Обобщающий урок по физике на тему: Электрические явления (8 класс)

Обобщающий урок по теме «Электрические явления».

Класс: 8
Учитель: Ондун Айлян Ондуровна
МБОУ Баян - Колская СОШ

ЦЕЛЬ: 1. Повторить понятия:
- электризация;
- электрический заряд;
- 2 рода электрических зарядов;
- взаимодействие заряженных тел;
- строение атома (используя знания учащихся, полученные на уроке химии).
II. Рассматривая явление электризации с точки зрения строения вещества, атома, продолжить воспитание мировоззрения.
III. Рассмотреть проявление электризации в быту, технике и ее учет.
IY. Развивать умения учащихся работать с приборами, учебником, дополнительной литературой, делать выводы, слушать друг друга и анализировать ответы.

Оборудование
1. Электрофорная машина.
2. Проводник на изолированной ручке.
3. Эбонитовая и стеклянные палочки.
4. Кусок меха, лист бумаги.
5. Два электроскопа.
6. Два султана.
7. Гильза (из фольги) на нити.
8. Набор проводников и непроводников (можно подручные тела: линейка деревянная, линейка металлическая, длинный гвоздь, линейка пластмассовая, карандаш, ножницы и др.).
9. Таблица “Строение атома” (печатная или самодельная).
10. Таблица “Опыт Резерфорда” (печатная или самодельная схема).

Раздаточный материал
1. Сигнальные карточки (с цифрами от 1 до 6).
2. Книги каждому: Пеннер Д.И., Худайбердиев А. “Программные
задания по физики для 6-7 класса”, “Просвещение”, 1986 г.



ПОДГОТОВКА К УРОКУ
Учащиеся
1. Повторить § 25, 26, 27, 29.
2. Повторить по химии тему “строение атома’, сделать запись в тетради.
3. По одному ученику готовят сообщения по темам:
3.1. “Опыт Резерфорда”, используя таблицу, или нарисовать
на доске (перед уроком) схему опыта;
3.2. О полезных проявлениях электризации;
3.3. О вредных проявлениях электризации;
Литература для сообщений: книга для чтения по физике 6-7 кл., Шабловский В. “Занимательная физика” нескучный учебник, “Физика юным”.
4. Научиться пользоваться приборами.
Лаборант:
1. Подготовить оборудование на демонстрационном столе.
2. Подготовить таблицы, сигнальные карточки.

Учитель:
1. Помочь учащимся поработать с дополнительной литературой при подготовке сообщений.
2. Проследить за готовностью оборудования, таблиц, сигнальных карточек, раздаточных книг с программным заданием.
3. Продумать оформление урока, этапы урока.
4. Приготовить 4 карточки с заданиями для учеников, выпол няющих демонстрации.
ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА
1. На доске: тема «Объяснение электризации (доска-книжка).
11. На обратной (закрытой) стороне доски:
1. Схема опыта Резерфорда, нарисованная учеником, который делает сообщение.
2. Заполнить таблицу:
Полезная электризация,
ее использование.
Вредная электризация,
борьба с ней.





3. Домашнее задание: § 30, 31 упр. 14.
Сообщение” Электрические явления в атмосфере”.



Литература:
1. Шабловский В. Занимательная физика. “Тригон”, С-Пб, 1997г.
2. Блудов М.И. Беседы по физике. М., “Просвещение”, 1973г.
3. Книга для чтения по физике 6-7кл. (сост. Кириллова, М., “Просвещение”, 1978г.)
4. “Физика юным” (сост. Алексеева М., “Просвещение”, 1980г.)
ПЛАН УРОКА
1. Повторение:
а) С помощью приборов учащиеся объясняют:
- способы электризации;
- существование двух способов зарядов и взаимодействие заряженных тел;
- устройство, действие и возможность электроскопа;
- проводники и непроводники электрических зарядов.
б) С помощью сигнальных карточек и программированных заданий - контроль знаний основных понятий и явлений.
в) С помощью таблицы “Строение атома” повторение строения атома, изученного на уроке химии.
2. Сообщение ученика “Опыт Резерфорда” (по таблице и заранее изготовленной схеме).
3. Разбор темы урока “Объяснение электризации”:
- работа с учебником § 31;
- беседа с классом по § 31;
- выводы.
4. Сообщение учащихся о полезных и вредных проявлениях электризации.
5. Заполнение таблицы после прослушивания сообщений (смотри на доске).
Полезная электризация,
ее использование.
Вредная электризация,
борьба с ней.





6. Домашнее задание (смотри на доске) § 30, 31, упр. 14, сообщение
“Электрические явления в атмосфере”.
7. Итоги урока. Поставить оценки:
- за демонстрацию и объяснения опытов (4 ученика);
- за сообщение (3 ученика);
- за работу с сигнальными карточками (4-5 учеников);
- за активную работу в течение урока (4-5 учеников);
- оценка за заполнение таблицы после проверки тетрадей.


СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Вводное слово учителя:
Тема урока: “Объяснение электризации”.
Сегодня на уроке:
1) Повторение понятий: электризации, электрический заряд, 2 рода электрических зарядов, взаимодействие заряженных тел, строение атома - изученное на уроке химии.
2) Объяснение явления электризации, используя знания о строении атома.
3) Сообщение о значении электризации.
4) Работа с приборами.
5) Заполнение таблиц.
II Повторение:
1. Работа с приборами. К демонстрационному столу, на котором расставлены приборы, приглашаются 4 ученика, они получают карточки с заданиями:
- показать и объяснить способы электризации тел. выбрать приборы, которые для этого необходимы;
- объяснить и показать с помощью приборов существование двух видов зарядов и взаимодействие между ними;
- объяснить и показать устройство, действие и возможности электроскопа;
- выбрать из того, что лежит и стоит на столе, проводники и непроводники электричества и доказать, что это так.
Подготовка - три минуты.
2. Беседа с классом по вопросам (во время подготовки демонстраций):
- Что называют электрическим зарядом?
Ответ. Свойство тел или частиц образовывать вокруг себя
электрическое поле называют электрическим зарядом, а
сами тела называют наэлектризованными или получившими
электрический заряд.
- Какой заряд называют элементарным?
Ответ. В природе существует наименьший заряд, который
дальше не делится. Такой заряд несет частица - электрон.
Заряд этой частицы называют элементарным зарядом, он
равен 1,6 х10
- Электрон несет наименьший отрицательный заряд, а есть
ли частица, которая несет наименьший положительный заряд?
Ответ. Частица, которая несет наименьший положительный
заряд, называется протон. Масса протона в 1836 раз больше массы электрона. (При неполных ответах - задавать наводящие вопросы, требовать полных четких ответов).

3. Демонстрация и объяснения учащихся.
Первый ученик берет эбонитовую палочку, натирает ее о мех, затем подносит к мелким бумажкам, и они притягиваются. Рассказывает, что трением палочки о мех, он наэлектризовал и палочку, и мех - это первый способ электризации. Второй способ электризации - передача заряда от наэлектризованного тела к не наэлектризованному. Подносит наэлектризованную палочку к гильзе, гильза заряжается и тут же отталкивается от этой палочки и в то же время притягивается к стеклянной палочке, потер той о бумагу.
Второй ученик объясняет, почему гильза оттолкнулась от палочки одной и потянулась к палочке другой. Показывает опыты с султанами, заряжая их от электрофорной машины с помощью проводника на изолированной ручке. Если зарядить 2 султана от одного шарика электрофорной машины, то они отталкиваются, если от разных - притягиваются. Одноименные заряды отталкиваются, разноименные - притягиваются.
Третий ученик показывает электроскоп, рассказывает устройство и принцип действия. Действие электроскопа основано на явлении взаимодействия заряженных тел. С помощью электроскопа можно определить:
- наэлектризованное тело;
- наличие электрического поля вокруг заряженных тел;
- проводники и непроводники;
- деление заряда между электроскопами. Четвертый ученик с помощью электроскопов демонстрирует проводники и непроводники электричества. По очереди, соединяя назлектризованный электроскоп с не назлектризованным (предварительно изолируя руку). Объясняет, что по способности проводить электрические заряды, вещества делятся на проводники и непроводники. Проводники - металлы, почва, растворы солей, тело человека. Непроводники - фарфор, резина, стекло, эбонит, шелк, дерево, воздух.
4. Повторение с помощью программированных заданий. Приготовили сигнальные карточки, поднимать карточку с номером правильного ответа. Открыли книгу Программированные задания” ст. 98.
Выполняем задания, проверяем ответы:

№ 50-4
№ 51-1
№ 52-2
№ 52-4
№ 52-4

I
2
2
1
2
2

II
2
1
1
1
1

III
1
2
2
1
2

IY
2
1
1
1
2

Y
1

2
1
2

(При работе с сигнальными карточками следить за активностью всех учащихся, 4-5 учеников взять под контроль и по итогам этой работы поставить им оценки).
5. Работа с таблицей “Строение атома”. Выполняя задания 52-2,
52-4, 52-5, вы использовали знания полученные на уроках химии о строении атома, еще раз повторим...



дополните фразы:
- все вещества состоят из ... (молекул);
- молекулы состоят из ... (атомов);
- атомы состоят из ... (ядра и движущих вокруг ядра электронов);
- ядро состоит из ... (протонов и нейтронов);
- электроны несут (имеют) ... (отрицательный заряд);
- ядро имеет ... (положительный заряд);
- атом не заряжен ... (положительный заряд равен отрицательному заряду электронов);
6. Сообщение ученика “Опыт Резерфорда”. Составьте вопросы по сообщению:
а) Какая цель опыта? Составить модель строения атома.
б) Какая модель строения атома была предложена Резерфордом? Планетарная, т.к. она похожа на модель солнечной системы (ядро солнце, электроны планеты).
в) Как узнали, что ядро заряжено положительно и имеет “большую массу”? По движению альфа - частицы. Сталкиваясь с ядром, она могла отскочить назад.
г) Почему некоторые альфа - частицы проходили, не замечая фольги? Альфа - частицы проходили в промежутке между ядром и электронами.
е) Какие выводы были сделаны из опыта Резерфорда? Атом состоит из ядра с зарядом “+“, вокруг ядра на некотором расстоянии движутся электроны с зарядом ““. В целом атом не заряжен.
III. Работа в тетради; с учебником.
Записать тему: “Объяснение электризации’. Из учебника стр.63 записать фразу: “Строение атома такого: в центре атома находится ядро, состоящее из протонов и нейтронов, а вокруг ядра движутся электроны. Атом может терять электроны и принимать лишние электроны, и тогда он заряжается”.
Читаем § 31 и находим ответы и вопросы.
а) Когда тела заряжаются положительно? Мало электронов по сравнению с нормальным.
б) Когда тело заряжается отрицательно? Много электронов по сравнению с нормальным.
Запишем в тетради вывод “Тело электризуется, т.е. получает электрический заряд, когда оно приобретает или теряет электроны?’. “При электризации тел заряды не создаются, а только разделяются: часть отрицательных зарядов переходит с одного тела на другое”.
в) Как объяснить, чем проводники отличаются от диэлектриков? Электроны в проводниках плохо связаны с ядром и свободно перемещаются. В диэлектриках электроны прочно связаны с ядром.
г) На чем основано заземление? Заземление - передача заряда Земле. Чем больше тело, которому передается заряд, тем большая часть заряда на него перейдет. Земной шар
велик, и поэтому заряженное тело отдает Земле почти весь свой заряд и становится практически нейтральным.
д) Что значит наэлектризовать тело? Это значит, нарушить равенство положительных и отрицательных зарядов.
е) Почему в электризации участвует всегда 2 или больше тел, т. е. одно тело нельзя наэлектризовать? У одного тела берут электроны, и оно заряжается положительно, другому телу передают электроны, и оно заряжается отрицательно.
Поэтому не меньше, чем 2 тела надо.
ж) Как можно забрать электроны? Соприкосновением.
з) Как можно передать электроны? Соприкосновением.
Вывод: Трение и соприкосновение – основные способы электризации.
IУ. Прослушивание сообщении и заполнение таблицы.
В тетради заголовок: “Значение электризации”. Разделить страницу тетради на 2 части и записать так, как на доске
Полезная электризация,
ее использование.
Вредная электризация,
борьба с ней.




Прослушивая сообщение ребят, делайте записи в тот или другой столбик.
У. Итоги урока.
Оценки:
- за демонстрацию и объяснение:
- за сообщения;
- за работу с сигнальными карточками;
- за активную работу в течение урока.
Тетради с домашним заданием сдать на проверку.
УI. В дневники записать домашнее задание § 30, 31, упр. 14. Сообщение “Электрические явления в атмосфере”. (1 - 2 ученика по желанию).




















Приложение № 1
Содержание сообщения “Опыт Резерфорда” (краткое).
В 1911 г. английский физик Резерфорд поставил опыт с целью доказательства, где в атоме находится электрон и как устроен атом.
На очень тонкую пластинку золота (фольгу), толщина которой составляет около 0,1 мкм, направлялся пучок положительно заряженных альфа - частиц, которые двигались со скоростью 14 - 20 тыс. км /сек. для обнаружения частиц, прошедших золотую пластинку, использовался экран, покрытый особым составом.
При ударе частицы о такой экран на нем возникали вспышки, которые, можно подсчитать. И если бы атом был сплошным, то при ударе альфа - частицы отскакивали бы назад, но опыты показали, что все альфа - частицы можно было поделить на три группы.
1. Альфа - частицы не задерживались, а свободно проходили сквозь фольгу.
2. Альфа - частицы отскакивали в обратную сторону.
3. Альфа - частицы отклонялись от прямолинейного распространения.
Резерфорд сделал вывод:
- альфа - частицы попадали в пустоту, т.е. попадали между ядром и электроном;
- альфа - частицы сталкивались с тяжелым ядром;
- альфа - частицы проходили рядом с электроном и к нему притягивались, но он имеет очень малую массу и остановить или замедлить их не мог, а только искривлял траекторию.
Вывод. В центре атома расположено ядро, в котором сосредоточена почти вся масса атома, ядро заряжено положительно. Размеры ядра, по сравнению с размерами атома, очень малы. Большая часть атома - пустота. Вокруг ядра по орбитам движутся электроны. Масса электрона очень мала. Суммарный заряд электронов равен положительному заряду ядра. Атом в целом не заряжен.


15