История костюмов народов поволжья
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» УИП
История костюмов народов Саратовской области
Выполнила
ученица 3 «А» класса
МОУ СОШ №18
Ерёмина Алина
Руководитель:
Ермолаева О. В.
Саратов 2016
Содержание
1.Введение..3
2. Народный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – это своеобразное отражение исторической памяти народа..5
2.1Русский национальный костюм Саратовской губернии...6
2.2Казахский национальный костюм прост и рационален9
2.3Путь исторического развития национального татарского [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]11
2.4Мордовский национальный костюм наряден и удобен.14
2.5Немецкий национальный костюм ...17
3.Заключение..19
4.Литература20
1. Введение
На память приходят строки стихов саратовского поэта Н. Палькина:
Листаю исторические книги,
Над летописями за полночь сижу,
Исследуя деяния великих-
Во всем одно и то же нахожу.
Одни и те же пламенные мысли,
Один и тот же мудрости завет:
В служении отечеству смысл жизни.
Все остальное суета сует.
Наш Саратовский край, один из самых многонациональных регионов России, славился всегда радушием и гостеприимством. В согласии и взаимопонимании здесь живут представители множества народов, и каждая народность имеет свои традиции и культуру. Все эти народы появились под влиянием различных обстоятельств. Массу населения всех городов и уездов стали составлять русские, немецкие колонисты, украинцы, мордва, татары, чуваши, башкиры, казахи.
Мы проникаемся интересом к исконным традициям представителей разных национальностей. В многоликом современном предметном мире произведения народного искусства особенно радуют глаз своей рукотворностью. Наша культура окрашена внимательным обращением к его богатым традициям, которые широко используются в творчестве современных мастеров и профессиональных художников. На их основе сложились различные художественные промыслы.
Черты национального своеобразия, вековые традиции и мастерство ярко проявляются в народном [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – наиболее массовом виде народного творчества, искусстве вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения. Виды прикладного искусства нашли органическое воплощение в украшении [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Данная работа представляет собой описание костюмов народов, населяющих Саратовскую губернию. Выбор темы обусловлен личным интересом и восхищением именно этой формой народного искусства.
Интерес к теме привел меня к тому, что я попыталась выявить историю [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] народов, населяющих Саратовскую губернию.
Моей целью является:
- исследование особенностей национального [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
- познакомиться с комплексами одежды народов Саратовской губернии
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить национальный состав жителей Саратовской губернии;
- выявить особенности русского, казахского, татарского, немецкого, мордовского национального [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в Саратовской губернии.
Актуальность исследования:
- быстрые темпы развития мира все больше удаляют нас от наших истоков;
- мы не знаем традиций наших предков, их быта;
- решив изучить историю костюмов одежды жителей нашей области, я надеюсь глубже узнать историю нашего края, традиции, найти связь поколений.
2.Народный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – это своеобразное отражение исторической памяти народа
Народный костюм – это своеобразное отражение исторической памяти народа, своего рода культурный код. По традиционному наряду можно безошибочно определить, из какой местности приехал человек. На Саратовщине сложились несколько комплексов народных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Они разделялись в зависимости от территории, на которой были распространены, а также возраста, национальности, социального статуса людей, носивших их. Несомненно, художественный облик каждого костюма индивидуален, и в то же время опирается на веками сложившиеся традиции.
Прежде чем перейти к описанию национальных костюмов, необходимо отметить, что [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], бытовавшие в нашей губернии, обладали ярко выраженными местными чертами. Они проявлялись в манере ношения костюма, в количестве входивших в его состав предметов, в цветовой гамме, покрое, характере украшений.
Я предположила, что материал для исследования можно найти:
- изучив необходимую литературу по данной теме;
- посетив музеи;
- воспользовавшись Интернет-ресурсами.
Условия исторического развития определили наиболее характерное разделение форм русского [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на северный и южный. С ХVІІІ века север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров и поэтому сохранил целостность народного быта. Именно поэтому в русском [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] северных народов национальные черты имеют глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний.
Южный русский костюм гораздо более разнообразен по формам одежды. Частые переселения жителей из-за набегов кочевников, а позже влияние соседних народов Поволжья обусловило частую смену форм одежды и многообразие её видов. Географическое положение Саратовской области определяет южнорусский комплекс одежды.
2.1 Русский национальный костюм Саратовской губернии
У русской национальной одежды многовековая история. В изготовлении одежды использовали яркие цвета. Облик русского человека испокон веков ярко характеризовала одежда. Внешний образ связывал его с общепринятым эстетическим идеалом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] состояла из длинной рубахи с рукавами. Рубаха кроилась из прямоугольных кусков холста, а на плечи нашивались цветные «полики – прямоугольные или клиновидные вставки. Для украшения рубахи использовались и кусочки различных тканей, особенно кумачовые, которые заполнялись вышивкой. Этот способ украшения применялся с тех времён, когда кусочки заморских тканей, оставшиеся от раскроя больших одежд, нашивались как украшение. Кроме тканых, вышитых узоров, использовались разноцветные ленты, кружева, блёстки. Всё это декоративное богатство руками талантливых вышивальщиц превращалось в произведение искусства.
Рубаха использовалась во всех случаях в жизни русской женщины. Но в старинном русском [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] рубаха редко носилась отдельно, чаще всего сверху надевался сарафан, сшитый из нескольких кусков ткани, а также понева. Понева – это вид юбки, состоящих из трёх полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетёным узким пояском – гаишником; её носили только замужние женщины. Понева была круглая, то есть сшитая, или распашная, состоящая из отдельных полотен. В основном, поневы были тёмно-синего, тёмно-красного, реже чёрного цвета. Тёмное поле разделялось клетками, причём размер и цвет их зависел от традиций губернии, села или деревни, где ткались поневы. Поневы делились на праздничные и будничные. Пояс – «покромка» ткался на ткацком станке из разноцветных ниток. Концы его распушивались.
Поверх рубахи и поневы надевали передник – «занавеску», завязывавшуюся сзади тесёмками – «мутозками».Завершал ансамбль шушпан из шерстяной или холщовой ткани с очень деликатным украшением (окантовкой вышивкой красным узором). Дополнялся [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сложным головным убором. Различались две категории головных уборов. Девичьи, оставляющие открытыми волосы и теменную часть головы, имели форму венка-обруча или повязки. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] были разнообразны, но все они полностью скрывали волосы, которые по народному поверью обладали колдовской силой и могли навлечь несчастья. Именно эта деталь придавала конструкции ту или иную форму, получавшую своё завершение при помощи верхней части – своего рода чехла из кумача, ситца или бархата – Сороки; затылок покрывала прямоугольная полоса ткани – позатылень.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обычно состояла из рубахи и штанов – «портов», поверх которых надевали верхнюю одежду «по сезону». Рубахи были широкими, длиной до колен, их носили на выпуск и обязательно подпоясывали поясом. Ворот соединялся тесёмками или металлическими застёжками «схватцами».
Рубахи украшали вышивками по подолу, рукавам и вороту. Это не только украшение, но, главное, вышивка была оберегом от зла, болезней и располагалась там, где открывался доступ к телу.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] были свита, кафтан и шуба. Свита надевалась через голову. Кафтаны были самого различного вида и назначения: повседневные, праздничные. Обязательной частью мужского костюма был головной убор, летом – кожаный ремешок, а зимой – самые разнообразные шапки. Специфической одеждой была шуба. Самобытной русской одеждой стала душегрея. Её шили из дорогих тканей и вышивали узорами. Ноги обертывали онучами из белого «свойского» сукна или холста и надевали лапти, или чулки из белой шерсти и кожаные башмаки – коты.
Не последнее место в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелья, янтарные бусы. Большой любовью пользовались крупные серьги и более мелкие. Своеобразным украшением были нежные подвижные «пушки» - шарики, сплетённые из гусиного пуха, которые носились вместе с серьгами.
Русский [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] чрезвычайно многообразен. Это и понятно. Множество этнических групп отличались друг от друга не только говором, способом строить и украшать свои жилища, обычаями, обрядами, песнями, но и одеждой.
Одна из наиболее характерных черт русской народной одежды – многослойность, которая придавала женской фигуре скульптурную монументальность. Одежда как бы лепилась из нескольких простых объёмов, и каждый её вид частично закрывался другой, выделяясь орнаментами, виднелись рукава с более мелким рисунком.
2.2Казахский национальный костюм прост и рационален.
На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Для неё характерны общность форм для всех слоёв населения, но с определённой социальной и возрастной регламентацией. Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивка, украшения. Материалами для одежды были кожа. Мех, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготавливали сами. Также одежду шили и из привозных материалов- шёлка, парчи, бархата, хлопчатобумажных тканей.
Шили шубы, тулупы, безрукавки, головные уборы, зимние шаровары из мехов и шкур домашнего скота.
Женщины носили штаны, платья с несколькими оборками внизу, надевая поверх халат или камзол. Голову покрывали платком (ураман). Женская обувь – кожаные галоши (кебис). Украшения – браслеты, кольца и накосники.
Мужской национальный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] состоял из верхней одежды – тулупа и шубы, халата и бешмета. На голове – коническая шапка или шляпа, на ногах – кожаные сапоги. Зимой они одевались на войлочные чулки.
Большое место среди материалов для казахской одежды занимала шерсть домашних животных. Её использовали в качестве утепляющей подкладки для верхнего платья и головных уборов. Многие виды одежды шили из войлока. Для его изготовления шла преимущественно белая шерсть, особенно ценным считался тонкий пух с шеи овец.
Казахи издавна умели изготовлять и грубое сукно из верблюжьей или бараньей шерсти. Лучшая ткань получалась из шерсти молодых верблюдов. Сукно из овечьей шерсти употребляли для одежды неимущие люди. Использовалось оно и там, где мало разводилось верблюдов.
Наряду с домоткаными, изготовляемыми на примитивных горизонтальных станках, ещё в древности в обиход казахов-кочевников вошли привозные атласные, шёлковые, хлопчатобумажные ткани. Основным потребителем привозных тканей была феодальная знать, основная масса казахов носили меховые, кожаные, самодельные шерстяные изделия.
2.3Путь исторического развития национального татарского [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Национальный татарский [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] прошёл длинный путь исторического развития. Костюм – наиболее яркий индикатор национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителей своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах. В разные периоды истории в костюме сплетались моральные нормы и историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству.
Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, ювелирных украшений.
Наиболее ярко национальные особенности прослеживаются в женском [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Одежда татарских женщин имеет больше разнообразия по сравнению с мужской. Она различалась не только по функциональному назначению (сезонна, праздничная, повседневная), но и по возрастному признаку (одежда девушек, молодых и старых женщин). На ней больше, чем на мужской, заметны территориальные особенности.
В число нижней традиционной женской одежды татар входят: рубаха, нижний нагрудник (кукрэча) и штаны (ыштан). Это сочетание имеет место в составе любого комплекса [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Нижнюю нагрудную повязку шили из прямоугольного куска материи (фабричной или домотканой). На центральную часть повязки пришивался вышитый кусок материи или полоски яркой разноцветной ткани. Надевали кукрэкчэ под купмак и при помощи лямочек укрепляли к шее или за плечи, покрывая грудь женщины.
·Одновременно с передниками в комплексе рабочего [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] женщин и девушек имели место вышитые нарукавники (жицса). Верхняя одежда татарских женщин как по составу, так и по форме имеет много общего с мужской, но часто с изменениями некоторых деталей и добавлением декоративных элементов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] делятся на уборы девичьи и замужних женщин. Девичьи головные уборы представлены в виде шапок. При их ношении волосы, заплетённые в две косы, располагались на спине и оставались открытыми или слегка прикрывались накосным украшением (тезмэ). Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих, уборы замужних женщин призваны были закрывать не только её волосы, но и шею, плечи, спину. Поэтому они включали в свой состав волосинки различные покрывала, которые составляли основную часть комплекса головных уборов замужних женщин.
Стилю одежды соответствовали большие ажурные часто с подвесками украшения: серьги (алка), налобное ожерелье – баш хаситасе. Воротниковая застёжка – яка чылбыры, нагрудная перевязь – хасита, широкие браслеты – белазек и перстни – йвзек. Считалось, что перстни очищают руки женщины, потому их могло быть на каждой руке по несколько штук.
Обувь женская как по материалу изготовления. Так и по форме имела много общего с мужской. Наибольшей популярностью пользовалась кожаная обувь, которая представлена несколькими видами: ичиги (читек), кауши (кавеш), башмачки (башмак). Отличительными чертами традиционной обуви татарских женщин является её узорность и многоцветье. Ичиги расшивались цветочно-растительным узором.
Женские камзолы шьют из добротного штофа, изнутри утепляются лисьим мехом, подол отделывается другим мехом. Камзол делается без рукавов, длиной до колен. Женская шубка шьётся из самой разнообразной ткани и мехов.
Ещё один вид верхней одежды – кесабике – жилет без рукавов, разновидность женского камзола. Иногда делался короткий рукав. Края кесабике отделываются белкой.
Мужской [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] достаточно единообразный. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] состоял из рубахи (кулмяк) с вшивным рукавом, короткого камзола, штанов (ыштан), которые по покрою представляют собой вариант поясной одежды «штаны с широким шагом». Их шили широкими у пояса, длиной до щиколоток, без карманов; укреплялись они на бедрах при помощи гашника (ычкыр), продетого в верхний загнутый край; покрой состоял из 3-х частей: двух штанин с клиньями и прямоугольной вставкой между ними. Для пошива нижних штанов использовалась ткань собственного производства. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из полосатой ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы.
Головным убором мужчин была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлпуш). Праздничная бархатная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой вышивкой. Поверх тюбетейки в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу.
Обязательную принадлежность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] составляет обувь. Это прежде всего чулки (оек), отличающиеся большим разнообразием как по материалу (кожаная, лыковая, валяная), так и по форме.
2.4Мордовский национальный костюм наряден и удобен
Мордовский национальный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] наряден и удобен. Глядя на него, сразу можно понять, какой в представлении народа была красота. И не только сам [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] у мордвы всегда являлся произведением искусства. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В составе мордовского народа выделяют два субэтноса - мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Естественно, их национальные костюмы различались в зависимости от традиций этих локальных групп. Но были в костюмах и общие черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.
Мужской костюм. Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха - панар и штаны - понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного (изготовленного из конопли) материала, праздничные - из более тонкого льняного. Панар всегда носили навыпуск и подпоясывали.
Пояс (кушак или каркс) имел особое значение в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, с щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями. К другому концу пояса прикрепляли металлический наконечник, а к внешней стороне - различной формы бляшки. И то, и другое покрывали узорами и изображениями. Помимо декоративной, у пояса была и утилитарная функция. К нему подвешивали оружие или другие предметы. В древние времена пояс был отличительным знаком воинов. К поясам самых прославленных и уважаемых приделывали дополнительные наконечники и пряжки, пришивали множество бляшек.
Летом мужчины поверх рубахи-панар надевали еще одну - белую распашную (мушкас - у мокши, руця - у эрзи). Весной и осенью носили сумань - приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани располагались сборки.
Другой демисезонной одеждой был чапан. Обычно его надевали в дорогу поверх другой одежды и повязывали кушаком. Шили чапан из сукна, у него был прямой крой, большой запах, длинные рукава и широкий воротник.Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы - ор, с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались дорожной одеждой, как и чапан.
Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. В конце XIX века их вытеснили фабричные картузы. Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном.
На ногах мордва носила лапти, летом - с портянками, а зимой - с онучами. Праздничной обувью были сапоги (кемот – у мокшан, кемть – у эрзян). Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище.
Мужские национальные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] мокши и эрзи не слишком отличались и выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов, и в нем принимали участие 2-3 помощницы.
Туникообразная рубаха без воротника панар была основой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] как у эрзянок, так и у мокшанок. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом каркс с кисточками на концах. У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.
Вместо каркса эрзяне могли повязывать пулай - сложное набедренное украшение. По нему можно было определить региональную принадлежность женщины и ее материальное положение: его оформляли большим количеством бисера, бус, цепочек, блесток и т.д. В первый раз девушки надевали пулай в день совершеннолетия и носили его до самой старости. В праздничные дни поверх пулая повязывали пояс из бисера с красными кисточками - сэлге пулогай, а по бокам подтыкали похожие на передник боковые полотенца, украшенные вышивкой и лентами. В мокшанском [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] поясными украшениями служили полотенца кеска руцят, их надевали сразу по нескольку штук, а также различные декоративные кисти-подвески из бус, шелка, жетонов, меха.
Поверх рубахи женщины надевали подобие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - кафтонь-крда, сарафан.
Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста (руця, импанар - у эрзи, мушказ, балахон - у мокши). Также поверх рубах носили черные безрукавки выше колена, приталенные и с большим количеством оборок сзади. Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, такая же, какую носили мужчины; зимой надевали овчинные шубы.
Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. У эрзянок головные уборы панго, сорока, сорка, шлыган были высокими и имели форму цилиндра, полуцилиндра или конуса. У мокшанок панга и златной представляли собой чепец трапецевидной формы.
В XIX веке к одежде мордовок добавился расшитый и украшенный передник.
Повседневной обувью были лапти, ноги эрзянки оборачивали белыми онучами, а мокшанки - белыми и черными. В праздники модницы надевали сапоги.
Особое место в убранстве мордовских женщин играли украшения - бусы, браслеты, перстни, кольца, у мокшанок - нагрудники. Главным украшением являлась брошь сюлгам.
Традиционный мордовский [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] еще сохранился у мокши как повседневный, так и праздничный. Эрзянки же надевают его лишь по праздникам или на концерты.
2.5Немецкий национальный костюм
В качестве головных уборов в немецких поселениях бытовали различного рода чепцы. У первых колонисток они закрывали всю голову или затылок. Такие чепцы шили из плотной ткани. У поздних же колонисток а именно меннониток они были из легкой ткани коленкора, бязи или батиста, а белизной и формой напоминали яичную скорлупку, что очень смешило русских крестьян. Наряду с чепцами немки охотно пользовались разнообразными платками и шалями, а потом и вовсе стали покрывать голову только ими.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Традиционной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] поволжских немцев была белая рубаха, синяя юбка, передник-фартук, шнурованный лифчик-корсаж и чепец.
Мужская одежда состояла из белой рубахи с отложным воротником, жилета, узких брюк по колено, куртки (синий полукафтан) и башмаки с пряжкой (или сапоги). Мужской головной убор - черная широкополая шляпа или картуз.
Женщины носили нижние вытканные шерстяные, с красными разводами, теплые юбки; поверх надевали короткие синие легкие юбки и короткие синие, с блестящими пуговицами на шнуре, душегрейки без рукавов, с широким круглым вырезом вокруг шеи и с зубцами в талии, обшитыми узкой цветной тесемкой. Под душегрейку одевалась белая бумажная рубаха, которая выглядывала буфами в талии и вокруг шеи; рукава рубахи, длинные и широкие, у кисти руки собирались буерами, плотно на шее привязывался шнур белых или желтых бус, которые колонисты называли кораллами.
Женский немецко-поволжский [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] довершал длинный белый бумажный фартук, который, как и рубашка, заменялся в праздник белым кисейным с большими цветами. Голову прикрывали вязаным чепцом, который завязывался у молодых женщин сзади под прической, а у старых - под подбородком; обувь состояла из низких башмаков, без каблуков (наподобие нынешних чувяк), надетых на вязаные белые или синие чулки.
Летом, во время полевых работ, женщины надевали широкополую соломенную шляпу с остроконечной тульей. Зимою верхний [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] женщины составлял ватное пальто, доходившее до талии и стянутое в ней, а на голову надевалась теплая шаль.
3.Заключение
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
Национальный костюм – это бесценное достояние культуры народа, накопленное веками. Костюм каждого народа не является чем-то неизменным. Он развивается с учётом климата, географии и общественно-экономических условий. Кроме того, национальный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] является неотъемлемым атрибутом народных обрядов, способствует сохранению традиций.
Погрузившись в истоки культуры народов Саратовского Поволжья, ощущаю необходимость взаимоуважения и веротерпимости в отношениях между соседями, к исконным традициям представителей других национальностей.
Россия – страна многонациональная, а потому вопросы мирного сосуществования людей, принадлежащих к различным конфессиям , всегда актуальны. Главное, что надо понимать: наша сила – в единстве.
4.Литература
1.Будур Н., Панкеев И. Круг жизни. – М: Ольма- Пресс, 1999.
2.Ефимова Л. В. Русский народный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Государственный Исторический музей. Альбом. М: Советская Россия, 1989.
3.Земля саратовская (книга для внеклассного чтения). Саратов. Приволжское книжное изд-во, 1975.
4.«Земля Саратовская» И. Шулльпин, 1995
5.«История Саратовского края: с древнейших времен до 1917 года» Саратов, 2000.
6.Курбнов Л. Ф. , Полубояринов Е. В. Саратовский край. Учебное пособие по истории родного края для уч-ся 7-8 классов. Саратов, Приволжское кн. изд-во, 1976.
7.Мерцалова М. Н. Поэзия народного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. М: Молодая гвардия, 1995.
8.«Основание Саратова. Версии и легенды» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].forumcomchatka.ru
9.«Путевые заметки о Юго-Восточной России» (1830-е гг.),К. И. Арсеньев
10.«По Волге и Каспию» И. Шевченко-Красногорский, СПб, 1895
11.«Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова А.С., СПб.: «Паритет» 2003
12.Русские народные игры» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13.«Твой народный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Традиционная одежда русских крестьян Саратовской губернии конца XIX – начала XX века» А. А. Боровский,2002
13PAGE 15
13PAGE 14515
15