Формирование патриотизма, гражданственности, духовности и толерантности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.


Формирование патриотизма, гражданственности, духовности и толерантности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности. В настоящее время общество переживает ценностный, духовно-нравственный кризис, который является причиной существенного падения нравственности подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания является первоочередной проблемой общества. На мой взгляд, сейчас России нужна не только и не столько модернизация экономики – это шаг второй, сколько модернизация человека, т.е. воспитание духовно-нравственной, ответственной, инициативной личности.
Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание толерантности, ведь любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества. Школа сегодня обязана не только учить, но и воспитывать, а где, как не на уроках русского языка и литературы, мы имеем возможность донести до наших детей самые важные общечеловеческие ценности.  Чем больше любви, заботы, понимания и, конечно же, полезных знаний человек получает в первые годы жизни и в юношеском возрасте, тем гармоничнее будет его личность, тем сильнее будет его характер.
«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Уроки русского языка и литературы – это уроки, которые были, есть и будут  уроками нравственности, добра и красоты. Нравственно-эстетический потенциал литературы очень высок, степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина нравственной проблематики неисчерпаема.
Русская литература - это воистину «невыпиваемая чаша» нашей духовности.
Диалогическое взаимодействие на уроках помогает успешно реализоваться в процессе учебной дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся. В качестве примеров можно привести некоторые вопросы, которые я предлагаю моим ученикам для дискуссий при изучении литературных произведений:
Чацкий и Молчалин – кто из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему?
Умён ли Чацкий?
Печорин и Онегин - «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в XXI веке?
Смогла ли Татьяна Ларина, любимая героиня А. С. Пушкина, спасти от духовной безысходности Евгения Онегина?
Проблема «отцов» и «детей» - актуальна ли данная проблема сегодня?
На уроках литературы с огромным интересом обсуждаются темы войны, материнства, сиротства. Никто из учеников не остается равнодушным при чтении рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Это произведение о великой силе духа людей в годы военного лихолетья. 
Произведения В. Распутина, В. Астафьева, А. Солженицына, К. Паустовского — это просто золотой фонд для нравственного воспитания учащихся. На материале произведений этих писателей можно обсуждать вопросы о смысле человеческой жизни, духовности, милосердии, добре и зле, о большой и малой родине, о душе и памяти.
Воспитание и развитие  духовно-нравственного гражданина – одна из приоритетных задач общества и государства 21 века. Проблема духовно-нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном государственном  стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации Российского образования». Особое место занимает эта проблема и в моей педагогической деятельности.
На уроках русского языка я стараюсь использовать языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но формировать нравственную позицию. В ходе работы дети высказывают своё мнение по данной проблеме.
При подготовке к урокам русского языка я преследую и воспитательные цели: отбираю тексты для изложений и диктантов соответствующего, духовно-нравственного, патриотического содержания. Так, например, при изучении тем «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести. Совместная работа с учениками может строиться двумя способами: учитель предлагает ученикам продумать и записать понятия, близкие данному. Затем каждый знакомит с результатами своей работы и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.
А вот после усвоения темы «Лексика» предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение-миниатюру. Темы могут быть разными: «В чем проявляется честность?», «О милосердии», «Что я ценю больше всего в человеке», «Мое понятие о доброте». Выполнение подобных творческих работ создает особые условия для развития личности ученика, раскрытия всех его духовных и интеллектуальных возможностей, так как значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценивать. Как бы хороши ни были коллективные, совместные виды ценностно-ориентирующей деятельности, основным условием формирования ценностей личности является погружение человека в свой внутренний мир, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний.
Духовно-нравственное развитие на уроке я успешно интегрирую с внеурочной деятельностью по предмету, в ходе которой осуществляется тесное взаимодействие со школьной и сельской библиотекой, школьной краеведческой комнатой.
Совместно с библиотекарем проводятся мероприятия, посвященные юбилеям писателей, конкурсы чтецов, приуроченные к памятным датам в истории страны.
Школьная краеведческая комната знакомит обучающихся с историей   родного края  и школы, выпускниками, учителями, выдающимися людьми края, с подвигами героев Великой Отечественной войны, традициями нашего края.
В последнее время я широко использую работу учащихся в группах. Эта форма дает возможность формировать у учащихся умение сотрудничать, приходить к общему мнению, слушать и слышать друг друга. Кроме этого следует учесть и эмоциональную сторону. Чаще всего атмосфера на этих уроках ведет к пробуждению чувств сострадания, человечности, интереса к судьбам других, а это ведет к становлению гражданской позиции и воспитания духовно-нравственных ценностей.
Безусловно, огромную роль в воспитании и образовании играет облик учителя: его внешность, его нравственность, духовный мир, душевные качества. Поэтому важно учителю постоянно работать над собой, совершенствоваться. И поскольку идея духовности, толерантности является важным условием развития нашей страны, национальным приоритетом российского общества, то каждая встреча учителя с детьми должна способствовать формированию духовных качеств личности.
Процесс формирования духовных ценностей — это длительный процесс. Быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших детей.