Самоанализ педагогической деятельности учителя биологии


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Верхнекольцовская основная общеобразовательная
школа








САМОАНАЛИЗ

учителя биологии
Болотовой Татьяны Петровны












х. Верхнекольцов, 2015 г


Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Сегодня учитель приобретает иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.
Уровень познавательных способностей моих учеников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению, следовательно, основной целью педагогической деятельности считаю - развитие познавательных способностей учащихся через различные виды деятельности.
Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются:
1. Повышение мотивации к обучению биологии.
2. Повышение качества знаний учащихся через развитие памяти, творческого мышления и биологической речи учащихся.
3. Формирование самостоятельной творческой личности.
В достижении поставленных задач не малая роль отводится оснащенности учебного процесса. Здесь я использую:
1. УМК под редакцией В.В. Пасечника с 5 по 9 класс, утверждённый Министерством образования РФ (2004г);
2. рабочие программы;
3. МТБ кабинета биологии;
4. дидактические материалы.
Для повышения мотивации учащихся использую уроки с применением ИКТ: с этой целью готовятся компьютерные презентации, а также используются готовые информационные ресурсы и электронные модули.
На уроке использую различные виды деятельности учащихся, что делает урок интересным. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания, определяю рациональную методику. Формирую познавательный интерес не только через содержание материала, но также через практическую деятельность.
Побудить мыслительный процесс ученика мне помогают такие методы как: исследовательский, поисковый, метод проблемных ситуаций. При этом я опираюсь на два главных принципа обучения – дедуктивность (сначала рассматриваются более общие вопросы, затем – частные) и цикличность изучения материала с постоянным его усложнением. Важно научить ученика видеть общее в частном, рассуждать, делать умозаключения. Задания я стараюсь конструировать таким образом, чтобы при их выполнении ученику требовалось высказывать свои суждения, подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу, сделать умозаключение на основании фактов или теорий.
Мотивация – волшебное слово для работы с детьми. Её основу составляет потребность в чём - либо. Это процесс побуждения себя и ребят к деятельности для достижения личных целей. Создание положительной мотивации учения способствует формированию навыков самообразования, развивает у учащихся познавательную активность и самостоятельность.
Для формирования мотивации на разных этапах урока и развития учащихся подбираю рациональные виды работ, создаю ситуацию успеха. В своей работе использую различные приёмы мотивации учебной деятельности.
Для учащихся 5 -7 классов:
Загадка, тайна
Опорные схемы
ИКТ – технологии
Наличие соревновательных элементов
Нарисуй, как понял
Создание ярких наглядных образных представлений
В 8-9 классах использую такие приёмы как:
Создание проблемной ситуации
Противоречие фактов
Опора на жизненный опыт
ИКТ – технологии
Учащихся всех классов привлекаю к оценочной деятельности, считаю обязательным использование комплекса поощрительных действий.
На мой взгляд, основная проблема урока - повышение качества знаний учащихся. Для реализации этой задачи анализирую содержание раздела «Основные знания и умения учащихся». При изучении нового материала использую приемы и методы, способствующие развитию памяти, внимания и мышления - эвристические, исследовательские. Для более подготовленных учащихся использую карточки-инструкции, для слабоуспевающих - тесты с выбором ответа, яркие слайды, неоднократные повторения, игровые моменты. Развитию учащихся способствуют и применяемые мною формы организации обучения. Основной формой является урок. Важным для себя считаю его структурирование. Не отвергая традиционного метода построения урока, применяю и нетрадиционные формы. Урок формирования новых знаний - это урок-исследование, семинар, конференция, дискуссия. Эти уроки пользуются успехом у учащихся старшего звена, ребята 5 – 7 классов предпочитают уроки – путешествия, аукционы, ролевые игры. Уроки проверки знаний – зачеты, смотры знаний (8-9 классы), защита проектов, викторины, групповые соревнования (5 – 7 классы).
Применяю разные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, фронтальную. Групповая работа помогает формированию коммуникативных навыков общения, достижения общего результата в решении проблемы. Такая форма работы используется мною нечасто, преимущественно на самых трудных или самых важных для решения учебно-воспитательных задач темах программы. Применение таких уроков на практике способствует заинтересованности в предмете, они дают возможность проявить способности, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение.
С целью закрепления знаний использую на уроках опорные конспекты, схемы, алгоритмы, обобщающие таблицы. Использую в работе со старшеклассниками изложение материала блоками, объединенными общей темой. Ученики получают хорошую возможность повторить материал, разбросанный по 2-3 годам обучения.
Немаловажное значение для учащихся имеет итог урока, который отражается в памяти ученика. А если одновременно включается не один вид памяти, а затем идет закрепление с помощью практических действий, то знания остаются надолго. Именно с целью закрепления знаний использую на уроке карточки-тесты, кодификаторы. В системе работы по предмету накоплен собственный методический пакет контрольно- измерительных материалов, отражающих как предметную специфику выделяемых педагогических технологий, способов деятельности, приемов, так и уровень их реализации. Наиболее востребованной и методически обоснованной системой контроля результатов учебно-познавательной деятельности учащихся является педагогическое тестирование. Итоговая государственная аттестация в форме ОГЭ требует развития у учащихся навыка работы с тестами. Для тематической проверки знаний учащихся в процессе экспресс - контроля и для итоговой проверки знаний и умений мною используются тесты, причем в заданиях используются различные типы тестов, что позволяет стимулировать различные интеллектуальные умения школьников.
В своей работе успешно применяю педагогическую технологию сотрудничества, цель которой усвоение знаний, умений с учетом потребностей и возможностей развития ученика. Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным. Необходимо дать каждому ученику всестороннее и гармоническое развитие, создать условия для самореализации личности.
Для развития творческого мышления учащихся считаю полезным использование метода проектов. Особенно актуален этот метод при изучении биологии на второй ступени обучения. Стоит отметить неоспоримые плюсы данного метода:
развивает познавательный интерес
позволяет использовать разные формы работы: дискуссии, изучение литературы, сбор информации и т.п.
знания находят практическое применение
устанавливается связь с жизненным опытом детей
в групповых проектах школьники овладевают умением сотрудничать, слышать друг друга, оказывать взаимопомощь

Развитию самостоятельности и творчества учащихся способствует исследовательская деятельность учащихся. Наиболее успешно навыки исследовательской деятельности формируются в том случае, когда каждый учащийся ставится в позицию исследователя, экспериментатора, добивающегося собственных результатов.
Учебно-исследовательская работа - новый вид школьной работы и новый вид моей педагогической деятельности. Его достоинство состоит в том, что он развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и дает ребенку радость открытия. Изменяется роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении. Учитель, руководитель исследовательской работы, включен в исследование поставленной проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения эксперимента. Это дает возможность мне более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, так как невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.
Исследовательская работа подросткам интересна, им нравится обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. В этом возрасте, отмечают психологи, школьников привлекают самостоятельные формы занятий на уроках, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке и за пределами школы. Это делает моих учеников взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и глазах товарищей. С учащимися 8 класса мы провели исследование по теме «Рациональное питание школьников».
Для развития творческого мышления учащихся я использую тематические беседы, лабораторные работы, опыты. Этот вид деятельности не может прекратиться со звонком с урока, а продолжается на элективных занятиях, предметных мероприятиях. Одно из таких общешкольных мероприятий было проведено мной в рамках экологической недели и носило название «Экологический форум». Ребятами из разных классов были предложены на суд жюри проекты по охране окружающей среды, лучшие из которых заслужили дипломы. Также проводилась экологическая викторина с использованием красочной презентации и видеороликов.
За последние три года педагогической деятельности мною успешно проведены несколько элективных курсов по биологии различных авторов:
«Лекарство и человек» 9 класс
«Экология человека» 9 класс
Анализируя свою педагогическую деятельность отмечаю, что сложившаяся система работы дает положительный результат. Это видно по результатам успеваемости за последние три года.
Учебный год
Качественная успеваемость ( % )
Абсолютная успеваемость ( % )

2011 – 2012
45
98

2012 – 2013
66
100

2014 – 2015
60
98

Участие учащихся в дистанционных конкурсах (Всероссийский уровень)

Учебный год
Название конкурса
Количество участников
Результат

2011
«100 Великих. Биологи»
3
3, 3, 5 места

2011
«Биология в лицах»
2
участие

2012
«Живой мир рядом с нами»
2
15, 29

2012
Всероссийская олимпиада по биологии «Человек»
2
участие

2013
«Путешествие в затерянный мир»

1
1 место по субъекту федерации

2014
«Эти удивительные животные»
1
1 место по субъекту федерации, 4 - по стране


Результатом достижений учащихся является ежегодное участие в олимпиадах по биологии, как школьного, так и районного уровня.


Результаты участия в ГИА

Учебный год
Класс
Количество
участников
Форма
аттестации
Качественная
успеваемость
Абсолютная
успеваемость

2010-11
9
5
устная
80
100

Поступление учащихся в учебные заведения с биологическим профилем

Учебный год
Количество поступивших
Название учебного заведения

2012
1
Медицинский колледж (г. Ростов на Дону)

2013
1
Педагогический колледж (г. Шахты)

2014
1
Константиновский с/х техникум


В своей профессиональной деятельности поддерживаю тесную связь с коллегами по работе: обмениваюсь опытом, методическими разработками, посещаю уроки коллег. Участвую в организации и проведении всероссийских дистанционных викторин, отмечена благодарностями. Принимаю активное участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах.
Постоянно ищу новинки в методической литературе, газетах, журналах, Интернете, занимаюсь самообразованием, которое осуществляется по плану:
изучение сборника нормативных документов по биологии Федерального компонента государственного стандарта образования;
изучение федерального базисного учебного плана и программ по биологии;
изучение методической копилки элективных курсов;
изучение опыта работы методического объединения;
изучение публикаций журнала «Биология в школе» и газеты «Первое сентября» на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]., научно – методического журнала «Биология. Всё для учителя» на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – osnova.ru;
самосовершенствование по владению ИКТ;
систематическое знакомство с материалами сайтов Интернета и методической копилки учителей.
Повысить уровень квалификации мне помогают курсы:
1.«Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС»по предмету «Биология» ЦИТО г.Киров 108ч
2.Системно-деятельностный подход как основа реализации Федерального государственного стандарта нового поколения на уроках
химии»г.Санкт-Петербург 72ч





























4, Знак Знак Знак Знак Знак Знак