Авторская рабочая программа по спецкурсу Культура народов Поволжья


Автор: Юреева Надежда Валентиновна, учитель высшей квалификационной категории МКОУ «Средняя школа имени В. И. Ерменеева с. Сабакаево» Мелекесского района Ульяновской области.
Адрес, телефон: с. Сабакаево, ул. Победы 13, Мелекесского района, Ульяновской области;
телефон: 884223593723.
Рабочая программа
спецкурса «Культура народов Поволжья.
Разработала учитель высшей категории МКОУ «Средняя школа имени В.И. Ерменеева с. Сабакаево»
Юреева Надежда Валентиновна2016
Паспорт.

Образовательная программа спецкурса «Культура народов Поволжья» является программой дополнительного образования детей.
Программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематический план, дидактический материал.
Данная программа – авторская программа учителя русского языка и литературы Юреевой Н. В. Она представляет собой обобщение многолетней систематической работы по воспитанию учащихся 7 класса в многонациональной школе. Участники программы – дети 12-13 лет, учащиеся 7 класса.
Программа актуальна, так как в настоящее время ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Оригинальность программы заключается в её содержании – глубоком погружении в историю народов Поволжья. Изучается подробно культура отдельного народа: происхождение, народный костюм, особенности быта, национальные традиции семьи. Изучаются обычаи, праздники, песни, танцы, игры, фольклорный материал. Заканчивается эта работа народным праздником: русские посиделки, выступление на Масленице, в Сабантуе и Акатуе. Прослеживается связь со школьным и краеведческим музеем.Специфика программы «Культура народов Поволжья» состоит в том, чтобы, опираясь на конкретный фольклорно-этнографический материал, научить понимать народное мировоззрение и психологию.
Формы проведения занятий разнообразны: беседы, игры, экскурсии, праздники-концерты, проектная деятельность, исследовательская деятельность.
В содержании программы Юреевой Н.В. прослеживается национальное своеобразие, духовность, гуманность, поликультурность, историзм.
Программа может быть рекомендована педагогам дополнительного образования для организации кружковой и внеклассной работы, может быть полезна классным руководителям.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«…Общество лишь тогда способно ставить
и решать масштабные национальные
задачи, когда у него есть общая
система нравственных ориентиров,
когда в стране хранят уважение
к родному языку, к самобытной культуре
и к самобытным культурным ценностям,
к памяти своих предков,
к каждой странице нашей отечественной истории».
Из послания Президента России Федеральному собранию
Образовательная программа спецкурса «Культура народов Поволжья» создана для учащихся 7 класса и реализуется на базе МКОУ «Средняя школа имени В. И. Ерменеева с. Сабакаево» Мелекесского района Ульяновской области.
. Данная программа - авторская программа Юреевой Надежды Валентиновны, учителя русского языка и литературы- обобщение многолетней систематической работы по обучению и воспитанию детей 12-13летннего возраста в многонациональной школе.
Актуальность программы
Во-первых, в настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа и народов, проживающих рядом, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Во-вторых, обострение межэтнических отношений, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней.
В-третьих,
Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой …» На территории Ульяновской области проживают представители многих национальностей. В МКОУ СОШ с. Сабакаево обучаются русские, татары, чуваши, мордвы, украинцы и другие. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Новизна программы.
Программа создана в целях удовлетворения не только услуг по дополнительному образованию детей, но и удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры Поволжского края.
Новизна программы, её отличительные особенности заключаются в том, что:
в программе соединены воедино народное творчество, народные промыслы, национальные подвижные игры, восприятие природы родного края, хореографическое, вокальное и театральное искусство народов Поволжья;
программа предполагает проведение не только большого количества практических занятий, которые позволят воспитанникам лучше познакомиться с традициями, обычаями и культурой своего региона, но и этнографическую, исследовательскую деятельность (как самостоятельную, так и под руководством модератора);
методологическим основанием программы являются духовно-нравственные и культурологические основы традиций, обычаев и ценностей народов Поволжья, создание методической базы и условий для методической и практической работы по сохранению и развитию традиционных форм материальной и духовной культуры; внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в работу учреждения;
программой предусмотрен учащихся 7 классов общеобразовательного учреждения результатом комплексного подхода программы через синтез вышеназванных направлений деятельности будет являться ежегодное массовое заключительное мероприятие «Декада национальных культур».
Цель программы: пробуждение у обучающихся живого интереса к изучению культуры народов Поволжья, формирование человека патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью.
Задачи программы:
1. Изучение прошлого и настоящего народов Поволжья: обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в Ульяновске, в Ульяновской области и в Мелекесском районе.
2. Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
3. Активизация поисковой деятельности учащихся.
4.Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
5.Воспитание чувства гордости за свой многонациональный народ, его культурное наследие.
Основным содержанием духовно нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. Традиционными источниками нравственности являются:
Россия,
многонациональный народ Российской Федерации,
гражданское общество, семья, труд,
искусство, наука,
природа,
человечество.
Культура народов Поволжья должна предстать перед учащимися в своей целостности.

Место предмета в учебном плане
На изучение регионального этнографического курса по краеведению «Культура народов Поволжья» в учебном плане отводится 35 часов за счет регионального компонента, 1 час в неделю.
Принципы реализации содержания программы:
1) Принцип индивидуально-личностной ориентации содержания дополнительного образования предполагает предоставление ученику возможности самому выбирать предпочтительные социальные сферы для самореализации посредством дополнительного образования.
2) Принцип ценностно-смыслового равенства культур различных народов Поволжья.
3) Принцип комфортности и доступности образовательного пространства предполагает создание в образовательно-воспитательной среде оптимальных условий для благополучного пребывания и развития каждого ребенка. Ни один ребенок не должен чувствовать себя отторгнутым образовательным пространством.
4) Принцип духовно – нравственного, развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности обучающихся, нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.
5) Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями культуры и опыта деятельности народов Поволжья, придание системного характера теоретическим и практическим знаниям и умениям учащихся.
6) Принцип сознательности, самодеятельности и творческой активности обучающихся при сопровождении модератора выражается в том, что дети осознают цель обучения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к исследовательской и этнографической деятельности.
7) Принцип связи обучения с жизнью предусматривает мотивацию обучающихся к использованию полученных знаний в повседневной действительности.
8) Принцип креативности направлен на повышение способности ребёнка к активной обучаемости, творческой самореализации личности.
9) Принцип гуманизации межличностных отношений особенно актуален, учитывая многонациональный состав населения городского округа, в том числе и среди обучающихся.
10) Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
Межпредметные связи
В ходе изучения курса максимально реализуются межпредметные связи, что послужит средством гармоничного развития учащихся.
Содержание программы может быть дополнительным материалом таких школьных предметов: русский язык и литература, история, музыка и другие.
Обеспечение программы.
Техническое оснащение: компьютер, мультимедиа, магнитофон, аудиозаписи народных мелодий разных национальностей.
Связь с другими учреждениями: школьный и краеведческий музеи, Дом детского творчества с Новосёлки, музыкальная школа, школьная и сельская библиотеки.
Специализация программы: участники программы – дети 12-13 лет, учащиеся 7 класса. При работе учитываются возрастные способности, интересы и индивидуальные особенности детей.
Новизна программы.
Специфика этого курса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретный фольклорно - этнографический материал, научить понимать народное мировоззрение и психологию.
Оригинальность программы.
Отличительной особенностью программы является основной метод работы: глубокое погружение в историю народов Поволжья.
Учащиеся изучают культуру одного народа: костюм, обычаи, песни, сказки, игры, праздники, блюда национальной кухни, язык (по возможности). В конце каждой четверти проводится итоговое занятие – праздник каждого народа. Гостями праздника будут являться родители и родственники учащихся, воспитанники детских садов посёлка, учащиеся школы..Во время занятий возникает духовное общение, особая эмоциональная интеллектуальная, нравственная атмосфера. Радостная, благотворно тревожащая воображение ребёнка ритмичная череда календарно - обрядовых праздников, трепетное ожидание, затем разрядка в эмоционально, эстетически, нравственно значимом соучастии станет устойчивой традицией, украшающей жизнь ребят.
Для реализации поставленных задач используется различные формы работы.
Формы и методы, используемые при реализации программы.
Формы:
Игровые формы. Игра, обладая высоким развивающим потенциалом, является основной формой работы в методике программы. Применяются различные виды игр: ролевые игры, игра-поиск, игра-фантазирование, игра-театрализация, игра – реконструкция, игра- путешествие, подвижные игры.
Самостоятельная работа. Самостоятельное выполнение воспитанниками конкретных заданий, а также организация выставок творческих работ.
Фронтальная форма применяется при работе с информационным материалом во время теоретической части занятия, когда весь коллектив обучающихся слушает и воспринимает новую информацию, участвует в её обсуждении.
Групповая, индивидуальная - определяется творческими особенностями детей.
Методы:
Теоретический метод преимущественно осуществляется в форме лекций, консультаций, рассказов, бесед.
Наглядный метод: просмотр фото, видеоматериалов, слайдов и иллюстраций.
Практический метод: выполнение различных исследований, проведение экскурсий, работа в сети Интернет.
Исследовательский метод: поиск необходимой тематической, узконаправленной информации с использованием различных ресурсов, в том числе архивный метод работы с информацией.
Метод ретроспективы: «возвращение назад» к традициям, обрядам, ценностям.
Ожидаемые результаты.
Охват обучающихся 7 классов в рамках эффективной системы формирования и развития поликультурной образовательной среды в городском округе Новокуйбышевск через реализацию комплексной программы «Культура народов Поволжья», формирование целостного представления о народных культурах Поволжского региона, их разнообразии, традициях, богатстве и красоте.
Итогом реализации настоящей программы будет являться ежегодное общещкольное мероприятие «Декада национальных культур», в котором будут задействованы все дети общеобразовательного учреждения с показательными выступлениями, выставками, мастер – классами различной направленности.
Ожидаемые результаты образовательного процесса

Для
воспитанников
У воспитанников должно сложиться целостное представление о народной культуре, ценностях и традициях края
Воспитанники должны знать:
- историю появления народов Поволжья;
-ознакомиться с традициями, обычаями и культурой различных народностей;
Воспитанники должны уметь:
- ориентироваться в разнообразии народных игр и применять эти знания на практике;
- применять на практике имеющиеся знания по вопросам экологии в области природоохранной деятельности, разнообразия флоры и фауны на территории Самарского края;
- владеть практическими навыками выполнения декоративно-прикладных работ с использованием техник: «бисероплетение», «кружевоплетение», «роспись по дереву» с учетом традиций их применения различными народностями Поволжья;
- применять навыки исполнительского мастерства в областях хореографии, театрального искусства, народного пения, с учетом этнических особенностей жителей края. Для
образовательной системы
1.Возможность педагогов
расширить свои
знания и укрепить
практические навыки в области культурологи, истории края и возникновения народностей; народных ценностей, обычаев и традиций
2. Увеличение учащихся,
занятых в программах культорологической
направленности
3. Осознанное восприятие
учащимися своей
национальной культуры.
4.Удовлетворенность всех
субъектов
образовательного
процесса содержанием,
формой, технологиями,
результатами,
взаимоотношениями в
процессе деятельности.
Для
городского округа
1. Создание:
- интегрированной
системы основного и
дополнительного
образования
культурологической
направленности,
- воспитательной системы
направленной на
становление
гуманной личности с
высоким
уровнем культуры и
нравственными
ориентирами
2. Приобщение детей
к
национальной
культуре народов
Поволжья, России
3. Динамика роста
занятости
учащихся в системе
дополнительного
образования.
Учебно-тематический план.
№ Тема Количество часов
1 Вводное занятие. Какие народы живут в Поволжье? 2
2 Культура русского народа. 5
3 Культура татарского народа 6
4 Культура чувашского народа. 6
5 Культура немцев Поволжья. 4
6 Культура мордовского народа. 5
7 Культура украинского народа. 5
8 Праздник национальных культур. Содержание программы.
Вводное занятие. Какие народы живут в Поволжье? 2 часа.
Культура русского народа. (5 часов).
Жильё. Национальный костюм. Семейные традиции.
Фольклор. Загадки, поговорки, скороговорки.
Русские народные песни. Разучивание.
Русские народные праздники, игры.
Русские национальные блюда.
Русский фольклорный праздник «Осенние посиделки»
Культура татарского народа (6 часов)
Татары в Поволжье. Быт и традиции татар.
Жильё. Татарский национальный костюм.
Татарские национальные праздники, блюда.
Фольклор татарского народа. Семейные традиции.
Экскурсия в школьный музей.
Праздник татарской культуры.
Культура чувашского народа (6 часов)
Чуваши в Поволжье. Быт и традиции.
Жильё. Чувашский национальный костюм.
Чувашские национальные праздники, блюда.
Фольклор чувашского народа. Национальные праздники.
Некрещенные чуваши с. Сабакаево.
Праздник чувашской культуры.
Культура немцев Поволжья.(4 часа)
Первые немцы в Поволжье.
Традиции немцев Поволжья.
Национальные праздники.
Современные немцы Поволжья.
Культура мордовского народа (5 часов).
Мордва в Поволжье. Быт и традиции.
Жильё. Мордовский национальный костюм.
Мордовские национальные праздники, блюда.
Фольклор. Мордовские народные сказки.
Праздник мордовской культуры.
Культура украинского народа.(5 часов).
Украинцы в Поволжье.
Украинский национальный костюм.
Фольклор. Украинские народные сказки. Чтение и инсценировка.
Украинские национальные блюда, народные игры, праздники.
Праздник украинской культуры.
Праздник национальных культур. 2 часа.
Календарно-тематическое планирование кружка
«Культура народов Поволжья»
№ Дата проведения Тема занятия
Введение.
1.   Вводное занятие. Какие народы живут в Поволжье?
2. Возникновение города –крепости Симбирск. Проект.(2 часа)
Культура русского народа. (5 часов).
3. Русские в Поволжье. Быт и традиции русских. (5 часов)
4. Жильё. Национальный костюм. Семейные традиции.
Фольклор. Загадки, поговорки, скороговорки.
Русские народные песни. Разучивание.
Русские народные праздники, игры.
Русские национальные блюда.
Русский фольклорный праздник «Осенние посиделки»
5. 6. 7. Культура татарского народа (6 часов)
8. Татары в Поволжье. Быт и традиции татар.
9. Жильё. Татарский национальный костюм.
10. Татарские национальные праздники, блюда.
11. Фольклор татарского народа. Семейные традиции.
12. Экскурсия в школьный музей.
13. Праздник татарской культуры.
Культура чувашского народа (6 часов)
14. Чуваши в Поволжье. Быт и традиции.
15. Жильё. Чувашский национальный костюм.
16. Чувашские национальные праздники, блюда.
17. Фольклор чувашского народа. Национальные праздники.
18. Некрещенные чуваши с. Сабакаево.
19. Праздник чувашской культуры.
Культура немцев Поволжья.(4 часа)
20. Первые немцы в Поволжье.
21. Традиции немцев Поволжья.
22. Национальные праздники.
23. Современные немцы Поволжья.
Культура мордовского народа (5 часов).
24. Мордва в Поволжье. Быт и традиции.
25. Жильё. Мордовский национальный костюм.
26. Мордовские национальные праздники, блюда.
27. Фольклор. Мордовские народные сказки.
28. Праздник мордовской культуры.
Культура украинского народа.(5 часов).
29. Украинцы в Поволжье.
30. Украинский национальный костюм.
31. Фольклор. Украинские народные сказки. Чтение и инсценировка.
32. Украинские национальные блюда, народные игры, праздники.
33. Праздник украинской культуры.
34. Праздник национальных культур.
35. Праздник национальных культур.

  Прогнозируемые результаты:
В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:
- национальности, проживающие в Поволжье;
- отличительные особенности русского, татарского, чувашского, мордовского, украинского костюмов;
- главные национальные праздники этих народов;
- обычаи, особенности культурных традиций народов.
Учащиеся должны уметь:
- приветствовать на татарском, чувашском, мордовском, украинском, языках;
- играть в народные игры;
- узнавать принадлежность народных мелодий;
- танцевать народные танцы;
- быть толерантным к представителям других народностей.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства толерантности; через знания истории и культуры народов Поволжья происходит формирование личности патриота и достойного гражданина своей страны.
При составлении программы были использованы материалы учебных пособий:
Кузнецова. Л.В., художественная культура родного края . – Чебоксары, 1996. – 93с.
Александрова Е.В. Программа по культуре родного края для общеобразовательных школ Чувашской республики. – Чебоксары, 2004. – 75с.
Хасанова М.Х. Материальная и духовная культура татарского народа 16-19 веков. – Казань, 1995. – 105с.
Харисов Ф.Ф., Харисова Ч.М. Программа по татарскому языку для учащихся татар, проживающих в регионах Российской Федерации. Казань, 2007. – 96с.
Народная культура Поволжья./ С.Н. Митин. – Ульяновск: УИПК ПРО, 1999. – 85с.
Марченко Г.И.. История культуры Мордовии: учебно-методический комплекс. – Саранск: «Полиграф», ИП Е.Н. Ковалева, 2008. – 99с.