«Составление композиции из цветов. Икебана»


Коммунальное государственное учреждение «Многопрофильная гимназия №41 имени А.Пушкина отдела образования акимата города Тараз»
Разработка урока по технологии:
«Составление композиции из цветов. Икебана»
Разработала: Тасеменова А.Е.,
учитель технологии высшей категории
Тема урока: Составление композиции из цветов. Икебана.
Цели:
1.Обучающая: Сформировать знания о истории происхождения икебаны.
2.Развивающая: развивать эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе.
3.Воспитывающая: прививать любовь к труду, вырабатывать художественный вкус.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: словесные, наглядные, практические.
Оборудование урока: картины, открытки.
Этапы урока
І.Организационный этап:
ІІ. Этап проверки ЗУН учащихся по пройденным темам
ІІІ. Этап приобретения новых знании
ІҮ. Этап закрепления и применения новых знании
Ү. Заключительный этап
Ход урока
І.Организационный этап:
Учащиеся заходят в класс, рассаживаются, готовят рабочие места. Дежурный раздает необходимые инструменты и материалы.
1. Приветствие. Отметка в журнале отсутствующих.
Включается тихая музыка « Звуки природы».
-Ребята, наш урок мы начнем с медитации. Пожалуйста, закройте все глаза и представьте себе, что вы идете вдоль дорожки и любуетесь красотой природы. Вашему взору открывается много- цветное великолепие, залитое солнцем. И вот в воздухе заструился характерный аромат цветка - ваш взгляд фокусируется на изумительном цветке, чуть покачивающемся при каждом дуновении ветерка…( Музыка постепенно угасает.)
Представили? А сейчас откройте глаза и. Как вы думаете, можно ли остановить навсегда это чудное мгновение? (Ответы учащихся. Можно нарисовать, сфотографировать.)- Да, если запечатлеть его на картинной плоскости или составить из него красивый букет.
ІІ. Этап проверки ЗУН учащихся по пройденным темам
- Что вы знаете о икебана?-Какая страна является родиной икебана?-Что означает слово «икебана» в переводе на русский?
Ответы учеников: Икебана-это искусство составления букета.
Родиной икебана является Япония, страна восходящего солнца.. Слово «икебана» в переводе означает помочь цветам проявить себя.
А сейчас мы с вами посмотрим отрывок японского танца в исполнении наших учениц. Девочки, посещающие танцевальный кружок, исполняют несколько движений под японскую музыку. –Скажите, пожалуйста, о чем был танец.(Ответы учащихся).Одна из исполнительниц танца читает строки стихотворения японской поэзии.
« Берет японка ветку вишни
В жемчужно- розовом цвету
И отрывает что не нужно,
Что нарушает тишину». Вот о чем был этот прекрасный танец. Японцы во всем придерживаются принципа «Все лишнее – безобразно». Это слова Касабата Ясунари.
ІІІ. Этап приобретения новых знании:
Искусство составления букета называется «ИКЕБАНА». Это и есть тема нашего урока.
«Цветок засохший, бездыханный,
Забытый в книге вижу я.
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя…»
Именно такие сушенные цветы и листья мы с вами и будем использовать в работе
-

44577000217170001143000


История рождения икебана

Легенда о рождении икебаны проста и совершенна. Однажды буддийские монахи собрали ветки и листья, сорванные грозой, и поднесли их к ногам статуи Будды со словами: "Будь милостив ко всем. Помоги оживить то, что сломала гроза". По-видимому, Будда благосклонно принял это подношение-просьбу, поскольку оно перешло в обычай. Икебана переводится как "вторая жизнь цветов", или "воскрешение растений", и учит "искусству умирания".
В древности японцы поклонялись цветам, как живым существам. С цветами вели доверительные разговоры, как с близкими людьми. Цветы благотворили. Любимым цветам, когда обрывалась их жизнь, ставили памятники. К цветам и травам обращались с заклинаниями, мольбой, просили ветер, дождь не ломать деревья. Цветок воспринимается как существо, стоящее в одном ряду с человеком, может испытать те же чувства. Цветок -единственное существо на свете, сколь прекрасное, сколь и беззащитное, дает человеку радость и берет на себя его боль.
Икебана - порождение японского образа жизни. Этот вид искусства создан нацией, которая веками воспитывала в себе умение обращаться к природе как к неисчерпаемой сокровищнице прекрасного. Искусство икебана горячо любимо народом именно за его общедоступность, за то, что оно помогает человеку даже в бедности чувствовать себя духовно богатым...
457200069215091440

Икебана – как средство общения
В японской культуре икебана нередко выступает как посредник в общении между людьми. Икебану дарят родным и друзьям как знак добрых пожеланий. Гостя приглашают полюбоваться икебаной, созданной для того, чтобы почтить его или выразить радость по поводу его прибытия. Икебану готовят, чтобы отметить особые празднества или просто использовать ее как объект для дружеской беседы. Правила хорошего тона в японском обществе не позволяют смотреть собеседнику прямо в глаза - это может быть сочтено как непочтительность или назойливое любопытство. Лучшим способом установления контакта и является икебана.
Икебана тесно связана с природой и раскрывает подчас самую её тайну – гармонию. Являясь прекрасным средством эстетического воспитания, искусство аранжировки цветов вовлекает людей в сферу самодеятельного творчества, дает прекрасную возможность для создания более красивой, разумной и приятной жизни.
Сегодня икебана призвана украшать реальную жизнь и, безусловно, может располагаться в самых разнообразных интерьерах.

Собираясь создать композицию, взяв в руки цветок, предназначенный для икебана, мы прежде всего думаем о том, что нужно удалить. Совершенно не обязательно использовать для икебана редкие, труднодоступные или дорогостоящие цветы. Любые растения хороши, лишь бы они были свежими. Хорошо составленная композиция кажется живой, в ней ощущается дыхание жизни и завораживающая красота.
Являясь прекрасным средством эстетического воспитания, искусство оранжировки цветов вовлекает людей в сферу самодеятельного творчества, дает прекрасную возможность для создания более красивой, разумной и приятной жизни.
Поставьте любой цветок в любую
вазу и у вас получится некая форма.


Основа всякой композиции – три ветки или три цветка. Первая ветка, самая длинная, символизирует небо. Вторая, средняя по величине, - человека, а третья, самая маленькая – Землю. Это- скелет букета. К основным веткам по мере надобности добавляют вспомогательные цветы или ветки. Их называют «помощники», с их помощью усиливают основные элементы букета.
Секрет ЯПОНСКОГО БУКЕТА в том, что длина основных веток не только различна, но и строго определена. Величина первой зависит от размера вазы, в которой собирается композиция из цветов. Вторая ветка всегда на четверть короче первой, а третья ветка всегда короче второй. «Помощники» всегда короче веток, к которым они ставятся. Можно добавлять любое количество «помощников» к любой основной ветке, к одной из них, к двум, либо ко всем трем. Главное, что- бы было красиво и радовало глаз гостя, приглашенного в дом.
Рис.1. В ИКЕБАНА большое значение имеет и то, под каким углом устанавливаются ос- новные ветки.
Рис.2. для того, чтобы установить ветки нужным образом, используют специальный держатель. Он должен быть достаточно тяже- лым и устойчивым. Его ставят на дно сосуда, а затем прикрывают цветком или листьями.

Вот мы и познакомились с ИКЕБАНА. Сейчас физкультминутка до начала практической работы.
Физкультминутка.
Исходное положение - стоя, руки на затылке, ноги вместе. Выполнить повороты туловища вправо и влево. Повторить по 8 раз в каждую сторону. 2. Глаза закрыть. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. Повторить 8-10 раз.
Проводится демонстрация работ художников - икебанистов и лучшие работы учащихся прошлых лет. Как вы, наверное, заметили, художники Японии любуются каждым цветком, травинкой, каждым мгновением жизни. Часто изображают бабочек, птичек, стрекоз. Хочется вспомнить японскую поэзию:
« Опять упавший лист
вспорхнул на ветку…
то бабочка была». ( Хоку – танка ).
Всего три строчки, а какую красивую картину изобразил поэт.
ІҮ. Этап закрепления и применения новых знании:
1.Вопросно-ответная беседа
-Что такое «Икебана»?
-Что означает слово «икебана» в переводе на русский язык?
-Что составляет основу «скелета» букета?
- Какие принципы Икебана существуют?
2Практическая работа
.Для выполнения задания каждому раздали инструкционные карты, карточки с принципами построения икебана и законами построения композиции, которые вы должны соблюдать в работе.(Идет подробный инструктаж работы. Напоминаются правила ТБ при работе с инструментами). Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1. Контроль за правильностью выполнения работы. 2. Контроль за соблюдением правил безопасной работы. 3.Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. 4. Контроль за объёмом и качеством выполненной работы.
По ходу выполнения работы ученики должны придумать название своей работе и в конце урока при подведении итогов рассказать о своей работе.
Ү. Заключительный этап:
1. Анализ характерных ошибок и их причины
2. Оценка работы каждого учащегося