Конспект урока Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения.

Биология 6 класс. Урок 3. Дата: 11.09.2013 г. Тема. Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения.
Лабораторная работа № 1.
Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов.
Задачи урока: познакомить учащихся с разнообразием растений; сформировать понятие «орган»; углубить знания о вегетативных и генеративных органах растений, углубить знания учащихся о внешнем строении цветкового растения; научить их работать с ручной лупой; зарисовывать изучаемый объект и обозначать органы; познакомить с внешним строением листа спорового растения папоротника и с его спорами.; показать различия между споровыми и семенными растениями. Средства обучения: таблицы «Органы цветкового растения», «Голосеменные растения», «Папоротники», «Водоросли», «Мхи»; гербарий споровых и семенных растений, экземпляры живых цветковых растений; спороносные листья папоротника; гербарий папоротников. Ход урока ^ I. Контроль знаний о многообразии жизненных форм растений, о продолжительности жизни растения, о происхождении разнообразия культурных растений, об умении различать жизненные формы растений. (Фронтальный опрос с использованием дидактической карточки № 2.) ^ П. Изучение нового материала
Орган как часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции в жизни организма. Органы растения. (Актуализация знаний учащихся об органах растений и животных; беседа.)
Вегетативные органы растения корень и побег. Вегетативное размножение. Бесполое размножение спорами. (Беседа с элементами объяснения и использованием схемы и рис. 10 § 2 учебника.)
Генеративные органы растения. Генеративные органы водорослей и мхов гаметангии, а их продукты половые клетки (гаметы). Цветок, плод, семя и гамета как участники полового размножения цветковых растений. (Рассказ с элементами объяснения; использование схемы на с. 12 учебника.)
Цветковые и хвойные как семенные растения. Особенности хвойных растений. (Самостоятельная работа с текстом § 2 учебника, демонстрация таблиц и гербария семенных растений; беседа.)
Споровые растения (водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны) и их особенности. Спора как специальная клетка, которая представляет собой зачаток организма. (Рассказ учителя с использованием таблиц и гербария споровых растений.)

 Закрепление знаний о вегетативных и генеративных органах растений; об особенностях органов семенных и споровых растений; о способах размножения растений. (Выполнить задание 2 в рабочей тетради № 1; ответить на вопросы.)
Домашнее задание: выучить § 2 учебника; выполнить задания 1-2 в рабочей тетради № 1; подготовиться к лабораторным работам № 1 и № 2.
Контроль знаний и умений Задание. Для каждого из органов растения выберите нужные характеристики и соответствующие им цифры занесите в таблицу:

корень
стебель
лист
цветок
плод
семя

Определение органа
2
6
5
1
3
4

Продолжительность роста органа
1
1
2
2
2
2

Определение органа растения:
Генеративный видоизмененный побег.
Осевой вегетативный подземный орган, никогда не несет листья.
Орган размножения, образующийся при разрастании завязи или других частей цветка, содержит семена.
Орган полового размножения, заключенный в плод.
Боковой вегетативный орган на стебле, имеющий двустороннюю симметрию.
Осевой вегетативный орган, несущий листья и почки.
Продолжительность роста органа:
Рост органа в течение жизни растения не ограничен.
Рост органа ограничен.
3. Строение цветкового растения. (Выполнение лабораторной работы № 1.
Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов)
Сравнение строения семенных и споровых растений.(Беседа с элементами объяснения.)
5.  Домашнее задание: повторить § 1-2 учебника, закончить оформление лабораторных работ.
Дополнительные сведения Известный шведский ученый Карл Линней в 1753 году в работе «Виды растений» отнес споровые растения к последнему 24-му классу в своей ботанической системе и назвал этот класс «Тайнобрачные». В опубликованной в 1851 году книге «Сравнительные исследования над прорастанием, развитием и плодообразованием высших споровых растений и образованием семян у хвойных» немецкий ботаник В. Гофмейстер описал все циклы развития мхов, хвощей, плаунов и папоротников.
15