Урок изобразительного искусства (композиции) на тему Рисуем музыку или рождение ассоциативной композиции (9 класс)
Автор: Исмагилова Гульнара Ирековна –
учитель изобразительного искусства
РХГИ им. К. А. Давлеткильдеева
РИСУЕМ МУЗЫКУ ИЛИ РОЖДЕНИЕ АССОЦИАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Урок композиции (рисования) в 9 классе
Краткая аннотация урока. Одна из задач уроков композиции – развитие эстетической отзывчивости учащихся на красоту окружающего мира, воспитание талантливого юного художника, думающего зрителя-собеседника. Перед учителем, формирующим такого одаренного ребенка, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над услышанным, увиденным, научиться передавать переживаемые чувства при прослушивании музыкальных произведений, задавать вопросы и находить ответы в творческой форме, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти методы проблемно-поискового, творческого поиска ответов на поставленные вопросы. Урок в технологии проблемного обучения поможет организовать общение с миром прекрасного, погрузить ребёнка в мир художественно-эстетических ощущений, ассоциаций, сотворчества.
Цель урока.
(Развитие эстетической отзывчивости на красоту окружающего мира, творческой мотивации к художественной деятельности;
(Продолжить формирование навыков работы с мультимедиа-объектами как источниками информации, преобразованию знаний из одной формы в другую.
Комплексная задача урока:
Предметно-информационная составляющая:
(продолжение знакомства с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы;
(знакомство с понятиями – ассоциативная композиция, абстрактная композиция;
(знакомство с программой для рисования «Labuat» на страницах Интернет-ресурсов.
Деятельно-коммуникативная составляющая:
(продолжение освоения различных техник и приемов работы с художественными материалами;
(развитие абстрактного мышления, умения творчески мыслить, анализировать и решать композиционные задачи по теме;
(применение полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности;
(развитие умения работать с интерактивными моделями в Интернете;
(развитие речи при обсуждении, тактичное выражение своего мнения и умение дослушивать другого;
Личностно-ориентационная составляющая
(воспитание аккуратности, усидчивости;
(получение удовольствия от работы;
(развитие эмоционально – чувственной сферы школьника средствами музыки и изобразительного искусства, воспитание чувств восторга от процессов творческой работы, поиска гармоничной (яркой, сдержанной) палитры.
Уровень образования школьников: Урок предназначен для 9 класса (возможно изучение данной темы в 8 классе), уровень класса - средний.
Время: 2 академических часа.
Тип урока. Комбинированный урок.
Форма учебной работы: урок-практикум.
Организация работы: коллективная, групповая.
Межпредметные связи на уроке.
(музыка: анализ музыкального произведения, художественных композиции, сила эстетического воздействия.
(компьютерная графика: визуализация музыки через рисование.
Основные понятия. Ассоциация. Абстрагирование. Абстрактное изображение. Ассоциативная композиция.
Использование новых информационных технологий. Мультимедийный проектор, желательно – интерактивная доска, музыкальный центр, CD с музыкальными произведениями В. А. Моцарта и других композиторов-классиков, компьютеры с подключенным Интернетом, программа «Labuat» для рисования чернилами на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
План-конспект урока
Этапы урока
Время, мин
Приемы и методы
1. Организационный момент. Мотивация учебной проблемы.Прослушивание фрагмента из CD-диска в ходе беседы.
10 мин.
Беседа с учащимися
2. Объяснение нового материала.
Использование материалов электронной презентации к уроку.
15 мин.
Формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых понятиях, их сущности и взаимосвязях.
3. Актуализация материалов предыдущего урока. Рефлексия. Использование материалов электронной презентации к уроку.
5 мин.
Ответы учащихся на вопросы.
4. Релакс-пауза. Обучение учащихся
в игровой форме.
10 мин.
Работа учащихся в программе «Labuat».
5. Анализ музыкального произведения.
10 мин.
Ответы учащихся.
6. Практическая работа.
20 мин.
Практическая работа учащихся.
7. Анализ детских работ.
10 мин.
Ответы учащихся.
Ход урока
№
Виды деятельности
Поддержка ИКТ
1.
Организационный момент.
Мотивация учебной проблемы.
Различные слова и понятия вызывают у нас разные впечатления, ощущения, ассоциации. Например, что вы себе представляете когда произносят слово космос? Не забудьте назвать цветовые признаки. Карнавал? Север? Счастье? (ответы детей).
Что такое ассоциация? (ответы детей).
Ассоциация – это психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом.
А можно ли цветом передать свои чувства, которые у вас возникают при прослушивании красивой музыки?
(ответы детей).
Какими линями (пятнами) можно передать мягкие теплые оттенки звучания фортепиано, напевные, ласковые звуки скрипки? (ответы детей в материале).
Звуки разной силы можно передать соответствующими линиями: громкие звуки – толстой, жирной линией, тихие звуки – средней линией, едва уловимые звуки – тонкой линией. Линия запечатлевает неуловимое движение души, настроения художника.
Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной, кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной.
А богатство художественных материалов помогает быть линии предельно разнообразной.
Разнообразные точки, пятна помогают композиции быть выразительной, интересной.
По-вашему, какими линиями, штрихом, пятном можно передать звук журчащего ручья; рев водопада? (ответы детей в материале).
Слайд №1.
Слайд №2.
Звучат фрагменты музыкальных произведений.
Слайд №3.
Слайд №4.
2.
Объяснение нового материала.
Все это есть не что иное как абстрагирование.
Абстрагирование – один из способов нашего мышления (от лат. abstractio "отвлечение") мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них.
В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно. Например, в декоративном искусстве – это процесс стилизации природных форм. В своём крайнем выражении в изобразительном творчестве оно ведёт к абстракционизму, особому направлению в изобразительном искусстве ХХ века.
Для абстрактных композиций характерно - отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции (из линий, точек, пятен, плоскостей и др.), эксперименты с цветом, это спонтанное выражение внутреннего мира художника.
К этому направлению можно отнести живопись русского художника В. Кандинского.
Предельно обобщенной формой абстрактного изображения является «Черный квадрат» Малевича.
Почему? (ответы детей).
Перед вами работы художников-абстракционистов.
Ассоциативная композиция – картина, написанная по ощущению, ассоциациям (могут присутствовать узнаваемые предметы, люди, явления и т.д.).
Давайте уточним: есть ли различие между абстрактной композицией и ассоциативной?
А есть ли общее между абстрактными и ассоциативными изображениями?
(ответы детей).
Перед вами ассоциативные композиции башкирских художников.
Да, художники в своих работах стремятся передать свое эмоциональное состояние от увиденного, а композиторы хотят звуками передать свое эмоциональное состояние от услышанного.
Порой возникают соответствующие музыкально-художественные ассоциации: смотришь на картину, а слышишь музыку.
И наоборот, слушая музыку, представляешь картину.
Художник Коровин рисовал в реалистичной манере, его называли «Моцартом в живописи». Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Слайд №5.
Слайд №6.
Слайды №7,8,9.
Слайд №10.
Слайды №11,12,13.
Слайд №14.
3.
Актуализация материала предыдущего урока. Рефлексия.
Как, по-вашему, законы композиции в абстрактной и ассоциативной композициях работают так же как при построении реалистической композиции? (ответы детей).
Как называются повторяющиеся, чередующиеся цветовые элементы на картине? (ответы детей).
Как с помощью линий можно передать динамику, движение, волнение? (ответы детей).
Спокойствие, тишину? (ответы детей).
Покажите схематично возможные варианты построения динамичной композиции.
Как будут выглядеть варианты построения статичной композиции? (ответы детей).
Слайд №15.
Слайд №16.
4.
Релакс-пауза.
Для дальнейшей успешной работы давайте немного поиграем, порисуем чернилами в программе «Labuat» на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Какие графические средства выражения в композиции создатели сайта предлагают для ассоциативной визуализации музыки? (ответы детей).
Работа учащихся в программе «Labuat» для рисования чернилами на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
5.
Анализ музыкального произведения.
Послушайте одно музыкальное произведение, по ходу прослушивания музыки можно рисовать свои ощущения, ассоциации. Материалы по выбору. (Дети слушают классическую музыку и рисуют).
Что представили, ощутили вы, слушая эту композицию? (ответы детей).
Это произведение Моцарта «Скрипка и рояль. Ближе к мечте». По мнению, независимых ученых, его музыка оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие.
Что вам нарисовала музыка?
Какое настроение музыки, ее характер? (Композиция спокойная, с оттенком светлой грусти. Вначале произведения музыка печальная, затем звуки начинают повышаться, звучит скрипка, появляется надежда и ощущение полета, любви)
Какой вы ее видите по цвету, композиционно?
Звучит музыкальное произведение Моцарта «Ближе к мечте».
Слайд №18.
6.
Практическая работа.
Задача: создать ассоциативную живописную, уравновешенную композицию по прослушанному музыкальному произведению (на основе рисунка-эскиза). Техника работы свободная, материалы на выбор, формат А3.
Слайд №19.
Звучит произведение Моцарта.
7.
Анализ детских работ.
Похлопайте в ладоши те, кто считает, что справился с сегодняшним заданием. Молодцы! А те кому не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «Не унывай дружок! В следующий раз непременно успею». Домашнее задание: завершить работу в материале. Приятно отметить, что, в общем, все справились с заданием. У всех получилось свое прочтение одного и того же музыкального произведения.
А что скажите вы, ребята? Чьи композиции получились удачными и интересными? Почему? Получилось ли у авторов ассоциативно передать свое отношение к музыкальному произведению? (ответы детей).
Молодцы! На следующем уроке обсудим и проанализируем завершенные работы.
Всем спасибо. Урок окончен.
Слайд №20.
Ответы детей.
Слайды № 21- 27.
15