Рабочая тетрадь для выполнения практических работ для студентов заочного отделения по дисциплине Психология общения в профессиональной деятельности
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение
«Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж»
( ГБПОУ «У-УИПК»)
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для выполнения практических работ по дисциплине
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для студентов заочной формы обучения
для специальностей:
100401 Туризм
130106 Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых
130403 Маркшейдерское дело
130404 Открытые горные работы
130406 Обогащение полезных ископаемых
140408 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (в горной промышленности)
Разработчик: Филиппова С.Д., преподаватель
2015/2016 уч.г.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Практическое занятие № 1. Применение методов диагностики для выявления уровня общительности. PAGEREF _Toc353753679 \h 3Практическое занятие № 2. Построение схем общения с точки зрения трансактных позиций. PAGEREF _Toc353753680 \h 4Практическое занятие № 3. Социальная перцепция PAGEREF _Toc353753681 \h 5Практическое занятие № 4. Технологии эффективной коммуникации PAGEREF _Toc353753682 \h 7Практическое занятие № 5. Средства процесса общения PAGEREF _Toc353753683 \h 9Практическое занятие № 6. Диагностика стиля конфликтного реагирования. PAGEREF _Toc353753684 \h 11Практическое занятие № 7. Специфика делового общения. PAGEREF _Toc353753685 \h 15Практическое занятие № 8. Этикет и культура поведения делового человека. PAGEREF _Toc353753686 \h 18Практическое занятие № 9. Итоговая контрольная работа по дисциплине. PAGEREF _Toc353753687 \h 20Рекомендуемая литература PAGEREF _Toc353753688 \h 26
Практическое занятие № 1. Применение методов диагностики для выявления уровня общительности.Цель: Познакомиться с методами психологической диагностики и научиться применять их на практике.
Задание:
Какие методы диагностики можно применять для выявления уровня общительности? Опишите их.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пройдите тесты «Коммуникабельность», «Socionix103b4», охарактеризуйте себя по результатам этих тестов.
Диагностическое заключение: _____________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 2. Построение схем общения с точки зрения трансактных позиций.Цель: Научиться анализировать процесс общения с разных трансактных позиций.
Задание:
Что такое трансакция? Дайте определение.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие виды трансактных позиций Вы знаете?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведите примеры на каждый вид трансакции (из своей жизни).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 3. Социальная перцепцияЦель: Выявить важность социального восприятия человека для акта общения.
Задание:
Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем: «Первое впечатление. Его роль в жизни человека», «Механизмы социальной перцепции и их применение в повседневной жизни».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответьте на вопрос: Каково стереотипное представление о:
хорошем (плохом) ученике?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
девушке (или юноше) подросткового возраста?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
рок (поп) звезде?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 4. Технологии эффективной коммуникацииЦель: Научиться применять навыки эффективного общения.
Задание:
Какие навыки необходимы для эффективного общения?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие приемы можно использовать для развития навыков эффективного общения?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем: «Коммуникативные навыки и будущий характер», «Средства выражения истинных чувств в процессе общения».________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие барьеры могут возникнуть и помешать полноценной коммуникации:
Финн, средних лиц, бизнесмен, владелец сети ресторанов и студент 19 лет?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Женщина, 70 лет, 2 детей, 3 внука и мужчина, 30 лет, разведен, детей нет, преподаватель колледжа.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 5. Средства процесса общенияЦель: Научиться использовать разные виды человеческого общения.
Задание:
Раскрытие сущности вербального и невербального общения. Понятия речь, язык, жесты, мимика, поза.
Речь – это ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Язык – это ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жесты – это ____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды жестов: ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мимика – это ___________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поза – это ______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вербальное общение – это ________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Невербальное общение - __________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведите примеры коммуникативных и модальных жестов.
Модальные жесты: ______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коммуникативные жесты: ________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем: «Зачем человеку общение», «Умение общаться – это дар или приобретение?», «Можно ли отделить общение от совместной деятельности?»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 6. Диагностика стиля конфликтного реагирования.
Цель: Выявить стиль конфликтного поведения.
Задание:
Определите свой стиль поведения в конфликтных ситуациях с помощью теста К.Томаса и Самооценки конфликтности.
Тест К. Томаса Поведение в конфликтных ситуациях
Бланк ответа:
№ п/пответ № п/пответ № п/пответ № п/пответ № п/пответ
1 7 13 19 25 2 8 14 20 26 3 9 15 21 27 4 10 16 22 28 5 11 17 23 29 6 12 18 24 30 Подсчет баллов производится по таблице:
№ п/псоперничество сотрудничество компромисс избегание приспособление
1 А Б
2 Б А 3 А Б
4 А Б
5 А Б 6 Б А 7 Б А 8 А Б 9 Б А 10 А Б 11 А Б
12 Б А 13 Б А 14 Б А 15 Б А
16 Б А
17 А Б 18 Б А
19 А Б 20 А Б 21 Б А
22 Б А 23 А Б 24 Б А
25 А Б
26 Б А 27 А Б
28 А Б 29 А Б 30 Б А
Итого Мой доминирующий стиль поведения в конфликтной ситуации _____________________
Стили и стратегии поведения в конфликтной ситуации
Как только человек вступает в конфликт или обостряется конфликтная ситуация, он может сознательно и целенаправленно выбрать свой подход к нему, вместо того, чтобы стихийно следовать наработанным штампам поведения.
Таким образом, осознанное целенаправленное поведение в конфликте сводится к выбору стратегии и тактики. Стратегия – это программа и план действия удовлетворения своей конкретной потребности или своего конкретного интереса в данном конфликте.
Тактика – это средства, обеспечивающие данную стратегию, которые в конечном счете определяют стиль поведения человека в конфликте. Каждой из этих стратегий присущи определенные тактические действия, для каждой требуются определенные качества личности.
Соперничество (конкуренция) – («Акула»)
Это ориентация на победу, не считаясь ни со своими жертвами, ни с ущербом, нанесенным противоположной стороне. Предпочтение такого поведения в конфликте часто обусловлено стремлением оградить себя от психологической травмы, вызванной чувством поражения. Эта стратегия отражает такую форму борьбы, при которой одна сторона выходит победителем.
Стратегию «Конкуренция» рекомендуется использовать:
в том случае, если Вы, обладая неопределенной властью, уверенны в правильности своего решения данной ситуации;
исход очень важен для Вас и Вы делаете большую ставку на свое решение проблемы;
решение необходимо принять быстро и Вы имеете для этого достаточно авторитета и возможностей;
если Вы чувствуете, что Вам нечего терять, и у Вас нет иного выбора.
Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.
Приспособление («Плюшевый медведь»)
Этот тип реагирования направлен на максимум во взаимоотношениях и минимум в достижении личных целей. Это принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Это установка на доброжелательность, на желание не задеть чувства другого. Применяя эту тактику Вы просто отталкиваете от себя проблему и другая сторона не получает в итоге ничего.
Эту стратегию рекомендуется применять когда:
Вас не особенно волнует происходящее;
Ваш вклад в данную ситуацию не слишком велик;
лучше сохранить в данной ситуации хорошие отношения, чем отстаивать свои интересы;
правда не на вашей стороне;
у Вас мало шансов победить.
Компромисс («Лиса»)
Этот стиль означает совместные действия с другим человеком, уступки в своих интересах, чтобы и противник сделал то же самое. Такие люди, как правило, предлагают среднюю позицию, стараясь найти сочетание выгод и потерь для обеих сторон.
Стратегию рекомендуется использовать когда:
необходимо найти наиболее быстрое и наиболее экономичное решение;
обе стороны хотят одного и того же, но понимают, что одновременно это невыполнимо;
Вас может устроить временное решение;
другие подходы к решению проблемы кажутся неэффективными;
компромисс позволяет сохранить значимые для Вас взаимоотношения.
Избегание («Черепаха»)
Как один из вариантов разрешения конфликта, при котором предоставляется возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного ответа, избежать бесполезной напряженности; в критической ситуации спрятаться в свой панцирь. Этот стиль может служить эффективным способом разрешения ситуации, а уход или отсрочка могут быть конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.
Эта стратегия рекомендуется когда:
напряженность ситуации слишком велика и ощущается необходимость ослабления накала;
исход не очень важен для Вас;
ситуация слишком сложна для Вас;
Вам необходимо выиграть время;
у Вас недостаточно власти для решения этой проблемы.
Сотрудничество («Сова»)
Человек с таким типом реагирования открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. Улаживая спорную ситуацию, люди с таким типом реагирования пытаются определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. При этом от противника ожидает ответного сотрудничества. Участники конфликта приходят к разрешению его с полным удовлетворением интересов обеих сторон.
Этот стиль рекомендуется использовать, когда:
обе стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;
у Вас есть время поработать над возникшей проблемой;
решение проблемы важно для обеих сторон;
обе вовлеченные в конфликт стороны обладают одинаковыми возможностями для решения проблемы.
В заключение хочется отметить, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях и ни один не может быть выделен как самый лучший.
Суть заключается в том, чтобы сознательно сделать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства и склад своего характера.
Самооценка конфликтности
Бланк ответов:
№ п/пответ № п/пответ № п/пответ № п/пответ
1 4 7 10 2 5 8 11 3 6 9 Подсчет баллов производится по таблице:
Вопросы
Ответ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
а 4 0 2 4 2 4 0 4 0 0 0
б 2 2 0 2 4 4 2 4 2 4 4
в 0 4 4 0 2 0 0 2 0 2 2
Количество набранных баллов ________________
Диагностическое заключение: _____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие существуют правила поведения в конфликтных ситуациях?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подберите метафоры, пословицы и поговорки на тему толерантность и конфликтность.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 7. Специфика делового общения.Цель: Научиться применять навыки делового общения.
Задание:
Решите ситуационные задачи:
Звонит телефон, вы снимаете трубку. Опять, в который раз, просят позвать отсутствующего на месте коллегу. Недовольным тоном вы резко отвечаете: «Его нет!» и тут же кладете трубку.
Какие ошибки допускаете Вы, провоцируя повторные звонки? Смоделируйте ситуацию, показав, как нужно правильно вести себя в подобном случае.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сотрудница международного отдела Татьяна Семенова вылетела в командировку в Японию. Чтобы чувствовать себя удобно во время длительного перелета, она надела стильные джинсы и курточку.
Через несколько часов четверо безупречно одетых джентльменов приветствовали ее в аэропорту Нарита. Улыбаясь и низко кланяясь, они подали ей свои визитные карточки. Держа одной рукой сумку, она взяла их другой, пристально глядя в глаза. Поблагодарив, она бросила беглый взгляд на визитки и положила их в задний карман джинсов. Затем достала свою визитную карточку. Решив, что иностранцам будет трудно произнести напечатанное по-английски ее полное имя, она сказала: «Татьяна Ивановна». Джентельмены склонились над визиткой, изучая ее...
Какие ошибки допустила Татьяна Семенова? Как она должна была себя вести, учитывая правила этикета?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сотрудник одного учреждения, Петр Тихомиров, услышал телефонный звонок и сразу же кинулся снимать трубку. Ему звонил коллега, которому Петр Степанович обещал вчера перезвонить, но не сделал этого. В ответ на приветствие коллеги Тихомиров бросил следующую фразу: «Я извиняюсь, только что вошел в кабинет, еще не готов ответить на твой вопрос, перезвони попозже!».
Через некоторое время, когда у Тихомирова сидел посетитель, ему позвонил его руководитель. Сняв трубку, услышав первые фразы, Петр Степанович прошипел посетителю: «Выйдите быстрее и ждите за дверью, мне начальник звонит!»
Какие ошибки с точки зрения правил ведения служебного телефонного разговора допустил П.С. Тихомиров?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Молодой человек приглашает в театр свою приятельницу. Заранее купил билеты. В день посещения они договорились встретиться у театра в 17.30. Девушка пришла в 17.45. В гардеробе молодой человек помог спутнице снять пальто; шляпу она решила не снимать, так как не успела привести в порядок прическу. Номерки он положил в задний карман джинсов.
В зал зашли с последним звонком, стали искать свои места; они оказались в середине ряда, и уже при гаснущих люстрах они стали пробираться через сидящих.
После начала спектакля выяснилось, что перед девушкой сидит высокий человек и закрывает ей видимость. Молодой человек галантно уступил ей свое место.
В антракте они, наконец, выяснили, кто играл главную роль, попросив у соседей программку.
После окончания спектакля, который им очень понравился, молодой человек быстро стал пробираться через аплодирующих стоя зрителей, чтобы как можно скорее получить в гардеробе одежду.
Помог своей девушке надеть пальто, потом оделся сам, и они, громко обсуждая спектакль, вышли на улицу. Как истинный джентльмен, он, конечно же, проводил девушку до дома и побежал к станции метро, довольный проведенным вечером.
Перечислите, какие правила этикета были нарушены молодыми людьми?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 8. Этикет и культура поведения делового человека.Цель: Познакомиться с правилами этикета делового человека.
Задание: написать сообщение по одной из тем:
Деловое общение.
Замысел сообщения.
Имидж делового человека.
Каналы передачи информации.
Кодекс делового общения.
Коммуникативные барьеры в общении.
Культура невербального общения и деловой этикет.
Культура речи и речевой этикет.
Тактика общения.
Типы социального взаимодействия.
Формально-ролевое общение.
Формы делового общения.
Этика делового общения.
Этикет служебного телефонного разговора.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 9. Итоговая контрольная работа по дисциплине.Цель: Проверить усвоение знаний курса.
Задание: выполнить оба варианта, в каждом вопросе только один правильный ответ.
вариант № 1
Общение – это:
процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов;
процесс установления и развития контактов между людьми;
производство индивидами их общего;
все ответы верны.
Особая форма взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела, называется:
коллегиальное общение;
деловое общение;
Инструментальное общение;
организационное общение.
Цель делового общения – это:
организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности;
стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности;
стремление к повышению своего жизненного уровня;
стремление повысить свой престиж.
Свойства делового общения:
определенная интонация;
нормы и правила поведенческого сопровождения;
способы передачи и обмена профессиональной информацией, способствующие повышению продуктивности делового взаимодействия, развитию межличностной коммуникации в конкретной области;
все ответы верны.
В содержание делового общения входят:
профессиональные знания, умения и навыки;
цели и интересы;
предметы профессиональной совместной деятельности, опосредованные средствами передачи;
все ответы верны.
Достижение практических результатов в виде решений каких-либо проблем служебного или личного характера, получений деловой информации – это цель…
деловой беседы;
деловых переговоров;
деловых совещаний и собраний;
публичных выступлений.
Процесс эффективной коммуникации в социальной иерархии, называется:
деловая беседа;
деловые переговоры;
деловые совещания и собрания;
прием подчиненных.
Форма делового общения, предусматривающая подписание документов, определяющих взаимные обязательства партнеров, называется:
телефонный разговор;
деловые переговоры;
деловые совещания и собрания;
прием подчиненных.
Форма группового обсуждения служебных вопросов – это…
деловая беседа;
деловые переговоры;
деловые совещания и собрания;
прием подчиненных.
Данный вид делового общения служит для уточнения и получения информации, обзора состояния дел, достижения предварительной договоренности о предстоящей встрече – это…
телефонный разговор;
деловые переговоры;
деловые совещания и собрания;
прием подчиненных.
Вид общения, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), а позднее письменности, телевидения, радио, телефона и т.д. – это…непосредственное общение;
опосредованное общение;
прямое общение;
косвенное общение.
Опосредованное общение:
обеспечивается при помощи различных средств (телефон, письмо и т.д.);
характеризуется неполным психологическим контактом;
происходит в ситуации, когда субъекты отделены друг от друга временем или расстоянием;
все ответы верны.
Вид общения, предполагающий участие «посредника», через которого передается информация:
прямое;
косвенное;
межличностное;
массовое.
Основной целью этого вида общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно.
императивное общение;
манипулятивное общение;
диалогическое общение;
все ответы верны.
Взаимодействие, предусматривающее совместное достижение целей – это…
конкуренция;
приспособление;
кооперация;
избегание.
Коммуникативные барьеры могут возникнуть…
в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения;
вследствие разного уровня развития и владения речью;
при наличии различных дефектов речи у партнера по общению;
все ответы верны.
Коммуникативные барьеры отношений возникают:
если в процессе контакта возникают негативные чувства;
взаимодействующие стороны испытывают симпатию друг к другу;
если участники общения являются носителями разных субкультур;
все ответы верны.
Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, называют:
сотрудничество;
соперничество;
приспособление;
компромисс.
Стремление идти на взаимные уступки, называют:
сотрудничество;
соперничество;
приспособление;
компромисс.
Конструктивные функции конфликта заключаются в том, что он:
снижает эффективность совместной деятельности;
повышает психологическую напряженность;
обнаруживает существенные противоречия;
все ответы верны.
Назовите вербальные средства общения:
мимика;
жесты;
поза;
речь.
Что относится к сфере профессиональной этики:
нравственные нормы, регулирующие отношение человека к своим профессиональным обязанностям;
контроль за исполнением людьми своих профессиональных обязанностей;
взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности.
Что выступает в качестве источника санкции при нарушении требований профессиональной этики:
закон, право;
общественное мнение.
Вариант № 2
Что выступает в качестве источника санкции при нарушении требований профессиональной этики:
закон, право;
общественное мнение.
Что относится к сфере профессиональной этики:
контроль за исполнением людьми своих профессиональных обязанностей;
нравственные нормы, регулирующие отношение человека к своим профессиональным обязанностям;
взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности.
Взаимодействие, предусматривающее совместное достижение целей – это…
конкуренция;
кооперация;
приспособление;
избегание.
Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, называют:
сотрудничество;
приспособление;
соперничество;
компромисс.
Стремление идти на взаимные уступки, называют:
компромисс.
сотрудничество;
соперничество;
приспособление;
Конструктивные функции конфликта заключаются в том, что он:
снижает эффективность совместной деятельности;
повышает психологическую напряженность;
обнаруживает существенные противоречия;
все ответы верны.
Общение – это:
процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов;
процесс установления и развития контактов между людьми;
производство индивидами их общего;
все ответы верны.
Особая форма взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела, называется:
деловое общение;
коллегиальное общение;
инструментальное общение;
организационное общение.
Свойства делового общения:
определенная интонация;
нормы и правила поведенческого сопровождения;
способы передачи и обмена профессиональной информацией, способствующие повышению продуктивности делового взаимодействия, развитию межличностной коммуникации в конкретной области;
все ответы верны.
Цель делового общения – это:
стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности;
стремление к повышению своего жизненного уровня;
организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности;
стремление повысить свой престиж.
В содержание делового общения входят:
профессиональные знания, умения и навыки;
цели и интересы;
предметы профессиональной совместной деятельности, опосредованные средствами передачи;
все ответы верны.
Форма делового общения, предусматривающая подписание документов, определяющих взаимные обязательства партнеров, называется:
телефонный разговор;
деловые переговоры;
деловые совещания и собрания;
прием подчиненных.
Данный вид делового общения служит для уточнения и получения информации, обзора состояния дел, достижения предварительной договоренности о предстоящей встрече – это…
деловые переговоры;
деловые совещания и собрания;
телефонный разговор;
прием подчиненных.
Достижение практических результатов в виде решений каких-либо проблем служебного или личного характера, получений деловой информации – это цель…
деловой беседы;
деловых переговоров;
деловых совещаний и собраний;
публичных выступлений.
Процесс эффективной коммуникации в социальной иерархии, называется:
деловая беседа;
деловые переговоры;
деловые совещания и собрания;
прием подчиненных.
Форма группового обсуждения служебных вопросов – это…
деловые совещания и собрания;
деловая беседа;
деловые переговоры;
прием подчиненных.
Вид общения, предполагающий участие «посредника», через которого передается информация:
межличностное;
массовое;
прямое;
косвенное.
Опосредованное общение:
обеспечивается при помощи различных средств (телефон, письмо и т.д.);
характеризуется неполным психологическим контактом;
происходит в ситуации, когда субъекты отделены друг от друга временем или расстоянием;
все ответы верны.
Основной целью этого вида общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно.
императивное общение;
диалогическое общение;
манипулятивное общение;
все ответы верны.
Вид общения, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), а позднее письменности, телевидения, радио, телефона и т.д. – это…опосредованное общение;
непосредственное общение;
прямое общение;
косвенное общение.
Назовите вербальные средства общения:
мимика;
жесты;
поза;
речь.
Коммуникативные барьеры отношений возникают:
если в процессе контакта возникают негативные чувства;
взаимодействующие стороны испытывают симпатию друг к другу;
если участники общения являются носителями разных субкультур;
все ответы верны.
Коммуникативные барьеры могут возникнуть…
в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения;
вследствие разного уровня развития и владения речью;
при наличии различных дефектов речи у партнера по общению;
все ответы верны.
Рекомендуемая литератураОсновные источники
Для преподавателей
Асадов А.Н., Покровская Н.Н., Косалимова О.А. Культура делового общения: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУЭФ, 2010. – 159 с.
Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник – Изд. 3-е, перераб. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. – 336 с.
Дроздков А.В. Деловой этикет. - Омск: СибАДИ, 2012. – 249 с.
Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М.: Академия, 2009. – 160 с.
Для студентов
Асадов А.Н., Покровская Н.Н., Косалимова О.А. Культура делового общения: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУЭФ, 2010. – 159 с.
Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М.: Академия, 2009. – 160 с.
Дополнительные источники
Для преподавателей
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. – СПб.: Питер, 2007. – 528 с.
Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2009 – 416 с.
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». – М., Издательство: «Педагогическое общество России», 2008. – 276 с.
Каменская Е.М. Психология и этика делового общения. – Ростов- н/Д.: «Феникс», 2004. – 219 с.
Кирсанова М.В. Современное делопроизводство: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2006. – 85 с.
Кукушин В.С. Психология делового общения. – Ростов- н/Д.: «Феникс», 2010. – 364 с.
Психология и этика делового общения. / под ред. Лаврененко В.Н. – М.: Юнити-Дана, 2005. — 415 с
Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 285 с.
Руденко А.М., Довгалёва М.А. Психология социально-культурного сервиса и туризма. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2008. – 256 с.
Светлов В. А., Семенов В. А. Конфликтология. – СПб.: Питер, 2011. – 350 с.
Смирнова Е.Е. Психология общения – СПб.: КАРО, 2005. – 336 с.
Солякин А.В., Богатырева Н.А. Деловое общение: конспект лекций– М.: «Приор-издат», 2005. – 144 с.
Сорокина А.В. Основы делового общения. – Ростов- н/Д.: «Феникс», 2004. – 224 с.
Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология. Учебник (ГРИФ). – 2-ое изд. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 336 с.
Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. – Ростов- н/Д.: «Феникс», 2005. – 480 с.
Для студентов
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». – М., Издательство: «Педагогическое общество России», 2008. – 276 с.
Каменская Е.М. Психология и этика делового общения. – Ростов- н/Д.: «Феникс», 2004. – 219 с.
Кукушин В.С. Психология делового общения. – Ростов- н/Д.: «Феникс», 2010. – 364 с.
Руденко А.М., Довгалёва М.А. Психология социально-культурного сервиса и туризма. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2008. – 256 с.
Солякин А.В., Богатырева Н.А. Деловое общение: конспект лекций– М.: «Приор-издат», 2005. – 144 с.
Сорокина А.В. Основы делового общения. – Ростов- н/Д.: «Феникс», 2004. – 224 с.
Интернет- ресурсы:
«Библиотека психологической литературы» BOOKAP (Books of the psychology) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bookap.info; вход свободный.
«Библиотека учебной и научной литературы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx; вход свободный.
«Библиотека» сайта psychology.ru: Психология на русском языке [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psychology.ru/Library; вход свободный.
«Стресс, управление стрессом, стресс-менеджмент» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.no-stress.ru/; вход свободный.
Газета «Школьный психолог» Издательского дома «Первое сентября» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psy.1september.ru/; вход свободный.
Электронный журнал «Психология» PSYCHOLOGY.SU [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psychology.su; вход свободный.