Обобщение опыта работы по теме:«Формирование патриотизма как ценности у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности».
Обобщение опыта работы по теме:
«Формирование патриотизма как ценности у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности».
Учитель начальных классов
МКОУ «СОШ №4»
Лушина Надежда Егоровна
2015 г.
Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, выделяет в «портрете выпускника начальной школы» следующие показатели:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
А личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
Поэтому задача школы, особенно классных руководителей, учителей начальных классов состоит в необходимости искать новые формы по воспитанию патриотических чувств. Для решения проблем патриотического воспитания я выделила основные направления работы:
1. Учебная деятельность
2. Внеурочная деятельность
3. Внеклассная деятельность
4. Работа с родителями
1. Учебная деятельность
Рассмотрим возможности учебных предметов. На уроках литературного чтения и русского языка учащиеся учатся осознавать язык, как средство общения, нормам устной и письменной речи , принципам речевого этикета, выполняют задания творческого и исследовательского характера, вовлекаются в подготовку к конкурсам и
олимпиадам. На произведениях классиков ребята учатся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям. Эмоциональный настрой усиливается, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки) через использование на занятиях стихотворений, пословиц и поговорок. В образах могучих богатырей, в первую очередь, Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, воспеты и прославлены в веках мужественные защитники родной земли, беззаветные борцы за ее независимость, спокойствие и свободу. Наряду со сказками былины для многих детей - любимое чтение. Ознакомление с окружающим миром формирует уважение к России, к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны. На уроках отправляемся в заочные путешествия по знаменитым городам нашей страны, знакомимся с важными историческими событиями в ходе становления нашего государства, с выдающимися российскими государственными деятелями, с великими путешественниками, с природой России, родного края. На уроках математики воспитываются такие личностные качества гражданина, как бережливость, настойчивость, целеустремленность, стремление познать истину. Формированию гражданских качеств младших школьников способствует выполнение таких заданий, как составление и решение задач, содержащих материал о родине, о растительном и животном мире и т. д., Учебник математики содержит рубрику «Путешествие в прошлое», где дети, решая старинные задачи, знакомятся с жизнью наших предков, их развитием, с великими учеными, великими открытиями. Уроки технологии и изобразительного искусства дают возможность создавать композиции, аппликации, объемные поделки, пейзажи индивидуальные и групповые на тематику: «Мой край», «Моя улица», «Мой дом», « Символ святой Руси» и др. позволяют учащимся выразить все свои чувства, эмоции и взгляды на мир. Неоценима роль уроков ОРКСЭ в формировании порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России. Рассматриваются такие понятия, как: мораль нравов, ценность рода и семьи, обычаи нравственной культуры, многонациональность , духовный мир людей, родного города и т. д. « На уроках физической культуры проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах».
2- 3. Внеурочная и внеклассная деятельность
Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет педагога создают благоприятные
предпосылки для успешного решения данной проблемы. Процесс осознания себя как личности сопровождается формированием адекватной самооценки, сравнения себя с другими. Всё это является основой для построения воспитательного процесса, направленного на гражданско-патриотическое воспитание школьников. В моей внеклассной работе можно выделить несколько направлений по патриотическому воспитанию:
Гражданско-патриотическое
Социально-патриотическое
Военно-патриотическое
Спортивно-патриотическое
Историко-краеведческое
В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается процесс усвоения нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Поэтому для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы организации учебно-воспитательного процесса. Чем разнообразнее эти формы, тем эффективнее воспитательный процесс. В качестве форм гражданско-патриотического воспитания младших школьников через внеклассную и внеурочную деятельность выступают:
беседы, классные часы, читательские конференции гражданско-патриотической направленности;
тематические утренники, проведение совместных праздников;
торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;
экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам и местам боевой славы;
смотры строя и песни, военно-спортивные игры;
просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности, видеофильмов, использование аудиозаписи и технических средств обучения;
конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества, фотовыставки;
ролевые игры, проигрывание ситуаций;
моделирование, проектирование;
встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;
тест-опрос, тренинги;
презентация книг гражданско-патриотического воспитания;
социальные акции, операции по гражданско-патриотическому воспитанию.
В своем классе я провожу следующую внеклассную работу: беседы на темы, посвящённые истории нашей Родины с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших соотечественников, осмыслить значимость определённых событий для истории России - Час размышления «Отечественная война 1812 года – 200 лет», « День народного единства», час общения: «Олимпиада – 2014 года. История олимпийских игр»,. Учу любить и беречь свою семью и членов своей семьи. С этой целью проводила такие мероприятия как классные часы «Моя семья – мое богатство», «Тепло родного очага», составляли свою родословную. Класс участвовал в мероприятиях «День пожилых людей», «День матери». Учу уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников. Проводим Дни именинников с играми и поздравлениями. Дети с большим удовольствием заранее готовятся к таким дням: делают открытки, пишут поздравления и пожелания, придумывают игры.
Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества.
В связи с этим в классе проходили Уроки Мужества и Славы: «Я гражданин России» - всемирный урок мира, «Я человек и гражданин», «Защитникам Сталинграда посвящается» «Никто не забыт, ничто не забыто» , «День Победы с сединою на висках».
Опыт работы в младших классах показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа, родного края. Дети встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, совершающими героический подвиг в тылу, работающими во имя Великой Победы. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление. Встрече с ветеранами предшествует большая поисковая работа. Ученики собирают дополнительную информацию, которая после тщательного отбора используется на мероприятии. Содержание поисковой работы способствует формированию у младших школьников мотивов гражданского, патриотического поведения и ответственности. Подобные занятия оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких, участников величайших событий истории, заставляют гордиться подвигом Родины. Так, тесно работая с сотрудниками городского краеведческого музея, мы провели экскурсию «Дорогами памяти» и поработали над проектом: « Памятники нашего города , посвященные героям Вов», использовав архивный материал семей учащихся завершили исследовательскую работу « Наши деды – солдаты Победы», оформили папки: «Памятники нашего города», «Города – герои»,
«Песни военных лет», «Сталинградская битва». Совершив автобусную
экскурсию «Прогулки по улицам старого города», каждая семья провела
исследовательскую работу, в результате которой мы узнали истории тех
улиц, где живут ребята. Материал был представлен в форме рассказов,
былин, стихов, песен. Сейчас много говорят о воспитании чувств
национальной гордости. «Чем могут гордиться россияне?». Такой вопрос я
задала своему 4 классу. Вот что написали дети.
- Наша страна самая большая.
- Россияне могут гордиться своей могучей, великой страной.
- У нас много полезных ископаемых.
- Россия- самая красивая страна .У нас красивая и разнообразная природа.
- Своей историей, великими победами, своей армией.
- Миролюбивой политикой, городом Москвой, Красной площадью, президентом Путиным.
- Освоением космоса.
- Знаменитыми учёными, композиторами, писателями, художниками и писателями.
- Могучим духом своего народа.
Это говорит о том, что дети 9-10 лет обладают достаточными знаниями,
чтобы у них зародилось чувство национальной гордости. Стараюсь не
упустить ни одного момента, чтобы не подчеркнуть первые позиции
российского искусства, спорта, науки, а при изучении природы её
многообразие, красоту и неповторимость.
Истинный патриотизм по свой сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой национальных отношений. Наш класс многонациональный. Здесь учатся ребята 3 национальностей. Проводя мероприятие «Обычаи разных стран», каждый познакомил с традициями своего народа, приготовил национальные блюда, поведал об обычаях, легендах своего рода. Радость общего дела, познания своих корней объединило родителей и детей. В октябре этого учебного года в начальной школе прошел Фестиваль национальных культур «Мы вместе», где царила атмосфера творчества и душевного комфорта. Также для воспитания патриотизма в работе использую народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Такая работа осуществлялась через проведение праздников : Масленица, Коляда, Луковые посиделки, Сергий - капустник, Кузьминки и другие.
4. Работа с родителями
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования говорится, что семья является важнейшим институтом воспитания и социализации ребенка, одним из главных субъектов формирования личности гражданина и патриота.
Семья как субъект воспитания выполняет следующие функции:
обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;
привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков – защитников и созидателей Отечества;
формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;
обеспечение здорового образа жизни.
Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Поэтому работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию невозможна без участия родителей. Я начала работу с изучения семей учащихся 1 класса: социального состава, уровня образованности родителей, их жизненных интересов, степени значимости воспитательного воздействия семьи на ребенка. Родителям были предложены анкеты: «Мой ребенок», «Духовные традиции семьи», «Досуг ребенка в семье», «Какой родитель?», «Увлечения Вашей семьи». Это позволило мне, как классному руководителю понять уклад жизни семей воспитанников, их традиции и обычаи. Осуществляется совместная подготовка к различным праздникам. Ведь праздник в начальной школе – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Их проведение сплачивают детей и родителей, учат их общению, взаимопониманию, взаимопомощи. Именно здесь ребёнок раскрывается с новой стороны, проявляет свои таланты. Родители – наши главные помощники, а часто и участники праздника. За годы моей работы сложились определённые традиции по проведению семейных праздников. Их много. Они различные по названиям, темам, содержанию. Но есть главное, что объединяет все эти праздники: стараемся готовить и проводить их всей нашей большой дружной классной семьёй. И ещё – все праздники имеют патриотическую направленность ».
Результаты диагностики показали, что во многих семьях существуют проблемы: отсутствует эмоциональная связь поколений, некоторые родители заботятся только о материальном достатке семьи, недооценивают нравственную сторону воспитания, мало
интересуются успехами ребенка в школе. Исходя из этого, работа классного руководителя строилась по направлениям:
психолого-педагогическое просвещение родителей;
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного процесса – педагогов, детей и их родителей;
вовлечение родителей в воспитательный процесс.
помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий;
проведение совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии, спектакли, именины детей, родителей)
В качестве форм работы с семьей по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников выступали:
- родительские собрания гражданско-патриотической направленности;
- индивидуальные и тематические консультации;
Привлечение родителей к проведению экскурсий и походов, к организации поездок в театр и кино, посещение музеев, проведение совместных праздников способствовали установлению благоприятного микроклимата в отношениях между классным руководителем, учащимися и родителями и создавали благоприятные условия для гражданско-патриотического воспитания младших школьников.
Данные диаграммы показывают, что наблюдается рост уровня активности родителей с 1 по 4 классы. Это свидетельствует о том, что они удовлетворены воспитательным процессом в классе, школе и постепенно из наблюдателей превращаются в активных участников процесса обучения и воспитания. Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволили обеспечить повышение эффективности гражданско-патриотического воспитания.
Главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса является диагностика развития личности учащегося. Цель диагностики – определение уровней патриотического сознания, гражданской позиции учащихся. Для диагностики были выбраны самые информативные методики:
- беседа.
- наблюдения;
- анкетирование;
Для выявления уровня сформированности у младших школьников гражданско-патриотических качеств ежегодно проводился мониторинг осознания учащимися данных понятий. Во втором классе более доступными для понимания оказались «дружба» – 60%, «честность» – 58%, «ответственность» – 39%. Менее понятными для детей были слова «мужество» – 23%, «патриотизм» – 24%, «порядочность» – 24%. В третьем классе наблюдается рост осознания учащимися основных качеств: «дружба» – 67%, «честность» – 68%, «ответственность» – 59%. Наряду с этими качествами, значительно увеличилось осознание таких категорий как «патриотизм» (с 24% до 60%), «мужество» (с 23% до 51%), «бескорыстие» (с 29% до 43%), «совесть» (с 31% до 47%). В четвертом классе, по данным опроса, четко прослеживается положительная динамика в понимании учащимися основных формируемых качеств. Более 50% детей правильно понимают все обозначенные понятия. Наивысший рейтинг получили: «патриотизм» – 85%, «честность» – 82%, «ответственность» – 81%, «совесть» – 78%, «мужество» – 77%. Однако, мониторинг выявил, что учащиеся не совсем четко понимают такие категории как «милосердие» – 60%, «толерантность» – 61%, «порядочность» - 63%. Следовательно, в процессе работы необходимо обратить внимание на формирование не только гражданско-патриотических, но и духовно-нравственных качеств личности.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за период обучения в начальной школе не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».
Патриотизм – великое слово! К нему обращаемся снова и снова.Важнее слова сейчас не найдёшь,К нему призываем свою молодёжь.И сегодня наш долг педагога-Поддержать, повести за собойМолодые и хрупкие души,Что находятся рядом с тобой.
15