Рабочая программа Чтение 6 класс 8 вида




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. Учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 230 с.: ил.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
В процессе изучения чтения в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Задачи преподавания чтения и развития речи:
отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
Корригировать артикуляционный аппарат.
Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать речь, владение техникой речи;
Корригировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Развивать познавательные процессы.
Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Примерная тематика курса
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном к ней отношении, о знаменательных событиях в жизни страны.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение про «себя».
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражениях, характеризующих поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного текста по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Урок внеклассного чтения проводится 1-2 раза в месяц.
Литература для внеклассного чтения
Сказки народов мира.
А.П. Гайдар «Тимур и его команда».
Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
В.П. Катаев «Белеет парус одинокий».
М.М. Пришвин «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».
К.Г. Паустовский «Золотой ясень», «Кот-ворюга», «Прощание с летом».
В.В Бианки «Голубые лягушки».
Е.А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки».
Произведения писателей севера.
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по чтению и развитию речи
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;
- читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 8-10 стихотворений.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя.
- пересказывать текст с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 4-6 стихотворений.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 70-80 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Литература:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. Учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.: ил.
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
Чтение и развитие речи (140ч.)
№ Кол-во
часов Тема урока Коррекционная работа
1 1 Отечество. По В. ПесковуРазвивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками.
2 1 Россия. М. НожкинРазвивать память, внимание, мышление.
3 1 Моя Родина. (Из воспоминаний детства.) М. Пришвин Корригировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно.
4 1 Сентябрь. В. Бианки.
«Лес, точно терем расписной…». И. Бунин
Развивать память, внимание, мышление.
5 1 Грабитель. Ю. Качаев Корригировать навык чтения целыми
словами, без ошибок, выразительно.
6-8 3 Белый домик. Б. Житков Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
9-10 2 Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Лесной хозяин» Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
11-14 4 Звонкие ключи. А. БелорусецРазвивать умения пересказывать отрывки из текста.
15-17 3 Заячьи лапы. К. Паустовский Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.
18-20 3 Внеклассное чтение. «Васюткино озеро» В.П. Астафьев. 21 1 Осенний день в берёзовой роще. (Отрывок из рассказа «Свидание».) И. Тургенев Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
22 1 Октябрь. В. Бианки
Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.
23-24 2 Сказка про спички. С.Я. Маршак 25-26 2 Петя мечтает. Б. ЗаходерКорригировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно.
27-28 2 Слон и муравей. (Сказка.) По Д. БиссетуКоррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
29-30 2 Кузнечик Денди. (Сказка.) По Д. БиссетуКоррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
31-32 2 Как один мальчик играл с палкой. Дж. РодариРазвивать умения пересказывать отрывки из текста.
33-35 3 Пуговкин домик. Дж. РодариКоррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
36 1 Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из былины.) Соблюдение пунктуации.
37-38 2 Внеклассное чтение. Сказки народов севера. (по выбору учителя) 39 1 Москва. (В сокращении.) Ф. Глинка Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
40 1 Ноябрь. В. Бианки
Развивать связную речь.
41-42 2 Без Нарвы не видать моря. По С. Алексееву Расширять словарный запас.
43-44 2 На берегу Невы. По С. Алексееву
Соблюдение пунктуации.
45-47 3 Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву Развивать познавательную деятельность
48 1 Контрольная работа за 1 триместр 49-51 3 Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
52 1 Как Незнайка сочинял стихи. По Н. Носову Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
53-55 3 Тайна цены. (Сказка.) Е. Пермяк Корригировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно.
56 1 Декабрь. В. Бианки Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.
57 1 Новогодние загадки. Е. Благинина Расширять словарный запас. Заучивать загадки.
58 1 Встреча зимы. (В сокращении.) А. Никитин
Развивать познавательную деятельность
59 1 Тёплый снег. А. Дорохов Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
60 1 «Вот север, тучи нагоняя…». А Пушкин Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
61 1 Пушкин. Д. Хармс
Соблюдение пунктуации.
62 1 Январь. В. Бианки
Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.
63-64 2 Ель. (Сказка.) Г.-Х. Андерсен Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.
65-66 2 Каштанка. А. Чехов Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
67 1 «Весело сияет месяц над селом…». (Отрывок.) И. Никитин 68 1 «Белый снег пушистый в воздухе кружится…». (Отрывок.) И. Суриков Развивать познавательную деятельность
69-70 2 Лёля и Минька. М. Зощенко Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
71-72 2 Пурга. Ю. РытхэуРазвивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.
73-74 2 Таинственный ночной гость. Ю. Дмитриев Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
75 1 Февраль. В. Бианки
Развивать познавательную деятельность
76-80 5 Двенадцать месяцев. (Отрывки.) С. Маршак Развивать связную речь через пересказ.
81-87 7 Снежная королева. (Сказка.) По Х.-К. Андерсену Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.
88 1 Первые приметы. С. Смирнов Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
89 1 Весна идёт. По В. ПесковуРазвивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.
90 1 Жаркий час. М. Пришвин Развивать связную речь через пересказ.
91 1 Март. В. Бианки 92 1 Контрольная работа за 2 триместр. 93 1 Жаворонок. В. Жуковский
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
94-95 2 Стальное колечко. К.Паустовский. Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.
96 1 «Как после мартовских метелей…». А.
Твардовский Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий.
97 1 «И вот шатёр свой голубой опять раскинула весна…». А. Плещеев Совершенствовать словесную систему мышления.
98-99 2 Апрель. В. Бианки Развивать связную речь через заучивание.
100-101 2 Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Прощание с летом»
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
102-104 3 Стальное колечко. (Сказка.) К. Паустовский Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.
105-106 2 Злодейка. По В. Астафьеву
107-108 2 Рассказы про зверей. По Е. БаронинойРазвивать познавательную деятельность
109-110 2 Внеклассное чтение. Е.А. Пермяк «Волшебные истории»
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
111-112 2 Кот в сапогах. В. Драгунский
Развивать связную речь.
113 1 Заяц и ёж. Д. Хармс Расширять словарный запас.
114 1 Зеркало и обезьяна. (Басня.) И. Крылов
Развивать артикуляционный аппарат.
115-120 6 Рикки-Тикки-Тави. По Р. Киплингу
Развивать связную речь через заучивание.
121 1 «Дождь пролетел и сгорел на лету…». В. Набоков Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий.
122 1 Май. В. Бианки Совершенствовать словесную систему мышления.
123-124 2 Внеклассное чтение. Произведения северных писателей о войне. 125 1 Наши песни спеты на войне. (В сокращении.) М. Дудин
Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.
126-127 2 Звездолёт «Брунька». (Сказка.) В. Медведев 128-129 2 Корзина с еловыми шишками. По К. Паустовскому Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
130-131 2 Маленький принц. По А. де Сент-Экзюпери Развивать связную речь через заучивание.
132-133 2 Зорькина песня. (Глава из повести «Последний поклон».) В. Астафьев Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.
134 1 «Нынче ветер, как мальчишка, весел…» Н. Рыленков135 1 «Зима недаром злиться» Ф.И. Тютчев Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий.
136 1 «Весна» А.Н. Плещеев Развивать связную речь через заучивание.
137 1 «Ласточки» А.Н. Майков Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий.
138 1 «Весенний дождь» А.А. Фет Развивать связную речь через заучивание.
139-140 2 Проверка знаний. Итоги года. Проверка техники чтения. Систематизация знаний