Конспект урока по русскому языку в 5 классе по учебнику Шмелева. Учитель Агафонова Марина Сергеевна. Тема урока: «Виды предложений».
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по учебнику Шмелева.
Учитель Агафонова Марина Сергеевна.
Тема урока: «Виды предложений».
Цели:
1.Рассказ о предложении, как языковой единице, имеющей законченную мысль.
2. Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
3.Формирование у учеников умений: определять правильную интонацию предложения, уметь обозначать границы предложений - знаками пунктуации.
Тип урока: обучающий. Получения новых знаний.
Оборудование: Шмелёв, учебник, доска. Карточки с раздаточным материалом.
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
Что такое словосочетание?
Всегда ли в нем можно выделить главное слово?
Как связаны главное и неизменяемое зависимое слова в словосочетании?
С помощью каких средств устанавливается грамматическая связь в словосочетании?
Новая тема.Запись на доске.
Виды предложений.
Речь учителя. Вспомним, что предложение имеет законченный смысл. Оно может состоять как из одного слова: Утро. Так и быть очень длинным и даже сложным. Оно может иметь как одну грамматическую основу(подлежащее и сказуемое), так и несколько.
Читаем вслух правило( стр.25). Его предлагаю выучить наизусть.
Предложения различаются по цели высказывания и по эмоциональной окраске.(таблица из учебника Шмелева на стр 26, перенесена на классную доску).Предлагаю ученикам перечертить ее в рабочие тетради.
Затем к доске вызывается ученик, он пишет под диктовку предложение, ученики записывают это же предложение в тетради. После проверки грамотности, в скобочках записываем какое это предложение.
Я посещаю бассейн.(Повествовательное предложение).
Ты пойдешь плавать в бассейн?(Вопросительное предложение).
Наконец я пойду плавать в бассейн!(Восклицательное предложение).
Пойди поплавай в бассейне!(Побудительное предложение)
Обращаем внимание на знаки в конце предложения и их эмоциональную окраску.
Закрепление темы урока.
Выполним упр. 23 на стр.25 устно. Выбираем нужную интонацию, объясняем ее (недоумение, возмущение, удивление, испуг, сожаление, убежденность в своем мнении).Физ.пауза. Встаем, наклоны в разные стороны, поднимаем руки, опускаем их и так поочередно по 5 раз. Вращательные упражнения головой и кистями рук.(по 5 раз).
Рассмотрим таблицу на стр. 27, объясним ее. Предлагаю прочитать и придумать устно свои примеры предложений, подходящие к примерам из таблицы. Особо активные ученики получат оценку.
Выполним устно упр. 24, стр. 27, называем пропущенные буквы. Находим предложения, в которых выражается вопрос, содержится сообщение, ощущается радость говорящего.
Итог.
Какова тема нашего урока?
Какие задания вам легко удалось выполнить, а над какими ещё нужно поработать?
Как различаются предложения?
Чем предложение отличается от словосочетания?
Оценки.
Рефлексия. Хлопните в ладоши те, у кого все сегодня получалось очень хорошо. Встаньте, кто часто ошибался и что-то не понимал. Обхватите голову двумя руками те, кому было неинтересно. Похлопайте долго те, кому понравился урок.
Домашнее задание: упр. 25(1, 2), стр. 28.стр 26 -правило наизусть.