Конспект урока по русскому языку на тему Группы подчинительных союзов. Отличительные признаки союзов и союзных слов (7 класс)
СОГЛАСОВАНО Подольская Ирина Александровна
завуч по УВР учитель русского языка и литературы
____________ высшей категории второго уровня
«_____» ______________ 2017г. КГУ СОШ №4 г.Семей ВКО РК
КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 классе «Б»
68/3 Группы подчинительных союзов. Простые и составные союзы. Отличительные признаки союза и союзного слова. Диаграмма Венна.
Органайзер.
Интеллектуальная карта.
Синквейн Знают об основных условиях обособления.
Употребляют в речи предложения с обособленными членами.
Умеют грамотно использовать оборот с союзом как сложные предложения с союзом как. Формативное оценивание
«Оценочный лист» для группы по критериям, «Словесная оценка»,
«Все в твоих руках».
Суммативное
Оценивание / критериальное Умеют работать в группе, парах, совместно решают поставленные учебные задачи. Слушают выступления других групп и оценивают их. Презентация к уроку.
Раздаточный материал по теме
Таблица «Подчинительные союзы»
1
ПРЕДМЕТ КЛАСС К-ВО УЧАЩИХСЯ ДАТА УРОК СМЕНА ВРЕМЯ урок № 68 по КП
урок № 3 по ССП
русский язык 7 «Б» всего: 13 на уроке 2 Ссылка Госстандарт, календарное планирование, среднесрочное планирование
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ по предметам образовательной области «Язык и литература» уровня основного среднего образования (5-9 классы) – Астана, 2013.- 183с.
Планирование составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования РК, утвержденного HYPERLINK "http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002578866" \t "_parent" постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года № 1080, и по учебным программам для средней школы, утвержденным приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года.Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан № 8424 от 10 апреля 2013 года.
Источники
учебники и учебные пособия Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы /Сулейменова Э.Д., Алтынбекова О.Б., Мадиева Г.Б. 4-е изд., переработ. - Алматы: Атамұра, 2016. – 336 с.
Русский язык. Методическое руководство: Для учителей 7 класса общеобразовательной школы.Сулеймеова Э., Алтынбекова О., Мадиева Г. – Алматы: Атамұра, 2003.-144с.
Русский язык. Сборник диктантов и тестов для изложений: Для учителей 7 класса общеобразовательной школы. Сулеймеова Э., Алтынбекова О., Мадиева Г. – Алматы: Атамұра, 2003.-136с.
Раздел учебной программы СОЮЗ § 56 – 64
Тема урока Группы подчинительных союзов. Простые и составные союзы. Отличительные признаки союза и союзного слова. § 59, с. 199
Тип урока Комбинированный урок
Ученик должен ЗНАТЬ УМЕТЬ ВЛАДЕТЬ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Сочинительные союзы.
Роль союзов в предложении. уметь формулировать высказывание,
понимать причины успеха;
видеть уточняющие члены предложения,
уметь конструировать предложения по образцу,
употреблять в речи предложения с обособленными членами. владеть навыками работы с различными источниками информации;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
Общие цели Повторение понятий о сочинительных союзах, знаки препинания при однородных членах предложения.
Цель урока Совершенствование коммуникативной компетенции посредством изучения подчинительных союзов.
Формирование навыков распознавания союзов и союзных слов, определение их роли в предложении.
Задачи урока Образовательный аспект: способствовать формированию понятия «союзные слова», выявить отличия между союзными словами и союзами; раскрыть синтаксической ролью союзов в речи.Развивающий аспект: создать условия для развития у учащихся умения сопоставительной информации; выработать умение самостоятельно образовывать предложения с подчинительными союзами; развивать связную монологическую речь. Воспитательный аспект: создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность на уроке.
Ключевые идеи Использование стратегий КМ, УиЛ, ТиО позволит учащимся развить навыки самостоятельного обучения через поисковую деятельность, работу в группе, самостоятельную работу.
Использование стратегий позволит ученикам развить навыки управления информацией, овладеют навыками употребления в речи уточняющих членов предложения, будут выражать свои мнения, научатся быть ответственными за результат обучения.
По результатам проведенной работы учитель сможет увидеть, на какой ступени находится ученик в процессе обучения.
Ожидаемые результаты Учащиеся усвоят правила обособления при уточняющих членах предложения, научатся находить уточняющие члены в предложении, научатся правильно интонировать предложения с уточняющими членами.
Результаты обучения Умение самостоятельно изучать новую грамматическую тему: анализировать и систематизировать полученную новую информацию.
Умение формативно оценивать результаты, проводить рефлексию своей деятельности и деятельность группы, всего класса.
Модули НПО, УиЛ, ТиО, ИКТ, ВО, ОдО, КМ.
Методические приемы повторение ранее изученного материала,
объяснения учителя,
работа с таблицами,
тренировочные упражнения.
Формы контроля и оценка результатов деятельности Формативное и суммативное оценивание - ОдО Взаимопроверка, самопроверка.
Неоконченные предложения.
Пирамида собственной деятельности.
Необходимые предварительные знания и умения Опорные знания
Повторить группы сочинительных союзов (§57, с.196, 7 класс).
Повторить постановка знаков препинания при однородных членах предложения. (§52, с.133, 6 класс).
Культура речи Употребление причастных, деепричастных оборотов.
Целесообразное использование деепричастий и уточняющих членов в собственных высказываниях школьников. Расширение речевой компетентности.
Развитие речи Формировать умения опознавать сочинительные и подчинительные союзы, определять их значение и роль в предложении, правильно использовать в речи;
Обогащение словарного запаса оборотами _____________.
Составление монологического выступления на лингвистическую тему.
Внутрипредметные связи Морфология – культура речи – развитие речи
Синтез Русский язык – литература - информатика
Домашнее задание §58, с. 197- 198 – повторить; § 59 с. 199, § 61,с.203 – 204 -учить; упражнение № 483, с.204 – по заданию.
Слова в рамочках учить, записать их в словарь-справочник.
Дополнительные задания = «5» Интеллектуальную карту по теме «Служебные части речи».
= «4» Составить словарный диктант в программе Excel.
= «4» Составить «3 толстых и 3 тонких вопроса» с ответами по изучаемому материалу, используя программу PowerPoint.
ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ и ДИДАКТИЧЕСОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ средства обучения
Оборудование Оборудование SMART: компьютеры, магнитная доска
Программное обеспечение Компьютерные программы
Дидактическое обеспечение SMART Словари-справочники
Дидактические материалы Таблица «Подчинительные союзы». РДМ – карточки с заданием, слова для запоминания
Ключевые понятия Глоссарий. ВикипедияОснащение Маркеры, бумага формата А4, фломастеры, ключевые характеристики оценивания для обучения
Список литературы, используемой для разработки занятия Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 272с. – (В помощь школьному учителю).
Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 7 класс. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 303 с. – (Конспекты уроков).
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. –2-е изд., испр. и доп.– М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока время ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ОдО модуль РЕСУРС
І. ПОБУЖДЕНИЕ
Оргмомент1
Приветствует учеников.
Проверяет готовность учеников к уроку. Докладывают о готовности к уроку Словесная оценка Учебник, тетради, словари-справочники
2 Настраивает учащихся на урок путем создания коллаборативной среды
Показывают пальцами, какое у них настроение:
поднятый вверх большой палец – настроение отличное, вниз – плохое, в сторону - нормальное Стратегия «Большой палец» МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деление на группы 2 Делит учеников на группы с помощью карточек, на которых написаны предлоги, союзы, наречия. Таким образом они образуют три группы:
СОЮЗ
НАРЕЧИЕ
ПРЕДЛОГ
- По какому принципу вы разделились на группы?
Знакомит с правилами работы в группе:
ПАМЯТКА РАБОТЫ В ГРУППЕ
Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
Выслушать мнение каждого.
Найти общее решение.
Выбрать выступающего.
3.Чтобы ученики почувствовали дух коллективизма, проводит разминку. Вытягивают цветные колечки, группируются и
Проговаривают правила работы в группе ПАЛАТКИ со словами
НАРЕЧИЕ, СОЮЗ, ПРЕДЛОГ
ПАМЯТКА работы в группе
Постановка целей и задач урока. Сформулируйте тему и задачи урока.
Сегодня мы вспомним,
что такое союз,
познакомимся с условиями определения союза и союзного слова. Формулируют цель
и задачи урока.
Осмысливают поставленную цель. Словесная оценка и поощрение доска
ПОДГОТОВКА К ОСОЗНАННОМУ ВОСПРИЯТИЮ ТЕМЫ
Блиц-опрос Фронтальный опрос по темам
§53 – правописание предлогов.
§ 56 - простые и составные союзы. Терминологический диктант.
Какой предлог соответствует следующему описанию:
1. Это предлог как бурная река, но все же в нем утонуть нельзя Отвечают на поставленные вопросы
в течениЕсамооценивание ТиО
КМ 2. а этот предлог употребляется в значении уступки, поэтому по сторонам смотреть некогда несмотря на, невзирая на… 3. а у этого предлога нет и не может быть своих сбережений… насчёт = Ово-первых, связывает слова и в предложении выражает пространственные отношения.
во-вторых, является неизменяемым словом, производный,
в-третьих, с ним можно приблизить артистов и друзей. навстречу 5. А этот предлог не участвует в детективных рассказах, но ему очень хочется принять в них участие… 5. вследствиЕ = по причине, из-заРЕФЛЕКСИЯ Как вы считаете, зачем мы ответили на данные вопросы?
Оцените свои знания на данном этапе урока. Отвечают на вопрос.
Оценивают свои знания, выставляя себе оценку от «0» до «5» САМОоцениваниеОдО Лист самооценивания
Как вы думаете, чем отличаются предлоги от союзов: уточняющие и уточняемые?
Выслушиваются все варианты. Рассуждают. Формулируют свои выводы. Отвечают на поставленные вопросы УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ Маркированный текст.
Интеллект карта.
Органайзер.
Кластер.
10 мин ЗАДАНИЕ. Изучите тему. Разработайте план запоминания данного материала.
Во время чтения теоретического материала делайте пометки на полях, , чтобы выделить в нем информацию:
галочкой отметить то, что уже известно;
знаком минус отметить то, что противоречит вашим представлениям;
+ значком плюс отметить новую информацию;
? вопросительным знаком отметить то, что непонятно (вопрос, на который необходимо получить более подробную информацию).
1 группа. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы. § 56 - 57 с.195 – 196, 7 класс.
2 группа. Подчинительные союзы. § 59 с.201, 7 класс.
3 группа. Отличительные признаки союза и союзного слова. § 61 с.203, 7 класс. РАБОТА В ГРУППЕ
Учащиеся изучают материал параграфа
.
Вырабатывают план ответа.
Обрабатывают полученную информацию, представляют свой овеет в графическом виде и т.д.
Выбирают спикера.
РДМ
Учебник
маркеры
Защита проекта 2+2+2 =
6 мин Координирует работу групп.
Наблюдает за работой учащимися А В С.
Контролирует время.
Защита проекта. Защищают проект. Слушают свою /другую группу.
Формулируют выводы. КМ
НП
УиЛ
ТиО бумага № 3
маркеры
учебники
РЕФЛЕКСИЯ 2 мин Оцените, как представили материал группы.
Оцените собственную деятельность в группе. Оценивают деятельность групп, свою деятельность СамооцениваниеВзаимооцениваниеОдО Осмысление новой информации.
5 С помощью метода «Подумать – сговориться - обсудить» осуществляет усвоение нового материала.
Проводит игру «Кто быстрее?»
ЗАДАНИЕ.
Прочтите предложения. Определите, в каком предложении союз, а в каком союзное слово.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Работают по заданию.
По истечении времени проводят взаимопроверку.
Формулируют выводы. После выполнения задания проводит взаимо-оцениваниекарточки
ВЫВОД 3 Слушает.
Контролирует время ответов. Ученики демонстрируют свои знания. Формулируют выводы. ТЕСТИРОВАНИЕ 5 Контрольное тестирование выполняют за персональными компьютерами. Парная работа.
Ученики демонстрируют свои знания Компьютеры. Программа «Наставник»
Наблюдает за работой А В С
Контролирует время выполнения задания.
Фиксируют количество правильных ответов,
% выполненных заданий, оценку. Критериальное оценивание ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
ВЫВОДЫ и ОБОБЩЕНИЯ Учитель подводит учащихся к самостоятельному выводу.
Какие группы подчинительных союзов вы знаете?
Как отличить союзное слово от союза? Учащиеся самостоятельно формулируют вывод.
Отвечают на вопросы.
ИТОГ УРОКА Кконтролирует выполнение заданий учащимися, проводит рефлексию.
- Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
- Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
- Как вы оцените свою работу? Фиксируют и анализируют выводы по уроку.
Оценивают свою работу. РЕФЛЕКСИЯ Слушают учителя
Учащиеся оценивают свою деятельность. саморефлексия СЛАЙД
Инструктаж по выполнению домашнего задания. §59, 61 с. 197, 203 – учить
Упражнение № 483 – по заданию.
Выписать 5 предложений, в которых встречаются предложения с подчинител.ными союзами из произведений, которые мы изучаем. Фиксируют ДЗ в дневник,
уточняют его выполнение. дневник
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________ Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
ЗАДАНИЕ. Прочтите предложения. Определите какие части предложения связаны союзом, а в какие союзным словом. Обоснуйте свой ответ.
№ СОЮЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА СОЮЗНОЕ СЛОВО
1 Он сказал, что сестра не вернётся к ужину 2 Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу 3 Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. 4 Я знаю, что он будет делать завтра. Я знаю, это он будет делать завтра. 5 Я знаю: где он был вчера. Я знаю: там он был вчера. 6 Я знаю, что же он будет делать завтра ЗАДАНИЕ. Прочтите предложения. Определите какие части предложения связаны союзом, а в какие союзным словом. Обоснуйте свой ответ.
№ СОЮЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА СОЮЗНОЕ СЛОВО
1 Он сказал, что сестра не вернётся к ужину 2 Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу 3 Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. 4 Я знаю, что он будет делать завтра. Я знаю, это он будет делать завтра. 5 Я знаю: где он был вчера. Я знаю: там он был вчера. 6 Я знаю, что же он будет делать завтра ЗАДАНИЕ. Прочтите предложения. Определите какие части предложения связаны союзом, а в какие союзным словом. Обоснуйте свой ответ.
№ СОЮЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА СОЮЗНОЕ СЛОВО
1 Не являются членами предложения Он сказал, что сестра не вернётся к ужину 2 Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу являются членами придаточного предложения
союзное слово что — подлежащее
3 Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения
Он сказал: сестра не вернётся к ужину Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. 4 Я знаю, что он будет делать завтра. На союзное слово может падать логическое ударение.
5 Я знаю: где он был вчера.
Я знаю: там он был вчера. Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоименным наречием.
6 Я знаю, что же он будет делать завтра После союзного слова можно поставить частицы же, именно.
Я знаю, что именно он будет делать завтра.