Конспект практического занятия Простейшая физиотерапия


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Нижегородской области
«Арзамасский медицинский колледж»
Лукояновский филиал
Конспект теоретического занятия
по ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»
Для специальности 34.02.01 сестринское дело
МДК 04.03 Технология простых медицинских услуг
Тема
«ВОЗМОЖНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ ПАРАНТЕРАЛЬНОМ ВВЕДЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ»
Разработала:
Доронина Оксана Викторовна
Лукоянов 2016 год
Тема: Возможные осложнения при парентеральном введении лекарственных средств.
Продолжительность занятия: 90 минут
Тип занятия: комбинированное занятие
Цели занятия:
- студенты должны изучить признаки инъекционных осложнений;
- причины, приводящие к осложнениям;
- профилактику инъекционных осложнений;
- лечение инъекционных осложнений (инфильтрат, гематома);
- оказание неотложной доврачебной помощи при осложнениях инъекций (анафилактический шок, ошибочное введение лекарственных средств);
Задачи изучаемой темы:
Методические:
Применение комплекса методов обучения:
воспроизводящие, тренировочные  упражнения;
проблемно-поисковые методы (решение задач);
частично-поисковые методы -  самостоятельная работа;
метод проблемного изложения – сочетание словесной информации с элементами проблемности;
индивидуальные имитационные методы (имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций).
Дидактические:
Дальнейшее формирование знаний о профилактике инъекционных осложнений.
Работа с алгоритмами.
Раскрытие роли медицинской сестры  при профилактике инъекционных осложнений.
Работа с универсальными и стандартными мерами безопасности медицинского персонала.
Формирование умений безопасности во избежание осложнений.
Воспитательные:
Воспитание профессиональной аккуратности исполнительности, ответственности к порученному делу.
Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:
умение осознавать ответственность за жизнь пациента;
умение анализировать свое поведение;
воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.
Развивающие:
Формирование у студентов:
навыка анализа и синтеза изучаемого материала;
способности осуществлять внутрипредметные  связи;
способности применять межпредметные связи.
Умение решать проблемные и ситуационные задачи.
Развитие умений анализировать ошибки.
Формирование профессиональных компетенций:
ПК 1.2. Проводить санитарно – гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно – диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно – диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
Формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК. 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК. 10. Бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК. 11. Быть готовым брать на нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и сортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Место проведения: учебная аудитория
Оснащение занятия:
Таблицы;
Фото-видео- материалы;
Ноутбуки;
Проектор;
Тесты;
Ситуационные задачи;
Методы и приемы обучения
№ Метод Основные значения Уровень усвоения Приёмы Мотивация
1. Объяснительно-иллюстративный Организация усвоения информации, путем сообщения им учебного материала. 1 Словесные:
беседа;
рассказ;
дискуссия;
работа с учебным пособием;
Наглядные:
Иллюстрация
Демонстрация
Формирует теоретические и практические знания.
Воспитывает нравственность, терпение, развивает внимание и логическое мышление;
2. Репродуктивный Формировать умение и навыков использование и применение полученных знаний. 2-3 Решение ситуационных задач, выполнение практических заданий, работа по алгоритму. Обогащают знания, формируют умения и навыки, трудолюбие, наблюдательность и аккуратность в работе.
3. Проблемное изложение Раскрытие в
изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения. 2-3 Постановка проблемы, анализ, установление причин наследственных связей. Развивает самостоятельное мышление, быстроту реакций, способствует развитию творческих решений.
Междисциплинарные связи: анатомия, фармакология, физиология.
Технологическая карта занятия:
№ Название и содержание этапа время
1. Организационный момент
Цель: организация начала урока
Метод: словесный 5 мин.
Действия студента
Приветствуют преподавателя
Действия преподавателя
Приветствует студентов, проверка отсутствующих, оценка внешнего вида студентов, организация внимания. 2 Сообщение темы, целей занятия. Мотивация учебной деятельности
Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Метод обучения: словесный
5 мин.
Действия студента
Внимательно слушают преподавателя.
Действия преподавателя
Сообщает тему, цели и план занятия. Мотивирует к изучению темы. 3 Актуализация опорных знаний
Цели: выявить начальный уровень знаний по данной теме, подготовка мышления студентов;
Метод обучения: словесно – наглядный.
15 мин.
Действия студента
Внимательно слушают и выполняют задания преподавателя.
Действия преподавателя
Распределяет задания.
(приложение №1)
4 Ознакомление с новым материалом и первичное его осмысление
Цели: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала;
Методы обучения: объяснительно - иллюстрационный; 40 мин.
Действия студента
Внимательно слушают и осмысливают услышанное. Действия преподавателя
Объясняет осложнения инъекций и правила техники безопасности во избежание осложнений; демонстрирует презентацию;
(приложение№2)
5 Закрепление нового материала
Цели: первичное осмысление и закрепление полученных знаний;
Методы обучения: проблемный метод, частично - поисковый Действия студента
Внимательно слушают задания, решают ситуационные задачи, тесты. Действия преподавателя
Проверка умений применять знания и правила техники безопасности во избежание осложнений. Распределяет задания.
(приложение №3)
10 мин.
6 Оценка деятельности студентов. Рефлексия. Подведение итогов.
Цели: проверка умений применять знания и правила техники безопасности во избежание осложнений;
Методы обучения: словесно - наглядный; 10 мин.
Действия студентов
Внимательно слушают преподавателя, заканчивают фразы из рефлексивного экрана. Действия преподавателя
Оценивает деятельность студентов, озвучивает фразы из рефлексивного экрана.
(приложение №4)
7 Постановка внеаудиторной самостоятельной работы
Цели: закрепление полученных знаний на занятии;
Методы обучения: словесный;
5 мин.
Действия студента
Внимательно слушают, записывают. Действия преподавателя
Озвучивает домашнее задание.
Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела. Практикум». Стр. 310
Составление презентации по изученной теме. Теоретическая часть
Мотивация.
Осложнения, возникающие в результате инъекций, оказывают вред не только физическому здоровью пациента, но и его психическому состоянию. В результате любого осложнения у пациента возникают такие проблемы, как недоверие медперсоналу, страх перед любыми сестринскими вмешательствами, отказ от дальнейшего лечения.
Хотя медсестра не всегда в состоянии предвидеть некоторые осложнения (например, поломку иглы, аллергическую реакцию на введение препарата), она должна хорошо знать причины всех возможных постинъекционных осложнений и выполнять манипуляции в строгом соответствии с правилами.
Если осложнение все-таки произошло, медсестра не должна демонстрировать пациенту собственную растерянность или испуг, это только ухудшит его состояние. Кроме того, может быть упущено время, когда быстрое и грамотное оказание своевременной помощи облегчит течение осложнения и даже спасет жизнь пациента.
Запомните!
О любом случае осложнения, возникающего во время инъекции, медсестра должна своевременно сообщить врачу!!!
Правила техники безопасности
Министерством Здравоохранения Российской Федерации разработан целый перечень мер, которые должен соблюдать медицинский работник:
-Все манипуляции с больными, а также работы с биологическими материалом от больного, необходимо проводить в резиновых перчатках и специальной одежде.
Медицинский персонал должен пользоваться и другими защитными средствами (маска, очки, щитки для защиты глаз), если есть вероятность разбрызгивание материала. При разрыве, проколе и другом повреждении, перчатки следует менять как можно скорее;
- Обязательное тщательное мытье рук после снятия перчаток и специальной одежды перед тем, как покинуть помещение, где проводилась работа с больными, инфицированными или с зараженными биологическим материалом;
- Медицинский работник с нарушениями кожного покрова и экземой не должен принимать участие в проведении процедур инвазивного характера;
- После процедур шприцы, иглы должны помещаться в не прокалываемые контейнеры со специальной маркировкой для обработки или уничтожения. Иглы без обработки выбрасывать нельзя.
Осложнения инъекций и правила техники безопасности во избежание осложнений.
Инфильтрат.
Признаки осложнения: уплотнение, болезненность в местах инъекции, покраснение.
Причины осложнения:
Нарушение техники инъекции (короткие иглы при внутримышечной инъекции, тупые иглы).
Введение не подогретых масляных растворов.
Многократные инъекции в одно и те же анатомические области.
Профилактика осложнений: Устранить причины, вызывающие осложнения.
Лечение осложнений: Согревающий компресс, грелку на место инфильтрата.
Примечание: При присоединении инфекции (нарушение правил асептики), инфильтрат может нагнаиваться, и возникает абсцесс.
Абсцесс (гнойное воспаление мягких тканей с образованием полости, заполненной гноем и ограниченной от окружающих тканей пиогенной мембраной)
Признаки осложнения: Боль, уплотнение, гиперемия в области абсцесса. Местное, а иногда и общее повышение температуры тела.
Причины осложнения: Инфицирование мягких тканей в результате нарушения инфекционной безопасности.
Профилактика осложнения: Устранить причины, вызывающие инфильтраты и абсцессы.
Лечение осложнений: хирургическое вмешательство.
Поломка иглы.
Признаки осложнений: Введение иглы при инъекциях до самой канюли, использование старых, изношенных игл, резкое сокращение мышц.
Профилактика осложнений: Вводить иглу не до конца, а оставлять 0,5-0,7 мм над кожей. Не пользоваться старыми иглами. Перед инъекций проводить психопрофилактическую беседу. Инъекции делать в положении пациента лежа.
Лечение осложнений: Если возможно -вынуть обломок иглы пинцетом. Если это удалось, то извлечь хирургическим путем.
Масляная эмболия.
Признаки осложнения: Масло, оказывается в вене – эмбол, с током крови попадает в легочные сосуды. Возникает приступ удушья, цианоз. Это осложнение чаще всего заканчивается смертью пациента.
Причины осложнения: Случайное попадание конца иглы в просвет сосуда при подкожных и внутримышечных инъекциях или ошибочное введение масляного раствора внутривенно.
Профилактика осложнений: Вводить препарат двух моментным способом, подкожно (иногда внутримышечно).
Лечение осложнений: По назначению врача.
Воздушная эмболия.
Признаки осложнения: Признаки те же, что и масляной, но по времени проявляется очень быстро.
Причины осложнения: Попадание воздуха в шприц и введение его через иглу в сосуд.
Профилактика осложнений: Тщательно вытеснить воздух из шприца или системы для внутреннего капельного введения перед венепункцией.
Лечение осложнений: По назначению врача.
Ошибочное введение лекарственного препарата
Признаки осложнения: Может быть различное – от болевой реакции до анафилактического шока.
Профилактика осложнений: Внимательно прочитать назначение, перед инъекцией прочесть на ампуле или флаконе название, дозу, срок годности.
Лечение осложнений:
Ввести в место инъекции 0,9% раствор хлорида натрия – 50-80 мл.
Положить пузырь со льдом на место инъекции.
Если инъекция сделана на конечности – выше места инъекции наложить жгут.
Дальнейшее лечение по назначению врача.
Повреждение нервных стволов.
Признаки осложнения: Различны в зависимости от тяжести повреждения: от неврита (воспаления нерва) до паралича (выпадение функций).
Причины осложнения: Механическое повреждение иглой при неправильном выборе места инъекции. Химическое повреждение, когда близко с нервным стволом создается депо лекарственных веществ.
Профилактика осложнений: Правильно выбирать место для постановки различных инъекций.
Лечение осложнений: По назначению врача.
Тромбофлебит (воспаление вены с образованием тромба).
Признаки осложнения: Боль, гиперемия, инфильтрат по ходу вены. Может быть повышение температуры тела.
Причины осложнения: Частые венепункции одной и той же вены. Использование недостаточно острых игл.
Профилактика осложнений: Чередовать различные вены для инъекций и использовать острые иглы.
Лечение осложнений: По назначению врача.
Некроз (омертвление тканей).
Признаки осложнения: Усиливающиеся боли в области инъекций, отек, гиперемия или гиперемия с цианозом, затем появление волдырей, язв омертвения.
Причины осложнения: Ошибочное введение под кожу сильно раздражающего средства (например, 10% хлорида кальция).
Профилактика осложнений: введение лекарственных средств должно проводиться только в установленные для инъекций анатомические области.
Лечение осложнений:
Прекратить введение препарата.
Максимально откачать шприцом введенное лекарство.
Место инъекции обколоть 0,5% раствором новокаина, что уменьшит концентрацию введенного препарата.
На место инъекции положить пузырь со льдом.
Примечание: При ошибочном введении подкожно 10% р-ра хлорида кальция – жгут не накладывают, т.к. раствор опасен сильным местным раздражающим действием.
Гематома (кровоизлияние под кожу).
Признаки осложнения: Появление под кожей кровоподтека в виде багрового пятна, болезненность.
Причины осложнения: Неаккуратное проведение внутривенной инъекции, в результате чего прокалывается две стенки вены. Использование тупых игл.
Профилактика осложнений: Тщательное соблюдение техники внутривенных инъекций, использование острых игл.
Лечение осложнений:
Прекратить инъекцию.
Приложить к вене вату со спиртом.
На область гематомы наложить полу спиртовой компресс.
Липодистрофия (дистрофические изменения подкожно – жировой клетчатки в результате частых подкожных инъекций).
Признаки осложнения: Под кожей образуется ямки в местах введения инсулина из –за рассасывания жировой ткани.
Причины осложнения: введение инсулина в одни и те же анатомические области.
Профилактика осложнений: Чередовать анатомические области введения.
Сепсис, СПИД, вирусный гепатит.
Признаки осложнения: Это отдаленные осложнения, проявляются как общее заболевание организма.
Причины осложнения: Грубые нарушения правил асептики, пред стерилизационной очистки и стерилизации.
Профилактика осложнений: исключить причины этих осложнений.
Аллергические реакции.
Признаки осложнений: Зуд, сыпь, острый насморк и т.д. Анафилактический шок.
Причины осложнения: индивидуальная повышенная чувствительность организма к препарату.
Профилактика осложнений:
Перед первой инъекцией спрашивать у пациента о переносимости тех или иных лекарственных веществ.
На титульном листе истории болезни могут быть данные о непереносимости лекарственных веществ.
Перед первой инъекцией антибиотиков провести внутривенную пробу на чувствительность.
Лечение осложнения:
Не оставлять пациента одного.
Приступить к оказанию неотложной доврачебной помощи.
Сообщить врачу.
Анафилактический шок
Может развиться очень быстро, поэтому нельзя терять времени, необходимо оказать экстренную помощь, одновременно сообщить врачу о развитии у пациента аллергической реакции.
Признаки анафилактического шока:
- общее покраснение кожи;
- сыпь;
- приступы кашля;
- выраженное беспокойство;
- одышка;
- рвота;
- снижение артериального давления;
- сердцебиение;
Алгоритм действия:
При появлении признаков анафилактического шока необходимо:
- уложить пациента, сообщить врачу;
- наложить жгут выше места инъекции или пузырь со льдом;
- ввести 0,5 мл 0,1% раствора адреналина подкожно и столько же в место инъекции;
- дать пациенту увлажненный кислород через маску;
- приготовить для введения ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА преднизолон, антигистаминные препараты, приготовить внутривенную системы.
Приложение №1.
Места для подкожных инъекций.

Места для внутримышечных инъекций.

Виды шприцов.

Пути введения лекарственных средств.

Приложение №2
Инфильтрат

Абсцесс

Флебит.

Некроз.

Приложение №3
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1
Процедурная медсестра должна сделать пациенту инъекцию бициллина. Ее действия:
Содержимое флакона быстро набрала в шприц,
Антибиотик Она вызвала пациента в процедурный кабинет, уложила на кушетку, освободила местно инъекции от одежды,
Аккуратно развела бициллин физраствором,
быстро и глубоко ввела в мышцу,
К месту инъекции приложила грелку, обернутую салфеткой.
Верны ли действия медсестры? Если нет, то в чем ее ошибка?
Задача 2
Медсестра, сделав пациенту инъекцию антибиотика увидела, что у него покраснело лицо, появились одышка, приступообразный кашель, рвота. Медсестра прекратила введение лекарства и пошла искать врача, оставив пациента в процедурном кабинете.
Правильно ли она поступила?
Если нет, то каковы должны быть ее действия?
Какое осложнение проявляется данными признаками?
Задача 3
Медсестра ввела пациенту подкожно 2-х моментально масляный раствор. Через два дня пациент пожаловался на боли в том месте, где была выполнена инъекция. При осмотре медсестрой был выявлен инфильтрат.
Что послужило причиной возникновения инфильтрата?
Задача 4
Медсестра перепутала назначения и ввела пациенту не то лекарство. Сразу же после инъекции она обнаружила свою ошибку.
Что обязана сделать медсестра?
Задача 5
Из-за отсутствия иглы нужного размера процедурная медсестра сделала внутримышечную инъекцию 50% анальгина иглой для подкожных инъекций.
Что может стать результатом таких действий?
Задача 6
Медсестра подготовила пациента к инъекции бициллина: уложила, освободила место инъекции. Затем набрала в шприц новокаиновый раствор бициллина и ввела его внутримышечно двухмоментно. После инъекции положила грелку.
Правильно ли поступила медсестра?
Задача 7
Пациенту Д. ввели 500 тыс. ЕД пенициллина. Через 15 минут пациент почувствовал слабость, головокружение и сказал об этом медсестре. Медсестра увидела, что пациент бледен, покрыт холодным липким потом, дыхание учащенное, поверхностное, пульс частый, прощупывается с трудом.
Какое может быть осложнение?
Что делать медсестре в данном случае?
Задача 8
Пациент пожаловался медсестре, что после внутривенной инъекции у него в области локтевого сгиба появился большой синяк. Пациент спрашивает- не опасно ли это?
Что должна сделать медсестра?
Задача 9
Медсестра сделала пациенту инъекцию инсулина, назначенную врачом. После этого пациент отправился в комнату отдыха смотреть по телевизору футбольный матч. Через 45 минут пациент почувствовал себя очень плохо: сильная слабость, головная боль, тошнота, дрожь в руках.
Почему это произошло?
Задача 10
Перед внутримышечной инъекцией медсестра обнаружила на ягодице у пациента уплотнение, гиперемию, местное повышение температуры. Пациент пожаловался, что чувствует в этом месте сильную боль.
Что это за осложнение?
Что должна сделать медсестра?
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Прокол вены называется__________.
Перед инъекцией руки медсестры моются и обрабатываются__________.
В целях профилактики СПИДа медсестра работает в __________.
Сильнодействующие препараты перед внутривенном введением нужно _________ 5% глюкозой или физраствором.
Взятие крови из вены производится в ________ кабинете.
Перед венепункцией из шприца следует тщательно вытеснить _________.
Жгут накладывают на область___________.
Для лучшего набухания вены пациента просят_________.
Для внутривенной инъекции используется игла:
а) длиной 40 мм
б) длиной 60 мм
в) Дюфо
г) длиной 30 мм
10. Установите соответствие.
Вид инъекции: Место инъекции:
Внутримышечная А. Локтевая вена
внутривенная Б. Спинномозговой канал
В. Кожа подлопаточной области
Г. Кожа бедра
Д. Четырехглавая мышца бедра
11. Для взятия крови из вены необходима игла__________.
12. Для внутривенного введения используют шприц емкостью_________мл.
13. Для уменьшения контакта с кровью пациенты медсестре на руки следует надевать___________.
14. Для исследования на СПИД кровь берут из__________.
15. Нельзя вводить в вену _________ растворы.
16. Под жгут необходимо подложить___________.
17. Для внутривенной инъекции необходимо приготовить ______ ватных шарика.
18. Использованные шарики со следами крови замачивают в ________ растворе хлорамина.
19. При взятии крови из вены на биохимическое исследование жгут снимают:
а) после прокола вены углой,
б) после того, как из иглы появилась кровь,
в) после того, как в пробирку потекла кровь,
г) после окончания процедуры
20. Скорость введения в вену сильнодействующих веществ ________ мл/мин.
21. Срок годности системы указан на____________.
22. Система для капельного вливания состоит из воздуховода с иглой, трубки с вмонтированной капельницей, 2-х иголок по концам трубки и ______
23. При попадании воздуха в длинную трубку системы может возникнуть осложнение:
а) тромбофлебит
б) воздушная эмболия
в) масляная эмболия
г) некроз
24. Установите соответствие.
Манипуляция: Лекарственный препарат:
капельное в/в вливание А. 5% раствор глюкозы
подкожная инъекция Б. Суспензия бициллина
В. Раствор камфоры в масле
25. Установить правильную последовательность при подготовке системы к капельному вливанию:
1) выложить систему на стерильный лоток
2) проверить наличие колпачков на иглах, герметичность, срок годности
3) проверить пригодность раствора
4) обработать пробку флакона спиртом
5) ввести иглу воздуховода в пробку
6) закрепить флакон вверх дном на штативе
7) ввести иглу от короткой трубки капельницы в пробку флыкона
8) заполнить капельницу до половины объема, держа ее горизонтально
9) вытеснить из системы воздух
26. Внутривенное введение раствора может быть струйным и_________.
27. растворы для капельных вливаний, приготовленные в аптеке и запечатанные « под обкатку», хранятся не более___________.
28. Перед вливанием раствора следует проверить его название на этикетке, количество, внешний вид и___________.
29. Средствами профилактики СПИДа при капельных вливаниях являются использование одноразовых капельниц, резиновых перчаток и_________.
30. Перед заправкой системы следует проверить ее срок годности, наличие колпачков на иглах и___________.
31. Для венепункции с целью постановки капельницы, на стерильный лоток необходимо положить иглу в колпачке, три ватных шарика и стерильную__________.
32. Установите соответствие.
Манипуляции: количество вводимого раствора:
в/в инъекция А. 1-2 мл
в/в капельное вливание Б. 10-20 мл
В. 0,1 – 0,5 мл
Г. 100-200 мл
33. После использования одноразовой капельной системы необходимо:
а) провести полную предстерилизационную очистку
б) разрезать на при части и замочить в 3% растворе хлорамина на 60 минут
в) выбросить после использования
г) замочить в 1% растворе хлорамина на 60 минут
34. Установить правильную последовательность действий при присоединении капельницы к вене:
1)наложить жгут на среднюю треть плеча
2) обработать локтевой сгиб двумя ватными шариками со спиртом
3) снять колпачок иглы
4) пунктировать вену
5) открыть зажим
6) подсоединить систему к канюле иглы
7) снять жгут
8) отрегулировать скорость поступления капель
9) закрепить иглу лейкопластырем
35. Внутривенно струйно можно вводить не более_______ мл.
36. Растворы для капельных вливаний, приготовленные в аптеке и запечатанные «под обвязку» хранятся не более ________ суток.
37. Перед введением препарата необходимо проверить его концентрацию, количество, внешний вид и __________.
38. При внутривенных капельных вливаниях мероприятиях, препятствующими заражению ВИЧ, являются использование резиновых перчаток, 3% хлорамина и __________.
39. Шарики и салфетки, испачканные кровью, после использования подлежать _________.
Приложение №4
Фразы из рефлексивного экрана 
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…