Итоговый урок по теме Электрические явления
Добропольский отдел образования
Методический кабинет
Разработка урока по физике (9 класс)
Итоговый урок по теме: “Электрические явления”
Подготовила
учитель физики
Белозерской общеобразовательной
школы І – ІІІ ступеней № 13
Добропольского городского совета
Донецкой области
Присич Галина Николаевна
Тема урока. Итоговый урок по теме:
“Электрические явления”.
Цели и задачи урока.
Образовательные: Повторить и обобщить знания учащихся по теме,
совершенствовать навыки групповой и индивидуальной
работы учащихся.
Воспитательные: Формировать нравственные качества: доброжелательности,
взаимопомощи, умения трудиться в процессе групповой
работы, формирование интереса к физике.
Развивающие: Развивать наблюдательность, мышление, сообразительность.
Формы работы. Групповая и индивидуальная.
Тип урока. Урок - игра.
Оборудование. Источник тока, амперметр, вольтметр, ключ, лампочка,
реостат, соединительные провода, эбонитовая и стеклянная
палочки, шелк, мех, карточки-задания.
План урока.
Организационная часть урока. (2 мин.)
Урок - игра. (40 мин.)
Вопросы – ответы групп по теме. (8 мин.)
Исправь ошибку. (3 мин.)
Галерея физиков. (12 мин.)
Смекалистые. ( 7 мин.)
Экспериментаторы. ( 8 мин.)
Подведение итогов урока. ( 5 мин.)
Пояснительная записка.
Класс делится на четыре команды.
Руководит игрой учитель.
На каждом этапе урока команды выполняют задания.
Учитель по ходу выполнения задания оценивает работу команд.
В конце урока командир группы оценивает работу каждого ученика своей группы.
Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы проверим себя, проверим наши знания, умения, способности, эрудицию. Таким образом, мы повторим и обобщим наши знания по теме: “Электрические явления”. Учитель сообщает цели и задачи урока.
В добрый путь!
Задание 1. Каждая команда задает по одному вопросу командам. Ответ оценивается в 1 балл.
Команда 1.
Как можно определить, заряжены ли тела? (Заряженные тела притягивают к себе другие, не заряженные, тела.)
Что такое электрический ток? ( Электрическим током называется
направленное движение заряженных частиц или заряженных тел )
Что такое короткое замыкание? ( Короткое замыкание – это такое
соединение участков цепи, при котором к ним присоединяется проводник, имеющий очень малое сопротивление по сравнению с сопротивлением этого участка цепи )
Команда 2.
Для чего используются реостаты? ( Для регулирования силы тока в
электрических цепях )
Назовите действия электрического тока? ( Тепловое, химическое,
магнитное, световое)
Как взаимодействуют между собой одноименно и разноименно
заряженные тела? (Одноименно – отталкиваются, разноименно – притягиваются )
Команда 3.
Каково строение атома? ( В центре атома находится ядро, состоящее
из протонов и нейтронов, вокруг ядра движутся электроны.)
Из каких частей состоит электрическая цепь? ( Источник тока,
приемники, замыкающие устройства, соединительные провода.)
От какого полюса источника тока и к какому принято считать
направление тока? ( От положительного к отрицательному.)
Команда 4.
Как называют прибор для измерения силы тока? (Амперметр)
Что такое электрическое напряжение? ( Напряжение – это
физическая величина, характеризующая электрическое поле,
которое создает ток.)
Как формулируется закон Джоуля – Ленца? ( Количество теплоты,
выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени.)
Задание 2.
Каждой команде вручается карточка с формулами, написанными неправильно. Каждая формула оценивается в 0,5 балла.
Карточка. Правильно
I = UЧR 1. I=U/R
R= 2. R=
A= IЧRЧt 3. A=IUt
P= IЧR 4. P=IU
Q= IЧUЧR 5. Q=IUt
I=qЧt 6. I=q/t
U=qЧA 7. U=A/q
t=PЧA 8. t=A/P
Задание 3.
Узнать ученого-физика на портрете и рассказать о его работах.
На доске вывешиваются (без подписей) портреты ученых. Напротив каждого портрета стоит номер. Каждая команда выбирает один номер. Листочки с номерами перевернуты. За биографию ученого команда получает 3 балла.
Джеймс Прескотт Джоуль (1818 – 1889) – английский физик, один из первооткрывателей закона сохранения энергии. Работы посвящены электромагнетизму, теплоте. Установил зависимость количества теплоты, выделяемого в проводнике при прохождении через него электрического тока, от величины тока, сопротивления проводника и времени. Экспериментально показал, что теплоту можно получить за счет механической работы. В джоулях измеряют работу, количество теплоты, энергию.
Эмилий Христианович Ленц (1804 – 1865) – русский физик, установил закон теплового действия электрического тока. Изучал зависимость сопротивления материала от температуры. Основные работы в области электромагнетизма. Принимал участие в кругосветном путешествии в 1823 – 1826 гг. Открыл закон, определяющий направление индукционного тока.
Алессандро Вольта (1745 – 1827) – итальянский физик, изобретатель источника постоянного тока. Открыл взаимную электризацию разнородных металлов при их контакте. Построил чувствительный электроскоп, конденсатор, описал проект телеграфа. Исследовал тепловое расширение воздуха. Наблюдал диффузию, установил проводимость пламени. В вольтах измеряют напряжение электрического тока.
Андре Мари Ампер (1775 – 1836) – французский физик и математик.
Ампер родился в г.Лионе. Научные работы Ампера до 1820 г. относятся преимущественно к математике и химии. Он исследовал взаимодействие двух прямых токов, пришел к идее, что магнитные явления порождаются электрическими токами. Разработал теорию магнетизма. Изобрел электромагнитный телеграф. В амперах измеряют силу тока в проводнике.
Задание 4.
Учащимся каждой команде задаются загадки с физическим и техническим содержанием. За каждую отгаданную – 1 балл.
Всем поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда облака. (Барометр)
Вы его в руках держали, когда лабораторную выполняли, им силу тока изменяют, если что-то в нем сдвигают. (Реостат)
Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. (Весы)
Он всем несет тепло и свет
Щедрей его на свете нет
К поселкам, селам, городам
Приходит он по проводам. (Электрический ток)
Задание 5.
Каждой команде вручается карточка с заданием. Выполненная работа оценивается в 5 баллов.
Карточка.
Собрать электрическую цепь, состоящую с источника тока, амперметра, вольтметра, ключа, лампочки, реостата. Определить стоимость энергии, израсходованной лампой за один месяц (30 дней), при тарифе 24 к. за 1 кВт ч.
Учитель подводит итоги урока, благодарит учащихся за работу.
Учетный лист учителя
№
Задание
Команда 1
Команда 2
Команда 3
Команда 4
1.
Вопросы-ответы
2.
Исправь ошибку
3.
Галерея физиков
4.
Смекалистые
5.
Экспериментаторы
Общее число баллов