Реферат по дисциплине МКШ на тему: Особенности учебного процесса в малокомплектной начальной школе


Содержание Введение …...............................................................................................................3
1. Особенности учебного процесса в малокомплектной начальной школе …..…4
1.1. Особенности урока в малокомплектной школе …………….……….………..4
1.2. Структура урока ………………………………………………………….……..61.3. Использование методов обучения………………………….………………….8
Заключение … …………………………………………………………………….11
Список литературы … ……………………………………………………..…….12
Введение
В осуществлении гуманистических преобразований на селе ведущая роль принадлежит сельской школе. Сельская малокомплектная школа и весь круг проблем, связанных со спецификой организации в ней учебно-воспитательного процесса, остается одним из актуальных направлений системы образования в Республики Казахстан.
Понятие «малокомплектная школа» определено Законом Республики Казахстан «Об образовании» (ст. I, п.23) как общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий.
Приток сельского населения в город, уменьшение рождаемости, закрытие сел, объявленных бесперспективными, затем новое возрождение малых сел, особенно связанное с перестройкой в аграрном секторе, привели к росту числа сельских школ при значительном уменьшении их наполняемости. За последние 15 лет количество основных МКШ увеличилось в 2 раза. Об этом свидетельствуют результаты исследований Л.Г.Денисовой, А.Е.Кондратенкова, А.Шарипова, З.А.Алдамжарова, Г.З.Адилгазинова и др. Из 7576 общеобразовательных организаций Казахстана 4288 являются МКШ, что составляет 56,5% от общего числа. В сельской местности – 4139 (68,6%) – МКШ. Практически каждый четвёртый учитель работает, и каждый шестой казахстанский школьник учится в условиях МКШ.
Несмотря на наличие локального позитивного опыта и успешные результаты деятельности отдельных школ, в целом результаты Промежуточного государственного контроля и Единого национального тестирования, анализа дальнейшего жизненного самоопределения выпускников свидетельствуют о слабой общеобразовательной подготовке учащихся МКШ.
                Причины заключаются в слабой разработанности методологического, содержательного, методического, технологического компонентов организации образовательного процесса в МКШ.
В качестве основных проблем развития МКШ в Казахстане можно выделить следующие в организации учебно- воспитательного процесса:              
преобладание традиционных методик обучения в классах с малой наполняемостью;
слабое использование информационно-коммуникационных технологий;
отсутствие организаций дополнительного образования и культурных центров. 
В данной работе рассмотрим особенности построения учебного процесса в МКШ.
Изучим особенности построения урока в малокомплектной школе,
его структуру, эффективные методы обучения, и особенности работы учителя в МКШ.
Особенности учебного процесса в малокомплектной начальной школе
Особенности урока в малокомплектной школе
Малокомплектная школа – это общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными классами-комплектами и со специфической формой организации учебных .
Урок – основная форма обучения и воспитания в малокомплектной школе.
Отсюда его преимущества и недостатки, а также все сложности и особенности.
Каждый урок в классе-комплекте — это фактически два, три урока, соединенных в одном. Они проводятся одновременно, в одном помещении. Для малокомплектных школ характерна неравномерная наполняемость классов.
Особенности урока
1.Учитель вынужден работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей.
2. Внимание учителя распределяется между двумя или тремя классами.
3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом.
4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.
5. В малокомплектной школе учитель должен ежедневно готовиться к 8, 12 урокам.
6. Нецелесообразно использовать в таких классах- комплектах разные образовательные программы.
Общие требования к уроку в начальной малокомплектной школе не отличаются от обычных школ. В полном объеме сохраняются санитарно-гигиенические, психолого-физиологические, дидактические, воспитательные требования.
Основной структурный компонент начальной малокомплектной школы — класс-комплект. Это класс, руководимый одним педагогом-классоводом. Комплект может состоять из двух, трех или даже четырех классов.
При составлении расписания учебных занятий основном используются два подхода:
первый состоит в сочетании уроков по одному предмету, т.е. однопредметные уроки. Например, учитель планирует первый урок математики в I и III классах, второй урок — русский язык в I и III классах;
второй подход предполагает сочетание разных предметов на одном уроке, разнопредметные уроки. Например, первый урок — математика (I кл.) и русский язык (III кл.), второй урок — русский язык (I кл.) и математика (III кл.).
преимущество комплекта 1—2 классов — возможность проводить общие однотемные уроки. При этом лучше осуществляется преемственность обучения, удовлетворяется потребность учеников примерно одного возраста в общении.
Учитель ведет занятие с постоянным составом учеников и по установленному расписанию, но класс - разновозрастный.
К санитарно-гигиеническим относятся: оптимальный воздушный режим, правильное освещение, надлежащий температурный режим, чередование различных видов учебного труда, соответствие мебели возрастным и индивидуальным особенностям учеников. 
Психолого-физиологические требования вытекают из принципа природосообразности. Необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста, заботиться о создании предпосылок для их психического, физического, социального развития. 
Дидактические требования опираются на закономерности процесса познания и предполагают: создание движущей силы и ситуаций для действия; целенаправленное формирование мотивов обучения; организацию учебного процесса на логической основе; реализацию на уроке принципов обучения. 
Воспитательные требования обусловлены задачами всестороннего гармонического развития личности в соответствии с требованиями умственного, морального, трудового, физического и эмоционального воспитания. Реализация общих требований к уроку — главная забота учителя. 
Специфические требования организации урока в малокомплектной школе налагают дополнительные условия на организацию и проведение урока.
Структура урока
В МКНШ, где обучаются дети разного возраста в одной классной комнате, сложились четыре основных типа уроков.
1. Урок, на котором в обоих классах изучается новый материал. 
2. Урок, на котором в одном классе изучается новый материал, а в другом классе организуется работа по закреплению знаний и умений,  повторение изученного или учет знаний и умений детей.
3. Урок,  на котором в обоих классах проводится работа по повторению изученного ранее (по И.Т. Огородникову).
4. Универсальный -комбинированный тип урока.
Структура урока в начальной малокомплектной школе не отличается разнообразием. Практически все уроки в классах-комплектах однотипные. Строятся они в основном по схеме комбинированного урока: организация класса, повторение изученного, усвоение новых знаний, закрепление, задание на дом. Формы организации могут быть различными. Ведущих форм усвоения новых знаний, умений в начальной малокомплектной школе две:
1) работа под руководством учителя и
2) самостоятельная работа учеников.
Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что самостоятельная работа детей на уроках занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на неё отводится около 20% урока. Поэтому необходимо научить детей работать самостоятельно. В процессе обучения дети учатся работать с книгой и дидактическими материалами.
Под руководством учителя и при его непосредственном участии осуществляются:
— некоторые подготовительные упражнения;
—объяснение нового материала на основе предшествующей самостоятельной работы;
— беседы-изложения нового материала;
—объяснения, рассказы, инструктажи;
— эвристические беседы;
—дидактические игры;
— первичное восприятие, осмысление, закрепление нового материала;
—диагностика уровня обученности;
— контроль и коррекция усвоенных знаний, умений;
—показ рациональных приемов применения знаний;
— тематическое обобщение материала.
Основу самостоятельной работы составляют упражнения. Значительное количество выполненных упражнений — преимущество, вытекающее из недостатков начальной малокомплектной школы.
Больше других распространились такие формы организации процесса усвоения:
1) учитель объясняет материал, подкрепляет свое изложение наглядностью, а ученики усваивают и запоминают;
2) дети приобретают новые знания, умения в ходе поисковой деятельности, эвристической беседы, наблюдения, анализа, сравнения фактов под руководством учителя;
3) дети овладевают новыми формами деятельности по образцу и по аналогии;
4) дети усваивают новые знания, умения самостоятельно по программированным учебникам, алгоритмическим предписаниям.
Таблица№1.
Примерная структура урока в комплекте, состоящем из двух классов.
Распределение времени Классы
2 класс 3класс
Тема урока: Тема урока:
Цели и задачи: Цели и задачи:
Тип урока: Тип урока:
Оборудование: Оборудование:
1-2 Организационный этап Организационный этап
15-18 Объяснение, первичное закрепление нового материала под руководством учителя Самостоятельная работа
15-18
Самостоятельная работа Объяснение, первичное закрепление нового материала под руководством учителя
3-5 Подведение итогов
Задание на дом Подведение итогов
Задание на дом
 
Использование методов обучения
Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.
К методам обучения в начальной малокомплектной школе предъявляются повышенные требования:
— психологическая установка на усвоение нового материала;
—мотивация учеников на всех этапах познавательной деятельности;
— организация внимания, интереса на всем протяжении обучения;
раскрытие содержания учебного материала;
— понимание причинно-следственных и других связей в изучаемом материале;
—сведение знаний в общую систему;
— информирование учеников об эффективности их познавательного труда;
—диагностирование темпов и результатов обучения;
— контроль и коррекция результатов;
— воспитание в учебном процессе.
Словесные методы преобладают в работе под руководством учителя. Рассказ, объяснение, беседа в классе требуют от учителя очень тщательной подготовки.
Наибольший эффект при объяснении нового материала дает сочетание методов устного изложения с наглядными методами. В ходе беседы учитель выясняет, что уже знают его ученики, какой у них запас чувственных представлений, и, опираясь на это, подводит их к восприятию нового материала, объясняет его, показывает, как применяются знания на практике. Все это сопровождается наглядностью — демонстрацией предметов, рисунков, диа- и эпислайдов, фрагментов кинофильмов, видеоматериалов. К наглядности в классах-комплектах предъявляются требования простоты, красочности, реалистичности. Рисунки, схемы, таблицы, предметы, их модели подчеркивают только то, что в данный момент изучается.
Использование наглядности в одном классе невозможно без отвлечения всех детей. Поэтому полное ее применение допустимо только на общих для всех уроках. Выход был найден, интересные для всех видеоматериалы, фильмы показывают после уроков.
Каждый этап урока должен приготовить школьников к следующему этапу. Для качественного обучения необходимо полностью выполнить весь объем намеченной работы, а также связать ее с той работой, которая будет выполняться дальше. В условиях «фрагментарного восприятия» ученики не всегда успевают следить за рассуждениями учителя. Необходимо поддерживать их «опорами» — тематическими материалами, где четко излагаются схемы предстоящей деятельности и результаты, которые должны быть достигнуты. В качестве наглядной «опоры» детям могут быть предложены, например, образцы правильного выполнения заданий, алгоритмы решения задач, предписания по порядку требуемых действий и т. д. Если такие «опоры» выполнены в виде схемы или таблицы, то они используются как наглядные пособия.
Практические методы обучения
Чтобы сэкономить время на уроке, быстро и эффективно проверить знания учащихся, вызвать интерес к предмету, проводятся тестирования, использую контрольно-измерительные материалы, предметные карточки – тренажёры.
Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения.
Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, дедуктивные и индуктивные методы. Таким образом, каждый из методов организации учебной деятельности в то же время обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. Это методы формирования познавательного интереса; познавательные игры; стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в учении.
В начальной школе актуальны дидактические игры, поэтому игровые методы формируют устойчивый интерес к предметам. Во время игры ученики увлекаются и не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. В процессе игры вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, мышление, стремление к знаниям. Например, во 2 и 3 классах параллельно изучаются темы «Безударные гласные», « Парные звонкие и глухие согласные в корне слова», игры «Колодец», «Куда причалят лодки», «Забей гол» и др.
Более эффективным является метод проектов. Исследование на уроке и вне урока развивает в детях умение видеть проблему, формулировать гипотезу, работать с литературой, исследовать объект. Проект целесообразно применять и с той точки зрения, что он позволяет привлечь учащихся к изучению дополнительной литературы, поиске информации в интернете и других источниках. Например, при подготовке к уроку – проекту по литературному чтению «Любимый детский журнал» детям заранее дается задание: читать детские журналы, обратить внимание на их оформление, записать названия прочитанных журналов, названия произведений, их авторов, соотнести иллюстрации с текстами, по желанию проиллюстрировать любимое произведение, узнать, какие детские журналы читали их родители, бабушки и дедушки. Итогом работы над проектом будет журнал, который сделают дети своими руками, придумают его название, подберут материал и проиллюстрируют.
В тех малокомплектных школах, где материально- техническая база позволяет использование компьютера, целесообразно использовать информационно коммуникативные технологии (ИКТ). Живой интерес у детей вызывает использование на уроках учебных дисков, презентаций по предметам. Использование компьютеров, мультимедийных средств обучения и интернета облегчает проведение уроков, делает их более современными, насыщенными и интересными, хотя и требует от учителя определённых навыков и более тщательной подготовки.
Итак, правильное комплектование объединенных классов, умелое составление расписания, планирование урока, характер учебного оборудования, умелое сочетание методов обучения, чередование самостоятельной работы с объяснением учителя, рациональное использование времени на уроках влияют на организацию учебных занятий, а, следовательно, и на качество обучения в малокомплектной начальной школе.

Заключение
Работая по данной теме, проанализировав теоретический материал и методическую литературу об особенностях учебного процесса в малокомплектной начальной школе можно сделать вывод, что на сегодняшний день это одна из наболевших проблем.
Но несмотря на большое количество недостатков в построении обучения в МКШ, преодолевая трудности и используя положительные стороны при одновременной работе с несколькими классами, учителя малокомплектных школ успешно разрешают учебно-воспитательные задачи, стоящие перед школой.
В сфере образования Республики Казахстан создаются благоприятные условия для развития национальной модели, обеспечивающей широкий доступ к качественному образованию на всех уровнях («Концепция развития малокомплектных школ в Республике Казахстан на 2011-2020 годы»2010г)
Особую актуальность представляет развитие малокомплектных школ на основе модернизации ее содержательного, управленческого и ресурсного аспектов.
Концептуальные цели:
1. Развитие инфраструктуры МКШ, обеспечивающей равный доступ всех детей к качественному образованию
2. Развитие современной системы управления, способной осуществить переход к 12-летней школе.
3. Усиление роли всех субъектов образовательного взаимодействия на принципах личностно- ориентированного образования.
4. Обеспечение системы образования МКШ квалифицированными кадрами
Задачи:
1.Создание корпоративной системы управления
2.Повышение статуса педагогических работников МКШ
3. Совершенствование содержания и организации образования в МКШ
4. Внедрение электронного обучения
5.Развитие современной инфраструктуры МКШ, сети ресурсных центров, организации подвоза детей в опорные школы.
7.Совершенствование системы финансирования МКШ
Таким образом, учителя начальных классов, работающих в МКНШ должны придерживаться в построении учебного процесса, главной стратегии, обеспечивающей равный доступ каждого обучающегося к качественному образованию. Развитие конкурентоспособного человеческого потенциала для экономического благополучия страны.

Список литературы
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Учебно-воспитательный процесс в малокомплектной начальной школе» / Сост. С.К. Жунусбеков, К.Р. Жуманбаева, А.К. Укенова – Караганда 2016.
Концепция развития малокомплектных школ в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. Дуйсебек А.Т., Адильгазинов Г.З., Контаев С.С., Лахтина Т.Л., Солтанбекова О.Т. , Белошниченко Е.В., Серёменко Н.П. , Бучина И.С. // http://shortandy.akmoedu.kz/documents/view/D4FD7320B6AD5B1A/http://kzbydocs.com/docs/805/index-15662-1.html //Особенности организации обучения в малокомплектной начальной школе. 2014г.
http://multiurok.ru/bondarenko7/files/osobiennosti-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-v-malokompliektnoi-shkolie-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos.html //Особенности организации учебного процесса в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС. Бондаренко Светлана Алексеевна, 2015г.
http://studopedia.ru/3_50359_malokomplektnie-shkoli-i-ih-tipi-osobennosti-organizatsii-uchebno-vospitatelnogo-protsessa-v-malokomplektnoy-shkole.html// Малокомплектные школы и их типы. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе. 2002г.
http://metodichka.web-box.ru/metodika/metody-obuchenija/ персональный сайт учителя информатики. Персональный сайт учителя информатики Дьяченко Екатерины Михайловны.
http://studopedia.org/1-23215.html //Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе.
http://www.studfiles.ru/zkgu/ Теория и Технология пед процесса в малокомплектной школе- Пособие .
https://infourok.ru/specifika-organizacii-uchebnovospitatelnogo-processa-v-selskoy-malokomplektnoy-shkole-statya-439631.html// Специфика организации учебно- воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе. Е.Н. Ким.
http://rudocs.exdat.com/docs/index-7452.html//Теория и технология педагогического процесса в малокомплектной начальной школе: Учебное пособие – Алматы: Казахский Национальный Педагогический Университет им. Абая, 2010.