Факультативный курс По странам и континентам 7 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа c. Леляевка
Новобурасского района Саратовской области»
.
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ с.Леляевка»
_____________/ Шамшина М.В.
Программа факультативного курса
«По странам и континентам»
(для 7 класса)
Программа разработана учителем географии МОУ «СОШ с. Леляевка»
Аникеевой Еленой Николаевной
2010 - 2011 учебный год
.
Программа факультативного курса
«По странам и континентам»
Пояснительная записка
Программа факультативного курса “По странам и континентам” соответствует целям определения себя в профессии и обладает новизной для учащихся.
Она заключается в том, что данный курс не изучается в школьной программе. Современная экономика ведущих стран мира во многом зависит от развития международного туризма и услуг – один из видов которых – знакомство с достопримечательностями. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир прекрасных творений рук человеческих и созданных природой. Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.
Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что – то для себя и друзей. Путешествуя по странам через образные рассказы экскурсовода учителя или ученика и красочные видеофильмы, учащихся заинтересуют уже знакомые образы – Эйфелева башня, Пизанская башня, Елисейские поля, и совсем новые, но прекрасные творения рук человеческих – Мавзолей Тадж-Махал в Агре в Индии, Стоунхендж в Великобритании, Собор Святого Петра в Ватикане, оперный театр в Сиднее, мечети в Марокко и другие. Расширяется сеть учебных заведений, в которых открываются факультеты по подготовке специалистов туризма и сервиса, экскурсоводов. Ведущим предметом является география.
Содержание программы включает новые знания и новые образы.
Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, архитектурой.
Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейшей телекоммуникационной технологии. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир, используя информационную систему.
Занятия данного курса влияют на осознанный выбор социально – экономического профиля обучения, на выбор в дальнейшем профессии, связанной с ветвью географии – туризмом и сервисом, его направлениями.
Общие цели:
в процессе изучения темы развиваются способности к самоопределению;
через практические занятия формируется ответственность за самостоятельный выбор будущей профессии;
современной технологией, различными методами и формами необходимо вызвать интерес к предмету, желание изучать данную тему в дальнейшем.
Цель программы:
Расширить географический кругозор, подготовить учащихся к восприятию школьного страноведческого курса раздела.
Общие задачи программы:
вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;
показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;
воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.
Столицы и крупные города мира играют огромную роль в жизни страны. В них сосредоточена большая часть населения страны. Города – это экономические, культурные и туристические центры страны. Они выполняют различные функции. Одна из них – это встречи туристов и представление ценностей своей страны – достопримечательностей природных и созданных руками человека.
Данный курс обеспечен информационным материалом: есть набор видеофильмов о достопримечательностях мира. Есть справочники “Страны мира”, “Столицы мира”. Весь информационный материал лежит в основе изучения данного факультативного курса.
В работе с данным содержанием возможны такие виды деятельности, как пресс – конференция, работа со статистическим материалом, заочные экскурсии, заседание “круглого стола”. Занятия по основным вопросам темы проводятся в компьютерном классе.
Содержание программы направлено на передачу географических знаний для подготовки учащихся к выбору определенных профессий, связанных с туризмом и сервисом, международными услугами, экскурсиями.
Результатом успешного прохождения программы может служить участие в иллюстрированной викторине, экскурсия по достопримечательностям в роли гида.
Учащиеся должны знать (объяснять):
страны и столицы;
знаменитые и наиболее интересные достопримечательности.
Учащиеся должны уметь (называть, показывать):
уметь работать на компьютере;
работать с различными источниками информации;
ориентироваться по карте;
свободно рассказывать о достопримечательностях мира.
Ожидаемые результаты
Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира, для построения индивидуального самоопределения и успешного выбора профиля обучения. Постоянная работа с источниками информации, работа и общение в разновозрастных группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность. Повысится интерес к предмету и желание познавать мир.
Изученные термины: Туризм и виды услуг, менталитет, рекреационные ресурсы, достопримечательности, комитет ЮНЕСКО, культурные и природные Объекты Всемирного Наследия.
Учащиеся будут иметь представление:
о различных видах достопримечательностей;
о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;
об уровне жизни в различных государствах;
о традициях и обычаях населения стран мира;
о ценностях культуры данной страны.
Учащиеся должны знать:
формирование политической карты мира;
формы экономических отношений;
виды достопримечательностей;
примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.
Учащиеся должны уметь:
работать с различными источниками информации;
разбираться в вопросах определения достопримечательностей
работать на компьютере.
Учащиеся будут иметь опыт:
сотрудничества, взаимопомощи;
самостоятельного выбора будущей профессии;
общения в процессе учебной деятельности.
Система оценивания успешности прохождения курса
В процессе изучения данного курса выполняется 4 зачетных (промежуточных) практических работ и 1 итоговая – на последнем занятии.
4 зачетные работы – роль экскурсовода по странам мира.
Итоговая зачетная работа – участие в иллюстрированной викторине по достопримечательностям мира. После выполнения практических работ ставится оценка “зачтено” или “не зачтено”.
Тематическое планирование
№
п/пТема занятия Форма занятий, виды работ Мультимедийное сопровождение, ТСО, наглядные средства
1. Самое-самое на Земле Игра «Самый умный» Энциклопедии, справочники, фотографии
2. Загадка острова Пасхи Доклады Фотографии
3. Догоны – жители Республики Мали Ролевая игра Костюмы, фотографии
4. КВН «В африканской гилее» Игра Иллюстрации, компакт-диск, костюмы
5. Цвета и запахи Марокко Чтение литературы Журналы, фотографии
6. Природа Средиземноморья Слайд-шоу Компьютер, проектор, презентация
7. Великие пустыни Фотовыставка, работа с Интернет, создание презентации Компьютер, презентация, фотографии
8. Саудовская Аравия –страна бедуинов-кочевников Поделки и рисунки Журналы, фотографии
9. Анды Игра «КВН» Оформление к занятию
10. Путешествие в Южную Америку Ролевая игра Костюмы, рисунки
11. В джунглях АмазонииЗаочная экскурсия Компьютер, диск
12. Непознанная Боливия Экскурсия по стране Журнал, фотографии
13. По Северной Америке Игра Листы с заданиями для команд
14. Мексика – страна гор и вулканов Виртуальная экскурсия Презентация страны
15. Их нравы Творческие отчеты Костюмы, рисунки
16. Как живут папуасы Зарисовки Электронная презентация
17. Чем гордятся французы Работа с источниками Книги, ресурсы Интернет
18. Традиции англичан Инсценировки Костюмы, книги
19. Галопом по Европам Интеллектуальная игра Карточки с заданиями
20. Венеция –город на воде Слайд-шоу Компьютер, презентация
21. Турция –страна двух материков Беседа, сочинение, фотоотчетФотоальбом, слайды
22. Праздники разных народов Иллюстрированная викторина Иллюстрации
23. Кухня разных стран Соревнование знатоков Фотографии, карточки с рецептами, блюда
24. Музеи мира Виртуальная экскурсия, работа в видеозалеПрезентация
25. Куклы народов мира Иллюстрации, слайды, поделки Игрушки, фотографии, книги, слайды
26. Япония – страна наоборот Лекция Электронная презентация
27. Страны-карлики Сообщения Фотографии, карты
28. Самые большие города мира Выступление в роли гида Презентация
29. Память в камне и бронзе Знакомство с памятниками по фотографиям, чтение исторических очерков Фотографии, литература, журнал «А почему?»
30. Достопримечательности Восточного полушария Пресс-конференция Иллюстративный и текстовый материал
31. Достопримечательности Западного полушария Заседание «круглого стола» Периодические издания
32. Таиланд –экзотика Востока Создание визитной карточки страны Материал для оформления
33. Чудеса современного мира Работа с журналами, Интернет Журналы, ресурсы Интернет
34. Викторина «По странам и континентам» Итоговая зачетная работа, обмен мнениями Иллюстрации
Список литературы, использованной для составления факультативного курса «По странам и континентам»
Алексеев А.И. Программа курса “География России” (8 – 9 классы). 2008.
Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический словарь)
География. Еженедельная методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения Издательского Дома “Первое сентября”. № 19, № 20, № 42 – 2004.
Журналы:
А почему?
Вокруг Света
Гео
География в школе
National geographicПутешествие по свету
Кузнецов А.П. Хрестоматия по экономической географии зарубежных стран. 2004.
Максаковский В.П. Географическая картина мира.-Ярославль.: Верхняя Волга, 1998.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.- М.: Просвещение, 2001.
Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма. / География в школе.
От пирамид до небоскребов. – Москва, Современник, 1997.
Пяткова Л.В. Авторская программа по географии для экспериментального лицея.
Пяткова Л.В. Сетевая инновационная образовательная программа страноведческого курса по географии “Как прекрасен этот мир”.
Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. – М.: Вече, 2003.
Я познаю мир. Страны и народы. – Москва, 2005.