Самоанализ педагогической деятельности учителя географии



Самоанализ педагогической деятельности
учителя географии Муниципального Бюджетного общеобразовательного учреждения средней образовательной школы № 19
Чебыкиной Нины Леонидовны


Информация об уровне профессиональной компетенции
Квалификационные требования
Самооценка уровня знаний и степени владения критериями

Квалификация:
знание принципов образовательной политики в РФ, стратегию развития образования в России и в ХМАО- Югре; законодательных и нормативных документов в образовании.

Знание содержания основ педагогики, психологии, новейших достижений педагогической науки и практики.

Знание современных психолого-педагогических концепций образования и технологий. Их реализация в рамках данного учебного предмета:

- проблемное обучение;
- развивающее обучение;
- укрупнение дидактической
единицы информации;
- развитие познавательного
интереса;
знание требований государственного образовательного стандарта по предмету. Понимание места преподаваемого предмета в общем образовании учащихся.
Владение анализом педагогической деятельности.
Знание методик анализа учебно-воспитательной работы по предмету.



Профессионализм:
Владение педагогом диагностическим
инструментарием и принципами разноуровневого и дифференцированного обучения.

Повышение профессиональной квалификации:

- самообразование;
- курсы повышения квалификации;
- участие в работе методических
объединений города;
- участие в конференциях,
семинарах, конкурсах разного
уровня и др. формах методической
деятельности.
Разработка педагогической технологии (ее элементов) или отбор оптимальных методов, средств, форм обучения и воспитания.

Владение приемами целеполагания и прогнозирования педагогических результатов.

Организация индивидуализации образовательного процесса.

Организация самообразования учащихся.

Наличие умения отбирать учебный материал по предмету при:

-организации решения задач;
- проведении различных видов
самостоятельной работы
учащихся;
- использование методов активного
обучения;
- организация эксперимента и
практических работ учащихся.
Использование технологий педагогики развития личности.

Создание условий для реализации творческих возможностей учащихся.


Считаю, что знание принципов образовательной политики в РФ и в ХМАО- ЮГРЕ, понимание концепции, идей и структуры содержания развития общего образования, знание нормативно-правовых документов дает мне возможность оценивать действующие образовательные программы по географии, исходя из гуманистических ориентиров учебно - воспитательного процесса.
Имею разносторонние знания преподаваемого предмета, смежных дисциплин, таких как экономика, история, экология, что позволяет мне организовывать образовательное пространство, выходя за рамки программного уровня, учитывая творческие возможности обучающихся, особенности предметов и требований образовательных стандартов.
Знаю и использую различные источники информации по вопросам дидактики, психологии, физиологии управления познавательной деятельностью учащихся.
Сегодня гуманистическая парадигма образования направлена на модернизацию образования, которая опирается на принципы гуманизации, гуманитаризации и информатизации. Поэтому в своей работе (наряду с традиционными) стараюсь использовать особенности современных и перспективных технологий: проблемного диалогового обучения и воспитания, педагогики сотрудничества (Ю.И. Латышев), дифференцированного обучения (внутриклассная, классы коррекции, элективная дифференциация), развивающего обучения (составление плана, рассказа по ключевым словам, группировка сведений, моделирование, нравственная оценка поступка, историческое сочинение, эссе и др.), интерактивные технологии (работа в парах, в малых группах, с интерактивной доской, незаконченное предложение, деловая игра, «займи позицию», ассоциации и др.).
Умею всесторонне анализировать образовательный процесс. Деятельность учащихся организую с учетом их познавательных возможностей, которые диагностируются в различных курсах географии. Анализирую объем информативной памяти, степень образности восприятия и воображения, уровень логического мышления, диагностирую индивидуальное различие в мышлении, мыслительные способности учащихся. Для диагностики использую познавательные и диагностирующие задания, предложенные Е.Е.Вяземским, О.Ю.Стреловой и разработанные самостоятельно.

Владею диагностическим инструментарием и принципами разноуровневого и дифференцированного обучения. Составлены и используются разноуровневые задания по курсу географии.


Владею основами самомониторинга, выбираю оптимальные формы повышения своего профессионального мастерства: коллективные (выступление на педагогическом совете по теме «Традиции и инновации в процессе предпрофильной и профильной подготовки школьников»), групповые (выступления на заседаниях методических объединений школьного- «Использование информационных компьютерных технологий на уроках географии», «Педагогические условия качества подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по географии, индивидуальные (самообразование ( работая над методической темой «Интерактивные технологии на уроках географии»,создала и внедрила систему заданий по изучению понятий, терминов, посещаю уроки у коллег, создала собственную базу лучших сценариев уроков, мероприятий, интересных приемов и находок на уроке, своевременно и заинтересованно прохожу курсовую подготовку ).
Владею методикой проведения психолого-педагогической диагностики и образовательного мониторинга, широко использую современные информационные технологии на всех его этапах, сбор информации осуществляю различными методами: наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, собеседование. Особое внимание уделяю мониторингу определения ценностной ориентации личности, так как это важнейшая психологическая предпосылка организации успешной учебно-воспитательной работы, как с отдельным школьником, так и с классом в целом.
Анализ результатов мониторинговых исследований позволяет мне определять уровень проявления тех или иных качеств, адаптировать их с учетом особенностей развития детей, отслеживать динамику сформированности академических и предметных компетенций, осуществлять прогнозирование результатов и скорректировано строить учебный процесс.
Главной целью образования является развитие личностных качеств. Организация проблемных уроков , ситуаций дает мне возможность развивать все жизненноважные качества обучающихся: мышление, речь, эффективное внимание, общение, творчество, воспитывать толерантность, творческую активность, культуру чувств и эмоций, ответственность. Проблемные уроки провожу в разных формах: собственно урок, лекция, круглый стол, игра и др.
Данная технология активно «взаимодействует» с основными образовательными технологиями: личностно- ориентированного обучения и воспитания (реализует цели развития личностных качеств), дифференцированного (проблемный урок строится с учетом особенностей конкретного класса), поэтому эти уроки проходят интересно, продуктивно.
Шесть процентов уроков истории в 10- х классах запланированы и проходят на основе проектной технологии. Школьники учатся отбирать самостоятельно материал, планировать собственную деятельность и своих товарищей, развивают навыки общения. Удачными были проекты десятиклассников по теме «Альтернативы развития России в XVI веке», посвященные истории Великой Отечественной войны, вопросам культуры. При обучении я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские. Проект ученицы 9 класса «Декларация прав человека» в 2008 году занял 1место в городском конкурсе творческих работ. Урок- игра»Организация предвыборной компании и выборы мэра 2020» стал стартовым для двух учащихся 10 Б класса, которые продолжили свое участие в городском конкурсе «Мэр 2020».
Работаю над методической темой «Интерактивные технологии на уроках истории». Часто использую на уроках такие формы интеракции, как: работа в парах, в малых группах, ассоциации, «займи позицию» (зачитывается какое- либо утверждение и учащиеся должны согласиться или нет, но свою позицию обязательно объяснить). На уроках обществознания и права главный методологический принцип –диалогизм, поэтому предпочтение отводится тем методам, которые предполагают активную позицию ученика- это уроки- лекции с проблемным изложением, урок- решение задач, эвристическая беседа, дискуссии, деловые игры, семинары. Например, урок- семинар «Правовое государство. Его сущность» построен на работе с текстом Конституции РФ. Одна из основных учебных задач урока- доказать, что основополагающие принципы Конституции РФ соответствуют принципам правового государства. В спорах и дискуссиях учащиеся углубляют, систематизируют и закрепляют свои знания, получая ценные навыки самостоятельной работы, самостоятельное мышление.
Сегодня интересно разработать, эффективно и качественно провести интерактивный урок мне помогает и интерактивная доска. Такая доска позволяет развивать и реализовывать творческий потенциал школьников, формировать их познавательную и практическую деятельность, повышает учебную мотивацию.