методическое пособие Методические рекомендации по планированию работы методических комиссий
Методические рекомендации по организации работы методических комиссий в ФКП образовательного учреждения № 305
Авторы:
Урядкин С.М. – зам директора по УПР
Куриляк Н.М. – зам директора по УМР
Введение
Одним из основных звеньев средних профессиональных учебных заведений, которое организует и осуществляет методическую работу по обучению и воспитанию обучающихся, являются методические комиссии (МК).
Содержание их работы, определенно в целом соответствующими документами образовательного учреждения. Формы и методы работы должны учитывать специфику преподаваемых предметов, контингент обучающихся, форму обучения, состав и квалификацию преподавателей и т.д.
Так если в работе комиссий общеобразовательных дисциплин значительное место занимают вопросы адаптации обучающихся (особенно для 1 курса), то в методических комиссиях специальных и профилирующих дисциплин основное внимание должно уделяться привитию обучающимся профессиональных компетенций.
На старших курсах работа становится наиболее важной, так как комиссии специальных дисциплин обеспечивают выпуск специалистов с определенными функциями, необходимыми в практической деятельности обучающимся.
Естественно, что все методические комиссии решают и общие задачи, например, учить самостоятельно, работать над совершенствованием своих знаний. Педагоги должны изучать индивидуальные особенности каждого обучающегося, прививать им навыки общественно-полезной работы и т.д. Поэтому план работы комиссии не может быть стереотипным для всех комиссий это работа творческая, определяемая, прежде всего общими методическими задачами в соответствии с планом развития образовательного учреждения, а также анализом работы за истекший период.
Основное внимание методические комиссии должны уделять совершенствованию методики обучения и воспитания, что достигается постоянным повышением педагогического мастерства и квалификации преподавателей и мастеров п/о. Вместе с тем значительное место в ее работе занимают учебно-организационные вопросы, а непосредственно на председателя МК возлагаются вопросы анализа работы и организации контроля за деятельностью педагогов.
Примерная структура плана работы методической комиссии и содержание отдельных ее направлений даны в виде схемы.
Схема 1.
Примерная структура плана работы МК.
Приступая к составлению плана работы на год, председатель комиссии должен:
проанализировать итоги предыдущего учебного года, выявив «узкие» места и проблемы;
определить основные задачи методической комиссии на текущий учебный год;
наметить общие мероприятия и примерные индивидуальные задания преподавателям, исходя из общих задач с учетом потенциальных возможностей каждого (стаж работы, специальный и методический опыт, итоги аттестации, внутреннего контроля и т.д.).
Анализ работы комиссии за учебный год.
При анализе работы методической комиссии необходимо выявить (в конце учебного года составляется отчет председателя о работе):
как удалось выполнить план работы комиссии;
какие конкретные проблемы удалось решить;
способствовала и в какой мере деятельность комиссии совершенствованию учебного процесса;
каков уровень усвоения учебных дисциплин (подготовленность);
каковы характерные пробелы в знаниях, умениях и навыках (по результатам государственных экзаменов, защиты ПЭР, экзаменов по предметам);
какие изменения произошли в квалификации членов комиссии.
Каждое положение необходимо подкрепить примерами, цифрами, дать сравнения с прошлым учебным годом.
Анализ должен содержать данные, где и за счет чего достигнуты улучшения, причины снижения качества работы.
Основным в анализе работы должен быть акцент на качество профессиональной или базовой подготовки обучающихся.
Организационная работа.
Значительной по объему особенно в начале года, является организационная работа, большая часть которой приходится на председателя комиссии, поэтому целесообразно иметь ответственного за организационную работу заместителя председателя комиссии.
В учебных заведениях объем этой работы в основном планируется правильно (рассмотрение всех планов, экзаменационных материалов, графиков, заданий и т.д.).
Содержание этого направления работы дано в схемах.
Схема 2.
Организационная работа МК.
Учебно-воспитательная работа.
Содержание учебно-воспитательной работы комиссии планируется согласно Положению, но часто рассмотрение этой работы сводится констатации фактов (подведение итогов успеваемости, подготовка к экзаменам и т.д.).
Большое внимание нужно уделять разработке мероприятий по обеспечению повышения качества обучения и воспитания, улучшению воспитательной работы в процессе обучения, совершенствованию практической подготовки обучающихся .
Для правильного планирования и организации учебно-воспитательной работы председатель комиссии должен провести анализ ее итогов за прошедший учебный год и изменить пути устранения недостатков, используя повседневную работу с педагогами, так и обсуждение отдельных вопросов на заседаниях.
Главным в учебной работе должен стать анализ уровня базовой и профессиональной подготовки будущих рабочих, определение основных пробелов и мер по их устранению.
Схема 3.
Учебно-воспитательная работа МК.
4.Методическая работа.
Одним из основных направлений деятельности методической комиссии является методическая работа.
Традиционно комиссии представляли ее в виде написания и обсуждения методических разработок и представляют в методический кабинет.
Из опыта работы некоторых учебных заведений можно рекомендовать следующие направления:
на заседаниях комиссии в результате обмена опытом, обсуждения специальных статей в научно-методических журналах, методических разработок или итогов взаимопосещений и контроля преподавателя вырабатывают единый подход к совершенствованию методики обучения и воспитания;
каждый преподаватель по поручению руководства или на основе индивидуального плана разрабатывают конкретный вопрос по улучшению профессиональных или педагогических знаний, совершенствованию учебно-воспитательной работы и т.д.
Результатом работы педагога может быть доклад на педсовете, методическом совете, заседаниях методической комиссии, разработка методических рекомендаций по комплексному обеспечению занятий, наглядных пособий, использования ТСО, учебного пособия, статьи, конспекта и т.д.
Председатель методической комиссии проводит работу по обобщению итогов внутреннего контроля, на основе, которой также разрабатываются методические рекомендации педагогу.
Схема 4.
Научная и методическая работа МК.
Повышение квалификации.
Улучшение методической работы комиссии невозможно без эффективной системы повышения квалификации преподавателей и других работников образовательного учреждения.
Основой этой работы, особенно для преподавателей и мастеров п/о, не имеющих педагогического образования, должно стать изучение принципов обучения и воспитания обучающихся, совершенствование методики преподавания, знания основ педагогики и психологии.
Повышение квалификации преподавателей и мастеров п/о без отрыва от работы организуется как индивидуально для каждого педагога, так и путем проведения общих мероприятий. Это направление тесно связано с изучением, обобщением и распространением передового педагогического опыта.
При индивидуальном повышении квалификации педагога необходимо рассмотреть конкретно ее завершение: написание отчета, конспекта, статьи, выступление на заседании комиссии и т.д.
При планировании общих мероприятий по повышению квалификации как для одной комиссии, так и объединенных, необходимо учитывать общие планы и мероприятия образовательного учреждения, разработку методических пособий. Исходя из этого намечаются цели и тематика открытых уроков, взаимопосещений, семинаров, педчтений, школ передового опыта, школ мастера и т.д.
Схема 5.
Передовой педагогический опыт работы МК.
Контроль внутри методической комиссии.
Контроль всех видов деятельности всех членов методической комиссии имеет первостепенное значение, а результативность зависит от правильной его организации.
Контроль за выполнением учебных планов и программ начинается с проверки составленных рабочих программ, что является непосредственной обязанностью председателя комиссии.
Методист и председатель методической комиссии, должен организовывать периодическую проверку их выполнения, в том числе проведения лабораторно-практических, контрольных работ и т.д.
Главным звеном в контроле является проверка качества проведения занятий, уровня компетенций обучающихся, эффективности внеклассных мероприятий.
При составлении графика такого контроля необходимо четко сформулировать цели проверок, которые могут основываться на целях, определенных общим планом контроля образовательного учреждения.
При планировании необходимо предусмотреть контроль по следующим проблемам:
совершенствование форм и методов обучения и воспитания обучающихся;
повышение качества знаний, улучшение организации самостоятельной работы.
Периодически необходимо проверять эффективность повышения профессиональной и методической квалификации.
Председатель методической комиссии должен в плане контроля предусмотреть проверку выполнения решений педсовета, методического совета, комиссии.
Результатом контрольных мероприятий зам директора по УМР, председателя, должен быть глубокий, объективный анализ проверок, выводы, сделанные по их результатам. Вся последующая работа комиссии должна обеспечить устранение отмеченных в ходе контроля недостатков.
Необходимо своевременно информировать преподавателей о ходе проверок.
Схема 6.
Контроль учебно-воспитательного процесса в МК.
Приложение 1.
Рассмотрено на заседании методической комиссии по___________________ профессиям
Протокол № ______
от «____»______________20___г.
Председатель методической комиссии
____________ _______________
(подпись) (Ф.И.О.)
«Утверждаю»
Заместитель директора
по учебной методической работе ФКП образовательного учреждения № 305
___________ Н.М. Куриляк
«____»_________________20___г.
ПЛАН
Работы методической комиссии по _____________________ профессиям
на 20__-20__ учебный год
Цель и задачи работы методической комиссии_____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки выполнения
Ответственные
Отметка о выполнении
Организационная работа
1.
2.
3.
4.
5.
Учебно-воспитательная работа
1.
2.
3.
4.
5.
Учебно -методическая работа
1.
2.
3.
4.
5.
Контроль качества учебно-воспитательного процесса
1.
2.
3.
4.
5.
Повышение квалификации преподавателей
1.
2.
3.
4.
5.
Изучение и обобщение передового педагогического опыта
1.
2.
3.
4.
5.
Календарный план работы методической комиссии по
______________________ профессиям на 20____-20____ учебный год
№ п/п
Наименование мероприятий
Ответственные
Отметка о выполнении
Сентябрь
1.
2.
3.
4.
5.
Октябрь
1.
2.
3.
4.
5.
Ноябрь
1.
2.
3.
4.
5.
Декабрь
1.
2.
3.
4.
5.
Январь
1.
2.
3.
4.
5.
Февраль
1.
2.
3.
4.
5.
Март
1.
2.
3.
4.
5.
Апрель
1.
2.
3.
4.
5.
Май
1.
2.
3.
4.
5.
Июнь
1.
2.
3.
4.
5.
Председатель ЦК __________ _________________
(подпись председателя ЦК) (Ф.И.О. председателя ЦК)
Приложение 2.
Методическая работа
Преподавателя (мастера п/о) __________________________
на 20___-20___ учебный год
№ п/п
Направление методической работы
Содержание методической работы
1.
Рабочая программа
2.
План урока
3.
Темы методических разработок
·
4.
Темы методических указаний
5.
Учебные пособия
6.
Раздаточный материал
7.
Экзаменационные билеты, итоговые контрольные работы
8.
Тесты
9.
Внеклассные мероприятия
10.
Открытый урок
11.
Мастер - класс
12.
Другое
Председатель МК ________________ ________________________
(подпись) (Ф.И.О. председателя МК)
Приложение 3.
Информация о методической работе преподавателей и мастеров п/о за 20____-20____ учебный год
№
п/п
Наименование методической разработки, доклада, задания по дисциплине для практических работ, самостоятельной работы обучающихся, учебных пособий, лекций, консультаций
Ф.И.О. преподавателя
Где обсуждается (педсовет, методическая комиссия, конференция, семинар и т.д.)
Результаты разработки где, кем опубликовано, передано в метод. кабинете
1
2
3
4
5
Директор
ФКП образовательного учреждения № 305 _________________ П.Л.Зыков
Зам. директора по УМР
ФКП образовательного учреждения № 305 ________________ Н.М. Куриляк
Приложение 4.
«Утверждаю»
Заместитель директора
по учебно-методической работе ФКП
образовательного учреждения № 305
______________ Н.М. Куриляк
«____»_________________20___г.
График взаимопосещения учебных занятий преподавателей и мастеров п/о МК по _______________________ профессиям
на 20____-20_____ учебный год
Ф.И.О. преподавателя, мастера п/о
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Председатель МК ________________ ________________________
(подпись) (Ф.И.О. председателя МК)
Приложение 5.
Методическая комиссия по __________________________ профессиям
Сроки проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий
в 1-ом полугодии 20____ -20_____ учебного года
Список
преподавателей
Тема открытого урока и внеклассного мероприятия
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
Председатель МК ________________ ___________________
(подпись председателя МК) (Ф.И.О. председателя МК)
Методическая комиссия по __________________________ профессиям
Сроки проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий
во 2-ом полугодии 20____-20____ учебного года
Список
преподавателей
Тема открытого урока и внеклассного мероприятия
январь
февраль
март
апрель
май
Председатель МК ________________ ___________________
(подпись председателя МК) (Ф.И.О. председателя МК)
Приложение 6.
Итоги
декады по профессиям __________________________________________________________________________________________
проводимой методической комиссией______________________________________________________________________________________
председатель__________________________________________________________________________ «_______» __________________20____ г.
Группа
Предмет,
Ф.И.О. преподавателя
Мероприятия
Открытые уроки
Открытые внеклассные мероприятия
Рефераты, кроссворды
Изготовление методических разработок
Изготовление методических пособий
Примечание
Приложение 7.
Показатели методической работы методических комиссий за 20____-20____ учебный год
№ п/п
Наименование методических комиссий
Ф.И.О. председателя методической комиссии
Всего преподавателей
Посещено уроков
Проведено открытых занятий и внеклассных мероприятий
Подготовлено в отчетном году по дисциплинам
Председатели МК
Преподаватели
рецензировано контрольных работ
Методических разработок занятий
Методических докладов по проблемам обучения и воспитания
Заданий для проведения практических занятий по дисциплинам цикла
Задания для самостоятельной работы студентов по дисциплинам
Рабочих учебных программ по дисциплинам цикла
Лекций, учебных пособий
Наглядных пособий
Тестов для контроля знаний
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1.
2.
3.
4.
Директор
ФКП образовательного учреждения № 305 _________________ П.Л. Зыков
Зам. директора по УМР
ФКП образовательного учреждения № 305 _________________ Н.М. Куриляк
Приложение 8.
Статистический отчет
о работе методической комиссии за 20___-20___ учебный год
№ п/п
Содержание проделанной работы
Ед. изм.
Количество
Итого за учебный год
1 семестр
2 семестр
1
Количество проведенных заседаний
кол.
2
Рассмотрено вопросов
«-»
3
Написано методических разработок
«-»
4
Напечатано методических разработок, рефератов, статей в журналах и сборниках
«-»
5
Сделано методических сообщений, докладов
«-»
6
Разработано (корректировка) рабочих программ
«-»
7
Разработано методических указаний и заданий для проведения практических занятий
«-»
8
Разработано методических указаний и заданий для проведения лабораторных работ
«-»
9
Разработано заданий для самостоятельной работы обучающихся
«-»
10
Разработано методических указаний; заданий по выполнению работ обучающимися
«-»
11
Подготовлено лекций, учебных пособий, по дисциплинам методической комиссии
«-»
12
Проведение открытых занятий, мероприятий
«-»
13
Взаимопосещено занятий преподавателей
«-»
14
Проведено занятий на производстве
«-»
15
Изготовлено учебно-наглядных пособий (каталогов, плакатов, альбомов)
«-»
16
Количество реальных дипломных (курсовых) проектов (работ)
«-»
17
Количество часов, проведенных в порядке дополнительных занятий и консультаций
«-»
18
Разработано тестов
«-»
Председатель МК ________________ ________________________
(подпись) (Ф.И.О. председателя ЦК)
«_____» ________________20___г.
Приложение 9.
Методический паспорт преподавателя
ФКП образовательного учреждения № 305
Общие сведения о преподавателе, мастере производственного обучения
Ф.И.О.__________________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________________________
Образование (какое учебное заведение окончил, год окончания)_________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специальность по диплому________________________________________________
__________________________________________________________________________
Квалификация (категория, разряд, дата получения)____________________________
__________________________________________________________________________
Общий стаж_____________________________________________________________
Педагогический стаж_____________________________________________________
Стаж работы в данном учебном заведении___________________________________
__________________________________________________________________________
Занимаемая должность____________________________________________________
__________________________________________________________________________
Аттестация
Год
аттестации
Квалификационная категория
Последняя
Очередная
Награды, поощрения
Дата награждения
Форма награждения
Кем награждался
Повышение квалификации
Год прохождения курсовой подготовки
Место прохождения курсовой подготовки
Тема курсовой подготовки
Количество часов
Обмен опытом
Учебный год
Место выступления
Тема выступления
Взаимное посещение уроков и внеклассных мероприятий.
Дата
Ф.И.О. преподавателя, которого посетил
Предмет
Тема
Цель посещения
Участие в конкурсах
Год
Предмет
Название конкурса, его организатор
Кто участвовал
Результат
Отчет о методической работе преподавателя
ФКП образовательного учреждения № 305
____________________________________________________________________
название дисциплины_________________________________________________
за 20___/20___ учебный год
Формы работы
Тема (количество)
Содержание
Открытые занятия
Открытые мероприятия
Конкурсы
Выступление на педсоветах
Участие в семинарах
Участие в предметных и методических неделях
Научно – исследовательская деятельность
Взаимное посещение занятий (уроков)
Курсы повышения квалификации
Работа над темой самообразования
Методические рекомендации по организации работы методических комиссий
ФКП образовательное учреждение № 305 Страница 13 PAGE \* MERGEFORMAT 143215
Повышение квалификации преподавателей
Изучение и обобщение передового педагогического опыта
Учебно-методическая работа
Задачи комиссии на новый учебный год
Контроль учебно-воспитательного процесса
Организационная работа
Подготовка и проведение заседаний
Письменные экзаменационные работы
Контроль компетенций
Самостоятельная работа
Задания обучающимся
Лабор. работы
Практич. занятия
Обязательные контрольные работы
Открытые уроки
Консультаций
Контрольные посещения
Взаимопосещения занятий
Графики
Комиссий
Лабораторий (кабинетов)
Инд. работы преподавателей и т.д.
Планы работы
Составление и обсуждение
Учебные планы;
Рабочие программы;
Дидактический материал;
Методические разработки, рекомендации
Отчеты, протоколы и т.д.
по учету и контролю
по учебно-методическим вопросам
Подбор и оформление документов и материалов
Организационная работа МК
Качество базовых и профессиональных знаний (контрольные работы)
Качество профессиональной подготовки (письменной экзаменационной работы, практической квалификационной работы)
Итогов защиты (экзаменов)ПЭР
АНАЛИЗ
конечного труда преподавателя
Активность и самостоятельность
Качество проведения
Эффективность проведения
АНАЛИЗ
качества воспитательных мероприятий по специальности
Качество практики
Выполнение и качество лабораторных (практических) работ
Совместная работа с организациями
АНАЛИЗ
качества практического обучения
Качество знаний (компетенций)
Посещение занятий
Выполнения учебных планов и рабочих программ
Качество самостоятельной работы
Качество индивидуальной работы
АНАЛИЗ
качества теоретического обучения
Учебно-воспитательная работа МК
Карточка контроля
Анализ занятий, других мероприятий
Выводы и предложения
Составление и анализ посещенных занятий (мероприятий)
Индивидуально и совместно с другими преподавателями (оформляются бюллетени, альбомы, стенды и т.д.)
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта
Индивидуальная работа педагога
Обсуждение вопросов методики преподавания
Методических разработок, рекомендаций
Итогов контроля посещений и взаимопосещений
Сообщения методического характера
На заседаниях комиссии
Методическая работа МК
Содержание обучения
Качество компетенций
Учебно-методическое обеспечение занятий, проектирование и т.д.
Влияние этой работы на компетенции
Качество методической работы и повышения квалификации
Роль преподавателей
Активность участников
Навыки КТД
Качество воспитательных мероприятий по профессиям
Качество преподавания
Технологические карты, рабочие планы и программы
Обязательные контрольные работы
Практические занятия и лабораторные работы
Экзамены, зачеты
Выполнение учебных планов и рабочих программ
Контроль учебно-воспитательного процесса в МК
По результатам взаимопосещения (анализ)
По итогам внутреннего контроля
По методическим разработкам (рекомендациям, докладам)
По специальным изданиям (публикациям и т.д.)
МК
Педсовет, методический совет
Конференции
Открытые уроки
В журналах и т.д.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
ОБОБЩЕНИЕ
На занятиях (взаимопосещения и контроль)
На открытых занятиях (мероприятиях)
По методическим разработкам (докладам, рекомендациям)
По результатам анкетирования
В беседе с обучающимися
ИЗУЧЕНИЕ
Передовой педагогический
опыт работы МК
15