Интерактивная площадка с элементами игрового тренинга «Экстремизму и терроризму нет!» 
Интерактивная площадка  с элементами игрового тренинга
«Экстремизму и терроризму нет!»
Цель  –  повышение  информационной компетентности  подростков, пропаганда знаний социального и психологического характера в вопросах профилактики и противодействия экстремизму и терроризму.
Задачи: 
1. Представить  терминологические  аспекты  противодействия 
проявлениям экстремизма и терроризма. 
2. Организовать интерактивную  деятельность  в режиме  активного  общения по проблеме противодействия экстремизму и терроризму. 
3. Способствовать формированию толерантных установок у подростков, взаимопониманию, взаимодействию в коллективе. 
План проведения
Организационный момент. Знакомство с аудиторией подростков. Сообщение цели встречи. 
2. Дискуссия «Фирменный поезд «Россия»» 
Дискуссия  «Фирменный  поезд  «Россия»»  позволит  обратить  внимание подростков на существование предрассудков и стереотипов в отношении самых разных групп людей. С ее помощью можно также обсудить, где лежат истоки наших представлений о незнакомых нам людях, и каковы пределы нашей терпимости. 
Проведение дискуссии 
1. Каждому участнику выдается «Список пассажиров поезда». 
2. Предлагаемая ситуация: «Фирменный поезд «Россия»» идет из Москвы во Владивосток семь дней. Представьте себе, что вы садитесь в вагон этого поезда во Владивостоке и через семь дней будете в Москве. В вашем купе должны ехать еще три человека. С кем из перечисленных пассажиров вы бы хотели ехать вместе? Выберите трех человек. С кем вы бы предпочли не ехать? Выберите еще троих. Подумайте над причинами своего выбора. 
3.  Ведущий просит каждого самостоятельно прочитать список. 
4. Каждому участнику лично предлагается выбрать трех пассажиров, с которыми он хотел бы ехать в одном купе, и троих, с которыми он предпочел бы не ехать. 
4. После того как выбор будет сделан, ведущий просит ребят разбиться на 
группы по 4-5 человек и сделать следующее: 
 сравнить выбор каждого из участников, найти сходства и различия; 
 подумать над причинами, которые предопределили выбор разных людей; 
 совместно  подготовить  общий  список  трех  наиболее  желательных  и 
трех наиболее нежелательных попутчиков; 
 обратить  внимание  на  персонажей,  которые  вызывают  наибольшие 
разногласия, и отметить их особо.
 Если  группа никак не может прийти к общему  мнению,  подготовить  рассказ  о  персонажах,  по  поводу  которых  было наибольшее количество споров; запомнить доводы «за» и «против». 
6.  Каждая группа должна рассказать, какие из вариантов вызвали больше всего разногласий. Обратить  внимание  на  предпочтения  ребят,  на  тех,  кто  оказался  в списке отвергаемых, а также на то, как ребята объясняют свой выбор. Делают ли ребята обобщения («они все такие, они все этакие»)? Используются ли распространенные мнения о представителях тех или иных групп или национальностей? 
Список пассажиров «Фирменного поезда «Россия»»
1. Учительница средних лет из небольшого городка. 
2. Солдат-контрактник, следующий из отпуска в Чечню. 
3. Православный священник. 
4. Молдаванин – рабочий, живущий в России нелегально. 
5. Американский  турист,  который  хочет посмотреть на Россию из  окна 
поезда. 
6. Мусульманин-татарин. 
7. Милиционер-сержант. 
8. Католический священник – литовец. 
9. Хозяйка палатки с вещевого рынка, следующая в Москву за товаром. 
10. Молодой человек – футбольный болельщик с бритой наголо головой 
и в шарфике цветов любимой команды. 
11.Чиновник среднего ранга.
12. Девушка ультрасовременного вида, очень модно и нестандартно одетая
13. Бизнесмен средней руки. 
14. Переселенец из Таджикистана, ищущий работу. 
15. «Бизнес-леди» – женщина, очень уверенная в себе и своих способностях вести дела с мужчинами на равных.
16. Человек, одетый примерно так же, как вы. 
17. Мужчина-чеченец, приехавший на заработки. 
18. Инженер нефтедобывающей компании. 
19. Священник-буддист. 
20. Черноволосый, черноглазый, смуглый человек. 
21. Китаец, студент педуниверситета. 
22. Шахтер.
Обсуждение результатов работы:
Сравнение результатов работы разных  групп –  это хороший  способ начать обсуждение.  Группы поочередно отвечают на вопросы ведущего.
    Вопросы  для  обсуждения  (следует  выбрать  несколько  наиболее интересных для вас вопросов, так как обсудить все не удастся из-за не достатка времени): 
 Какие основные факторы оказались решающими в вашем личном вы-
боре? 
 Если группа не пришла к единому мнению, то почему? 
 Что было труднее всего в обсуждении внутри группы? 
 Какие представления о разных группах людей стали определяющими в 
подготовке списка желательных и нежелательных пассажиров? Всегда ли истинны, с вашей точки зрения, эти представления в отношении членов данных групп или часто являются лишь плодом нашего воображения? 
 Чем руководствовались при  выборе  попутчиков? 
 Что цените и что не важно в окружающих  людях? 
 Оказывался  ли  кто-либо из присутствующих  в  ситуации,  когда  о нем 
судили как о представителе некоей группы, а не как о самостоятельной личности? 
 Откуда исходят эти представления? 
 Что почувствовали бы вы, если бы никто не захотел ехать с вами в од-
ном купе?
Работа с понятиями.
 Информация для ведущего
Ксенофобия  (от греч. xenos – чужой + phobos – страх, боязнь) – нетерпимость  к  кому-либо  или  чему-либо  чужому,  незнакомому,  непривычному. Воздвигнутая  в  ранг  мировоззрения,  она  может  стать  причиной  вражды  по принципу  национального,  религиозного  или  социального  деления.  Ксенофобия  зачастую  зарождается  в  условиях  взаимной  информационной  изоляции сообществ среди не знающих чужих обычаев людей. Предпочитаемые объекты  ксенофобии  могут  быть  различными:  евреи,  гастарбайтеры,  сексуальные меньшинства,  болельщики  другого  спортивного  клуба,  представители  иной субкультуры и пр. 
Педагоги и психологи, изучающие  это  явление, обращают внимание на участившуюся  в  последнее  время  практику  намеренной  ее  культивации  как достаточно эффективного способа управления группой подростков или молодых людей на основе объединения общей идеей  (например, создание «образа врага»,  разжигание  ненависти  по  отношению  к  кому-либо)  ради  достижения  собственных целей. 
Экстремизм  (от фр. extremisme, от лат. extremus – крайний), – это при-
верженность крайним взглядам и в особенности мерам  (обычно в политике). Среди  таких мер можно отметить провокацию беспорядков,  гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. В качестве  теоретико-идеологического  обоснования  экстремизма  выступает  комплекс 
радикальных  идейных  установок  и  воззрений,  оправдывающих  применение насилия в различной форме для достижения преимущественно политических целей.
Экстремистская  организация  –  общественное  или  религиозное  объединение  либо иная организация,  в отношении которых  судом принято решение  о  ликвидации  или  запрете  деятельности  в  связи  с  осуществлением  ими экстремистской деятельности. 
Экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы  либо  информация,  призывающие  к  осуществлению  экстремистской  деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления  такой  деятельности,  в  том  числе  труды  национал-социалистской  рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие  практику  совершения  военных  или  иных  преступлений,  направленных  на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
4. Просмотр видеоролика о молодежном экстремизме.
 Работа в малых группах по определению понятия «экстремистская деятельность» (по содержанию видеоролика) 
Каждая группа, для того чтобы дать определение, сначала выделит признаки экстремистской деятельности, а  затем включит их в свое определение. После  этого мы проведем  рейтинг  определений и  сравним  его  с  существующими. 
Подростки создают свои собственные определения понятия экстремистской деятельности. 
Возможные варианты определения, предложенные подростками: 
 Экстремистская  деятельность  –  это  деятельность,  противоречащая  за-
кону; носящая насильственные признаки; противоречащая моральным нормам общества; противозаконное объединение; направленная против  законных интересов отдельных граждан и разнообразных меньшинств; 
 Экстремистская деятельность – это деятельность, направленная против 
безопасности  государства;  по  пропаганде  запрещенных  идеологий;  использующая  насилие  и  террористические  взгляды  ущемление  прав  отдельных групп населения; противозаконная деятельность. 
 Экстремистская деятельность – это деятельность, направленная против 
государства,  депутатов,  чиновников;  вандализм  и  надругательство  над  государственными символами; терроризм; использование фашистской символики; нарушение прав и свобод граждан. 
 Экстремистская  деятельность  –  это  деятельность,  направленная  на  свержение государственной власти; на нарушение этических норм; противоправность 
и насилие; террор; пропаганда запрещенных идеологий. 
 Экстремистская  деятельность  –  это  использование  оружия  и  средств 
массового  поражения;  деятельность,  направленная  на  глобальное  уничтожение; противоправные действия; насилие и терроризм; ущемление прав и свобод граждан и групп граждан; распространение идей расизма. 
Выступления участников групп, которые делятся результатами своей работы, дают определение экстремистской деятельности. Обсуждение определений экстремистской деятельности.
В Российской Федерации принят закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114, в редакции от 27 июля 2006 года № 148 определение экстремистской деятельности. 
Информация для ведущего (выдержки из закона): 
8  июля  2006  года  Госдума  приняла  в  третьем  чтении  законопроект, уточняющий  понятие  «экстремистская  деятельность».  Экстремистская  деятельность  (экстремизм)  согласно  ФЗ  «О  противодействии  экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114, в редакции от 27 июля 2006 года № 148 с последующими изменениями, это: 
а) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо редакций средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; 
 подрыв  безопасности  Российской  Федераций;  захват  или  присвоение властных полномочий; 
 создание незаконных вооруженных формирований; 
 осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни,  а  также  социальной розни,  связанной  с насилием или призывами к насилию, унижение национального достоинства; 
 осуществление массовых  беспорядков,  хулиганских  действий  и  актов вандализма  по  мотивам  идеологической,  политической,  расовой,  национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо  вражды  в  отношении  какой-либо  социальной  группы;  пропаганду  исключительности, превосходства  либо неполноценности  граждан по признаку их  отношения  к  религии,  социальной,  расовой,  национальной,  религиозной или  языковой  принадлежности;  воспрепятствование  законной  деятельности органов  государственной власти, избирательных комиссий, а также  законной деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, соединенное с насилием или угрозой его применения; 
 публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или  государственную  должность  субъекта Российской Федерации, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении  деяний,  указанных  в  настоящей  статье,  при  условии,  что  факт клеветы установлен в судебном порядке; 
 применение насилия в отношении представителя государственной власти либо на угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей; 
 посягательство  на  жизнь  государственного  или  общественного  деятеля, совершенное в целях прекращения  его  государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением; создание и (или)  распространение  печатных,  аудио-,  аудиовизуальных  и  иных  материалов (произведений), предназначенных  для публичного использования и  содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных настоящей статьей; 
б)  пропаганда  и  публичное  демонстрирование  нацистской  атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; 
в) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности, а так же публичные призывы и выступления, побуждающие к осуществлению указанной  деятельности,  обосновывающие  либо  оправдывающие  совершение деяний, указанных в настоящей статье; 
г) финансирование указанной деятельности либо иное содействие в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий, в том числе путем предоставления  для осуществления  указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.
5. «Сила России в единстве народов» Исторические аспекты формирования населения России. 
Россия  –  многонациональное  государство.  Оно  включает  в  себя  более 100 различных народов. Россия находится на стыке Востока и Запада. На протяжении  своей многовековой истории, Россия  служила  одним из  важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном  своем  виде,  формировался  на  протяжении  нескольких  столетий  на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. 
Так, рано возникшая и существовавшая у славян территориальная община,  определила  восприимчивость  славянских  народов  к  внешнему  влиянию (когда представители иных племен, «чужаки», могли спокойно селиться в славянских  общинах). В  то же  время  славяне,  чисто  внешне  принимая  «чужие» обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским. 
В формировании русского народа приняло участие большое количество 
различных,  в  том  числе  и  неславянских  народов.  Все  это  свидетельствует  о поражающей  жизнеспособности,  которая  и  определила  своеобразие  славянского мировоззрения. 
Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале её зарождения.
Вопрос:  как  вы  думаете,  как  относятся  люди  разных  национальностей друг к другу? Почему? 
Вывод: Каждая  этническая  община  оригинальна,  имеет  особенности,  отличающие её от другой, но именно это отличие и вызывает у одних людей интерес, а у  других  –  неприязнь,  создает  четкое,  порой,  очень  твердо  зафиксированное мышление: «Они не такие как мы. Значит, они живут неправильно». Такое убеждение часто перетекает в НАЦИОНАЛИЗМ - идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.
Противоположное по значению национализму и нетерпению к непохожести других является ТОЛЕРАНТНОСТЬ. 
ТОЛЕРАНТНОСТЬ означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Примером толерантности можно считать принятие волеизъявления крымчан о присоединении к Российской Федерации 16 марта 2014 года.                         
5. Игровая площадка «Эстафета толерантности»
«Электрическая цепь». Инвентарь: воздушные шары. Команда строится в колонну по одному, между участниками в область лопаток и груди кладется воздушный шарик. По команде «Марш!» команда начинает движение до поворотной стойки, обходит её и возвращается обратно. Задача каждой команды не уронить воздушные шары.
«Дерево толерантности» Инвентарь: ватман, листочки бумаги в форме листа дерева. Учащиеся каждой команды на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы учебное заведение стало «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев.
«Дополни»: «Быть толерантным - это значит...» (все ответы записываются на листе бумаги). Ведущий: Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. 	Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем понимания чувств другого человека. Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем понимания чувств другого человека..
«Собери пословицу».
Человек, мир, добрый, несет. (Добрый человек мир несет).
Красоты, доброты, а, ищи. (Не ищи красоты, а ищи доброты).
Добрые, жизнь, на, дела, дана. (Жизнь дана на добрые дела).
      5. «Фото на память». Общая фотография участников площадки «Экстремизму, экстремизму».
	6. Рефлексия.
Сегодня мы постарались разобраться в очень сложной и серьезной проблеме экстремизма и терроризма. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности  и  исповедуем  разную  религию,  но  при  всем  этом, живем  в одном  многонациональном  государстве,  и  отношения  между  его  жителями зависят от каждого из нас.
13PAGE  15
13PAGE  14115
15