Открытый урок по физике в 7 классе на тему: «Решение задач по определению архимедовой силы и проверке условия плавания тел». 
Открытый урок
по физике в 7 классе
на тему: «Решение задач поопределению архимедовой силы и проверке условия плавания тел».
                                                                                                                    Выполнила : учитель физики                                                                                                                                                                                                                       МОУ «СОШ № 51»  Мишина О. В.        
    Тема: Решение задач по определению архимедовой силы и проверке условия плавания тел. 
Обучающая цель:  закрепление   у учащихся навыков            решения задач: расчетных, качественных и  экспериментальных.
                     
 Воспитательная:  формирование навыков коллективной работы в сочетании   с самостоятельностью учащихся.
Развивающая : научить учащихся применять знания в новой ситуации, развивать умение объяснять окружающие явления.     
Ход урока.
Эпиграф к уроку :  « Физика – это  наука понимать природу». Э. Роджерс.
Сегодня на уроке мы с вами будем учиться понимать природу.  (На доске плакат, на котором подводное царство Нептуна с затонувшими судами и сундуками с золотом). Для того , чтобы поднять  такой корабль со дна моря, нужно иметь определенные знания и умения. Поэтому «погрузимся в глубину знаний».
Решение качественных задач и их экспериментальная проверка.
Способ проверки знаний учащихся -  фронтальный опрос.
      Для того,  чтобы понимать природу, мы должны правильно объяснять ее явления. Итак, посмотрим на следующие опыты и попытаемся их объяснить. Почему это происходит так, а не иначе.
На демонстрационном столе стоят 2  сосуда , в одном из них картофель плавает, а в другом тонет.(опыт готовит ученик).
Почему в одном из сосудов с водой картофелина  плавает, а в другом утонула?
Ответ: В сосуде , где картофелина плавает сила архимеда больше. А мы знаем, что архимедова сила зависит от плотности жидкости и от объема тела. Объемы тел равны. Значит разные плотности жидкости. Следовательно, где картофелина плавает вода имеет большую плотность, чем в другом,  а это возможно, если воду подсолить. Соленая вода имеет большую плотность, чем картофель, поэтому он в ней плавает. Чистая вода имеет меньшую плотность, поэтому картофель в ней тонет. 
2)Что произойдет с ягодами, если их поместить в газированную воду? 
На столе – стакан с газированной водой , а внутри плавает ягода.(опыт  делает ученик).
Ответ: В стакан с газированной водой бросьте ягоду. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа. Словно маленькие воздушные шарики они облепят ягоды. Вскоре их станет много , что ягода всплывет. Но на поверхности пузырьки лопаются. Ягоды вновь опустятся на дно. Здесь они снова «обрастают» пузырьками газа и снова всплывают. Так будет повторяться несколько  раз , до тех пор , пока газ из воды не выйдет.
3)Водяной подсвечник (свеча плавает в сосуде с водой).
Как долго будет плавать  в сосуде с водой горящая свеча?  ( опыт делает ученик).
Ответ: Пока не сгорит. В процессе горения постепенно убывает сила тяжести свечи. Для равновесия выталкивающая сила должна уменьшаться, а это возможно только с подъемом свечи
4)Прослушав пословицы и поговорки, поставить им в соответствии одну из физических величин.
а)- Пеший конному не товарищ.
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Тише едешь – дальше будешь. ( Скорость). 
б) – Шила в мешке не утаишь.
    - Ежа голыми руками не возьмешь.
    - Пальцы в рот не клади.
    - Соха да борона сами не богаты, да весь мир накормят. (Давление).
в) – Плохи дела, где сила без ума.
   - Без уменья и сила не при чем.
   - Через силу и конь не тянет. (Сила).
г)- Мал золотник да дорог.
  -Своя ноша не тянет.
  - Тяжело понесешь – домой не донесешь. (Масса).
5) Знаешь ли ты физические приборы?
Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добивались, то остановились. (Весы).
- Поднимаемся мы в гору,
Стало трудно нам дышать,
А какие есть приборы, 
Чтоб давленье измерять? ( Барометр).
- Расположите название рек Амур, Москва, Кубань, Енисей, Рейн, Нева, Урал, Зея так, чтобы из начальных букв составилось название физического прибора.( Мензурка).
- В круглом домике , в окошке
Ходят сестры по дорожке,
Не торопится меньшая, 
Но зато спешит старшая. (Часы).
- Я под мышкой посижу 
 И что делать укажу
 Или разрешу гулять
Или уложу в кровать. (Термометр).
6)Литературная страничка.
 
«Сказка о рыбаке и рыбке»
-…отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море, 
Гуляй там себе на просторе».
                              (А.С. Пушкин)
Почему золотой рыбке удается легко погружаться в воду , то всплывать?
Ответ: плавать на различных глубинах рыбы могут за счет плавательного пузыря, который легко меняет свой объём. Когда рыба с помощью мышцы опускается на большую глубину и давление воды на неё увеличивается, пузырь сжимается, объём тела уменьшается, и она не выталкивается вверх, а плавает на глубине.  При подъёме пузырь и объём тела рыбы увеличивается и она плавает уже на меньшей глубине. Таким образом, рыба может в определённых пределах регулировать глубину своего погружения.
- Сказка о царе СалтанеВ синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет…
                         (А.С. Пушкин)
При каком условии бочка плавает по морю?
Ответ: при условии, что сила Архимеда больше силы тяжести.
Приключения Незнайки
-Какая сила может поднять шар кверху?- спрашивал коротышка по имени Топик и сам отвечал:- нет такой силы! Летают птицы, потому, что у них есть крылья, а резиновый пузырь не полетит вверх. Он может полететь только вниз…  
                                                                          (Н. Носов)
Какая же сила может поднять шар вверх?
 Сила архимеда в воздухе.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Погода стояла ясная  и солнечная.
Деревья потянули свои ветки навстречу солнышку.
Вдруг набежала маленькая тучка, подул ветерок.
Деревья закачались. Листочки затрепетали.
Но тучка быстро улетела. 
Опять стало тепло и спокойно. 
Решение экспериментальных задач. 
Способ проверки знаний – ответы учащихся у доски.
К доске вызываются два ученика, выдаются карточки с заданием и приборы. Учащиеся выполняют экспериментальные задания, делают рисунки и записи на доске.
Самостоятельная работа учащихся по решению расчётных задач и качественных задач, в виде теста. Пока учащиеся готовят свои экспериментальные задания, весь класс пишет самостоятельную работу.
На столе лежат два бланка ответов на тест. Дети должны заполнить бланки ответов, один бланк оставляют у себя, а второй сдают. Карточки- 3 варианта по 3 задачи, общая расчетная задача.
Таблица проверки теста.
№/№ Вариант№1 Вариант№2 Вариант№3
1 2 1 1
2 1 2 3
3 3 1 3
№4
Сила Архимеда, которая действует на полностью погруженное в керосин тело, равна 1,6Н. Найдите объем тела.
   
На решение самостоятельной работы детям даётся 15 минут. Затем один экземпляр бланков ответов дети сдают, а второй оставляют. На экране проецируется правильное решение.  Ученики исправляют ошибки, ставят себе оценки. (За 4 задания – 5, 3 задания – 4, 2 задания – 3, 1 задание – 2). 
Подведём итог, про решали качественные и расчётные задачи на тему «Архимедова сила».
4. Проверка экспериментальных заданий и расчётной задачи, запись их в  тетради. 
Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 60 кг. И объёмом 0,023м3 .
В мензурке с водой плавает пробирка с металлическими опилками. Определить вес и массу опилок в пробирке. 
Ответ: определяем объем пустой пробирки Vп=V2-V1. Также определяем объем пробирки с опилками Vno=V2’-V1’. Находим объем опилок Vo=Vno-Vn. Зная объем тела, можно найти Fа=ρжgVт. Так как пробирка плавает в воде, значит  сила Архимеда равна силе тяжести, а в свою очередь сила тяжести равна весу тела, Р=mg, m=P/g. Нашли вес и массу металлических опилок.
Определить вес куска парафина, используя мензурку с водой. Проверить ответ с помощью весов или динамометра.
Ответ: Погружаем парафин в мензурку .Vn=V2-V1, Fа=ρжgVт, сила Архимеда равна силе тяжести- парафин плавает. Значит сила Архимеда равна весу тела. Отсюда P=mg, то m=P/g.
Во время объяснения все учащиеся делают записи и рисунки.
5. Итог урока.
Сегодня мы закрепили понятие архимедовой силы, условия плавания тел. Решали качественные, расчетные и экспериментальные задания.
6. Задание на дом.
П.49-50(повт.). Упр 24(2).
Лист оформления классной доски
Решение задач по определению архимедовой силы и проверке условия плавания тел.
Физика – это наука понимать природу.
Э. Роджерс.
Д/З.
П.49-50(повт.)
Упр 24(2).
№1                                                         №2                                                №3       
№ Вариант  №
1 2 3 № Вариант  №
1 2 3 № Вариант  №
1 2 3 № Вариант  №
1 2 3     
Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 60 кг и объёмом 0,023м3 .
В мензурке с водой плавает пробирка с металлическими опилками. Определить вес и массу опилок в пробирке. 
Определить вес куска парафина, используя мензурку с водой. Проверить ответ с помощью весов или динамометра.