Рабочая программа по биологии 6 класс
МБОУ Спиридоновобудская СОШ
Рассмотрено « Согласовано» «Утверждено»
на заседании ШМО: Зам директора по УВР: Директор школы:
Руководитель ШМО: ______________/Кулажко А.Л./ _____________/Каршкова С.Н./
______________ /Дедечко Т.П./ «____» _____________ 2015 г. Приказ № ________ от Протокол № _____ от «____» _______________2015г
«____» _____________ 2015 г.
Рабочая программа учебного курса
по биологии, для 6 класса
2 часа в неделю
70 часов в год
Рабочую программу разработала
Тимошенко С.Г.
учитель биологии
I категория
2015-2016 уч. год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 6 класс
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказа Министерства РФ от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
3. САНПиН 2.4.2 № 2821-10 зарегистрированные в Минюсте России 29.12.2010г. регистрационный номер № 189.
4. Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
5. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном учреждении на 2015-2016 уч. год.
6. С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.
7. Примерной программы по биологии основного общего образования.
8. Авторского тематического планирования учебного материала.
9. Учебного плана МБОУ Спиридоновобудской СОШ на 2015-2016 уч. год.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, что составляет 35 часов в год. Из регионального компонента добавляется еще 1 час, таким образом на изучение курса выделяется 2 часа в неделю, что соответствует 70 часов в год. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Посечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения. – М.:: Дрофа, 2010 г.
Количество часов:
Всего 70 часа; в неделю 2 часа.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «требования к уровню подготовки выпускников». Которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Наблюдение за сезонными изменениями растений
Изучение строения плесневых грибов
Распознавание съедобных и ядовитых грибов
Распознавание водорослей разных отделов
Изучение внешнего строения папоротников
Изучение строения и многообразия голосеменных растений
Распознавание наиболее распространенных растений класса Двудольные в Брянской областиОпределение принадлежности растений к классу Однодольные
Строение почек. Расположение на стебле
Система уроков сориентировано не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6 кл.- М.: Дрофа, 2011 г.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать ) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
ВВЕДЕНИЕ – 3 часа
Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.
Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.
Правила работы в биологической лаборатории. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их
охраны.
ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ – 6 часов
Правила работы с микроскопом. Строение клетки: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро. Особенности строения мякоти листа. Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост. Значение движения цитоплазмы.
Изменения ядра и цитоплазмы при делении. Особенности строения молодой и старой клеток Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей.
ТЕМА 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ – 3 часа
Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологии. Значение работ Р.Коха и Л. Пастера.
ТЕМА 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ – 6 часов
Царство грибов, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Роль грибов в природе, жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Использование грибов в биотехнологии.
ТЕМА 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ – 9 часов
Низшие растения. Высшие растения. Группы растений. Основные этапы развития растительного мира: одноклеточные организмы; появление многоклеточных организмов; выход растений на сушу; происхождение высших споровых растений; появление семенных растений. Эволюция растений.
ТЕМА 5. МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ, КЛАССИФИКАЦИЯ – 39 часов
Царство растений. Строение растительного организма на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы. Жизнедеятельность растений: питание (минеральное и воздушное — фотосинтез), дыхание, опыление, размножение, рост, развитие, раздражимость. Растение – целостный организм. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Важнейшие сельскохозяйственные культуры.
ТЕМА. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА – 1 час
Типы растительных сообществ: сосновые леса, лиственные леса. Взаимосвязи растений в сообществе.
Причины смены растительных сообществ.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН – БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС
№ п/п Тема Название темы Количество часов Их них
Изучение нового материала Контроль
1 ВВЕДЕНИЕ 3 1 2
2 1 КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ
6 5 1
3 2 ЦАРСТВО БАКТЕРИИ 3 2 1
4 3 ЦАРСТВО ГРИБЫ 6 3 3
5 4 ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ 9 4 5
6 Проверочная работа 1 0 1
5 СТРОЕНИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ 14 10 2
7 6 ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ 12 10 2
8 7 МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ, КЛАССИФИКАЦИЯ 13 12 3
9 8 ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА 1 1 0
10 Контрольная работа 1 0 1
Резервный час 1 0 1
Итого: 70 48 22
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный предмет
Класс Количество часов
Всего в неделю Год
Биология
6 2 70
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных; • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – БИОЛОГИЯ – 6 КЛАСС.
№ урока Тема урока Кол-во часов Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Виды контроля Домашнее задание Дата проведения урока
План. Факт.
ВВЕДЕНИЕ – 3 часа
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете биологии. Инструкция № 28. Биология – наука о живой природе. 1 Биология
Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Называть основные царства живых организмов.
Приводить примеры значения биологических знаний.
Давать определение термину биологии. Фронталь-
ный опрос Введение
с. 9 -12 Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных 1 Фенологические наблюдения за растениями осенью.
Методы изучения растений. Наблюдать за сезонными изменениями растений Групповая работа Лабораторная работа №1 «Наблюдение за сезонными изменениями растений». Инструктаж по ТБ при проведении практических и лабораторных работ. Инструкция № 20. 1 Индивидуальная работа ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ – 6 часов
Строение растительной клетки 1 Правила работы с микроскопом
Хлоропласты
Хлорофилл
Клетка кожицы лука и мякоти листа. Строение клетки: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро.
Особенности строения мякоти листа.
Называть клеточные структуры и их значения.
Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа.
Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа. Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п.2 Строение растительной клетки 1 Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п.2 Жизнедеятельность клетки. 1 Хромосомы
Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы.
Деление и рост.
Значение движения цитоплазмы.
Изменения ядра и цитоплазмы при делении. Особенности строения молодой и старой клеток. Называть:
- структуры клетки, участвующие в делении;
- роль хромосом Распознавать и описывать последовательность стадий деления клетки Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п.31 Жизнедеятельность клетки. 1 Фронталь-
ный опрос п.3 Ткани.
1
Ткань
Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные.
Функции основных видов тканей. Давать определение термину ткань. Приводить примеры разных видов тканей.
Распознавать и описывать строение тканей растения.
Объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани. Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п. 4 Обобщение знаний и умений по теме 1 Закрепление знаний и умений по разделу Контроль ЗУН ТЕМА 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ – 3 часа
Строение и жизнедеятельность бактерий. 1 Бактерии
Паразиты
СапротрофыСпора
Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения.
Питание, размножение, образование спор. Распознавать и описывать по немому рисунку строение бактериальной клетки.
Выделять отличительные особенности бактерий.
Объяснять, что бактерии – живые организмы.
Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки. Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос П.5 Роль бактерий в природе и жизни человека 1 Симбиоз
Значение бактерий в природе и жизни человека.
Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии.
Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий.
Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п.6 Обобщение знаний и умений по теме 1 Закрепление знаний и умений по разделу Контроль ЗУН ТЕМА 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ – 6 часа
Общая характеристика грибов. Плесневые грибы.
1
Признаки царства Грибы.
Строение грибов: грибница, плодовое тело.
Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты.
Особенности строения плесневых грибов.
Плесневые грибы: мукор и пеницилл; дрожжи Давать определение терминам сапрофиты, паразиты.
Распознавать и описывать строение мукора и пеницилла.
Выделять признаки царства Грибы.
Объяснять роль грибов в природе и жизни человека
сравнивать грибы с растениями и животными Индивидуальная работа . п. 7, упр. 27, 28
Лабораторная работа №2 «Изучение строения плесневых грибов». Инструктаж по ТБ при проведении практических и лабораторных работ. Инструкция № 20. 1 Индивидуальная работа Шляпочные грибы.
1 Мицелий
Микориза
Особенности строения шляпочных грибов.
Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в Брянской области. Обмен веществ. размножение Давать определение терминам мицелий, микориза.
Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Брянской области.
Распознавать по немому рисунку и описывать строение шляпочных грибов.
Различать ядовитые и съедобные грибы. Выбороч-
ный опрос п. 8 Лабораторная работа №3 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». Инструктаж по ТБ при проведении практических и лабораторных работ. Инструкция № 20. 1 Групповая работа Грибы-паразиты. 1 Паразиты
Меры профилактики.
Головня, спорынья, грибы трутовики.
Заражение сельскохозяйственных растений. Давать определение термину паразиты.
Распознавать представителей грибов-паразитов.
Объяснять пути заражения грибами-паразитами.
Выявлять влияние грибов-паразитов на растения Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п.10 до статьи «Прочие грибы-паразиты» Обобщение знаний и умений по теме 1 Закрепление знаний и умений по разделу Контроль ЗУН ТЕМА 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ – 9 часов
Общая характеристика царства растений. 1 Низшие растения.
Высшие растения.
Группы растений.
Основные этапы развития растительного мира: одноклеточные организмы; появление многоклеточных организмов; выход растений на сушу; происхождение высших споровых растений; появление семенных растений.
Эволюция растений. Давать определение термину ботаника.
Перечислять основные группы растений, приводить примеры основных групп растений.
Объяснять происхождение высших растений.
Выделять особенности строения низших и высших растений. Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п.11
Водоросли. 1 Основные признаки водорослей. Низшие растения. Слоевище, ризоиды.
Места обитания и распространение.
Зеленые, бурые, красные водоросли.
Значение водорослей в природе и в жизни человека.
Хламидомонада Давать определение термину низшие растения.
Распознавать водоросли различных отделов.
Распознавать и описывать внешнее строение водорослей. Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос . п.12 Лабораторная работа № 4 «Распознавание водорослей разных отделов». Инструктаж по ТБ при проведении практических и лабораторных работ. Инструкция № 20. 1 Групповая работа Высшие споровые растения. Выход растений на сушу. 1 Споровые растения
Спорангий
Сперматозоид
Яйцеклетка
Основные признаки мхов.
Причины выхода растений на сушу.
Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу.
Роль в природе и жизни человека. Давать определение термину высшие растения.
Распознавать и описывать внешнее строение мхов.
Распознавать растения отдела Моховидные.
Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу.
Объяснять:
* роль мхов в природе и жизни человека;
*происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос . п. 14, п.58 с. 263-264 Папоротники. 1 Основные признаки папоротников.
Многообразие папоротников.
Значение их в природе и жизни человека. Распознавать растения отдела Папоротникообразные.
Распознавать и описывать внешнее строение папоротников.
Выделять общие черты строения высших споровых растений.
Объяснять роль папоротников в природе и жизни человека. Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п.15 Лабораторная работа № 5 «Изучение внешнего строения папоротников». Инструктаж по ТБ при проведении практических и лабораторных работ. Инструкция № 20. 1 Индивидуальная работа Голосеменные. 1 Голосеменные растения
Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы. Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы.
Значение голосеменных растений. Разнообразие голосеменных: хвойные растения (сосна, ель) Давать определение термину голосеменные растения.
Распознавать растения отдела Голосеменные растения.
Распознавать и описывать наиболее известных представителей голосеменных.
Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги. Индивидуальная работа п.16
Лабораторная работа № 6 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений ». Инструктаж по ТБ при проведении практических и лабораторных работ. Инструкция № 20. 1 Индивидуальная работа Обобщение знаний и умений по теме 1 Закрепление знаний и умений по разделу Контроль ЗУН Проверочная работа №1 «Царства Бактерий, грибов и растений» 1 Закрепление знаний и умений по разделу Контроль ЗУН ТЕМА 5 :СТРОЕНИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ – 14 часов
Анализ проверочной работы. Общая характеристика строения покрытосеменных растений. 1 Особенности строения покрытосеменных растений.
Органы Цветкового растения.
Виды корней: главный, придаточные, боковые.
Внешнее строение листьев: черешковые и сидячие, простые и сложные.
Жизненные формы. Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения.
Распознавать и описывать строение цветкового растения.
Распознавать и описывать жизненные формы растений.
Выделять особенности строения покрытосеменных растений. Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п. 17.
Строение семян 1 Двудольные
Однодольные
Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.
Особенности строения семян однодольных и двудольных растений Приводить примеры строения семян двудольных и однодольных растений.
Сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений.
Устанавливать соответствие между частями семени и органами развивающегося проростка Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п. 18 Строение и функции корня. 1 Правила работы с микроскопом.
Строение семян.
Функции корня. Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая.
Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания, зона проведения.
Особенности клеточного строения корня растений наземной и водной сред обитания Приводить примеры видоизменений корней в связи с выполняемой функцией.
Распознавать и описывать зоны корня.
Устанавливать взаимосвязь между строение зон корня и их функциями.
Устанавливать соответствие между Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п.21 Вводный инструктаж по ТБ в кабинете биологии. Инструкция № 28. Побег. 1 Побег
Узлы
Междоузлия
Строение почки.
Виды почек: пазушные, верхушечные; генеративные и вегетативные.
Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень Распознавать и описывать на живых объектах строение: побега, почки.
Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги.
Объяснять, что почка – видоизмененный побег. Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п.22 Строение почки 1 Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п.27 Лабораторная работа №7 «Строение почек. Расположение на стебле». Инструктаж по ТБ при проведении практических и лабораторных работ. Инструкция № 20. 1 Групповая работа Строение листа. 1 Правила работы с микроскопом.
Функции листа.
Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц); столбчатая и губчатая основные ткани; проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды); механическая ткань (волокна). Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности. Распознавать и описывать по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение листа.
Называть функции кожицы листа, мякоти листа и жилок.
Распознавать и описывать строение листа.
Объяснять, что строение листа связано с условиями обитания растений. Индивидуальная работа п.24 Функции листа 1 Фронталь-
ный опрос п.25 Строение стебля. 1 Функции стебля.
Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина.
Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань /(ситовидные трубки, сосуды); образовательная тканьПриводить примеры тканей, расположенных в стебле.
Называть функции слоев стебля.
Распознавать и описывать по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение стебля.
Объяснять влияние условий жизни на рост дерева в толщину Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п.26 Цветок. 1 Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.Соцветия.
Биологическое значение соцветий Распознавать и описывать по рисунку строение цветка, типы соцветий.
Приводить примеры растений, имеющих различные соцветия.
Сравнивать строение цветков вишни и тюльпана.
Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п. 28 Соцветия 1 Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п.29 Плоды 1 Функции плода.
Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.
Сухие и сочные плоды.
Односемянные и многосемянные плоды.
Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных. Называть функции плодов, способы их распространения.
Распознавать и описывать на рисунках, коллекциям строение плодов.
Выявлять приспособления к распространению плодов и семян. Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п. 30 Распространение плодов и семян. 1 Выбороч-
ный опрос п.31 Обобщение знаний и умений по теме 1 Закрепление знаний и умений по разделу Тестиро-
ВаниеТЕМА 6: ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ – 12 часов
Обмен веществ у растений. 1 Значение испарения для жизни растения.
Факторы окружающей среды, влияющие на испарение.
Причины движения воды по сосудам стебля.
Минеральное питание.
Транспортировка веществ .Испарение воды. Описывать опыты, демонстрирующие испарение воды, передвижение воды и минеральных солей по древесине.
Объяснять влияние условий окружающей среды на испарение воды листьями.
Выделять особенности минерального питания растений Фронталь-
ный опрос п.39 (растение- целостный организм).
п.36 до листопада Обмен веществ у растений. 1 Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п.37 до
передвижение по стеблю органических веществ Фотосинтез. 1 Фотосинтез.
Условия для образования крахмала.
Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты.
Локализация процессов фотосинтеза Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ.
Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ
Описывать механизм фотосинтеза.
Объяснять космическую роль зеленых растений Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п34 Передвижение органических веществ. 1 Фронталь-
ный опрос п.37 передвижение по стеблю органических веществ Дыхание растений. 1 Значение дыхания.
Опыты, подтверждающие дыхание растений.
Приспособления растений для дыхания.
Использование энергии растениями.
Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
Биологическое значение рыхления. Выделять приспособления растений для дыхания.
Объяснять результаты опытов, подтверждающих дыхание у растений.
Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п. 35 Способы размножения растений. 1 Бесполое размножение: спорообразование, вегетативное.
Способы вегетативного размножения: черенкование, ползучими побегами, отводками, подземными видоизмененными побегами.
Особенности полового размножения. Давать определение терминам половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка.
Приводить примеры растений, которые размножаются вегетативно.
Объяснять биологическое значение вегетативного размножения.
Выделять особенности полового размножения.
Выделять особенности полового типа размножения у растений. Фронталь-
ный опрос п.40 Способы размножения растений. 1 Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п.43 Размножение споровых растений. 1 Представление о чередовании поколений у мхов и папоротников. Условие оплодотворения у высших споровых растений.
Размножение и развитие водорослей, мхов и папоротников. Давать определение терминам половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка.
Распознавать и описывать этапы размножения и развития водорослей, мхов и папоротников.
Объяснять условия размножения Фронталь-
ный опрос 41 Размножение голосеменных растений. 1 Строение пыльцы. Органы размножения голосеменных растений. Размножение и развитие голосеменных растений; формирование пыльцы и яйцеклетки, образование семян, развитие молодого растения.
Условия и приспособления для размножения. Давать определение терминам: половое размножение, опыление, оплодотворение.
Распознавать по немому рисунку и описывать этапы развития голосеменных растений.
Выделять особенности размножения и развития голосеменных растений в связи с условиями жизни. Фронталь-
ный опрос п.42 Размножение покрытосеменных растений. 1 Двойное оплодотворение цветковых растений. Формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка.
Способы опыления: самоопыление и перекрестное опыление.
Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения. Приспособления растений для опыления ветром и насекомыми Давать определение термину двойное оплодотворение. Распознавать и описывать этапы размножения и развития покрытосеменных растений.
Распознавать и описывать по рисунку способы опыления растений.
Выделять признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений
Фронталь-
ный опрос п. 44 Прорастание семян. 1 Условия прорастания семян: температура, влажность.
Правила посева семян. Сроки посева и глубина заделки.
Рост и питание проростка Описывать условия прорастания семян.
Объяснять целесообразность использования правил посева семян.
Определять сроки посева семян различных растений.
Рассчитывать потребность в воде семян различных растений.
Устанавливать соответствие между размерами семян. Сроками посева и глубиной посева. Фронталь-
ный опрос п.38 Обобщение знаний и умений по теме 1 Закрепление знаний и умений по разделу Контроль ЗУН ТЕМА 7. МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ, КЛАССИФИКАЦИЯ – 13 часов
55 Класс Двудольные. 1 Признаки класса Двудольные.
Значение растений основных семейств класса двудольные.
Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные, масличные, кормовые культуры.
Лекарственные растения. Распознавать:
* наиболее распространенные в данной местности растения семейства класса Двудольные;
* сельскохозяйст-
венные растения.
Определять принадлежность растений к классу Двудольные. Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос 47,48 56 Класс Двудольные. Семейство крестоцветные (Капустные) 1 Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос 49 57 Класс Двудольные. Семейство розоцветные1 Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос 50 58 Класс Двудольные. Семейство пасленовые1 Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос 51 59 Класс Двудольные. Семейство мотыльковые (бобовые) 1 Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос 54,55 60 Класс Двудольные. Семейство сложноцветные (астровые) 1 Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос 56,57 61 Класс Однодольные. Семейство лилейные1 Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос 58 62 Класс Однодольные. Семейство злаки (мятликовые) 1 Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос 59 63 Лабораторная работа № 8 «Распознавание наиболее распространенных растений класса Двудольные в Брянской области». Инструктаж по ТБ при проведении практических и лабораторных работ. Инструкция № 20. 1 Групповая работа 64 Класс Однодольные. 1 Признаки класса Однодольные.
Значение растений основных семейств класса однодольные.
Редкие и охраняемые растения семейства лилейные
Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры.
Лекарственные растения. Распознавать
* растения семейств: лилейные, злаки;
* сельскохозяйственные растения
Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений.
Сравнивать принадлежность растений к классу ОднодольныеФронталь-
ный опрос п.52 65 Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные1 Индивиду-
альный, фронталь-
ный опрос п53 66 Лабораторная работа № 9 «Определение принадлежности растений к классу Однодольные». Инструктаж по ТБ при проведении практических и лабораторных работ. Инструкция № 20. 1 Индивидуальная работа 67 Обобщение знаний и умений по теме 1 Закрепление знаний и умений по разделу Тестиро-
вание68 Контрольная работа №1 «Классификация растений» 1 Закрепление знаний и умений по разделу Тестиро-
ваниеТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА – 1 час
69 Анализ контрольной работы. Растительные сообщества. 1 Фитоценозы.
Растительность.
Типы растительных сообществ: сосновые леса, лиственные леса. Взаимосвязи растений в сообществе.
Причины смены растительных сообществ. Приводить примеры растительных сообществ.
Описывать видовой состав растений лесного сообщества.
Распознавать последовательность этапов смены растительного сообщества. Фронталь-
ный опрос . п.56 кроме елового леса, п. 57 70 Резервное время 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Посечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения. – М.:: Дрофа, 2010 г.
Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6 кл.- М.: Дрофа, 2011 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА (ДЛЯ УЧИТЕЛЯ):
Акимушкин И.И. Занимательная биология. М. «Молодая гвардия», 1972
Мультимедийные пособия
Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник «Биология : бактерии, грибы, растения» 6 класс: тематическое планирование и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2004
Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА (ДЛЯ УЧЕНИКА):
Акимушкин И.И. Занимательная биология. М. «Молодая гвардия», 1972
Мультимедийные пособия
НОРМЫ ОЦЕНОК:
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ:
Плановых контрольных уроков __1_,
Проверочная работа – 1.
Практических работ – 0.
Лабораторных работ – 9:
«Наблюдение за сезонными изменениями растений».
«Изучение строения плесневых грибов».
«Распознавание съедобных и ядовитых грибов».
«Распознавание водорослей разных отделов».
«Изучение внешнего строения папоротников».
«Изучение строения и многообразия голосеменных растений ».
«Строение почек. Расположение на стебле».
«Распознавание наиболее распространенных растений класса Двудольные в Брянской области».«Определение принадлежности растений к классу Однодольные».
Для контроля уровня обученности используются две основные системы:
Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:
за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;
за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок
При оценивании практических работ оценка выставляется учащимся всего класса, а лабораторные работы ( если они не вынесены в тему урока)- по усмотрению учителя, т. как они являются обучающими при изучении нового материала.