Планирование кружка по химии Решение олимпиадных задач
Программа кружка «Решение Олимпиадных задач»
Пояснительная записка.
Основными задачами предлагаемого кружка являются расширение и углубление теоретических представлений учащихся в области неорганической и органической химии, научить решать задачи повышенной трудности.
Задачи повышенной трудности включают различные сочетания теоретического материала, являющегося основой разных видов задач, предусмотренных программой; имеют оригинальную и необычную постановку вопроса задачи; требуют умения логически связать воедино отдельные химические явления и факты; предусматривают знания не только химических, но и физических свойств веществ; вызывает необходимость использовать знания как нескольких разделов химии, так и общих положений физики и математики; стимулируют более углубленное изучение теоретических вопросов и практических знаний химии. Решение различных по содержанию и типам теоретических, расчетных и комплексных химических задач позволяют подготовить учащихся к экзаменам по выбору в любой форме (ЭГЭ, централизированное тестирование, письменный экзамен по билетам), к выполнению олимпиадных заданий.
Определение молекулярной формулы вещества.
Нахождение молекулярной формулы вещества: по массовым долям элементов, входящих в данное вещество; по продуктам сгорания. Определить металл или оксид металла по уравнению химической реакций. Кристаллогидраты.(1,2,3,6,5 № 9 2005г.)
Определение состава и разделения смесей. Смеси неорганических веществ: кислот, солей, металлов, оксидов металлов. Смеси газов. Смеси органических веществ. Комбинированные смеси.(1, 3, 4, 6, 5: № 5 2001г.)
Задачи на газовые законы. Закон объемных отношений. Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Законы: Менделеева-Клапейрона, Бойля-Мариотто.(1,6,5 №7 2004г.,№7 1998г.,№ 2 2004г.)
Способы выражения концентрации растворов. Процентная концентрация. Молярная и нормальная концентрация. Правило « Креста».(3, 6, 7, 5 № 4 2003г., 10 2001г.)
Ионные реакции в растворах. Определение веществ. Качественные реакции на катионы и анионы.
Окислительно-восстановительные реакции. Расстановка коэффициентов в уравнениях реакций. Окислитель. Восстановитель. Взаимодействие металлов с растворами солей. Электролиз.(1, 2, 6,7,5: № 1 2003г., № 8 2005г., №9 2005г., №1 2004г.)
Комбинированные задачи. (5: № 5 2002г., № 8 2004г., №8 2001г., №10 2004г., 2, 3, 6,7.)
Цепочки превращений. Превращения химических элементов с указанием степеней окисления; цепочки превращений неорганических и органических веществ: открытые и закрытые.(6, 7, 5: №2 2002г., №7 2004г., № 8 2004г.)
Литература.
Д.П. Ерыгин. Е. А.Шишкин. Методика решения задач по химии. М.-«Просвещение», 1989г.
Кушнарев А.А. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. -М.: Школа-Пресс.,1999г.
Лабий Ю. М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств.-М.: Просвещение,1987г.
Шишкин Е.А. Учись решать задачи на вычисления компонентов в смеси -Киров.2000г.
Химия в школе:
Кузьменко Н. Еремин В. Попков В. Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы.-Москва. «Дрофа», 2001г.
Хомченко Г.П., Хомченко И. Г. Задачи по химии для поступающих в ВУЗы.
Тематическое планирование кружка.
№
Тема
Количество часов
1
Определение молекулярной формулы вещества
По продуктам сгорания
По массовым долям элементов
Определение металла по уравнению хим. реакции.
Установление формулы кристаллогидрата по уравнению реакции.
4 часа
2
Определение состава и разделения смесей.
Экспериментальные задачи: разделение смесей металлов, оксидов металлов, смесей газов.
Определение состава смеси металлов по уравнениям химических реакций.
Определение состава смеси оксидов металлов
Определение состава смеси органических веществ
Определение состава смеси неорганических веществ.
7 часов
3
Задачи на газовые законы
3 часа
4
Способы выражения концентраций растворов
Задачи на концентрацию и процентное содержание.
Задачи с использованием понятий молярная и нормальная концентрация.
Задачи на правило « Креста»
5 часов
5
Ионные реакции в растворах
Эксперементальные задачи на свойства солей в свете ТЭД.
Определение веществ. Составление технологических схем.
2 часа
6
Окислительно-восстановительные реакции.
Составление уравнений
Задачи по теме «Галогены»
Задачи по уравнениям ОВР
Определение состава и строения органического вещества
Задачи по теме «Пластинка в растворе»
Задачи по теме «Электролиз»
6 часов
7
Комбинированные задачи
6 часов
8
Цепочка превращений
2 часа