Разработка олимпиадных заданий по обществознанию
Олимпиада по обществознанию
(примерные задания)
8- класс
Всего 50 баллов.
Часть1. Тест. Выбрать один правильный ответ.
За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 10 баллов.
1. Потребность человека, не связанная с его природой как биологического существа
а) В пище
б) В движении
в) В сохранении рода
г) В познании
2. Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм
а) этика
б) лингвистика
в) литературоведение
г) эстетика
3. Деньги - это:
а) финансовый актив, используемый для совершения сделок
б) законное платежное средство для покупки товаров и услуг
в) запас ценности, единица счета, средство обращения и средство платежа
г) все ответы верны
4.Хозяйство, при котором вся продукция производится для собственного потребления, называется
а) Товарное
б) Потребительское
в) Натуральное
г) Кустарное
5. Гражданское право регулирует отношения
а) Трудовые
б) Семейно-брачные
в) Имущественные
г) Межнациональные
6. Беседа директора школы с родителями ученика относится к
а) дружеской беседе сверстников
б) формальным межличностным отношениям
в) не формальным межличностным отношениям
г) светской беседе
7. Верны ли следующие суждения о личности?Личность обладает качествами, которые формируются в обществе.Человек становится личностью с момента рождения.а) верно только 1-е суждениеб) верно только 2-е суждениев) верны оба сужденияг) оба суждения неверны
8. Сходство человека и животного проявляется в том, что они обладаюта) биологическими потребностямиб) членораздельной речьюв) рациональным мышлениемг) возможностями саморазвития
9. Семья Н. откладывает деньги на покупку автомобиля. Это характеризует такие человеческие потребности, кака) материальныеб) физиологическиев) духовныег) социальные.
10. Какие из перечисленных терминов используется в первую очередь при описании духовной сферы общества:
а) племена, народности
б) республика, монархия
в) философия, религия
г) издержки, прибыль
Часть2. Ответьте «да» или «нет». За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 10 баллов.
ОТВЕТ
БАЛЛЫ
1) Человек по своей природе существо биосоциальное.
ДА
1
2) Под общением понимают только обмен информацией.
.
НЕТ
1
3) Каждый человек индивидуален.
ДА
1
4) В РФ полный объём прав и свобод гражданин получает с 14 лет.
НЕТ
1
5) Каждый человек рождается личностью.
НЕТ
1
6) Российский парламент (Федеральное собрание) состоит из двух палат.
ДА
1
7) Общество относится к саморазвивающимся системам.
ДА
1
8) Положение человека в обществе называется профессией.
НЕТ
1
9) Высшим должностным лицом в России является премьер министр
НЕТ
1
10) Быстрый рост численности населения в мире обостряет экологические проблемы.
ДА
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
да
нет
да
нет
нет
да
да
нет
нет
да
Часть 3. Ответом к заданиям этой части верная последовательность цифр или их соответствие предложенным позициям. За каждую правильный ответ 1 балл. Всего16 баллов.
1. В приведённом списке указаны черты сходства человека с животным и отличия человека от животного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку- порядковые номера черт отличия.
1. потребность в пище и воде
2. способность к творчеству
3. способность к чувственному познанию
4. наличие сознания
Черты сходства
Черты отличия
13
24
2. Установите соответствия между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
Права (свободы) человека
А. право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Б. защита от произвольного вмешательства в личную жизнь
Группы прав (свобод)
1. гражданские (личные)
2. политические
3. социальные
В. право на защиту чести и достоинства
Г. право на свободу мирных собраний и ассоциаций
Д право на жизнь
Запишите в таблицу выбранные цифры
А
Б
В
Г
Д
3
1
1
2
1
3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А.) Каждый ученик изучает сегодня в школе большое количество учебных предметов.
(Б) Такое многообразие, несомненно, полезно, т.к. помогает решать сложные образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед школой.
(В) Однако, дальнейшее расширение круга изучаемых предметов может отрицательно сказаться на здоровье учащихся.
Определите, какие положения текста
1. отражает факты
2. выражает мнение
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
А
Б
В
1
2
2
3. Приведите в соответствие
1) власть, государство, выборы президента, избирательное право;
2) производство материальных благ, финансы, банки, торговля;
3) классы, нации, первичные коллективы, неравенство;
4) театр, религия, нравственные нормы, ценности
А) духовная сфера; Б) социальная сфера; В) экономическая сфера; Г) политическая сфера
А
Б
В
Г
1
3
2
1
Часть 4. Вместо пропусков впишите в приведенные ниже слова правильную букву (правильные буквы). Всего 4 балла.
БАЛЛЫ
П о ес – направление движения от низшего к высшему, поступательное движение вперед к новому. (Прогресс)
1
Сврн е - право государства самостоятельно проводить свою внутреннюю и внешнюю политику. (Суверенитет)
1
Дм ртя народовластие, одна из форм политической самоорганизации общества. (Демократия)
1
Ощ и- обмен информацией, мыслями и чувствами, установление и развитие контактов между людьми. (Общение)
1
Часть 5. Напишите эссе по одной из предложенных тем: (максимальная оценка 10 баллов).
«У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он даёт себе сам»
Э.Гиббон, английский историк
Сформулируйте проблему, представьте собственную точку зрения и аргументируйте ее, используя факты общественной жизни и личный опыт. Раскрывая тему, опирайтесь на понятия курса.
Желаем успехов!
Ответы:
Часть 1. Тест 1 бал за каждый правильный ответ (всего 10 баллов)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
г
а
г
в
в
б
а
а
а
Часть 2. По одному баллу за каждый правильный ответ.( Максимум за задание – 10 баллов)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
да
нет
да
нет
нет
да
да
нет
да
да
Часть 3. 12 баллов.
1.
Черты сходства
Черты отличия
1, 3
2,4
2.
А
Б
В
Г
Д
3
1
1
2
1
3.
А
Б
В
1
2
2
4.
А
Б
В
Г
1
3
2
1
Часть 4. 4 балла.
Прогресс, суверенитет, демократия, общение.
Часть 5. 10 баллов.
«У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он даёт себе сам». Э.Гиббон, английский историк
Критерии оценивания:
1) Формулировка проблемы.
В чем состоит проблема (дайте ее четкое определение)?
2) Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы
3) Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений
4) Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории, владение понятиями курса
5) Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.
6) Свободная композиция и непринужденность повествования.
7) Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.
8) Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачами.
15