ФГОС дошкольного и начального образования: решение проблемы преемственности в МАОУ СОШ №59 «Перспектива»


ФГОС дошкольного и начального образования: решение проблемы преемственности в МАОУ СОШ №59 «Перспектива»

Проблема непрерывности образования существует столько, сколько существует педагогика. Смысловое определение этого термина было введено ещё Я.А.Каменским. «Крепким,- писал он, - может быть только то, что тесно связано во всех своих частях». Обучение, считал он, только тогда будет успешным, «если всему будет прочное основание, если указанные основания будут закладываться глубоко; всё последующее будет опираться на предыдущее; все связываемое между собой будет связываемо постоянно».
Позади 15-летний опыт кропотливой и плодотворной работы по созданию уникального комплекса сочетающего в себе две ступени образования – дошкольного и начального общего образование. На протяжении всего этого времени весь педагогический коллектив занимался решением различных аспектов данной проблемы в режиме экспериментальной деятельности школьного уровня. Пройдя такой длинный путь в данном направлении, мы конечно не избежали неудач и успехов, непонимания и противоречий. Работая в условиях знаниевой парадигмы образования, мы столкнулись с основным противоречием, которое на наш взгляд крылось, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций.
Учителя считали, что преемственность – это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Сетовали, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения.
Для воспитателя обеспечить преемственность - значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые придут в школу, не было никаких претензий. Считали, что чем больше знаний, умений и навыков они дадут каждому ребёнку , тем лучше, зачастую дублируя содержание первого года обучения. Родители хотели все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимали его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить, упуская из виду тот факт, а, насколько необходимо «особо продвинутые» достижения ребенку именно сейчас – в дошкольном детстве.
Решение проблемы было передоверено психологам. И мы абсолютно согласны с их видением данного вопроса. С их точки зрения «преемственность» на дошкольном этапе развития означает обеспечить предпосылки к школьному обучению, иными словами общую готовность ребенка к школе без каких бы то ни было негативных последствий для психики.
С целью объединения всех заинтересованных участников, педагогическим коллективом нашего учреждения была проведена работа по разработке научно - практического подхода в создании органичного соединения детского сада и начальной школы.
На современном этапе огромным подспорьем в нашей работе явилось введение ФГОС для дошкольников, принятие и утверждение которых создали нормативную основу преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах – дошкольное образовательное учреждение – начальная школа.
Выполнив сравнительный анализ ФГОС дошкольного и начального образования, можно сделать следующие выводы:
В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретико-методологическая основа – системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
осуществление образовательной деятельности с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Также можно заметить, что в образовательной деятельности используются единые формы работы:
совместная деятельность детей;
совместная деятельность взрослого и детей;
самостоятельная деятельность.
Следующее: цели ФГОС НОО являются как бы продолжением целей, поставленных ФГОС ДО:
развитие физических качеств – укрепление физического здоровья;
формирование предпосылок учебной деятельности – формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств – духовно-нравственное развитие и воспитание.
Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.
В связи с переходом начальной школы на новые стандарты
образования, особое значение приобретает вопрос формирования УУД.
Согласно ФГОС УУД – совокупность способов действия, благодаря которым ребёнок осваивает все компоненты учебной деятельности.
В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы УУД как основа умения учиться.
В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки УУД.
Применительно к моменту поступления ребёнка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных УУД.

Предпосылки УУД у детей при поступлении в школу Планируемые результаты на конец 1 класса
- умеет положительно относиться к себе, обладает чувством собственного достоинства - понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей, умеет оценить себя по критериям, предложенными взрослыми
- положительно относится к школе
-умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека
- умеет уважать достоинство других -умеет ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей
- умеет уважительно относиться к чужому мнению
- умеет понимать чувства других людей и сопереживать им
- умеет беречь свои вещи - умеет бережно относиться к материальным ценностям
-уважает и принимает ценности семьи и общества
- Любит свою Родину и свой край
-умеет взаимодействовать со сверстниками взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры, договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре
- в обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнёров - умеет взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности, договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции
-умеет обсуждать возникшие проблемы, правила
- может поддержать разговор на интересную для него тему -умеет обсуждать возникшие проблемы, правила
- может поддержать разговор на интересную тему
- умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности
- умеет делать самооценку и себе и своим действиям -умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности
- умеет делать самооценку себе и своим поступкам
- Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах -умеет адаптироваться к некоторым сложным ситуациям
Из данных таблицы видно, что предпосылки УУД дошкольника находят своё развитие на начальной ступени образования.
Также преемственная связь просматривается при обобщении и
сопоставлении требований к выпускнику ДОУ и требований результатов обучающихся начального образования.
Отталкиваясь от современной трактовки понятия «преемственность», которое сегодня характеризуется более широко - как «непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода», нами были определены ведущие дидактические принципы и организационно – педагогические условия построения преемственной развивающей образовательной системы, в которой мы обозначили важнейшие аспекты проблемы преемственности: управленческий и структурно – организационный, целевой, содержательный, технологический, психологический.
Остановимся подробнее на каждом аспекте.
1. Управленческая и структурно – организационная преемственность подразумевает наличие общего руководства, единых требований, предъявляемых к процессам обучения и воспитания, единство педагогических установок и обеспечивается нами реализацией общих подходов к управлению и организации работы по осуществлению преемственных связей, которые вырабатываются участниками процесса в ходе проведения совместных мероприятий: педсоветов, круглых столов, семинаров – практикумов, методических совещаний специалистов, совместных мероприятий. Так традиционно августовский педсовет проводится совместно для всего педагогического коллектива школы и детского сада. На нем обсуждаются результаты работы учреждения за прошедший год и принимаются совместные цели, задачи и план работы на предстоящий учебный год.
2. Целевая преемственность обеспечена согласованием целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы учреждения, т.е. подчиненность всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки. Нами сопоставлены и приведены в соответствие модели выпускника ДОУ и первоклассника школы.
3. Содержательная преемственность обеспечена созданием сопряженных учебных планов и программ, их согласованием по отдельным ведущим образовательным областям с учетом ведущей деятельности и возросшей компетентности воспитанников.
Пытаясь найти ту программу, которая на деле реализует все принципы непрерывного образования, уделяя должное внимание дошкольному детству, педагогический коллектив принял решение о совместной работе по Образовательной системе «Школа 2000». Данная система реализуется в нашем детском саду с 1996 г и свое логическое продолжение в школе она имеет в качестве образовательных систем «Школа 2000» и «Перспектива». Выбор данных программ был не случайным. В их основе лежит технология развивающего обучения, а введение стандартов второго поколения, в основу которых положен системно-деятельностный подход, ещё более утвердил правильность выбранной нами программы обучения для дошкольников и младших школьников.
Также просматривается преемственность программ предметных курсов.
Сохраняя принцип преемственности в образовательной деятельности , а также в целях согласованности содержания обучения, для дошкольников был выбран курс «Мир открытий» под редакцией Л.Г.Петерсон, для начальной школы –надпредметный курс «Мир деятельности» в рамках внеурочной деятельности .
Работая в одном учреждении, педагоги нашей школы начинают работать не с «нуля», а подхватывают достижения дошкольника, развивая его потенциал, заложенный педагогами дошкольных групп.
Так занятия английским языком для детей дошкольного возраста начинаются с 3-х лет по учебникам И.Н.Верещагиной и имеют своё продолжение в начальной школе в форме уроков английского языка, курса «Учимся играя» для первых классов в рамках внеурочной деятельности (т.к. в 1-ом классе в учебном плане нет часов для занятий иностранным языком) и предметного кружка «Весёлый английский» для 2-4 классов по учебным комплектам И.Н.Верещагиной.
Современный образовательный процесс немыслим вне информатизации. Взяв свое начало в детском саду курс по информатике по образовательной системе «Школа 2000..»
( учебник «Информатика для дошкольников» А.В.Горячев и Н.В.Ключ) продолжается в школе в виде уроков информатики и занятий в предметном кружке «Инфознайка» по учебникам того же автора.
Нельзя обучать, не воспитывая. Интеграция основного и дополнительного образования - одно из приоритетных задач коллектива. Наше любимое детище – Центр дополнительного образования, который осуществляет свою деятельность на единой организационной основе. Панорама дополнительного образования представлена широкой сетью кружков, секций, студий в которых дети начинают заниматься находясь в стенах детского сада и перейдя в школу у них есть возможность продолжить посещать любимые секции. Причем детям не надо расставаться с любимыми педагогами и привыкать к новым, расписание кружков и секций составлено так, что часть времени преподаватели кружков работают в школе, а часть в детском саду.
В какой школе нет празников, наша школа не исключение. У нас они все объединены в Годовой круг традиций и праздников. Это и совместные Дни Зоровья, конкурс «Строя и песни»; отчетный концерт педагогов дополнительного образования «Апрельские премьеры», фестиваль театрального искусства и др.
4. Технологическая преемственность обеспечена нами отбором общих педагогических технологий, методов и средств обучения и воспитания , выработкой общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. Для реализации образовательных программ наши педагог как в детском саду, так и в школе в своей работе используют современные образовательные технологии:
личностно-ориентированные технологии;
метод проектов;
технология исследовательского обучения;
технология развития критического мышления;
информационно-коммуникационные;
здоровьесберегающие технологии;
технология проблемного обучения;
технология «Портфолио»;
технология «Ситуация»
Несколько слов о технологии «Портфолио». Преимуществом данной технологии в школе и ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, являясь способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период. Работу по созданию портфолио регламентирует разработанное нами «Положение о ведении портфолио» и начинается она с первых дней поступления ребёнка в детский сад. Став школьниками копилка достижений продолжает пополняться в школе с учетом изменения статуса ребёнка.
5. Психологическая преемственность обеспечивается совершенствованием форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и в школе с учетом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом. При этом и в детском саду и в школе обеспечивается адекватное этому возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок с опорой на эмоционально – положительное общение.
Образовательный процесс строится на основе глубокого всестороннего изучения личности школьника путем создания психолого-социологического сопровождения каждого ребёнка, научно-обоснованного диагностирования, анализа динамики развития каждого ребёнка, создания соответствующих условий для удовлетворения его растущих потребностей и активного участия в жизни социума.
Считаем, что только такое единение всего коллектива с общими целями и задачами, под общим руководством способно успешно решить проблему преемственности двух смежных ступеней образования. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.