Конспект урока по окружающему миру. Тема Михаил Васильевич Ломоносов


1.Ф.И.О. учителя: Нарымбаева Алла Степановнаа2. Место работы: ГБОУ СОШ пос.Восточный3.Должность: учитель начальных классов
4.Предмет: окружающему миру
5. Класс: 4 класс
6.Тема урока: «Михаил Васильевич Ломоносов»
7.Базовый учебник: Окружающий мир 4 класс («Школа России») А.А.Плешаков-М.:Просвещение (Учебник 2013)
8.Цель урока: сформировать у обучающихся представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова, его вкладе в развитие России;
развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать;
воспитывать патриотические качества.
9.Тип урока: усвоение новых знаний
10. Формы работы учащихся: индивидуальная, в группах
Дата проведения: 22.03.2016 г.
Структура урока:
Этапы урока Время
I. Мотивационный этап 2 минуты
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 3 минуты
III. Актуализация знаний
III. I. Проверка домашнего задания
А) Фронтальный опрос
Б) Работа в парах 10 минут
IV. Первичное усвоение новых знаний 15 минут
V. Первичная проверка понимания 6 минут
VI. Первичное закрепление 4 минуты
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 2 минуты
VIII. Рефлексия 3 минуты
ХОД УРОКА:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Мотивационный этап Прочитайте пословицу, записанную на доске:
Ученье-свет, а неученье - тьма.
- Как понимаете смысл пословицы?
- Какие ещё пословицы об учении вы знаете?
- А нужно ли вам учиться? Объясняют.
Называют пословицы об учении.
Отвечают. Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся На доске зашифрованы слова:
Днскй, Нвскй, Птр, Лмнсв.
- Отгадайте их.
- Какое слово лишнее? Почему?
- Сегодня мы недаром начали урок с пословиц об учении, потому что познакомимся на уроке с биографией человека, который очень старательно учился и внёс большой вклад в развитие России.
-Как вы думаете, о ком пойдет речь? Отгадывают: Донской, Невский, Пётр, Ломоносов.
Ломоносов - первый русский учёный, остальные-правители Руси (Невский - князь Новгородский, Владимирский; Донской - князь Московский, Владимирский; Пётр 1 - последний царь из династии Романовых)
Отвечают. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение)
III. Актуализация знаний
III. I. Проверка домашнего задания
А) Фронтальный опрос
Б) Работа в парах
- Прежде, чем мы начнём знакомиться с биографией Ломоносова, вспомним знаменитого человека, при котором Россия была провозглашена империей.
-Кто этот человек?
- Что такое империя?
- Что можете рассказать о детстве Петра?
-Чем царь Пётр 1 отличался от других европейских правителей?
- Какие главные перемены произошли при Петре 1?
Игра «Найди пару» - обучающимся раздаются карточки с двумя столбиками слов; они должны соединить линиями слова первого и второго столбика.
Город на Неве Александро – Невская лавра.
Главная улица Санкт-Петербурга «Ведомости».
Построена в честь Александра Невского Петропавловская крепость.
Первая русская газета Санкт - Петербург
Самое высокое здание в России в XVII веке Кунсткамера
С нее началось строительство Петербурга ботик
Первый музей Невский проспект
Россия стала империей Петропавловский собор.
Дедушка русского флота 1721год
- Оцените работу своей пары.
- Почему Пётр 1 получил название Великий?
Отвечают: Петр1.
Отвечают: империя - большое, сильное государство.
Отвечают.
Работают в парах.
Самопроверка.
Город на Неве – Санкт – Петербург.
Главная улица Санкт – Петербурга – Невский проспект.
Построена в честь Александра Невского – Александро – Невская лавра.
Первая русская газета – «Ведомости».
Самое высокое здание в России в XVII веке – Петропавловский собор.
С нее началось строительство Петербурга – Петропавловская крепость.
Первый музей – Кунсткамера.
Дедушка русского флота – ботик.
Россия стала империей – 1721 год.
Оценивание.
Отвечают. Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации
Умение определить общую цель и пути её достижения
)Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности
IV. Первичное усвоение новых знаний
-Что вы знаете о Ломоносове?
- Что интересно будет узнать вам о нём узнать?
- Посмотрите на шкалу, на которой символически изображено количество ваших знаний об этом человеке.
-На какой уровень поставим значок перед знакомством?
- А.С. Пушкин назвал Ломоносова "первым нашим университетом". Почему? Ответим после изучения биографии.
Просмотр презентации "М.В. Ломоносов"
(заранее готовит ученик)
-Ломоносов сделал открытия в различных науках. Прочитаем об этом.
Отвечают.
Определяют, приходят к единому мнению, устанавливают значок.
Смотрят, принимают участие при изучении.
Читают информацию на листочках.
1.Открытия в области литературы, поэзии:
а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика”;
б) выпустил “Риторику”;
в) в1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”.
2.Открытия в области физики:
а) открыл закон сохранения материи;
б) сконструировал термометр;
в)изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений
3. Открытия в области химии:
а) открыл первую в России химическую лабораторию;
б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;
в) разработал принципы новой науки “Физической химии”.
4. Открытия в области астрономии:
а) открыл атмосферу на Венере;
б) построил телескоп.
5. Открытия в области географии:
а) составил “Полярную карту”;
б) разработал приборы для морского кораблевождения;
в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.
6. Открытия в области геологии:
а) теория о возникновении металлов и минералов;
б) “ О причине землетрясений”.
7. Открытия в области истории:
а) закончен 1-ый том Российской истории.
б) составил “Краткий летописец с родословием”.
8. Ломоносов – просветитель:
а) написал статью о должности журналистов;
б) составил проект учреждения Московского университета;
в) получил в заведование академическую гимназию и академический университет.
9. Ломоносов – художник:
а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;
б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “ Полтавскую битву”;
в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.
Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации
Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации
Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.
V. Первичная проверка понимания Вопросы после просмотра презентации:
1)В каком году и где родился М.В.Ломоносов?
2)Кем был отец Ломоносова?
3)Как прозвали односельчане судно Ломоносова?
4)Какие вопросы интересовали любознательного 10- летнего Ломоносова?
5)Во сколько Михаил начал постигать грамоту?
6)Кто был его первым учителем?
7) Назовите первые учебные книги Ломоносова.
8) Какое решение принял Ломоносов, мечтая о науках?
9)Когда и каким образом он покинул дом и добрался в Москву?
10) Сколько лет ему тогда было?
11) Куда ему удалось поступить в Москве?
12) Какой язык был международным языком науки в то время?
13)Какие трудности возникли у Ломоносова в начале учебы?
14) Куда был направлен Ломоносов за хорошую учебу?
15) Где начал работать Ломоносов по возращении на Родину?
16) В каких областях раскрылся талант Ломоносова?
17) Назовите его открытие.
18) Что организовал Ломоносов?
19) Что сделал великий ученый для развития образования России?
20) Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук? Отвечают на вопросы.
1)В 1711 году неподалеку от города Холмогоры
2)Рыбаком
3) Чайка
4) Отчего стрелка всегда повернута на север? Почему день сменяется ночью? Почему по небу разливается это чудесное северное сияние?
5) в 11-12 лет
6) Дьячок местной церкви
7)" Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого
8) Он решил отправиться в Москву
9) В конце 1730 года он ушел из дома с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву
10) 19 лет
11) В Славяно – греко – латинскую академию
12) латинский
13) Над ним смеялись одноклассники, так как он был старше всех. Ему не хватало денег
14) В Петербург, потом в Германию
15) В Петербургской академии наук
16) Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк
17) Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов
18) Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла
19) По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова
20) Золотая медаль М.В.ЛомоносоваУмение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
VI. Первичное закрепление Работа в группах. Восстановить деформированный план рассказа о М. В. Ломоносове.
Возвращение в Россию.
Учеба за границей.
Детские и юношеские годы.
Учеба в Славяно –греко – латинской академии.
Работа в Петербургской академии наук.
Учеба в Петербургской академии.
Проверка выполнения работы.
- Вернёмся к вопросу: почему А.С. Пушкин назвал Ломоносова "первым нашим университетом"? Работают в группах.
Один обучающийся зачитывает правильные пункты плана.
1)Детские и юношеские годы
2) Учеба в Славяно –греко – латинской академии.
3)Учеба в Петербургской академии
4) Учёба за границей
5) Возвращение в Россию.
6) Работа в Петербургской академии наук
Самопроверка. Оценивают свои работы.
Отвечают.
Умение определить общую цель и пути её достижения
)Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности
.
Умение осуществлять логическое действие «обобщение».
Умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. -В Москве есть университет им. М.В. Ломоносова. Как вы думаете, чему там учат студентов в наши дни? Где можно найти информацию?
Есть ли в Курске памятник или улица Ломоносова?
Задание: найти точный ответ на заданный вопрос.
Учебник: с. 101-104., прочитать, ответить на вопросы., выполнить задания по данной теме в рабочей тетради.
Отвечают. Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием
VIII. Рефлексия -Ломоносов был разносторонним человеком и сделал открытия в разных областях науки, стал великим учёным. А в каком направлении пошли бы вы?
- Представим себе сюжет из сказки, когда вы стоите перед большим камнем и на нём написаны пути-дорожки в разных направлениях: спорт, программирование, здравоохранение, образование, искусство, строительство, торговля. транспорт, обслуживание, другое. Какую дорожку выбрали бы вы?
- На какой уровень шкалы мы поставим значок после знакомства с биографией Ломоносова?
Отвечают, аргументируют своё мнение.
Высказывают своё мнение, ставят значок. Умение формулировать точку зрения
Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение)
Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации