Выступление на ШМО на тему : «Организация учебного процесса с учетом межпредметных связей»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Актюбинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Выступление на ШМО
на тему :«Организация учебного процесса с учетом межпредметных связей»
подготовила
учитель по цветоводству и
декоративному садоводству
Галяутдинова Зульфира Габдлахатовнап.г.т. Актюбинский, 2016 годГлавное, в чем я убедилась за время работы в школе, это то, что невозможно научить ребенка, если ему неинтересно, если он не увлечен процессом познания. Думаю, что каждый учитель согласится, что главными составляющими удачного взаимодействия на уроке являются – убежденность в том, что каждый ребенок творческая личность и умение заинтересовать ребенка. Способов сделать это предостаточно. Один из этих способов – использование межпредметных связей в обучении.
У детей рано складывается своя «картина мира». При всем своем несовершенстве она имеет важное преимущество-целостность. В школе эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, мало связаны между собой. Знание целостно, таким оно и должно предстать перед учениками. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время — сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
В.А.Сухомлинский говорил, что детство-это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, « открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися. Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса.
Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей, явлений и процессов. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.
Единству обучения и воспитания, комплексному подходу к воспитанию учащихся в большой мере способствуют межпредметные связи. Идея межпредметных связей не нова, она в той или иной мере осуществляется на практике, раскрывается в педагогических и методических работах. Но каковы бы ни были программные и методические указания, они будут осуществляться на деле лишь при том условии, если учитель будет достаточно осведомлен о сущности межпредметных связей, убежден в их необходимости и будет обладать практическими умениями осуществлять их в работе.
Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.
Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким диапазоном межпредметных связей, как трудовое обучение , имел бы такое разнообразие форм и средств обучения, которые не всегда, к сожалению, реализует школьный учитель. Думающий, творческий педагог всегда в поиске новых средств обучения, позволяющих эффективнее формировать у школьников трудовые представления и понятия.
Мне представляется необходимой интеграция трудового обучение с другими дисциплинами. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому важно выделить те связи, которые учитываются в содержании трудового обучения, и, наоборот, идущие от трудового обучения в другие учебные предметы. На своих уроках использую разнообразные средства обучения, которые дают возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением произведений художественной литературы, музыки, живописи, истории, биологии и знаний различных наук, что способствует эмоциональному развитию личности и формированию творческого мышления.
На мой взгляд, межпредметные связи в обучении трудового обучения выполняют следующие функции:
— образовательная функция состоит в том, что с помощью межпредметных связей становится возможным формирование таких качеств как системность, осознанность, глубина, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития трудовых понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями;
— развивающая функция определяется ролью межпредметных связей в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи расширяют кругозор учащихся и помогают преодолеть предметную инертность мышлении;
— воспитывающая функция выражена в содействии межпредметных связей всем направлениям воспитания школьников в обучении трудового обучения. Учитель трудового обучения, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход в воспитании;
— конструктивная функция состоит в том, что с помощью межпредметных связей учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знание учебников и программ смежных предметов.
Организация учебного процесса с использованием межпредметных связей очень трудоемкая работа. Такие уроки требуют от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма, знаний по другим предметам. Особенно важно продумать методику проведения урока: заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагаются отдельным ученикам или всему классу в целом. Проводить уроки с использованием межпредметных связей можно как с целью изучения, так и закрепления или обобщения материала по определенной теме. На уроке предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (просмотр видеофрагментов, слайдов и т.п.). Межпредметная интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподнести содержание учебных дисциплин.
Следует отметить положительные результаты данного подхода в обучении труда:
— активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
— получение качественно нового педагогического результата;
— снятие перегрузки в учебном процессе;
— возможность учета ценностных ориентаций и мотиваций учащихся;
— расширение «горизонтов видения» в преподавании собственного предмета и новых перспектив деятельности;
— возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира во множественных взаимосвязях;
— проявление индивидуальных творческих способностей детей, повышение эмоционального настроя в классе;
— взаимоотношение учителя и учащихся, умение и желание учителя видеть неповторимую личность в каждом своем ученике.
На таких уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, организация уроков с использованием межпредметных связей помогает сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов.
Подводя итог, хочется отметить, что интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами педагогического образования.
Литература.
1.Максимова Б.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы.- Москва. Просвещение.
2. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока.- «Учитель».
3. Кленова А.В. и др. Интегрированный урок.- «Учитель».
4. Жигарева Е.Б. Три кита успеха. — Биология в школе № 8 2007г.
5. Журналы «Трудовое обучение в школе».