Дидактический материал для учащихся начальных классов Воспитание патриотических чувств на основе краеведческого материала по Галичскому району
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТЕПАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. Н.К.Иванова
НОМИНАЦИЯ: Дидактический материал
для учащихся начальных классов
ТЕМА: «Воспитание патриотических чувств
на основе краеведческого материала
по Галичскому району»
-138430218440
ВЫПОЛНИЛА:
учитель начальных классов
МОУ Степановской СОШ
им. Н.К. Иванова
Смирнова Ирина Александровна
Степаново 2016
Содержание
Введение…………………………………………………….……… 3
Пояснительная записка…………………………………………….. 3
Цель и задачи дидактического пособия ………….……………… 3
Методические рекомендации по использованию дидактического материала …………………………………………
4
Заключение……………………………………………………… 8
Приложения ………………………………………………………. 11
Печатный сборник «Исторический Алфавит»
Карточки для работы с текстами сборника
Кроссворды по текстам сборника Введение
Сегодня у многих детей отсутствуют патриотические чувства. В связи с этим встал вопрос о духовно-нравственном воспитании детей, обучающихся на ступени начального общего образования.
В соответствии с ФГОС НОО второго поколения, каждому общеобразовательному учреждению необходимо создать все условия, для приобщения обучающихся к формированию у них идентичности гражданина России и направить образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно историческому наследию своего народа и своей страны.Д.С.Лихачёв писал: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит ,он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома и, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране»
Избежать этого возможно, если включать краеведческий материал в содержание образования, это способствует формированию у детей общеучебных навыков, обеспечение познания особенностей своего района, места проживания.
Задача учителя – помочь ребятам осознать чувство гордости за свою Родину, привить любовь к своим родным местам, познакомить с историей родного края, его достопримечательностями, искусством, литературой.
Пояснительная записка
Дидактическое пособие содержит печатное приложение в виде сборника «Исторический алфавит», карточек и кроссвордов. В сборнике содержатся тексты с краеведческим материалом о Галичском районе (Приложение 1)
Данный материал учитель может использовать на уроке для коллективной или индивидуальной работы. Он может использоваться с первого по четвёртый класс. В сборник входят: сведения об исторических событиях города Галича, о современных предприятиях, о водном ресурсе рек и Галичского озера, сведения о писателях имеющие отношения к району. Здесь можно увидеть ретро фотографии города.
Цель дидактического пособия
воспитание гражданственности, патриотизма.
Задачи:
ознакомление с историей и культурой родного края;
зародить у ребят интерес к познанию истории родного края;
формировать у учащихся мотивацию к работе с историческими источниками
формировать коммуникативные умения
Новизна дидактического пособия состоит в опоре на использование краеведческого материала на уроках с 1-4 классы.
Материал сборника «Исторический алфавит» направлен на решение основных задач:
повышать информационную культуру;
узнавать исторические объекты города Галича;
сравнивать их с объектами современного города;
использовать тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
различать рыбные ресурсы Галичского озера; выделять их существенные признаки.
Над сборником на протяжении года работали учащиеся четвёртого класса совместно с педагогом. Материал собирался из различных источников: Интернет, краеведческий материал школы, сельской библиотеки, сведений Галичского краеведческого музея.
Правильно организованная работа с данным сборником позволит педагогу использовать его, как дополнительный материал к программному материалу на уроках и привить детям чувство патриотизма и гражданственности.
В результате работы с текстами сборника, обучающиеся смогут приобретать первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать её.
Материал сборника доступен учащимся для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить достижения жителей Галичского района, раскрыть культурные традиции и определить место своего края в отечественной и мировой истории.
Сборник позволит выполнить Федеральный государственный стандарт второго поколения, в котором говорится: «Выпускник будущего это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины»
Методические рекомендации по использованию дидактического материала
В последнее время в школы приходят дети с разной подготовкой, поэтому сборник можно использовать для работы в первом классе в период обучения грамоте для читающих ребят. Тексты расположены в алфавитном порядке. Хорошо читающий ученик может ознакомиться с текстом на изучаемую букву. Обучающиеся работают по следующему плану:
Прочитай текст
Ответь на вопросы учителя (карточки)
Составь собственные вопросы по тексту
Перескажи текст
Нарисуй, что тебе запомнилось больше всего.
В дальнейшем сборник используется на уроках литературного чтения, для формирования навыков отвечать на вопросы, выборочного чтения, пересказа, знакомства с писателями Галичской земли.
Познакомиться с биографией поэтов: Юрия Ивановича Балакина и Якова Лазаревича Акима обучающиеся смогут на страницах сборника 31 и 35.
На уроках русского языка сборник используется для словарной работы и развития связной речи по фотографиям.
При изучении словарного слова ВОКЗАЛ проводиться работа над лексическим значением с помощью сборника. Здесь же рассматривается ретро фотография старого вокзала города Галича и сравнивается с современным вокзалом нашего времени. Составляется рассказ описание по его внешнему виду.
Аналогичная работа со словарным словом ЗАВОД.
При изучении темы «Парные согласные на конце слова» используется страница сборника 19, где встречается слово ПРУД.
Обучающимся предлагается выполнить задание:
Списать слово, подобрать проверочное.
Составить с данным словом предложение.
Записать ещё два слова на это же правило.
Рассказать о третьей крепости города Галича.
Работая со словом ХЛЕБ обучающимся можно задать следующие вопросы по тексту сборника на странице 25.
- Что такое хлеб?
- Как изготавливают хлеб?
- Где сейчас находится Галичский хлебокомбинат?
- Когда была разобрана старая церковь?
При изучение темы «Заглавная буква в именах и фамилиях людей» можно предложить обучающимся следующие задания по сборнику:
Выпиши из текста имена (фамилии).
Запиши имя (фамилию) на туже букву, что встретилось в тексте.
Спиши предложение, в котором встретилось имя (фамилия).
Спиши предложение, в котором встретилось имя (фамилия) и подчеркни главные члены предложения.
Для работы предлагаю использовать карточки по предметам и темам.
В 1 классе тема «Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке» обучающиеся работают с карточкой №3. (Приложение 2)
Определите, на какой странице сборника находится текст «Едомша»
Запишите слова из данного текста в алфавитном порядке (Река, исток, деревня, озеро, Россия, русло, автодорога, устье, посёлок, рыбак)Найдите предложения, где встречаются данные слова.
Спишите одно предложение по желанию.
Они учатся ориентироваться в сборнике, использовать ознакомительный вид чтения, находить нужную информацию, делать выписки.
По теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки», работая по карточке № 6, обучающие проверяют достоверность получаемой информации, так как часто посещают Галичский краеведческий музей.
Прочитайте из сборника текст «Экспонаты»
Выпишите названия экспонатов, которые хранятся в Галичском краеведческом музее.
Распределите эти слова в два столбика: в первый, где все согласные твёрдые, все остальные во второй столбик.
В тетрадях они записывают слова в два столбика, вспоминая полученные знания на уроках обучения грамоте.
Посуда,
самовары,
одежда,
светильники,
картины
Аналогичная работа проводиться по теме «Большая буква в название рек и озёр» карточка №7
Найди в сборнике текст «Озеро».
Прочитайте его.
Выпишите из текста название рек.
Составь с одним из них предложение.
Подчеркни главные члены предложения.
Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте друг друга.
С помощью данных карточек обучающиеся получат возможность осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Карточки по окружающему миру распределены по разделам программы: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения»
Каждый раздел содержит карточки по несколько темам. В разделе «Человек и природа» по теме «Группы животных», обучающиеся учатся работать с оглавлением сборника, выявлять существенные признаки рыб, различать строение тела по описанию и картинкам.
Карточка 1
Кто такие рыбы?
Найдите в сборнике страницы, на которых рассказывается о рыбах.
Назовите признаки рыб.
Какое строение имеет рыба?
Какие виды рыб обитают в водоёмах нашего края?
Карточки по теме «Поверхность и водоёмы родного края» дадут возможность обучающимся ориентироваться в водоёмах родного края, узнать исторические сведения о возникновение водоёмов.
Карточка 4
Какие реки протекают в Галичском районе?
Узнай с помощью сборника, какая река длиннее Едомша или Чёлсма.
Какая из них протекает вблизи нашей деревни.
Для удобства использования сборника на уроках окружающего мира тексты разделены по классам и темам образовательной программы.
Класс Тема по программе Содержание страницы сборника
Раздел «Человек и природа» 1 Группы животных С. -29 «Щука»
С. 10 - « Ёрш»
С. -20 « Рыбная слобода»
С. -21 «Судак»
Состояние воды С. – 13 «Святой источник села Котела»
С. – 18 «Галичское озеро»
С. – 19 «Искусственный водоём»
Природные объекты и предметы, созданные человеком С. 12 – «Галичский автокрановый завод»
С. 28- «Шемякинская гора»
С. -27 «Чёлсма река и деревня»
Распознавание животных своего края С. -29 «Щука»
С. 10 - « Ёрш»
Жизнь растений и животных подо льдом С. 9 – «Едомша»
С. 10 - « Ёрш»
Раздел «Человек и общество» Труд людей С. -24 «Фермерское хозяйство»
С. -25 «Галичский хлебокомбинат»
Достопримечательности С. 11- «Дом А.М.Жилиной»
С. 13 – «Церковь Константина и Елены»
С.- 22 «Троицкий собор»
Раздел «Правила безопасного поведения» Домашний адрес С. – 7 «Галич районный центр»
Раздел «Человек и природа» 2 Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека С. 10 - « Ёрш»
С. – 17 «Галичское озеро»
С. -20 « Рыбная слобода»
Раздел «Человек и общество» Обмен письмами как один из источников получения информации С. – 30 « Экспонаты музеев»
Люди разных профессий С. 12 – «Галичский автокрановый завод»
С. -20 « Рыбная слобода»
Родной край – частица России С. 8 – «Основатель Москвы Юрий Долгорукий»
Раздел «Человек и природа» 3 Формы земной поверхности С. 5 – «Балчуг»
Особенности поверхности родного края С. -19 «Галич на валах»
Имена великих князей С. 8 - Юрий Долгорукий
Основные достопримечательности городов С. 14- «Церковь Космы и Дамиана»
Герб города С. 7 - Галич.
Раздел «Человек и природа» 4 Родной край часть великой России С. 16 «Галичский краеведческий музей»
Поверхность и водоёмы родного края С. – 15 « Лещ»
С. – 17 «Галичское озеро»
Традиционные российские религии С. -20 « Рыбная слобода»
Пособие также используется на уроках технологии.
Класс Тема по программе Содержание страницы сборника
1 Профессии моей семьи и ближайшего окружения. С.- 12 «Профессии завода»
С. – 16 «Профессия экскурсовода»
С. 20 «Рыбная слобода»
С. – 24 «Животноводы»
С.- 25 «Хлеборобы, пекари…»
Общее представление о технологическом процессе С. -26 «Расположение внутренней и наружных частей храма»
2 Трудовая деятельность человека в родном крае
Виды профессий С.- 12 «Профессии завода»
С. – 16 «Профессия экскурсовода»
С. 20 «Рыбная слобода»
С. – 24 «Животноводы»
С.- 25 «Хлеборобы, пекари…»
Конструирование и моделирование несложных технических объектов по схеме и простейшему чертежу С. -26 «Расположение внутренней и наружных частей храма»
3 Распространённые виды профессий, связанные с сельскохозяйственной техникой С.- 12 «Профессии завода»
С. – 16 «Профессия экскурсовода»
С. 20 «Рыбная слобода»
С. – 24 «Животноводы»
С.- 25 «Хлеборобы, пекари…»
Чтение условных графических изображений. С. -26 «Расположение внутренней и наружных частей храма»
4 Распространенные виды профессий, связанные с механизированным и автоматизированным трудом (с учетом региональных особенностей).
С.- 12 «Профессии завода»
С. – 16 «Профессия экскурсовода»
С. 20 «Рыбная слобода»
С. – 24 «Животноводы»
С.- 25 «Хлеборобы, пекари…»
Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. С. -26 «Расположение внутренней и наружных частей храма»
В результате работы со сборником, обучающиеся получат представления о материальной и духовной культуре как продукте творческой деятельности человека. Получат общее представление о мире профессий распространённые в своём регионе (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности, их социальном значении, истории возникновения и развития. Ребята научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой работы при оформлении своего дома, художественно - декоративных и других изделий.
В ходе работы по карточкам, обучающиеся овладеют начальными формами познавательных универсальных действий – исследовательскими логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения.
По теме «Внешний вид зданий разного предназначения. Отличие жилого дома от дворца, замка, общественного здания (величина, украшение)» при использовании карточки № 1 обучающиеся научатся анализировать задания Галича и Галичского района: выделять детали, их форму. При выполнении практического задания научатся решать простейшие задачи конструирования. Получат возможность отбирать и выстраивать технологическую последовательность реализации своей работы.
Рассмотри здания на странице 4 сборника «Исторический алфавит».
Похож ли твой дом на эти здания?
Что общего и чем отличаются?
Выполни практическое задание (объёмная конструкция дома)
Они получат возможность распознавать простейшие технические документы: чертежи, эскизу, схемы. Читать их обучающимся поможет карточка №6
Рассмотрите, схему церкви.
Назовите наружные её части.
Прочитайте, как выглядит внутренняя часть храма.
Рассмотрите, схему внутренней части храма.
На уроках изобразительного искусства сборник поможет развивать образное мышление и воображение, различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, художественное конструирование и дизайн)
Обучающиеся научатся использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта.
Получат возможность видеть, чувствовать, и изображать красоту и разнообразие природы, человека, здания, предметов. Изображать пейзажи, портреты, натюрморты.
Тема по программе Содержание страницы сборника
Внешний вид зданий разного предназначения. Отличие жилого дома от дворца, замка, общественного здания (величина, украшение) С. 11- «Дом А.М.Жилиной»
С. 13 – «Церковь Константина и Елены»
С.- 22 «Троицкий собор»
С.-26 «Расположение внутренней и наружных частей храма»
Изображение матери и дитя художниками разных стран в разные времена С. – 30 « Экспонаты музеев»
Нарисовать предметы, которые могут рассказать об образе жизни их хозяина С. – 30 « Экспонаты музеев»
Знать способы изготовления пряника на Руси. .- 25 «Хлеборобы, пекари…»
Детские книги красивы и нарядны С.- 31-32 «Книги писателей галичского района»
Портрет – это изображение реального человека или литературного героя С.- 31-32 «Книги писателей галичского района»
Декор – украшение С. 11- «Дом А.М.Жилиной (фриз)»
С. 13 – «Церковь Константина и Елены»
С.- 22 «Троицкий собор»
С.-26 «Расположение внутренней и наружных частей храма»
Использование карточек к сборнику поможет обучающимся определять жанры изобразительного искусства. Они получат возможность сравнивать и изображать пейзажи, портреты, выражать к ним своё эмоциональное отношение.
Карточка 1
Что такое портрет?
Рассмотрите, страницы сборника 31,32, к какому жанру вы отнесёте фотографии писателей?
Что можно сказать по портрету о характере человека?
Разбираться в стилях одежды, определять социальный статус, возраст, пол людей, которые её носили.
Карточка 7
Рассмотри фотографии экспонатов одежды на странице сборника 16.
Кому принадлежала одежда?
Как вы думаете, какого возраста женщины её носили?
Какой социальный статус они занимали?
Для проверки знаний советую педагогам воспользоваться кроссвордами (Приложение 3) по материалам сборника «Исторический алфавит». Кроссворд выступает, как инструмент для проверки знаний приобретённых в ходе изучения сведений сборника. Это позволит:
Педагогу установить уровень словарного запаса ученика.
Стимулировать у школьников интерес к учению.
Ученикам, разгадывая кроссворд, получать объективную информацию о результатах своей деятельности.
Разгадывание кроссвордов – это не только нестандартная форма проверки знаний, но и успокаивающее, расслабляющее средство для организма ребёнка, которая позволяет всем органам учащегося работать в оптимальном режиме. Даже медики используют эту головоломку как успокаивающее средство, а в начальной школе важно создать благоприятные условия на уроке.
Использование данной формы работы позволит:
снять напряжение во время контроля и создать в эмоциональном плане игровое состояние;
делать логические выводы, используя опорные слова;
угадать забытое слово при знании остальных;
лучше усвоить материал;
сократить время на запись ответа;
уменьшить трудоёмкость проверки;
проявить интерес и истории родного края.
Заключение
В заключении хочу сказать, что ребёнок начальной школы наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и восприятию, поэтому так важно не упустить этот период для развития личности ребёнка.
Использование краеведческого материала в учебном процессе способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, формирует навыки речевой культуры, активизирует познавательную активность обучающихся.
В ходе работы со сборником, карточками и кроссвордами обучающиеся научатся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основании:
информации сборника научных знаний и представлений о природе родного края;
умений исследовательской деятельности по работе с текстами сборника;
коммуникативных и информационных умений.
Такая работа отвечает потребностям всех участников образовательного процесса. Правильно организованная работа с источниками также позволяет педагогу рационально использовать время, отведенное для изучения определенной темы, так как является одним из продуктивных способов обучения. Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Поэтапно реализуемая работа с текстами даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом.
Результат мониторинга по литературному чтению показывает, что работа по сборнику « Исторический алфавит» в 4 классе 2015 году позволила повысить темп чтения, осознанность чтения по сравнению с 4 классом 2011 года.
В результате мониторинга по Н. Лускановой показала, что работа со сборником повысила мотивацию обучающихся.
Невозможно воспитывать и обучать ребёнка в отрыве от окружающей его действительности, поэтому считаю, что сборник становиться одной из главных задач ознакомление обучающихся с историей и культурой родного края, тем самым формирует у обучающихся свою систему ценностей, где на первом месте стоит патриотизм, который начинается с любви к малой родине.
Приложение
Сборник «Исторический алфавит»
Карточки
Кроссворды