Доклад на тему: Повышение качества образования через организацию учебного процесса
Доклад на тему:
Повышение качества образования
через организацию учебного процесса
Магкеева Р.С.
2014 год
Доклад на тему: Повышение качества образования
через организацию учебного процесса
Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание обучающихся, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности образовательного учреждения по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности образовательной деятельности:
· уровень обученности обучающихся;
· уровень выполнения федеральных государственных стандартов образования;
· готовность их к продолжению образования;
· уровень воспитанности обучающихся;
· состояние здоровья;
· уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе.
Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности образовательного учреждения.
Понимание термина «качество образования» - одна из сложнейших и актуальных проблем российского образования.
Совершенно очевидно, что качеством образования занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.
При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
· образовательных результатов;
· организации образовательного процесса;
· квалификации педагогических работников.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только обучающиеся, но и преподаватели. Каждый участник образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и др.) заинтересован в обеспечении качества образования.
От чего зависит качество образования:
· от качества образовательной программы;
от качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
от качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.);
от качества применяемых образовательных технологий;
от качества управления образовательными системами и процессами в образовании.
Все мы сетуем на то, что к нам приходят «слабые» по знаниям ребята, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. У каждого отстающего учащегося своя причина, но в то же время есть и общие причины. Даже самые опытные из преподавателей часто говорят лишь о нежелании детей учиться, об отсутствии у них познавательных интересов, дурном влиянии улицы, семьи и других причинах, но редко связывают неуспеваемость с недостатками собственной работы, хотя очень часто именно это и является одной из главных причин.
Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
Главными из внутренних причин неуспеваемости, по мнению исследователей психологии, являются: дефекты здоровья учащихся, психолого-педагогические элементы поведения и т.д.
К числу внешних относят такие, как несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, проблемы в знаниях) и др.
Успешно решить непростую задачу повышения качества обучения, его совершенствования можно, только опираясь на эффективное построение процесса обучения и воспитания, основанного на объективном всестороннем анализе деятельности педагогического коллектива.
Необходимо понимать:
· Что качество знаний зависит от организации учебного процесса на уроке. Если рассматривать организацию образовательного процесса на уровне учебного заведения, то она сводится к обеспечению этой деятельности учебным планом, расписанием уроков и контролю за процессом обучения на уроках. А качество знаний формируется непосредственно на уроке и определяется целостностью структуры урока, эффективностью использованных приемов и педагогических технологий, рациональной системой оценки знаний обучающихся, неуклонным соблюдением единых педагогических требований к их дисциплинированности.
· Что преподаватель, мастер производственного обучения – главный источник качества обучения, развития и воспитания учащегося. Несмотря на то, что повышение качества образования зависит от многих факторов, именно повышение компетентности, профессионализма учителя - одно из важнейших условий повышения качества образования. Неразвивающийся учитель никогда не воспитает творческую созидательную личность.
· Что личностное развитие педагога и учащегося, создание в коллективе благоприятного микроклимата, который предполагает единство целей, взаимопонимание, поддержку и взаимовыручку. Качество образования достигается интеграцией действий, комплексностью усилий всего коллектива.