Рабочая программа по чтение 1 класс 8 вида
Государственное казенное образовательное учреждение Владимирской области
«Дубасовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
«Дубасовской С(К)ОШИ»
___________ Матросова Н.И.
«31» августа 2016 г.
Рабочая программа
По предмету:
«чтение»
для 1 класса
Составитель:
Лебедева А. В., учитель начальных классов
2016-2017 год
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник для 1 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Букварь» авторов В.В.Воронковой и И.В.Коломыткиной. Москва «Просвещение», 2007г
Количество годовых часов 102 – по три уроков в неделю.
Цель:
научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию слова;
выработать элементарные навыки грамотного письма.
Основные разделы содержания курса.
1. Добукварный.
2. Букварный.
Задачи:
Добукварного периода:
-подготавливать учащихся к овладению первоначальными навыками чтения;
-привить интерес к обучению;
-выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка;
-научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;-развивать слуховое восприятие и речевой слух.
Букварного периода:
-формировать звукобуквенный анализ и синтез;
- заложить основы овладения чтением;
- повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
-научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-формировать нравственные качества
Коррекционные задачи:
-развивать слуховое и зрительное внимание;
-развивать устную речь;
- развивать фонематическое восприятие;
-формировать навыки звукового анализа и синтеза;
-формировать умение обобщать и анализировать.
Специфика программы.
Язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику.
Программа образования носит в основном элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является развитие речи.
Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течении которого у них должны быть сформированы первоначальные навыки чтения и письма. Обучение ведётся звуковым аналитико-синтетическим методом. Материал, с которым работают первоклассники – это звуки и буквы, слоги и слова, простейшие типы предложений, короткие тексты. В этот период у детей формируется звуко – буквенный анализ и синтез, как основа овладения чтением и письмом.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчётливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава
Буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются открытые слоги, затем обратные слоги, после этого прямые слоги, требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого.
Виды и формы организации учебного процесса.
Формы работы: урок, индивидуальная работа с учеником.
Методы обучения:
-словесные (беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок);
-наглядные (демонстрация, иллюстрации);
-практические (небольшие инсценировки, артикуляционные упражнения и др.).
Технологии обучения:
- игровые,
-здоровьесберегающие,
-личностно-ориентированные,
- дифференцированного обучения,
-ИКТ.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам:
Учащиеся должны уметь:
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
плавно читать по слогам слова;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ.
Тематическое планирование
Тема раздела Кол.
часов Коррекционные задачи Обязательный минимум ЗУН
Добукварный33 -формирование положительной мотивации к учению,
-активизация словаря,
-увеличение объёма восприятия,
-развитие фонематического восприятия,
-развитие устной речи,
-развитие слухового внимания,
-увеличение объёма запоминания,
-развитие артикуляционного аппарата. учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.
Букварный 69 -развитие фонематического слуха,
-активизация словаря,
-обогащение фразовой речи,
-развитие устной речи,
-развитие слухового внимания,
-развитие умения обобщать и анализировать,
-развитие артикуляционного аппарата,
-расширение кругозора. Учащиеся должны уметь:
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
Календарно-тематическое планирование
I четверть
(Добукварный период)
№ Тема урока. Кол.
часов Дата Развитие речи/
/Словарь/
1. Знакомство с классом и школой. Режим дня. 1 режим дня
2. Ориентировка учащихся в ближайшем окружении. 1 окружение
3. Беседы на тему «Учитель и ученики». 1 учитель, ученик
4. Беседы на тему «Имя и отчество учителя». 1 имя, отчество
5. Беседы на тему «Имена и фамилии учеников». 1 имя, фамилия
6. Беседы на «Учителя и ученики других классов». 1 учитель, ученик
7. Беседа на тему «Окружающий меня мир». 1 окружающий мир
8. Беседа на тему «Класс». 1 класс
9. Беседа на тему «Порядок в классе». 1 порядок в классе
10. Беседа на тему «Перемены в школе». 1 перемена в школе
11. Беседа на тему «Я и моя семья». 1 семья
12. Понятие «слово». Условно-графическая запись отдельных слов. 1 слово
13. Игрушки. Обобщающее понятие «игрушка». 1 игрушки
14 Работа над понятием «слово». 1 слово
15. Понятие предложение. 1 предложение
16. Составление и анализ предложения. Условно-графическая запись предложения. 1 17. Беседа на тему «Утро школьника». Составление и анализ предложений. 1 утро школьника
18. Беседа на тему «Занятия школьника». Составление и анализ предложений. 1 занятия школьника
19. Деление простого предложения на слова. 1 20. Беседа на тему «Школьный сад». 1 школьный сад
21. Понятие «слог» или «часть слова». 2 слог, часть слова
22. Беседа на тему «Огород». Деление слов на слоги. 1 огород
23. Деление слов на слоги и составление слов из отдельных слогов. 2 слог
24. Составление рассказа. Понятие «звук». 1 звук
25. Выделение из слова звука «а». 1 звук «а»
26. Выделение звука «а» в начале слова. Условно-графическая запись. 1 арбуз
27. Выделение звука «у» в начале слова.
Всего: 29 часа. 1 улитка
II четверть
№ Тема урока. Кол.
часов Дата Развитие речи/
/Словарь/
1. Составление рассказа .Выделение звука «м» в начале слова. 1 мама
2. Выделение звука «а», «у», «м» в начале слова. 1 аист, утка, мама
3. Рассказывание и работа по содержанию русской народной сказки «Колобок». 1 колобок
4. Рассказывание и работа по содержанию русской народной сказки «Репка». 1 репка
(Букварный период) 5. Звук и буква «Аа». Выделение звука «а». Знакомство с Буквой «Аа». 1 буква «а»
6. Слова, начинающиеся на букву «а». Чтение буквы «Аа». 2 арбуз
7. Звук и буква «Уу». Выделение звука «у». Знакомство с буквой «Уу». 1 буква «у»
8. Слова, начинающиеся на букву «у». Чтение буквы «Уу». 2 улитка
9. Слова «ау-уа». Звуко – буквенный анализ. Составление из разрезной азбуки. Чтение по таблице и букварю. 1 10. Звуко – буквенный анализ слов «ау-уа». Установление сходства и различия в звуковом и буквенном составе слов. Чтение данных слов. 1 11. Звук и буква «Мм». Выделение звука «м». знакомство с буквой «Мм». 1 буква «м»
12. Слова , начинающиеся на букву «м». Чтение буквы «Мм». 1 мама
13. Закрытые слоги «ам-ум». Звуко – буквенный анализ. Составление и чтение данных слов. 1 умка
14. Открытые слоги «ма-му». Звуко – буквенный анализ. Составление и чтение данных слов. 2 малина
15.
Составление и чтение слогов «ам-ма». Звуко – буквенный анализ данных слогов. 1 16. Контрольная работа. 1 17. Работа надошибкамиВсего: 20 часа. 1 III четверть
№ Тема урока. Кол.
часов Дата Развитие речи/
/Словарь/
1. Повторение пройденного материала. 1 2. Составление и чтение слогов «ум-му». Звуко – буквенный анализ данных слогов. 1 мука, умка
3. Сравнительный анализ и чтение слогов «ам-ма». 1 мама
4. Сравнительный анализ и чтение «ум-му». 1 мука, умка
5. Звук и буква «Оо». Знакомство с буквой «Оо». 1 буква «о»
6. Выделение звука «о». 2 7. Слова, начинающиеся на букву «о». Чтение буквы «Оо». 1 очки, обезьяна
8. Составление и чтение слогов «ом-мо». Сравнительный анализ данных слогов. 1 9. Упражнения в составлении и чтении слогов «ам-ма, ум-му, ом-мо». 1 мама, мука, омлет
10. Составление и чтение слов «мама». 1 мама
11. Звук и буква «Сс». 1 буква «с»
12. Выделение звука «с». Знакомство с буквой «Сс». 1 собака
13. Слова, начинающиеся на букву «с». Чтение буквы «Сс». 1 стул, стол
14. Составление и чтение слогов «ас, ос, ус», «са, со, су». 2 оса, усы
15. Сравнительный звуко – буквенный анализ слогов «ас-са», «ос-со», «ус-су». Чтение данных слогов. 2 16. Составление и чтение слов из усвоенных слогов (сама, мама, оса). Составление и чтение предложения с данными словами. 2 сама, мама, оса
17. Звук и буква «Хх». Знакомство с буквой «Хх»..Чтение буквы «Хх». 1 буква «х»
18. Слова, начинающиеся на букву «х». 1 хлеб
19. Выделение звука «х» в словах. 1 20. Составление и чтение слогов «ах-ох». 1 21. Составление и чтение слогов «ха-хо». 1 хомяк
22. Составление и чтение слов со звуком и буквой «х». (муха, ухо, уха, …)1 муха, уха, ухо
23. Составление и чтение предложений из данных слов. 1 24. Повторение пройденных звуков и букв. Составление и чтение слогов. 1 25. Составление и чтение слов, предложений.
Всего:29 часов. 1 VI четверть
№ Тема урока. Кол.
часов Дата Развитие речи/
/Словарь/
1. Повторение. Составление из разрезной азбуки слогов. Чтение с доски и по букварю. 1 азбука
2. Повторение. Составление из разрезной азбуки слов. Чтение с доски и по букварю. 1 слово
3. Повторение. Составление из разрезной азбуки предложений. Чтение с доски и по букварю. 1 предложение
4. Звук и буква «Шш». Знакомство с буквой «Шш».Чтение буквы «Шш». 1 шапка
5. Слова, начинающиеся на букву «Шш». 1 шарф
3. Составление и чтение закрытых и открытых слогов со звуком и буквой «ш».Составление, анализ и чтение слов со звуком и буквой «ш». 2 4. Дифференциация звуков «с-ш». 1 Саша
5. Звук и буква «Лл». Знакомство с буквой «Лл».Чтение буквы «Лл». 1 буква «л»
6. Составление и чтение открытых и закрытых слогов и слов со звуком и буквой «л». 2 лак
7. Составление, анализ и чтение слов со звуком и буквой «л». Чтение предложений с данными слогами. 1 лебедь
8. Составление и чтение слов, состоящих из одного слога. Составление и чтение предложений с данными словами. 1 9. Звук и буква «ы». 1 сыр
10 Составление, анализ и чтение слов со звуком и буквой «ы» 2 мышь
11. Составление, анализ и чтение предложений со словами со звуком и буквой «ы 1 12. Звук и буква «Нн». Знакомство с буквой «н». 1 носок
13. Составление, анализ, и чтение открытых и закрытых слогов со звуком и буквой «н». 1 нос, сон
14. Составление, анализ и чтение слов со звуком «н». 1 15. Составление и чтение предложений со словами со звуком и буквой «н». 2 16. Контрольная работа. 1 17. Работа над ошибками.
Всего: 24 часов. 1 При составлении программы использована следующая литература:
1. Авторская программа В.В.Воронковой по русскому (родному) языку для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение», '2010 год
2.Воронкова В.В., Коломыткина И.В. «Букварь» Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Москва «Просвещение», 2007г.