и о том, какой ценой была завоевана Победа. Вы, мои молодые ровесники, воевали, не думая о своей жизни. Главным для вас была Родина.
Я часто задумываюсь, смог ли бы я поступить так же, как вы? Уверен, что смог бы. Я тоже, как вы, люблю свою Родину – Россию, свой город – Москву.
Спасибо Вам за Победу!
Ваш незнакомый ровесник Артем
Дорофеев Георгий, 8 а класс
Здравствуй, Егор!
Я – твой ровесник из 21 века Гоша. Ты погиб за свободу мира. Я теперь с другими ребятами могу играть в футбол, ходить в кино, жить обычной жизнью восьмиклассника благодаря тебе, твоему подвигу. О тебе я узнал из рассказа «Маленький партизан».
Ты – мой ровесник, но ведешь себя отважно. Ты очень любишь свою семью, своих родителей, свою Родину. Ты уничтожил много немцев ради свободы страны и жизни. В этой страшной войне с фашистами ты помог очень многим людям и своей Родине.
Я тоже люблю свою Родину и своих родителей. И, если бы началась война, я бы тоже поступил бы также.
Спасибо тебе за Победу! Ты отдал жизнь за наше счастливое будущее. Я буду помнить о тебе всегда.
Твой ровесник Гоша.
Аншакова Вероника, 9а класс
Здравствуй, Гуля!
Я узнала о твоей жизни из рассказа «Четвертая высота». Ты почти моя ровесница, но ведешь себя смело и мужественно. Ты очень любишь своих родителей, свою маму, своего ребенка. Ты приняла решение пойти на фронт, потому что очень хочешь Победы в этой страшной войне.
Я тоже очень люблю свою Родину, свою семью, маму и брата, и, если бы была война, я бы тоже сделала все, чтобы помочь своей Родине.
Я учусь в 9 классе. Учусь хорошо. Я мечтаю о будущем, хочу быть счастливой. Думаю, что наша страна смогла победить фашистов, потому что все встали на защиту Родины: и взрослые, и дети.
Я горжусь тобой и хотела бы походить на тебя.
Твоя ровесница из 21 века Вероника.
Конференция по проектной деятельности к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне прошла в подразделении № 4 интернат 7 мая 2015 года и совпала с проведением Всероссийской акции «Читаем книги о войне» (фото прилагаются).



Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Учебное пособие для учащихся 2-4 классов
И.В. Новокрещенов «Страницы Великой Победы» - М.,:Издательство «Ювента», 2010.
2. Тематическое приложение газеты «СтоЛИЧНОСТЬ». при поддержке Департамента СМИ и рекламы ДогМ, «Пресса в образовании», раздел «Школа», «Память» - «400 бесстрашных героев войны» – материалы подготовлены ИРИНОЙ МАЛИНОЙ.
3. Елена Ильина, повесть «Четвертая высота», Гос. Изд-во Дет. Литературы МинПрос (а) РСФСР, Москва, 1954
4. Шорыгина Т.А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны. М.: ТЦ Сфера, 2014.
5. Печерская А.Н. Дети-герои Великой Отечественной войны. М., 2010.
6. Шаламова Е.И. По страницам Великой Победы//Управление ДОУ. 2010.
7.Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе. М., 2009.
Исполнители: Дарбакова Б.К., Ускреева П.Е., Гиоева Л.С., Почепец Л.В., Масленникова В.В., Тулина Л.С., Бормин А.С., Качалова А.М., Малянова Е.О., Барбашова Н.К., Бакаева Н.В.
Подготовил и составил методическое пособие: Дарбакова Б.К.


,