ДОКЛАД «Поощрение – один из методов воспитания положительного поведения»


Муниципальное общеобразовательное учреждение-Лицей
г. Маркс Саратовской области
структурное подразделение
детский сад № 2
ДОКЛАД
«Поощрение – один из методов воспитания положительного поведения»
Подготовила:
Старший воспитатель
Р.М.Кашина
2016г
Поощрение - один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию.
Дети очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.
Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т.п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка.
Поощрение должно быть заслуженным и использовать его надо тогда, когда необходимо отметить достижения ребенка (разумеется. В пределах его возможностей), которые требуют от него значительных усилий (физических, умственных, нравственных), скажем за то, что смог отказаться от своих желаний ради удобства других (уступил старшим место, помог маме нести покупки, заступился за младшего, по собственной инициативе навел порядок в комнате и т.п.). В этом случае похвала становится стимулом к хорошему поведению – поступить так в другой раз.
Особенно важно поощрять ребенка тогда, когда он сам понимает характер и последствия своих действий. Прибегая к поощрениям как к корректировке поведения дошкольника, не следует забывать о чувстве меры. Если ребенка хвалят за каждый пустяк, то данный метод воспитания теряет свой смысл. В данном случае дети привыкают к похвалам и не обращают на них внимания, в другом – начинают многое делать напоказ. Хотя в сущности выполняют свои повседневные обязанности. В. Г. Белинский говорил: «Заставляйте ребенка любить добро ради самого добра, а не из-за награды, не из-за выгоды быть добрым».
Есть еще одно условие, которое нельзя не учитывать: поощрение должно сочетаться с требовательностью.
Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей, развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением. Форма поощрения зависит от возраста детей и их индивидуальных особенностей.
Слова одобрения утверждают ребенка в правильности поведения, вселяют уверенность в свои силы.
Особенно ощутимо поощрение, основанное на методе естественных последствий. Молодец, что догадался помочь, мы быстро управились с делами, и теперь у нас осталось время почитать. Ребенок понимает, что заслужил награду благодаря хорошему, правильному поступку.
Одним из важных средств поощрения являются подарки, однако прибегать к ним рекомендуется лишь в исключительных случаях, иначе ребенок может начать действовать из корыстных побуждений. Поощрение в виде игрушки, книжки, лакомства вполне возможно, но его нельзя превратить в подкуп:ты нас будешь слушаться, мы тебе - подарок.
Воспитатель должен применять в каждом конкретном случае определенную форму поощрения. Особенно целесообразно поощрить положительные действия детей перед обществом сверстников. Этим достигаются две цели: во – первых, придать общественную значимость хорошему поступку, во- вторых, показать пример положительного поведения ребенка для подражания остальным целям.
Активный пример сверстников – один из распространенных в практике методов поощрения. Он основан на детском стремлении к подражанию и поэтому особенно эффективен. Пример оказывает еще большее воздействие, если сочетается со словом взрослого, направляющим ребенка на восприятие положительного поведения. Это дает возможность дошкольнику на практике приобретать опыт послушания.Если слово взрослого направляет ребенка на сознательное восприятие положительного примера, побуждает его к действию, то сам пример как бы вооружает его конкретными представлениями о возможных формах поведения в определенных ситуациях: «поступил как настоящий товарищ».
Ссылки на пример широко используются и педагогами и родителями. Но, к сожалению, взрослым иногда изменяет чувство меры. Они то и дело говорят: Берите пример с Вовы», «Вот какой у нас хороший Вова»; в результате образцовый мальчик невольно меркнет в глазах детей и, пожалуй, кроме чувства неприязни, ничего не вызывает. В этом случае пример перестает быть заманчивым для детей.Да и сам образец вряд ли получит пользу от такого преувеличенного к себе внимания.
Своеобразным поощрением может явиться рассказ о примерном поведении, хорошем поступке сына или дочери в кругу семьи или знакомых людей, мнение которых не безразлично ребенку. Всего несколько добрых фраз в присутствии дошкольника оказывает на него положительное влияние, принося удовлетворение от того, что его поведение оценивается положительно.
Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение, когда родители привлекают ребенка к совместной работе.
Безусловно, поощрение трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов. Можно использовать и такой прием, как поручение ответственного, почетного дела иногда полезно поощрить ребенка авансом, за еще не совершенные им действия.